Классный час "Поклонимся великим тем годам»
классный час (4 класс)

Семёнкина Вера Николаевна

Классный час

"Поклонимся великим тем годам», для 1- 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Поклонимся великим тем годам»

Цель: Формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека.

Задачи: 1. Способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

2. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;

Оборудование: фотографии участников войны, музыкальное сопровождение, голуби мира, карточка с надписью: Помним! Гордимся! Карточка со словами ВОЙНА (смерть, горе, зло, разрушения, слёзы, плачь, страх, голод, бомбежки, потеря близких людей), МИР (смех, радость, жизнь, веселье, учеба, семья, здоровье, друзья, счастье, труд), 75 лет  Победы (буквы и цифры).Временная лента. Видеофрагмент о ВОВ. Книга памяти Илишевского района. Игрушечная Мишка. Политическая карта мира.

Ход классного часа

I.Орг.  момент.

II. Актуализация знаний.

В этом 2020 году наш район и страна  отмечает великий юбилейный праздник . Кто скажет. Какой?( 75 лет Великой Победе в Великой Отечественной войне?  

III. Активизация знаний. 

Когда началась ВОВ?  Когда закончилась? Почему она называется Отечественной? А ещё  какие Отечественные войны  знаете? А ещё какие  основные исторические даты вы знаете?

(Работа по  временной ленте)

IV. Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, ребята, чему посвящен наш классный час?

-Мы посвящаем классный час памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.

V. Изучение  нового (звучит песня " Журавли")

1.Учитель: 

-Что вы представляете, когда слышите слово ВОЙНА? (смерть, горе, зло, разрушения, слёзы, плачь, страх, голод, бомбежки, потеря близких людей; учитель на доску помещает слово ВОЙНА. Дети называют слова, которые затем появляются на доске (они даны выше в скобках)

- В 2019 году наша страна будет отмечать великое событие – 75 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

(на доске: 75 лет Победы)

- 75 лет  прошло со времен той страшной войны. Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, и вот как это началось...

(звучит фонограмма голос Левитана о начале войны)

Просмотр видеофрагмента о ВОВ

Учитель: Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось: “У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…Мы столько сделали, что, если мы не победим, нас уничтожат самих”. Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание.

Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.

Учитель: Высокий моральный дух, сплоченность всего народа, защищающего своё Отечество, были одними из главных составляющих Великой Победы.

Учитель: Гитлеровские генералы рассчитывали закончить войну с Советским Союзом за восемь недель, но этот план “молниеносной войны” провалился.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около сорока наступательных операций:
Битва под Москвой 
Битва за Ленинград 
Сталинградская битва 
Битва за Кавказ,
Курская битва,
Битва за Днепр.

Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск гитлеровцев. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага.

- Как вы думаете, ребята, благодаря чему удалось советскому народу одержать победу? (Дети отвечают)

Учитель: Действий партизан и подпольщиков на оккупированных территориях, это героическая работа в тылу, это дети войны, за которых шли в бой их родители.

Ученица: (с игрушечным Мишкой)

Ученик: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:

Ученица: «Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Пол сухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

Ученик: … А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

Ученица: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Ученик: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:

Ученица: «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

Ученик: … Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Учитель: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией.

Советский Союз на своих плечах вынес основную тяжесть войны. Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа бессмертен.

(звукозапись "Поклонимся великим тем годам»)

2. Вклад  Башкирии  в  победу  в  ВОВ.

С первых дней Великой Отечественной войны в военкоматы республики подали заявления тысячи человек. Мужчины, не годные к строевой службе и старшего возраста, забирались в трудовую армию.

Из Башкортостана в годы войны в трудовую армию было мобилизовано более 106 тысяч человек. Они работали на строительстве Средне-Уральской ГРЭС, на Кировском заводе в  Челябинске, на шахтах Свердловской, Пермской и Челябинской областей, на Верхне-Исетском и Ново-Тагильском металлургическом заводах, торфоразработках и др.

