"Будь природе другом" Экологический классный час в 3 классе
классный час (3 класс)
Материал классного часа направлен на формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.54 КБ | |
| 2.84 МБ | |
| 80.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 3 классе
Тема: «Будь природе другом»
Цель: Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде.
Формируемые ценности:
- социально-активная позиция по защите и сохранению окружающей среды;
- экологическая грамотность;
- ответственность и любви к природе.
Ход классного часа
Этапы | Деятельность учителя |
Вступительная часть | - Здравствуйте, ребята, классный час проведу у вас я, зовут меня Дарья Михайловна. - Наш классный час я бы хотела начать со стихотворения. Наша планета – Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый, ребята. Солнышко рано встает, Лучиком день зажигает. Весело птица поет, Песнею день начинает. Как хороши, приглядись, Клены, березы и елки! Пенью у птицы учись, А трудолюбию у пчёлки. - Давайте узнаем тему классного часа. Для этого вам надо составить из букв слова. «убьд орерипд гдумор» - «Будь природе другом» - Молодцы, ребята. Вы верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней. |
Основная часть | - А знаете ли вы пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру «Продолжай, не зевай». - Я буду называть вам первую часть пословицы, а вы должны ее продолжить. 1. Аист на крыше, мир (в доме) или (на земле). - Почему так говорят? - Аист – это символ счастья, мира и благополучия. Считают, что когда он сидит на крыше здания, это означает, что мир и гармония царят на земле вокруг. 2. Земля хоть и кормит, но и сама... (есть просит). - Объясните значение пословицы. - Чтобы земля всегда оставалась нашей кормилицей, был хороший урожай, надо беречь её, ухаживать, обрабатывать, уничтожать сорняки, поливать, подпитывать удобрениями. 3. Много воды …(много травы). - Как понимаете смысл этой пословицы? - Чем лучше будет полив, тем больше и гуще вырастит трава. 4. Растение - земли (украшение). 5. Много леса - не губи, мало леса - (береги), нет леса …(посади). - Объясните значение пословицы. - Леса нужно беречь, даже если их много. Ведь если лес не беречь, то его может стать сперва мало, а потом он может и совсем исчезнуть. Он важен для нашей жизни. Его нужно охранять потому, что деревья поглощают углекислый газ, дают нам воздух. Еще в лесу обитает много зверей, если его не будет, им негде будет жить. 6. Не нужна соловью золотая (клетка), а нужна ему земная (ветка). - Почему так говорят? - Какой бы роскошной не была жизнь, клетка ограничивает свободу, птица должна жить на воле. 7. Срубили кусты - прощай (птицы.) - Как понимаете смысл этой пословицы? - Эта пословица говорит о том, что действия человека, которые приводят к разрушению естественных сред для жизни животных, неизбежно приводят к их исчезновению. 8. Рощи да леса родного края (краса). 9. Судьба природы - судьба (Родины). - Объясните смысл пословицы. - Смысл заключается в том, что наша судьба, судьба нашей Родины, наше благополучие и будущее зависят от того, как мы относимся к природе и как взаимодействуем с ней. - В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология? - Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология. - Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать. - Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет локомотива, который тянет вагоны.) - Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз? - Где поезд делает остановки? (на станциях) - Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться. О чем говорят нам названия этих станций? - «Природная» значит мы поговорим о природе. «Солнечная» – о солнце. «Воздушная» – о воздухе. «Родниковая» – о воде. «Сказочная» – о сказках. «Узнавайка» – о законах экологии. «Бережливая» – о бережливости. - Отправляемся на первую станцию. 1. Станция «Природная» - Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.) - Проведем игру «Природа - не природа». Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете, если не природа – не хлопаете. (Ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич). - А какая бывает природа? (Живая и неживая.) - Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит, питается и размножается.) - Что такое неживая природа? (Неживая природа - это то, что не растет, не дышит, не питается, не размножается. Это воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце). - Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели. - Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.) - Вы справились с заданиями первой станции. Отправляемся дальше. 2. Станция «Солнечная» - Поезд подходит к станции «Солнечная». - Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.) - Солнце больше или меньше по размеру нашей планеты Земли? (Солнце во много раз больше Земли.) - Сможем ли мы, животные и растения жить без солнца? (Без солнца не будет жизни, потому что оно дает нам свет, тепло.) - Какую форму имеет солнце? (Форму шара.) - Посмотрите на слайд. Солнце спряталось. Оно увидело мальчика с вещами в рюкзаке, которые несут вред природе. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, чтобы наше солнце вышло из-за туч. Мальчик взял: 1. Полиэтиленовый пакет, чтобы набрать много грибов. - Оставляем или убираем? - Убираем. Полиэтиленовые пакеты наносят большой вред природе. Ежегодно во всем мире используется и выбрасывается несколько миллионов полиэтиленовых пакетов. Разлагаются они в земле до 1000 лет. А при сжигании выделяют ядовитые вещества. Ежегодно от заглатывания или запутывания в пластиковом мусоре гибнут более миллиона морских животных. 2. Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра. - Можно ли срезать кору у деревьев? - Конечно же, нельзя. - Можно ли разводить костры в лесу? - Нет. Их можно разводить в специально отведенных местах. - Что делаем с ножом? Оставляем или убираем? - Убираем. 3. Колонку, чтобы послушать новые песни. - Оставляем или убираем? - Убираем, в лесу нельзя слушать громко музыку. У леса музыка своя… Ее послушайте, друзья! Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать! 4. Маленькое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз на опушке. - Оставляем. 5. Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик. - Оставляем. 6. Хлеб для уток, живущих на озере. - Можно ли кормить уток хлебом? - Нет, у птиц может забиться кишечник, что приводит к долгой и мучительной смерти. - Их можно кормить специальным кормом и смесями для птиц, зернами пшеницы или ячменем. 7. Сачок для ловли бабочек - Убираем. Ловить бабочек нельзя. 8. Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой. - Брать ежиков из леса домой нельзя. 9. Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. - Оставляем. Но фотографировать можно только без вспышки, увидев её, звери могут испугаться. - Молодцы, ребята. Посмотрите, наше солнце выглянуло. Вы знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе. 3. Станция «Родниковая» - Ребята, закройте глаза, послушайте и скажите, на какую станцию мы с вами приехали. - Посмотрите на карту мира. Какого цвета на ней больше? - А что обозначено, синим и голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера) - Много у нас воды? - Раз воды много, можно ее не беречь? - Воду надо беречь всегда. - Не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. - Какая вода пригодна для живых существ? (пресная) - Пресной воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства. - Вода - очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. - Пары воды - это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах) - При какой температуре вода начинает замерзать? (При нуле градусов) - При какой температуре лед начинает таять? (При +1 градусе) - Кто же губит воду? (Человек) - Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно. - А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! - Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют) - Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды) - Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить). - Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек) (Видеоролик «Капля») - Давайте очистим океан от мусора. - Ваша задача убрать мусор с картинки. - Молодцы, вы справились с заданием. - 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды. По прогнозам ученых к 2050 году (через 33года) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде. - Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше. 4. Станция «Воздушная» Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли. Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле. - Каким газом мы дышим? (Кислородом) - Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения) - А сейчас ваша задача в парах отгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы на листочках записываете ответы. В выделенных клеточках у вас должно получится зашифрованное слово. Я берёзку качну, Кто это такой садовник, Я тебя подтолкну, Полил вишню и крыжовник, Налечу, засвищу, Полил сливу и цветы, Даже шапку утащу. Вымыл травы и кусты? (Дождь) А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветер) Запорошила дорожки, С горы сбегая без труда, Разукрасила окошки, Она гремит, как гром. Радость детям подарила, В морозный день она тверда, И на санках прокатила. (Зима) Руби хоть топором. Нагрей её и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам – Зовут её (Вода) Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам, казалось, шла с бедой. Ветер дует «ух-ух-ух»… Оказалось, шла с водой. С тополей сбивает (Пух) Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. (Туча) - Какое слово у вас получилось? (воздух)
