Внеурочное занятие по литературному чтению в 3 классе
план-конспект занятия (3 класс)

Воробьёва Светлана Игоревна

Данное занятие знакомит школьников с биографией и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова на примере одного из самыхизвестных произведений автора "Бородино". Дети учатся слушатью понимать, вдумываться в смыл услышанного; знакомятся с новыми понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino_.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по литературному чтению в 3 классе (проводит учитель с учащимися 4 класса)

Тема: Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели:

1.Образовательные: познакомить учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова и со стихотворением "Бородино", показать историческое значение события, изображенного в произведении;

2. Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою великую Родину, уважения к великому прошлому России. Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости. Воспитание чувства ответственности за общее дело (у учащихся 4 класса).

Планируемые результаты

Предметные: узнать содержание стихотворения «Бородино», уметь анализировать произведение; находить ответы на вопросы;

Личностные: формировать навыки добиваться результата, закрепить навыки работы в коллективе; развитие преемственности между учащимися начальной школы;

Метапредметные: определять связь литературы с другими предметами.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

Личностные УУД: умение вести диалог, установление доброжелательного настроя, позитивное оценивание своей деятельности, воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

Регулятивные УУД: достижение познавательной цели при выполнении учебных действий. Умение самостоятельно организовать свою деятельность, умение работать в группе.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи.

извлекать информацию, излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста, строить рассуждения, делать выводы

Коммуникативные УУД: уметь слушать, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Уметь осмыслить тему и основную мысль стихотворения

Виды деятельности:

-познавательная, беседа

Оборудование урока:

- компьютерная презентация «Бородино»;

- иллюстрации с незнакомыми словами и их значением

I. Организационный момент

II. Ход занятия:

Знакомство с творчеством М.Ю Лермонтова, историей написания «Бородино» ( рассказывают 2 ученика)

1. М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда мальчику не исполнилось ещё и трёх лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведён из юнкеров в корнеты Гусарского полка.

Природа щедро наградила Лермонтова. Он очень любил музыку, хорошо играл на фортепиано и скрипке. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, владел несколькими иностранными языками. Он был прекрасным художником. Прожил он короткую жизнь, погиб в 27 лет.

2. М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, которое не видело битв с Наполеоном, но имело возможность узнать о ней от очевидцев. В 30-х годах память о событии кипела, поэтому молодой Лермонтов много раздумывал над военными событиями. В 16 лет он написал первое произведение на эту тему – «Бородинское поле». Исследователи утверждают, что оно стало основой для создания стихотворения «Бородино».
В 1837 году вся Россия праздновала 25-летие со дня победы в войне с Наполеоном. В церквях были заказаны молебны за погибших, а в августе сделали закладку храма в Москве в память о великом подвиге русского народа. Торжественная атмосфера откликнулась и в сердце Михаила Юрьевича, который в этом же году написал произведение
«Бородино».
В 1832 году поэт пребывал в имении Алексея Столыпина, где услышал новые воспоминания о войне от крестьян. Они были участниками ополчения. Местный старый священник также многое поведал о событиях. Многочисленные рассказы стали благодатной почвой для написания стихотворения.

Стихотворение «Бородино» принесло Лермонтову славу поэта. Исходя из истории написания стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино», можно с уверенностью утверждать, что это художественный облик события, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Этот факт делает произведение еще ценнее.

Бородино-село, расположенное в 125 км к западу от Москвы. В 1812 году произошло крупнейшее сражение между русской армией под командованием Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона I Бонапарта. Бородинское сражение выиграли, конечно, французы. Они заняли фактически все позиции, кроме левого фланга, который защищала русская армия. Но Наполеон не решил главной задачи разгрома русской армии. Так что в стратегическом плане Наполеон проиграл не только эту битву, но и всю войну. Именно неодержание полной победы в Бородинской битве стало началом страшного разгрома французской армии. И если многие советские школьники не сомневались, что победу в Бородинском сражении одержала русская армия, то французские учащиеся, например, знают по своим учебникам, что в битве победил Наполеон.

III. Словарная работа (иллюстрации на доске)

улан, драгун – солдаты конных полков

булат – стальной клинок, меч, сабля

картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями

басурманы – враги

сражён булатом – убит

был хватом – был храбрым, смелым

бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

кивер - высокий головной убор у военных.

лафет - станок, на который укрепляется пушка.

редут - полевое укрепление, обнесённое валом.

IV. Прослушивание произведения в прочтении учащихся 4 класса

V. Работа над содержанием стихотворения (первичный анализ)

- Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении?

(Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении.

Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя.)

Какие чувства вызвало оно у вас?

(Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью.)

- Кто участвует в разговоре?

- Кто рассказывает о сражении?

- Почему автор, доверяет рассказ об историческом событии старому солдату?

(Солдат находился в гуще событий, видел всё своими глазами, пережил всё, и это делает повествование достоверным и более интересным.)

VI. Викторина по прослушанному произведению (проводит 4 класс)

1. Кто написал стихотворение: «Бородино»?

2. Против кого сражается армия России в стихотворение «Бородино»?

3. Действие стихотворения происходит недалеко от ...

4. Сколько дней длился орудийный обстрел, согласно стихотворению?

5. Кто произносил воодушевляющую речь перед солдатами?

6. С чем сравниваются французы, идущие в атаку?

7. Какое укрепление было построено русскими для обороны?

8. Согласно стихотворению «удалым боем» назван ...

9. Где спит полковник?

10. Каков был итог боя?

VII. Итог урока.

- Как закончилось Бородинское сражение? ( Русские не разбили врага, но и не отступили.)

- Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет?

- Есть ли место подвигу в наше время?

XII. Рефлексия

Выявление наиболее внимательных и активно работающих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по литературному чтению"О храбрости"

Цели: 1.     Формирование читательской и  коммуникативной компетентности учащихся.2.     Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение ...

Внеурочное занятие по литературному чтению "Зов джунглей", 3 класс

Внеурочное занятие поможет приобщать обучающихся к чтению зарубежной литературы на примере сказки Р.Киплинга ”Маугли”....

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»Цель: выявить уровень мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.Оборудов...

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"

Презентация к внеурочному занятию по литературному чтению Д.Хармс "Врун"...

Взаимодействие воспитателя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи

Статья о развитии речи и познавательных способностей через восприятие литературных произведений....