Всего с 22 июня 1941 по 19 августа 1944 года в республике было мобилизовано в Красную Армию и Военно-Морской Флот 559671 человек, включая 2971 женщин. Всего в годы Великой Отечественной войны из Башкортостана на фронт ушли более 710 тысяч человек, из них около 300 тысяч человек погибло на фронтах войны. Из них на поле боя пало около 88 500 человек, умерло от ран  20 000 человек, погибло в плену  2 265 человек, более 127 000 человек пропало без вести.

С 1 октября 1941 года проводилось обязательное военное обучение мужчин в возрасте от 16 до 50 лет и уже к началу декабря подготовку прошли 83 тысячи военнообязанных. В феврале 1942 года в системе всеобуча были созданы подразделения по подготовке истребителей танков, автоматчиков, пулемётчиков, миномётчиков, кавалеристов, снайперов, связистов, в которых за 1942-1944 годы было подготовлено 30,6 тысяч военнообязанных по различным специальностям. Для подготовки связистов, снайперов и медицинских сестёр также призывались девушки.

В то же время в Башкортостан было эвакуировано много людей с западной части страны. Эвакуированы вместе с работниками институты, академия наук Украинской ССР, заводы, фабрики, театры, общественные организации.

28 июля 1945 года в Уфу прибыл первый эшелон с демобилизованными участниками Великой Отечественной войны.

Героизм на фронтах войны

Мобилизованные жители республики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Наиболее отличившиеся 200 тысяч воинов были награждены орденами и медалями. Из них звания Героя Советского Союза было удостоено 278 человек и 35 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Уже в первые дни войны уроженцы республики участвовали в обороне страны: в обороне Бресткой крепости приняли участие Р.Исмагилов, Е.Матвиенко, М.Закиров.

Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин и Григорий Овчинников своим телом закрыли вражескую амбразуру и посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.

В январе 1943 года во время Сталинградской битвы в составе 44-й стрелковой дивизий совершили бессмертный подвиг Зубай Утягулов и Тимирай Кубакаев. В боях за Днепр отличился Валентин Паширов, под командованием которого танковый взвод уничтожил 10 огневых точек, до роты солдат противника. Артиллерист Степан Овчаров в одиночку подбил четыре танка противника, а Георгий Ветошников отличился при переправе солдат через Днепр.

Дважды Героем Советского Союза стал Муса Гареев, совершив всего около 250 боевых вылетов, он особо отличился в боях во время Восточно-Прусской наступательной операциях.

Среди захвативших в апреле 1945 года рейхстаг и водрузивших Красное знамя на его купол был и уроженец Мишкинского района республики  Гази Загитов.

При штурме Берлина также отличились лётчики Г.Мушников, Н.Дегтярь; артиллеристы В.Тарасенко, А.Калганов, Г.Аскин, И.Ромашкин, пулемётчик И.Трушков, разведчик Г.Саитов.

Уроженцы Башкортостана также участвовали в партизанских движениях. В отрядах украинских партизан воевали Б.Фатхинуров, П.Ершов, С.Хабиров. Уроженец г.Уфы И.Александров организовал партизанский отряд в Белоруссии. Ещё одним организатором партизанского движения, но уже в Чехословакии являлся Даян Мурзин. Во Французском Сопротивлении отличились М.Шагиев, А.Гришанин, Ф.Рыбаков, Г.Чернов, В.Елистратов, а А.Коляскин два года воевал вместе с итальянскими партизанами. Майор Б.Г.Назиров являлся одним из организаторов подпольной группы, организовавший восстание в концлагере Бухенвальд.

3. Вклад  Илишевского района в  победу в  ВОВ .

В годы Великой Отечественной войны по Илишевскому району было мобилизовано 10220 человек, в их числе 193 девушки. Из ушедших на фронт в живых остались 3379 человек, не вернулись 6841. Из района на нужды фронта было отправлено более 50 машин и 20 тракторов, около тысячи лошадей, сотни пароконных тележек, сбруи, теплых вещей, денежных средств и продуктов питания. В селах Верхнеяркеево, Андреевка, в деревне Исаметово работали пимокатные и пошивочный цеха. В 1944 году комсомольцы района получили благодарственную телеграмму от Верховного Главнокомандующего за внесенный ими денежный вклад в размере более 410 тысяч рублей на строительство самолета имени Героя Советского Союза А.Матросова. На строительство самолета "Башкирский истребитель" было внесено 316 тысяч рублей, танковой колонны "Боевые друзья" - 641 тысяча рублей. Труженики района оказывали большую помощь семьям фронтовиков, инвалидам войны, эвакуированным с Украины, из Белоруссии и Ленинграда.

