Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол»
рабочая программа

Солодкова Инна Александровна

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Очень важно показывать обучающимся примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Кукольный театр развивает творческие силы и способности обучающихся. Кроме того, в процессе изготовления кукол для спектакля, воспитанники приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» реализуется по направлению развития личности «общекультурное». Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обусловлена их разносторонними интересами и увлеченностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._vneur._deyat._volsh._teatr._2025-2026_g.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности


«Волшебный театр кукол»


для 5–9-х классов

Направление: общекультурное

Форма организации: кружок

                                                                                                            Разработала:

педагог внеурочной деятельности

Солодкова И.А.

Кимовск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного общеобразовательного учреждения «Кимовская школа», уставом ГОУ ТО «Кимовская школа».

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Очень важно показывать обучающимся примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе взятое в силу наглядно-образного мышления помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Кукольный театр развивает творческие силы и способности обучающихся. Кроме того, в процессе изготовления кукол для спектакля, воспитанники приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» реализуется по направлению развития личности «общекультурное». Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обусловлена их разносторонними интересами и увлеченностью.

Курс внеурочной деятельности «Волшебный театр кукол» направлен на достижение следующей цели:

Создание условий для самореализации творческого потенциала обучающихся, развития познавательных,  коммуникативных способностей, связной речи средствами театрального искусства для дальнейшей социальной адаптации ребенка с ОВЗ  в современном обществе.

Задачами курса являются:

Коррекционно - образовательные:

-формирование навыков владения средствами театральной выразительности: - интонацией, четкостью речи, формирование навыков кукловождения.

-ознакомление обучающихся с историей кукольного театра.

-приобщение к лучшим образцам мировой литературы через постановки сценок и спектаклей кукольного театра.

Коррекционно-развивающие:

- развитие восприятия слова, четкости, выразительности речи,

- развитие психических процессов: внимания, памяти, творческого воображения.

- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём;

-развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (снятие детской агрессии и негативных эмоций; развитие умения эмоционально расслабляться;

- снятие детской нерешительности.

 Коррекционно - воспитательные:

- воспитание интереса к чтению, театральному искусству;

- воспитание культуры общения, стремления к сотворчеству, интереса к искусству.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  • личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка;
  • дидактические: наглядность, связь теории с практикой;
  • творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения;
  • деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности;
  • вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Место курса в плане внеурочной деятельности ГОУ ТО «Кимовская школа»: учебный курс предназначен для обучающихся 5-9-х классов; рассчитан на 1 часа в неделю, что составляет 34 часов в каждом классе.

Формы проведения занятий учебного курса:

  • Практика театральные игры
  • викторины
  • беседа
  • творческая мастерская (мастерская костюма, декораций)
  • показ спектаклей
  • экскурсии и онлайн-экскурсии в кукольные театры
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа включает следующие разделы:

Разделы программы

Формы занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

1

Основы театральной культуры

Беседа,

диалог, ролевые игры, презентации, виртуальные экскурсии.

Книги по истории кукольного театра,  этикету; подбор иллюстраций.

Актовый  зал, мобильная ширма, куклы.

2

В волшебной стране кукол

Кукловождение. Театральные игры и упражнения, ситуационные игры и этюды с куклами и без них.

Элементы декораций, театральные игры и упражнения.

Сцена, реквизит, ширма, декорации, перчаточные куклы, тростевые куклы,  современные ИКТ средства.

3

Профессиональный спектакль

Просмотр кукольных спектаклей, экскурсии в театр.

Афиша спектакля. Видеотека спектаклей.

Компьютер, бумага, краски, фломастеры.

4

Секреты сценического мастерства

Работа с книгой, развивающие игры и упражнения, диалог, ролевые игры, постановка сценок.

Методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и упражнениями по актерскому мастерству и кукловождению.

Куклы, мобильная ширма.

5

Творческая мастерская

Работа с книгой, постановка спектаклей.

Специальная литература по изготовлению декораций, сборники детских сказок и стихов.

Материалы для изготовления декораций и реквизита (ткань, поролон, клей, краски, бумага, картон, нитки, иглы).

6

Ритмопластика.

Биоэнергопластика

Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения «Расскажи стихи руками».

Стихи, методические разработки с творческими заданиями, упражнениями на развитие естественных психомоторных способностей и выразительности телодвижений.

Музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, трещотка, ксилофон, деревянные ложки, барабан).

7

Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации.

Методические разработки с творческими заданиями, небольшие рассказы и сказки.

Куклы, мобильная ширма.

8

Подведение итогов работы

Выставка, концертная деятельность.

Сценарий спектакля

Компьютер, бумага, краски, куклы, ширма

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия в кружке «Волшебный театр кукол»   являются комплексными и позволяют формировать универсальные учебные действия:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

■ выразительно читать и правильно интонировать;

■ различать произведения по жанру;

■ читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

■ ориентироваться в сценическом пространстве;

■ выполнять простые действия на сцене;

■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной

задачи и правильность ее выполнения;

■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам;

■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:

■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

■ планирование своих действий на отдельных этапах работы;

■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога

позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД позволяют:

■ развить интерес к театральному искусству;

■ освоить правила поведения в театре(на сцене и в зрительном зале);

■ сформировать представления о театральных профессиях;

■ освоить правила проведения рефлексии;

■ строить логическое рассуждение и делать вывод;

■ выражать разнообразные эмоциональные состояния(грусть, радость, злоба,

удивление, восхищение);

■ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

Коммуникативные УУД позволяют:

■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом

и сверстниками;

■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов;

■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии

с коммуникативной задачей

Результатом освоения программы является: творческое, духовное, познавательное и речевое развитие участников процесса, воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Результатом театральной деятельности воспитанников будут представления кукольных спектаклей для обучающихся, родителей, педагогов; участие в театральных конкурсах.

