Внеурочное занятие по литературному чтению в 3 классе
план-конспект занятия (3 класс)
Данное занятие знакомит школьников с биографией и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на примере одного из самыхизвестных произведений автора "Бородино". Дети учатся слушатью понимать, вдумываться в смыл услышанного; знакомятся с новыми понятиями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по литературному чтению в 3 классе (проводит учитель с учащимися 4 класса)
Тема: Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Цели:
1.Образовательные: познакомить учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова и со стихотворением "Бородино", показать историческое значение события, изображенного в произведении;
2. Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
3. Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою великую Родину, уважения к великому прошлому России. Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости. Воспитание чувства ответственности за общее дело (у учащихся 4 класса).
Планируемые результаты
Предметные: узнать содержание стихотворения «Бородино», уметь анализировать произведение; находить ответы на вопросы;
Личностные: формировать навыки добиваться результата, закрепить навыки работы в коллективе; развитие преемственности между учащимися начальной школы;
Метапредметные: определять связь литературы с другими предметами.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
Личностные УУД: умение вести диалог, установление доброжелательного настроя, позитивное оценивание своей деятельности, воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
формирование познавательного интереса учащихся к чтению;
Регулятивные УУД: достижение познавательной цели при выполнении учебных действий. Умение самостоятельно организовать свою деятельность, умение работать в группе.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи.
извлекать информацию, излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста, строить рассуждения, делать выводы
Коммуникативные УУД: уметь слушать, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Уметь осмыслить тему и основную мысль стихотворения
Виды деятельности:
-познавательная, беседа
Оборудование урока:
- компьютерная презентация «Бородино»;
- иллюстрации с незнакомыми словами и их значением
I. Организационный момент
II. Ход занятия:
Знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, историей написания «Бородино» ( рассказывают 2 ученика)
1. М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда мальчику не исполнилось ещё и трёх лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка.
Природа щедро наградила Лермонтова. Он очень любил музыку, хорошо играл на фортепиано и скрипке. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, владел несколькими иностранными языками. Он был прекрасным художником. Прожил он короткую жизнь, погиб в 27 лет.
2. М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое не видело битв с Наполеоном, но имело возможность узнать о ней от очевидцев. В 30-х годах память о событии кипела, поэтому молодой Лермонтов много раздумывал над военными событиями. В 16 лет он написал первое произведение на эту тему – «Бородинское поле». Исследователи утверждают, что оно стало основой для создания стихотворения «Бородино».
В 1837 году вся Россия праздновала 25-летие со дня победы в войне с Наполеоном. В церквях были заказаны молебны за погибших, а в августе сделали закладку храма в Москве в память о великом подвиге русского народа. Торжественная атмосфера откликнулась и в сердце Михаила Юрьевича, который в этом же году написал произведение «Бородино».
В 1832 году поэт пребывал в имении Алексея Столыпина, где услышал новые воспоминания о войне от крестьян. Они были участниками ополчения. Местный старый священник также многое поведал о событиях. Многочисленные рассказы стали благодатной почвой для написания стихотворения.
Стихотворение «Бородино» принесло Лермонтову славу поэта. Исходя из истории написания стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино», можно с уверенностью утверждать, что это художественный облик события, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Этот факт делает произведение еще ценнее.
Бородино-село, расположенное в 125 км к западу от Москвы. В 1812 году произошло крупнейшее сражение между русской армией под командованием Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона I Бонапарта. Бородинское сражение выиграли, конечно, французы. Они заняли фактически все позиции, кроме левого фланга, который защищала русская армия. Но Наполеон не решил главной задачи разгрома русской армии. Так что в стратегическом плане Наполеон проиграл не только эту битву, но и всю войну. Именно неодержание полной победы в Бородинской битве стало началом страшного разгрома французской армии. И если многие советские школьники не сомневались, что победу в Бородинском сражении одержала русская армия, то французские учащиеся, например, знают по своим учебникам, что в битве победил Наполеон.
III. Словарная работа (иллюстрации на доске)
улан, драгун – солдаты конных полков
булат – стальной клинок, меч, сабля
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями
басурманы – враги
сражён булатом – убит
был хватом – был храбрым, смелым
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
кивер - высокий головной убор у военных.
лафет - станок, на который укрепляется пушка.
редут - полевое укрепление, обнесённое валом.
IV. Прослушивание произведения в прочтении учащихся 4 класса
V. Работа над содержанием стихотворения (первичный анализ)
- Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?
(Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.
Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.)
Какие чувства вызвало оно у вас?
(Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.)
- Кто участвует в разговоре?
- Кто рассказывает о сражении?
- Почему автор, доверяет рассказ об историческом событии старому солдату?
(Солдат находился в гуще событий, видел всё своими глазами, пережил всё, и это делает повествование достоверным и более интересным.)
VI. Викторина по прослушанному произведению (проводит 4 класс)
1. Кто написал стихотворение: «Бородино»?
2. Против кого сражается армия России в стихотворение «Бородино»?
3. Действие стихотворения происходит недалеко от ...
4. Сколько дней длился орудийный обстрел, согласно стихотворению?
5. Кто произносил воодушевляющую речь перед солдатами?
6. С чем сравниваются французы, идущие в атаку?
7. Какое укрепление было построено русскими для обороны?
8. Согласно стихотворению «удалым боем» назван ...
9. Где спит полковник?
10. Каков был итог боя?
VII. Итог урока.
- Как закончилось Бородинское сражение? ( Русские не разбили врага, но и не отступили.)
- Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?
- Есть ли место подвигу в наше время?
XII. Рефлексия
Выявление наиболее внимательных и активно работающих учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого внеурочного занятия по литературному чтению. А.С.Пушкин "что за прелесть эти сказки!"
Конспект открытого внеурочного занятия по литературному чтению....
Внеурочное занятие по литературному чтению"О храбрости"
Цели: 1. Формирование читательской и коммуникативной компетентности учащихся.2. Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение ...

Внеурочное занятие по литературному чтению "Зов джунглей", 3 класс
Внеурочное занятие поможет приобщать обучающихся к чтению зарубежной литературы на примере сказки Р.Киплинга ”Маугли”....
Внеурочное занятие по литературному чтению. Путешествие по станциям «В гостях у сказки». Авторы: Пчелинцева С. А., Задорожняя Е. В.
Материал для начальной школы....

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»
Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»Цель: выявить уровень мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.Оборудов...

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"
Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"...

Взаимодействие воспитателя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи
Статья о развитии речи и познавательных способностей через восприятие литературных произведений....
