"Будь природе другом" Экологический классный час в 3 классе
классный час (3 класс)

Шипицына Дарья Михайловна

Материал классного часа направлен на формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_klassnyy_chas.docx45.54 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.84 МБ
Файл krossvord_v_prezentatsiyu.pptx80.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе

Тема: «Будь природе другом»

Цель: Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

Формируемые ценности:

  • социально-активная позиция по защите и сохранению окружающей среды;
  • экологическая грамотность;
  • ответственность и любви к природе.

Ход классного часа

Этапы

Деятельность учителя

Вступительная часть

- Здравствуйте, ребята, классный час проведу у вас я, зовут меня Дарья Михайловна.

- Наш классный час я бы хотела начать со стихотворения.

Наша планета – Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчёлки.

- Давайте узнаем тему классного часа. Для этого вам надо составить из букв слова.

«убьд орерипд гдумор» - «Будь природе другом»

- Молодцы, ребята. Вы верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.

Основная часть

- А знаете ли вы пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Поиграем в игру «Продолжай, не зевай».

- Я буду называть вам первую часть пословицы, а вы должны ее продолжить.

1. Аист на крыше, мир (в доме) или (на земле).

- Почему так говорят?

- Аист – это символ счастья, мира и благополучия. Считают, что когда он сидит на крыше здания, это означает, что мир и гармония царят на земле вокруг.

2. Земля хоть и кормит, но и сама... (есть просит).

- Объясните значение пословицы.

- Чтобы земля всегда оставалась нашей кормилицей, был хороший урожай, надо беречь её, ухаживать, обрабатывать, уничтожать сорняки, поливать, подпитывать удобрениями.

3. Много воды …(много травы).

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Чем лучше будет полив, тем больше и гуще вырастит трава.

4. Растение - земли (украшение).

5. Много леса - не губи, мало леса - (береги), нет леса …(посади).

- Объясните значение пословицы.

- Леса нужно беречь, даже если их много. Ведь если лес не беречь, то его может стать сперва мало, а потом он может и совсем исчезнуть. Он важен для нашей жизни. Его нужно охранять потому, что деревья поглощают углекислый газ, дают нам воздух. Еще в лесу обитает много зверей, если его не будет, им негде будет жить.

6. Не нужна соловью золотая (клетка), а нужна ему земная (ветка).

- Почему так говорят?

- Какой бы роскошной не была жизнь, клетка ограничивает свободу, птица должна жить на воле.

7. Срубили кусты - прощай (птицы.)

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Эта пословица говорит о том, что действия человека, которые приводят к разрушению естественных сред для жизни животных, неизбежно приводят к их исчезновению.

8. Рощи да леса родного края (краса).

9. Судьба природы - судьба (Родины).

- Объясните смысл пословицы.

- Смысл заключается в том, что наша судьба, судьба нашей Родины, наше благополучие и будущее зависят от того, как мы относимся к природе и как взаимодействуем с ней.

- В своих ответах вы, ребята, затронули экологические проблемы. Давайте вспомним, что такое экология?

- Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология.

- Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет локомотива, который тянет вагоны.)

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз?

- Где поезд делает остановки? (на станциях)

- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться. О чем говорят нам названия этих станций?

- «Природная» значит мы поговорим о природе. «Солнечная» – о солнце. «Воздушная» – о воздухе. «Родниковая» – о воде. «Сказочная» – о сказках. «Узнавайка» – о законах экологии. «Бережливая» – о бережливости.

- Отправляемся на первую станцию.

1. Станция «Природная»

- Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

- Проведем игру «Природа - не природа». Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете, если не природа – не хлопаете.

(Ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич).

- А какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит, питается и размножается.)

- Что такое неживая природа? (Неживая природа - это то, что не растет, не дышит, не питается, не размножается. Это воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце).

- Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели.
- К какой природе относятся эти предметы. Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

- Вы справились с заданиями первой станции. Отправляемся дальше.

2. Станция «Солнечная»

- Поезд подходит к станции «Солнечная».

- Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)

- Солнце больше или меньше по размеру нашей планеты Земли? (Солнце во много раз больше Земли.)

- Сможем ли мы, животные и растения жить без солнца? (Без солнца не будет жизни, потому что оно дает нам свет, тепло.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Посмотрите на слайд. Солнце спряталось. Оно увидело мальчика с вещами в рюкзаке, которые несут вред природе. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, чтобы наше солнце вышло из-за туч.