5. Станция «Сказочная» Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?». Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало: — Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил: — Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся. Холодная Вода заклокотала: — Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары. Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их: — Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано. С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода. - Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.) - Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.) - О чем они спорили? (Кто из них важнее и нужнее.) - Кто разрешил их спор? (Ветер.) - Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.) - Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.) 6. Станция «Узнавайка» - Ребята, это очень важная станция. На ней мы узнаем, какие же законы есть у экологии. Первый закон: «Всё связано со всем». - Что с чем связано, как вы думаете? (растениям, животным нужна вода, чистый воздух, тепло от солнца; растения дают кислород, который нужен всему живому; человек садит деревья, заботится о животных и т.д.) Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». - Как понимать этот закон? - Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который перерабатывают. Из одного вещества возникает другое. Раньше мусор сжигался или закапывался, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». - Как понять этот закон? - Всё, что мы берем у природы, она заберёт у нас другими путями. Например: Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Объясните этот закон экологии. - Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует способ это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
- Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. 7. Станция «Бережливая» - Наше путешествие подходит к концу. Мы приехали на последнюю станцию «Бережливая». - Как вы думаете, почему она так называется? (Мы должны беречь и охранять природу.) Давайте вспомним, как надо вести себя в природе: - не рвать цветы - не ловить насекомых - не рубить деревья - не топтать цветы - не разводить костры - У вас на партах лежат кружочки. Постарайтесь сейчас придумать запрещающий знак, что нельзя делать в природе. - Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились. |
Заключение | - Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали из него? - Что вам больше всего понравилось? Планету хрупкую свою Я в ваши руки отдаю, С надеждой верой и любовью, Чтоб стала вновь она такою, Какой была бы изначально, Чиста красива, Величава, Вам дальше жить на этом свете, Вам людям быть за все в ответе! - Спасибо за работу. Берегите природу. На этом наш классный час подошел к концу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Будь природе другом» Тема:
Пословицы 1. Аист на крыше, мир… б) на земле 2. Земля хоть и кормит, но и сама... г) есть просит 3. Много воды… а) посади 4. Растение – земли… д ) украшение 5. Много леса - не губи, мало леса - … , нет леса… в) береги е) много воды
Пословицы 6. Не нужна соловью золотая…, а нужна ему земная… б) ветка 7. Срубили кусты – прощай… г) птицы 8. Рощи да леса родного края… а) краса 9. Судьба природы – судьба… д ) клетка в) родины
Путешествие по стране «Экология»
Путешествие по стране «Экология»
Карта путешествия «Родниковая» «Сказочная» « Узнавайка » «Природная» «Солнечная» «Воздушная» «Бережливая»
Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Солнце в 100 раз больше Земли по размеру и тяжелее в 1000 раз.
Разлагаются в земле до 1000 лет. Ежегодно во всем мире используется и выбрасывается несколько миллионов полиэтиленовых пакетов. Наносят колоссальный вред окружающей среде. Ежегодно от заглатывания или запутывания в пластиковом мусоре гибнут более миллиона морских животных.
Чем можно, а чем нельзя кормить уток? Нельзя: хлеб семечки печенье фрукты орехи испорченная еда Можно: специальный корм листья салата зерно
Состояния воды Твердое Жидкое Газообразное
Первый закон: «Всё связано со всем» Второй закон: «Всё должно куда-то деваться» Третий закон: «Ничто не даётся даром» Четвёртый закон: «Природа знает лучше» Законы экологии
Правила поведения на природе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Е Т Е Р 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А Т У Ч А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А Т У Ч А П У Х 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - презентация «Будь природе другом»
Обсуждение важнейших правил поведения детей в природе.Формирование коммуникативной компетентности....
Технологическая карта классного часа "Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области"
Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области» Класс: 2 Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и ...

Разработка классного часа "Будь природе другом!"
Разработка классного часа "Будь природе другом!", который я проводила 1 сентября....

Классный час "Будь природе другом"
Пояснительная записка. Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 4-м классе. Внеклассное меропр...

Классный час: "Будь природе другом."
На занятии происходит обсуждение важнейших правил поведения детей на природе и формирование гражданственности по отношению к природе....


