Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа развития речи»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Солодкова Инна Александровна

Рабочая программа  «Школа развития речи» предназначена для  обучающихся 1–4-х классов. Курс направлен на целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника и способствует  разностороннему развитию правильной, полноценной устной и письменной речи обучающихся, а  так же раскрытию  их творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

ГОУ ТО "Кимовская школа"

 СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________Карабанова Н.А.

Протокол №1
от "
29августа  2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОУ ТО "Кимовская школа"

__________ Карпенко И.В.

Приказ № номер
от "1" сентября 2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности


«Школа развития речи»


для 1–4-х классов

Направление: общекультурное

Форма организации: факультатив

                                                                                                               Разработал:

педагог внеурочной деятельности

Солодкова И.А.

Кимовск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Школа развития речи» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
  • Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021 года № 286;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы начального общего образования ГОУ ТО «Кимовская школа», утвержденной приказом от 1 сентября 2023 года № 2, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.

Рабочая программа  «Школа развития речи» предназначена для  обучающихся 1–4-х классов. Курс направлен на целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника и способствует  разностороннему развитию правильной, полноценной устной и письменной речи обучающихся, а  так же раскрытию  их творческих способностей.

Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующей цели: способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка; содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес к родному языку,  а также решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. 

Задачами курса являются:

  1. обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  2. создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи обучающихся;
  3. формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка;
  • дидактические: наглядность, связь теории с практикой;
  • творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения;
  • деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности;
  • вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Место курса в плане внеурочной деятельности ГОУ ТО «Кимовская школа»:

Программа «Школа развития речи» адресована обучающимся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Занятия в 1–4-х классах проводятся 1 раз в неделю.

Общий объем учебного времени составляет 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает развитие речи обучающихся и  обеспечивает преемственность обучения.

1 класс – 33 часа в год.

2 класс – 34 часа в год.

3 класс – 34 часа в год.

4 класс – 34 часа в год.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 30–40 минут.

Формы проведения занятий учебного курса:

– Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).

– Конкуры, викторины.

– Проект.

– Практика.

Содержание курса внеурочной деятельности

Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и построены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4. Развитие связной речи обучающихся по определенной тематике.

1 класс

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова - «родственники». Слова - «родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова - «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова - «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

 Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста.

Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

2 класс

Техника и выразительность речи

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок.

Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного материала в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 класс

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова.

Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова.

 Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова.

Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение.

Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный).

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4 класс

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры.

 Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи.

Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

-  понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 - сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

-  овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-  уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

1. Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

2. Духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • осознание роли речи в общении людей;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • интерес к изучению языка.
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

3. Эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

5. Трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

6. Экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

7. Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1. Базовые логические действия:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

2. Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

3. Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео - графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1. Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

2. Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1. Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

2. Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формы контроля: диагностическое тестирование, творческие работы, проведение КВН,  викторин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

1

Речь

2

РЭШ

«Яндекс. Учебник»

2

Слово

15

3

Культура общения

5

4

Текст

10

5

Диагностическое тестирование.

1

Всего за год

33

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

1

Слово

13

РЭШ

«Яндекс. Учебник»

2

Предложение и словосочетание

3

3

Текст

15

4

Культура общения

3

Всего за год

34

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

1

Слово

16

РЭШ

«Яндекс. Учебник»

3

Текст

10

4

Стили речи

8

Всего за год

34

4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

1

Слово

9

РЭШ

«Яндекс. Учебник»

2

Речь. Техника и выразительность речи

6

3

Текст

19

Всего за год

34

1 класс

№ п/п

Тема занятия

 

Количество часов

1

Речь.

1

2

Тише, громче.

1

3

Слова, слова, слова.

1

4

Озорные буквы.

1

5

Слова играют в прятки.

1

6

Слово и его значение.

1

7

Прямое и переносное значение слова.

1

8

Многозначные слова.

1

9

Омонимы.

1

10

Синонимы.

1

11

Антонимы.

1

12

Тематические группы слов.

1

13

Наш цветной мир.

1

14

Что на что похоже

1

15

Голоса природы.

1

16

Диагностическое тестирование.

1

17

Загадки.

1

18

Культура речи.

1

19

Вежливые слова.

1

20

Пословицы.

1

21

Учимся рассуждать.

1

22

Рассуждаем.

1

23

Текст.

1

24

Типы текста.

1

25

Заглавие текста.

1

26

Тема текста.

1

27

Словарные слова.

1

28

Опорные слова.

1

29

Мы строим текст.

1

30

Работа с текстом.

1

31

План текста.

