Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол»
рабочая программа
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Очень важно показывать обучающимся примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Кукольный театр развивает творческие силы и способности обучающихся. Кроме того, в процессе изготовления кукол для спектакля, воспитанники приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» реализуется по направлению развития личности «общекультурное». Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обусловлена их разносторонними интересами и увлеченностью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волшебный театр кукол»
для 5–9-х классов
Направление: общекультурное
Форма организации: кружок
Разработала:
педагог внеурочной деятельности
Солодкова И.А.
Кимовск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного общеобразовательного учреждения «Кимовская школа», уставом ГОУ ТО «Кимовская школа».
Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Очень важно показывать обучающимся примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Кукольный театр развивает творческие силы и способности обучающихся. Кроме того, в процессе изготовления кукол для спектакля, воспитанники приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» реализуется по направлению развития личности «общекультурное». Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обусловлена их разносторонними интересами и увлеченностью.
Курс внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» направлен на достижение следующей цели:
Создание условий для самореализации творческого потенциала обучающихся, развития познавательных, коммуникативных способностей, связной речи средствами театрального искусства для дальнейшей социальной адаптации ребенка с ОВЗ в современном обществе.
Задачами курса являются:
Коррекционно - образовательные:
-формирование навыков владения средствами театральной выразительности: - интонацией, четкостью речи, формирование навыков кукловождения.
-ознакомление обучающихся с историей кукольного театра.
-приобщение к лучшим образцам мировой литературы через постановки сценок и спектаклей кукольного театра.
Коррекционно-развивающие:
- развитие восприятия слова, четкости, выразительности речи,
- развитие психических процессов: внимания, памяти, творческого воображения.
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;
-развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (снятие детской агрессии и негативных эмоций; развитие умения эмоционально расслабляться;
- снятие детской нерешительности.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание интереса к чтению, театральному искусству;
- воспитание культуры общения, стремления к сотворчеству, интереса к искусству.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка;
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой;
- творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения;
- деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности;
- вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Место курса в плане внеурочной деятельности ГОУ ТО «Кимовская школа»: учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 часа в неделю, что составляет 34 часов в каждом классе.
Формы проведения занятий учебного курса:
- Практика театральные игры
- викторины
- беседа
- творческая мастерская (мастерская костюма, декораций)
- показ спектаклей
- экскурсии и онлайн-экскурсии в кукольные театры
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа включает следующие разделы:
№ | Разделы программы | Формы занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение |
1 | Основы театральной культуры | Беседа, диалог, ролевые игры, презентации, виртуальные экскурсии. | Книги по истории кукольного театра, этикету; подбор иллюстраций. | Актовый зал, мобильная ширма, куклы. |
2 | В волшебной стране кукол | Кукловождение. Театральные игры и упражнения, ситуационные игры и этюды с куклами и без них. | Элементы декораций, театральные игры и упражнения. | Сцена, реквизит, ширма, декорации, перчаточные куклы, тростевые куклы, современные ИКТ средства. |
3 | Профессиональный спектакль | Просмотр кукольных спектаклей, экскурсии в театр. | Афиша спектакля. Видеотека спектаклей. | Компьютер, бумага, краски, фломастеры. |
4 | Секреты сценического мастерства | Работа с книгой, развивающие игры и упражнения, диалог, ролевые игры, постановка сценок. | Методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению. | Куклы, мобильная ширма. |
5 | Творческая мастерская | Работа с книгой, постановка спектаклей. | Специальная литература по изготовлению декораций, сборники детских сказок и стихов. | Материалы для изготовления декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы). |
6 | Ритмопластика. Биоэнергопластика | Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения «Расскажи стихи руками». | Стихи, методические разработки с творческими заданиями, упражнениями на развитие естественных психомоторных способностей и выразительности телодвижений. | Музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, трещотка, ксилофон, деревянные ложки, барабан). |
7 | Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации. | Методические разработки с творческими заданиями, небольшие рассказы и сказки. | Куклы, мобильная ширма. |
8 | Подведение итогов работы | Выставка, концертная деятельность. | Сценарий спектакля | Компьютер, бумага, краски, куклы, ширма |
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в кружке «Волшебный театр кукол» являются комплексными и позволяют формировать универсальные учебные действия:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ выразительно читать и правильно интонировать;
■ различать произведения по жанру;
■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ выполнять простые действия на сцене;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
■ планирование своих действий на отдельных этапах работы;
■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
■ развить интерес к театральному искусству;
■ освоить правила поведения в театре(на сцене и в зрительном зале);
■ сформировать представления о театральных профессиях;
■ освоить правила проведения рефлексии;
■ строить логическое рассуждение и делать вывод;
■ выражать разнообразные эмоциональные состояния(грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками;
■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;
■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей
Результатом освоения программы является: творческое, духовное, познавательное и речевое развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
Результатом театральной деятельности воспитанников будут представления кукольных спектаклей для обучающихся, родителей, педагогов; участие в театральных конкурсах.