Реализация программы предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. 

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, спектаклей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое  планирование 5 класс

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие.

1

  1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  2. Методическое пособие– практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  3. Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт«Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.

2

Просмотр  и создание презентаций

3

3

Основы театральной культуры 

1

4

Кукловождение перчаточных кукол

3

5

Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей

2

6

Работа над звуковым оформлением спектаклей

2

7

Работа над постановкой спектаклей

4

8

Сценическая речь

2

9

Ритмопластика и биоэнергопластика

2

10

 Театральная игра

2

11

 Изготовление декораций и бутафории

2

12

Индивидуальная работа

3

13

Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля

1

14

 Репетиции спектаклей

4

16

Отчетные выступления (показ спектаклей)

2

Итого

34ч

Тематическое  планирование 6 класс

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие

1

  1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  2. Методическое пособие– практикум«Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  3. Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт «Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.

2

Просмотр  и создание презентаций

3

3

Основы театральной культуры 

1

4

Кукловождение перчаточных кукол

3

5

Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей

2

6

Работа над звуковым оформлением спектаклей

2

7

Работа над постановкой спектаклей

4

8

Сценическая речь

2

9

Ритмопластика и биоэнергопластика

2

10

 Театральная игра

2

11

 Изготовление декораций и бутафории

2

12

Индивидуальная работа

3

13

Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля

1

14

 Репетиции спектаклей

4

16

Отчетные выступления (показ спектаклей)

2

Итого

34ч

Тематическое  планирование 7 класс

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие

1

  1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  2. Методическое пособие– практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  3. Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт «Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.

2

Просмотр  и создание презентаций

3

3

Основы театральной культуры 

1

4

Кукловождение перчаточных и тростевых кукол

3

5

Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей

2

6

Работа над звуковым оформлением спектаклей

2

7

Работа над постановкой спектаклей

4

8

Сценическая речь

2

9

Ритмопластика и биоэнергопластика

2

10

 Театральная игра

2

11

 Изготовление декораций и бутафории

2

12

Индивидуальная работа

3

13

Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля

1

14

 Репетиции спектаклей

4

16

Отчетные выступления (показ спектаклей)

2

Итого

34ч

Тематическое  планирование 8 класс

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие

1

  1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  2. Методическое пособие– практикум«Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  3. Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт «Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.

2

Просмотр  и создание презентаций

3

3

Основы театральной культуры 

1

4

Кукловождение тростевых кукол

3

5

Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей

2

6

Работа над звуковым оформлением спектаклей

2

7

Работа над постановкой спектаклей

4

8

Сценическая речь

2

9

Ритмопластика и биоэнергопластика

2

10

 Театральная игра

2

11

 Изготовление декораций и бутафории

2

12

Индивидуальная работа

3

13

Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля

1

14

 Репетиции спектаклей

4

16

Отчетные выступления (показ спектаклей)

2

Итого

34ч

Тематическое  планирование 9 класс

Тема

Количество часов

ЦОР/ЭОР

1

Вводное занятие

1

  1. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  2. Методическое пособие– практикум«Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  3. Методическое пособие– практикум «Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт «Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.

2

Просмотр  и создание презентаций

3

3

Основы театральной культуры 

1

4

Кукловождение тростевых кукол

3

5

Выбор пьесы, произведения для постановки спектаклей

2

6

Работа над звуковым оформлением спектаклей

2

7

Работа над постановкой спектаклей

4

8

Сценическая речь

2

9

Ритмопластика и биоэнергопластика

2

10

 Театральная игра

2

11

 Изготовление декораций и бутафории

2

12

Индивидуальная работа

3

13

Экскурсии в театр. Посещение театрального профессионального спектакля

1

14

 Репетиции спектаклей

4

16

Отчетные выступления (показ спектаклей)

2

Итого

34ч

Материально-техническое обеспечение:

- ширма;

- набор кукол;

- Мультимедийный образовательный интерактивный коррекционно-развивающий логопедический стол Logo 25.

Информационно-методическое обеспечение:

 - специализированная литература, художественная литература;

 - звуковые и смешанные (аудио и видео) методические материалы.

Литература и интернет ресурсы для подготовки занятий:

  1. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  2. Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» / М.: «Обруч», 2014
  3. Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015
  4. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
  5. Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
  6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
  7. Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968
  8. Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений» «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998 г.
  9. Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей» «Обруч», 2014
  10.  Нормативно-правовые документы Минобразования РФ.
  11. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
  12. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы УЦ «Перспектива», 2015
  13. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
  14.  Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
  15. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М.: Баласс, 2009.
  16. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
  17. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
  18. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
  19. Методическое пособие – практикум«Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  20. Методическое пособие– практикум«Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
  21. Методическое пособие– практикум«Основы актёрского мастерства»

http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

  1. Сайт«Драматешка» «Театральные шумы»

http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

  1. Сайт«Драматешка» «Музыка»

http://dramateshka.ru/index.php/music.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". (1 - 4 класс)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Данная рабочая программа предполагает не только развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Волшебный мир книги."

Рабочая программа курса внеурочной детельности "Волшебный мир книги" составлена с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» на уровне начального образования для 2 класса...