1

32

Диагностическое тестирование.

1

33

Викторина.

1

2 класс

№ п/п

Тема  занятия

Количество часов

Слово – 13 ч.

1

Слово. Значение слова.

1

2

Многозначные слова.

1

3

Омонимы

1

4

Омофоны, омоформы

1

5

Синонимы

1

6

Антонимы

1

7

Фразеологизмы

1

8

Фразеологизмы (обобщение)

1

9

Фразеологизмы (закрепление)

1

10

Пословицы

1

11

Загадки

1

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

Предложение и словосочетание – 3 ч.

14

Связь между предложениями в тексте

1

15

Связь между частями текста

11

16

Работа с деформированным текстом

Текст - 15 ч.

17

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

18

Текст. Опорные слова.

1

19

Текст. Опорные слова.

1

20

Проверочная работа

1

21

План. Составление плана.

1

22

Виды плана

1

23

План

1

24

Составляем план текста.

1

25

Редактирование текста

1

26

Типы текста.

1

27

Описание

1

28

Текст – сравнительное описание

1

29

Типы текста. Повествование

1

30

Типы текста.

1

31

Рассуждение

1

Культура общения - 3 ч.

32

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

33

Повторение пройденного материала

1

34

Викторина

1

3 класс

№ п/п

Тема  занятия

Количество часов

Слово – 16 ч.

1

Многозначные слова.

1

2

Омонимы, омоформы омофоны.

1

3

Фразеологизмы.

1

4

Сравнения.

1

5

Олицетворение.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

8

Откуда приходят слова.

1

9

Этимология.

1

10

Как тебя зовут?

1

11

Мое имя.

1

12

Наши фамилии.

1

13

Топонимы.

1

14

Устаревшие слова.

1

15

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

16

Диагностическое тестирование.

1

Текст – 10 ч.

17

Типы текстов.

1

18

Темы текстов. Опорные слова.

1

19

Связь предложений в тексте.

1

20

Цепная связь предложений в тексте.

1

21

Цепная связь предложений в тексте.

1

22

Параллельная связь предложений в тексте.

1

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

24

Единый временной план текста.

1

25

Единый временной план текста (обобщение)

1

26

Единый временной план текста (закрепление)

1

Стили речи – 8 ч.

27

Стили речи.

1

28

Стили речи (закрепление)

1

29

Культура общения.

1

30

Культура общения (закрепление)

1

31

Научный стиль

1

32

Научный стиль (закрепление)

1

33

Словари

1

34

Викторина

1

4 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Слово – 9 ч.

1

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

1

2

Фразеологизмы.

1

3

Фразеологизмы

1

4

Диалектизмы.

1

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

6

Метафора.

1

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

8

Сочинение по пословице.

1

9

Анализ сочинений по пословицам.

1

Речь. Техника и выразительность речи – 6 ч.

10

Художественный стиль. Общее понятие.

1

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

12

Рифма.

1

13

Диалог и монолог.

1

14

Драматические импровизации.

1

15

Драматические импровизации.

1

Текст – 19 ч.

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

18

Творческая работа.

1

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

20

Творческая работа.

1

21

Творческая работа.

1

22

Публицистический стиль.

1

23

Газетно – публицистический стиль.

1

24

Газетно – публицистический стиль.

1

25

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

26

Официально – деловой стиль.

1

27

Тезисы. Конспект.

1

28

Аннотация.

1

29

Я пишу письмо.

1

30

Личный дневник.

1

31

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

32

Сочини сценарий для мультфильма.

1

33

Конкурс на лучшее название конфет.

1

34

Обобщение. Проверочная работа.

1

Материально-техническое обеспечение:

Информационно-методическое обеспечение:

 - специализированная и художественная литература;

 - звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы:  мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; мультимедийный образовательный интерактивный коррекционно-развивающий логопедический стол Logo 25.

Литература:

1. Козлова М.А  Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова -  М., Первое сентября, 2000/

2.  Бетенкова М.С , Фонин Д.С.  Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Бетенкова М.С. М., Астрель,  2006/

3. Т.Н. Соколова «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

4. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.

5. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016

6. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.2001г.

8. Л.В  Аскульская Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы-.М.Владос ,2015

9. А.В. Ястребова ,Т.П. Бессонова .Обучаем читать и писать без ошибок.-М.АРКТИ,2017

10.Е.Д.Бурина Преодоление нарушений письма у школьников.- Спб.КАРО,2015

11.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.М.,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.

В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени на­чального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обу­ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"

        Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа добрых дел" для 3-4 классов

Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа русского языка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа Светофорчика"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...