Реализация программы предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, спектаклей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие. | 1 |
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
http://dramateshka.ru/index.php/music. |
2 | Просмотр и создание презентаций | 3 | |
3 | Основы театральной культуры | 1 | |
4 | Кукловождение перчаточных кукол | 3 | |
5 | Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей | 2 | |
6 | Работа над звуковым оформлением спектаклей | 2 | |
7 | Работа над постановкой спектаклей | 4 | |
8 | Сценическая речь | 2 | |
9 | Ритмопластика и биоэнергопластика | 2 | |
10 | Театральная игра | 2 | |
11 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | |
13 | Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля | 1 | |
14 | Репетиции спектаклей | 4 | |
16 | Отчетные выступления (показ спектаклей) | 2 | |
Итого | 34ч |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 |
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
http://dramateshka.ru/index.php/music. |
2 | Просмотр и создание презентаций | 3 | |
3 | Основы театральной культуры | 1 | |
4 | Кукловождение перчаточных кукол | 3 | |
5 | Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей | 2 | |
6 | Работа над звуковым оформлением спектаклей | 2 | |
7 | Работа над постановкой спектаклей | 4 | |
8 | Сценическая речь | 2 | |
9 | Ритмопластика и биоэнергопластика | 2 | |
10 | Театральная игра | 2 | |
11 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | |
13 | Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля | 1 | |
14 | Репетиции спектаклей | 4 | |
16 | Отчетные выступления (показ спектаклей) | 2 | |
Итого | 34ч |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 |
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
http://dramateshka.ru/index.php/music. |
2 | Просмотр и создание презентаций | 3 | |
3 | Основы театральной культуры | 1 | |
4 | Кукловождение перчаточных и тростевых кукол | 3 | |
5 | Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей | 2 | |
6 | Работа над звуковым оформлением спектаклей | 2 | |
7 | Работа над постановкой спектаклей | 4 | |
8 | Сценическая речь | 2 | |
9 | Ритмопластика и биоэнергопластика | 2 | |
10 | Театральная игра | 2 | |
11 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | |
13 | Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля | 1 | |
14 | Репетиции спектаклей | 4 | |
16 | Отчетные выступления (показ спектаклей) | 2 | |
Итого | 34ч |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 |
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
http://dramateshka.ru/index.php/music. |
2 | Просмотр и создание презентаций | 3 | |
3 | Основы театральной культуры | 1 | |
4 | Кукловождение тростевых кукол | 3 | |
5 | Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей | 2 | |
6 | Работа над звуковым оформлением спектаклей | 2 | |
7 | Работа над постановкой спектаклей | 4 | |
8 | Сценическая речь | 2 | |
9 | Ритмопластика и биоэнергопластика | 2 | |
10 | Театральная игра | 2 | |
11 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | |
13 | Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля | 1 | |
14 | Репетиции спектаклей | 4 | |
16 | Отчетные выступления (показ спектаклей) | 2 | |
Итого | 34ч |
Тематическое планирование 9 класс
№ | Тема | Количество часов | ЦОР/ЭОР |
1 | Вводное занятие | 1 |
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
http://dramateshka.ru/index.php/music. |
2 | Просмотр и создание презентаций | 3 | |
3 | Основы театральной культуры | 1 | |
4 | Кукловождение тростевых кукол | 3 | |
5 | Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей | 2 | |
6 | Работа над звуковым оформлением спектаклей | 2 | |
7 | Работа над постановкой спектаклей | 4 | |
8 | Сценическая речь | 2 | |
9 | Ритмопластика и биоэнергопластика | 2 | |
10 | Театральная игра | 2 | |
11 | Изготовление декораций и бутафории | 2 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | |
13 | Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля | 1 | |
14 | Репетиции спектаклей | 4 | |
16 | Отчетные выступления (показ спектаклей) | 2 | |
Итого | 34ч |
Материально-техническое обеспечение:
- ширма;
- набор кукол;
- Мультимедийный образовательный интерактивный коррекционно-развивающий логопедический стол Logo 25.
Информационно-методическое обеспечение:
- специализированная литература, художественная литература;
- звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы.
Литература и интернет ресурсы для подготовки занятий:
- О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
- Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» / М.: «Обруч», 2014
- Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
- Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
- Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968
- Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений» «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998 г.
- Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей» «Обруч», 2014
- Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.
- Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
- Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы УЦ «Перспектива», 2015
- Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
- Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
- Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М.: Баласс, 2009.
- Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
- Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
- Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
- Методическое пособие – практикум«Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Методическое пособие– практикум«Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
- Сайт«Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
- Сайт«Драматешка» «Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"
Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг»
Рабочая программа для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."
Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...
