ИННОВАЦИОННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЕБЕНКА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
опыты и эксперименты (3 класс)
Согласно поправке в Федеральный закон об образовании от 2020 г., воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Смысл этого определения сводится к тому, что новые задачи воспитания, заключаются в развитии полноценной, гармоничной, ответственной и инициативной личности. При проектировании воспитательной работы важно создавать особую развивающую среду в школе и за ее пределами. Деятельность по воспитанию может происходить в рамках школьных уроков, на внеурочных мероприятиях, во время экскурсий, экспедиций и походов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЕБЕНКА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Согласно поправке в Федеральный закон об образовании от 2020 г., воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Смысл этого определения сводится к тому, что новые задачи воспитания, заключаются в развитии полноценной, гармоничной, ответственной и инициативной личности .
Воспитательные практики - набор действий педагога, целью которого является формирование личностных качеств ученика. Традиционно рассматривают два основных института социализации и воспитания: семья и школа. Принято полагать, что семейный канал более эмоционально насыщенный, а школьный — в большей мере когнитивный. Но сегодня школа, как и семья, становится источником эмоционально окрашенного воспитательного опыта. Важную воспитательную функцию выполняет референтная группа, которую зачастую подростки находят именно в школьной среде.
При проектировании воспитательной работы важно создавать особую развивающую среду в школе и за ее пределами. Деятельность по воспитанию может происходить в рамках школьных уроков, на внеурочных мероприятиях, во время экскурсий, экспедиций и походов.
В результате чего, творческая личность всегда обладает креативностью, это неотъемлемая её часть. Творческие способности — это умение мыслить креативно. Процесс ВОСПИТАНИЯ восприятия музыки зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, типа высшей нервной деятельности, от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе и др.
Народное музыкальное творчество — это музыкальные произведения устной традиции, созданные и исполняемые народом.
В рабочей программе учебного предмета «Музыка» первым стоит модуль № 1 «Народная музыка России». Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.
В течении учебного года с ребятами на уроках мы изучаем русские народные музыкальные инструменты, слушаем инструментальные наигрыши, плясовые мелодии, определяем на слух тембры инструментов. На уроке обобщения представляем рисунки с удивительными фактами об инструментах и составляем кроссворды.
Музыкальный сказочник Н.А.Римский -Корсаков оставил после себя огромное наследие в плане русской народной музыки и фольклора. Ребята готовят проекты и рассказывают про его знаменитые оперы. Огромное внимание этому направлению уделяли композиторы М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский.
Музыкальная культура и народная музыка способствует становлению личности ребенка, формируя у него воображение, активируя память, мыслительные процессы и образное восприятие действительности, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, музыка выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство.
Т.К. в условиях урока мы не можем охватить весь объем материала, то изучением народного музыкального творчества занимаемся на внеурочной деятельности в хоре и ансамбле. Здесь происходит знакомство с народными обычаями, обрядами, разучивание песен, участие в коллективной традиционной игре, учимся играть на народных инструментах.
Изучаем жанры музыкального фольклора.
Два года назад ребята разучили «Рождественскую колядку» и сделали атрибуты к этому произведению. С этим номером мы участвовали в городском конкурсе «Рождественская звезда».
На занятиях в ансамбле подбирается необходимый для дальнейшей деятельности музыкальный и методический материал.
Особый вид музыкальной деятельности – пение. Это наиболее доступный исполнительский вид. Петь дети любят, охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.
Два года подряд школа № 85 осуществляет сетевое взаимодействие с школой интернатом № 88 «Улыбка», в этом учреждении обучаются дети с ОВЗ . Богатая по содержанию и многообразная по формам внеурочная работа включает каждого ребёнка в художественно - творческую деятельность по интересам и возможностям воспитанников. Воспитанники участвуют в городских, областных конкурсах, фестивалях, выставках декоративно – прикладного творчества. Особой популярностью среди зрителей и актеров пользуется Чёрный театр, представления которого проходят в чёрной комнате при особом освещении. Чёрный театр «Курьез» – первый и пока единственный театр в области, его актёрами являются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья!
Ансамбль народных инструментов «Сударушка», ансамбль этнических барабанов «Ритмы джембе», вокальный коллектив «Журавушка», танцевальный «Семицветик»
Совместно мы подготовили несколько номеров для участия в областном фестивале детского художественного творчества «Храните детские сердца». И это был огромный положительный опыт.
Коррекционно-развивающие возможности народного -музыкального искусства по отношению к детям, страдающим таким заболеванием, как ДЦП обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка. А учитывая специфику интерната (дети с ДЦП), пение в данном случае оказывает лечебный эффект. При целенаправленной работе по правильной постановке голоса и дыхания идет освобождение мышц речевого аппарата, что приводит к значительному облегчению в речи. Пение активно развивает голосовой аппарат детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Правильное, спокойное и глубокое дыхание также благотворно влияет на общее состояние организма, укрепляя все дыхательные органы, тонизируя сосуды головного мозга. (Здоровьесберегающая технология).
Школьники подготовили совместный номер (+ танцевальная группа) р.н.п. «Подай балалайку», но мы ее не просто спели, а разыграли. Народная песня, народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, «разыгрыванием» и инсценированием.
В этот юбилейный год 80 лет со дня Победы ребята подготовили и
исполнили казачью народную песню «Если хочешь быть военным». После фестиваля ребята получили дипломы и подарки. И конечно же после таких творческих встреч и совместных репетиций между ребятами сложилась дружба.
Для ребят с ОВЗ эти творческие встречи дали очень много положительных эмоций: они приобрели новый социальный опыт; • смогли пережить ситуацию успеха; • почувствовать себя продуктивным; • реализовывать личностные качества, • развить свои потенциальные способности.
Для учащихся 85 школы это:
Коммуникативные навыки установка на сотрудничество с детьми с ОВЗ и инвалидностью, умение общаться с ними;
- формирование у детей способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональное состояние, уважать чужое мнение (Толерантность)
- Разрушать барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью:
- Научить школьников акцентировать внимание на плюсах и достоинствах.
Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Каждый человек чем-то одарён природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности.
Воспитание творческой, всесторонне развитой личности – такова задача любого образовательного учреждения, особенно это касается системы дополнительного образования. Личность имеет социальную, общественную природу и формируется под влиянием воздействий окружающей среды, обучения и воспитания, под влиянием условий жизни и деятельности, которую выполняет человек. Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни, служит средством сохранения национальных традиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Модульная система экспериментов PROLOg как средство реализации практико - ориентированной деятельности обучающихся.
Статья по теме:Модульная система экспериментов PROLOg как средство реализации практико - ориентированной деятельности обучающихся....

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Предлагаю Вашему вниманию описание опыта по представленной теме, актуальной в настоящее время. К тексту прилагается презентация....
Работа над практико-ориентированным проектом "Макет города"
Урок технологии во 2 классе....
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...