Мальчик взял:

1. Полиэтиленовый пакет, чтобы набрать много грибов.

- Оставляем или убираем?

- Убираем. Полиэтиленовые пакеты наносят большой вред природе. Ежегодно во всем мире используется и выбрасывается несколько миллионов полиэтиленовых пакетов. Разлагаются они в земле до 1000 лет. А при сжигании выделяют ядовитые вещества. Ежегодно от заглатывания или запутывания в пластиковом мусоре гибнут более миллиона морских животных.

2. Нож, чтобы нарезать коры с деревьев для разжигания костра.

- Можно ли срезать кору у деревьев?

- Конечно же, нельзя.

- Можно ли разводить костры в лесу?

- Нет. Их можно разводить в специально отведенных местах.

- Что делаем с ножом? Оставляем или убираем?

- Убираем.

3. Колонку, чтобы послушать новые песни.

- Оставляем или убираем?

- Убираем, в лесу нельзя слушать громко музыку.

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

4. Маленькое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз на опушке.

- Оставляем.

5. Бинтик, чтобы перевязать поломанный кустик.

- Оставляем.

6. Хлеб для уток, живущих на озере.

- Можно ли кормить уток хлебом?

- Нет, у птиц может забиться кишечник, что приводит к долгой и мучительной смерти.

- Их можно кормить специальным кормом и смесями для птиц, зернами пшеницы или ячменем.

7. Сачок для ловли бабочек

- Убираем. Ловить бабочек нельзя.

8. Коробку, чтобы поймать ежа и отнести домой.

- Брать ежиков из леса домой нельзя.

9. Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей.

- Оставляем. Но фотографировать можно только без вспышки, увидев её, звери могут испугаться.

- Молодцы, ребята. Посмотрите, наше солнце выглянуло. Вы знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

3. Станция «Родниковая»

- Ребята, закройте глаза, послушайте и скажите, на какую станцию мы с вами приехали.

- Посмотрите на карту мира. Какого цвета на ней больше?

- А что обозначено, синим и голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера)

- Много у нас воды?

- Раз воды много, можно ее не беречь?

- Воду надо беречь всегда.

- Не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни.

- Какая вода пригодна для живых существ? (пресная)

- Пресной воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.

- Вода - очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Пары воды - это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах)

- При какой температуре вода начинает замерзать? (При нуле градусов)

- При какой температуре лед начинает таять? (При +1 градусе)

- Кто же губит воду? (Человек)

- Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.

- А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды)

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек)

(Видеоролик «Капля»)

- Давайте очистим океан от мусора.

- Ваша задача убрать мусор с картинки.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.

По прогнозам ученых к 2050 году (через 33года) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.

- Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше.

4. Станция «Воздушная»

Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу.

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

- Каким газом мы дышим? (Кислородом)

- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения)

- А сейчас ваша задача в парах отгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы на листочках записываете ответы. В выделенных клеточках у вас должно получится зашифрованное слово.

Я берёзку качну, Кто это такой садовник,

Я тебя подтолкну, Полил вишню и крыжовник,

Налечу, засвищу, Полил сливу и цветы,

Даже шапку утащу. Вымыл травы и кусты? (Дождь)

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

Запорошила дорожки, С горы сбегая без труда,

Разукрасила окошки, Она гремит, как гром.

Радость детям подарила, В морозный день она тверда,

И на санках прокатила. (Зима) Руби хоть топором.

Нагрей её и к облакам,

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам –

Зовут её (Вода)

Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала,

Нам, казалось, шла с бедой. Ветер дует «ух-ух-ух»…

Оказалось, шла с водой. С тополей сбивает (Пух)

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)

- Какое слово у вас получилось? (воздух)

5. Станция «Сказочная»

Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.

Ясно Солнышко сказало:

— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.

Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

- Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

- О чем они спорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

- Кто разрешил их спор? (Ветер.)

- Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

- Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

6. Станция «Узнавайка»

- Ребята, это очень важная станция. На ней мы узнаем, какие же законы есть у экологии.

Первый закон: «Всё связано со всем».

- Что с чем связано, как вы думаете? (растениям, животным нужна вода, чистый воздух, тепло от солнца; растения дают кислород, который нужен всему живому; человек садит деревья, заботится о животных и т.д.)

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

- Как понимать этот закон?

- Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который перерабатывают. Из одного вещества возникает другое. Раньше мусор сжигался или закапывался, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

- Как понять этот закон?

- Всё, что мы берем у природы, она заберёт у нас другими путями. Например: Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Объясните этот закон экологии.

- Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует способ это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

- Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

7. Станция «Бережливая»

- Наше путешествие подходит к концу. Мы приехали на последнюю станцию «Бережливая».

- Как вы думаете, почему она так называется? (Мы должны беречь и охранять природу.)

Давайте вспомним, как надо вести себя в природе:

- не рвать цветы

- не ловить насекомых

- не рубить деревья

- не топтать цветы

- не разводить костры

- У вас на партах лежат кружочки. Постарайтесь сейчас придумать запрещающий знак, что нельзя делать в природе.

- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

Заключение

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы узнали из него?

- Что вам больше всего понравилось?

Планету хрупкую свою

Я в ваши руки отдаю,

С надеждой верой и любовью,

Чтоб стала вновь она такою,

Какой была бы изначально,

Чиста красива, Величава,

Вам дальше жить на этом свете,

Вам людям быть за все в ответе!

- Спасибо за работу. Берегите природу. На этом наш классный час подошел к концу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« убьд орерипд гдумор » Тема:

Слайд 2

«Будь природе другом» Тема:

Слайд 3

Пословицы 1. Аист на крыше, мир… б) на земле 2. Земля хоть и кормит, но и сама... г) есть просит 3. Много воды… а) посади 4. Растение – земли… д ) украшение 5. Много леса - не губи, мало леса - … , нет леса… в) береги е) много воды

Слайд 4

Пословицы 6. Не нужна соловью золотая…, а нужна ему земная… б) ветка 7. Срубили кусты – прощай… г) птицы 8. Рощи да леса родного края… а) краса 9. Судьба природы – судьба… д ) клетка в) родины

Слайд 5

Путешествие по стране «Экология»

Слайд 6

Путешествие по стране «Экология»

Слайд 7

Карта путешествия «Родниковая» «Сказочная» « Узнавайка » «Природная» «Солнечная» «Воздушная» «Бережливая»

Слайд 8

Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Солнце в 100 раз больше Земли по размеру и тяжелее в 1000 раз.

Слайд 11

Разлагаются в земле до 1000 лет. Ежегодно во всем мире используется и выбрасывается несколько миллионов полиэтиленовых пакетов. Наносят колоссальный вред окружающей среде. Ежегодно от заглатывания или запутывания в пластиковом мусоре гибнут более миллиона морских животных.

Слайд 13

Чем можно, а чем нельзя кормить уток? Нельзя: хлеб семечки печенье фрукты орехи испорченная еда Можно: специальный корм листья салата зерно

Слайд 16

Состояния воды Твердое Жидкое Газообразное

Слайд 19

Первый закон: «Всё связано со всем» Второй закон: «Всё должно куда-то деваться» Третий закон: «Ничто не даётся даром» Четвёртый закон: «Природа знает лучше» Законы экологии

Слайд 20

Правила поведения на природе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд Я берёзку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? Кто это такой садовник, Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты? Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила, И на санках прокатила. С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром. В морозный день она тверда, Руби хоть топором. Нагрей её и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам – Зовут её… Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам, казалось, шла с бедой. Оказалось, шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. Ветер дует «ух-ух-ух» С тополей сбивает…

Слайд 2

В Е Т Е Р 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд

Слайд 3

В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд

Слайд 4

В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд

Слайд 5

В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд

Слайд 6

В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А Т У Ч А 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд

Слайд 7

В Е Т Е Р Д О Ж Д Ь З И М А В О Д А Т У Ч А П У Х 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - презентация «Будь природе другом»

Обсуждение важнейших правил поведения детей в природе.Формирование коммуникативной компетентности....

Технологическая карта классного часа "Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области"

Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области» Класс: 2 Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и ...

Разработка классного часа "Будь природе другом!"

Разработка классного часа "Будь природе другом!", который я проводила 1 сентября....

Классный час на тему "Будь природе другом"

Воспитание у детей бережного отношения к природе....

Классный час "Будь природе другом"

Пояснительная записка.            Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения в 4-м классе.     Внеклассное меропр...

классный час"Будь природе другом"

Класный час по экологическому воспитанию...

Классный час: "Будь природе другом."

На занятии происходит обсуждение важнейших правил поведения детей на природе и формирование гражданственности по отношению к природе....