5648 илишевцев были отмечены высокими правительственными наградами, двое из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Муса Гареев (1922-1987 гг.) был удостоен этого звания дважды: летчик-штурмовик, он совершил в годы войны 250 боевых вылетов, участвовал в Параде Победы в городе Москве; А.А.Абдуллин, уроженец деревни Стародюмеево участвовал в битве под Сталинградом, на Курской дуге, дошел до Кенигсберга (ныне Калининград). Более сотни илишевцев сражались в составе легендарной 112 Башкирской кавалерийской дивизии. За боевые подвиги летчик-штурмовик Е.А.Пономарев, уроженец села Андреевка (погиб в марте 1942 года), был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени; летчик-штурмовик Г.В.Локтев (с.Андреевка) – орденом Ленина.

4. Герой из семейного альбома

«Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят». В каждой семье есть такие фотографии. (Дети рассказывают о своей семье, о дедушке). Работа по книге памяти.

5. Просмотр видеофильма до конца

Учитель: Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Каждый 9 житель нашей страны не вернулся с этой войны. 27 млн. сыновей и дочерей потеряла наша Родина. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила!

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы. Никто не забыт, ничто не забыто!

Учитель: 75 лет  мы радуемся миру на земле, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужества солдат, отдавших жизни за свободу и счастье нашей Родины. Память о погибших будет вечна!

Почтим память погибших в годы войны минутой молчания (метроном)

Учитель: Сегодня мы говорили о войне и её героях. Назовите антоним к слову война. (МИР)

Что такое мир? ( Это когда нет войны. Мир-это вся наша земля. Мир - это все люди, живущие на Земле.) Какие слова могут рассказать нам о мире? (смех, радость, жизнь, веселье, учеба, семья, здоровье, друзья, счастье, труд). Учитель на доску помещает слово МИР. Дети называют слова, которые затем появляются на доске (они даны выше в скобках)

Учитель: Символом мира на Земля является голубь. Существует традиция выпускать белых  голубей, как символ мирных намерений. Давайте не отступать от этой традиции (звучит песня "День Победы"), дети помещают на доску голубей)

 Звучит музыка  День Победы

V.  Закрепление пройденного

 Викторина « Великая Отечественная война»              

1 тур.  «ЗАГАДКИ»

1. Стоят три старушки:

    Вздохнут да охнут,

    Вблизи все люди глохнут.  (Пушки)

2. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (Пуля)

3. Не пчела, не шмель, а жужжит,

    Неподвижно крыло, а летит.  (Самолет)

4. Что общего между деревом и винтовкой?  (Ствол)

5. Ползет черепаха – стальная рубаха.

    Враг в овраг, черепаха – куда враг.    (Танк)

6. Летит – лается,

    Упадет – рассыпается.   (Снаряд)

2  тур. «РАЗМИНКА»

1. Одним из первых героев ВОВ стал бесстрашный летчик, совершивший «огненный таран». Он направил горящий самолет на вражескую автоколонну. Произошло это на 5-й день войны.  (Гастелло)

3. Бессмертный подвиг летчика положен в основу художественного произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских самолетов.  (А.П.Маресьев)

4. В бою за деревню Чернушки 23 февраля 1943г. Рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.  (А.Матросов)

5. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти чеховские слова внесла в свою записную книжку героиня ВОВ, комсомолка-партизанка. Попав в руки фашистов, она осталась верна себе и своей Родине, ее казнили 29ноября 1941г. (Зоя Космодемьянская)

3 тур. «ГОРОДА - ГЕРОИ»  Работа по карте.

Назовите все города – герои:  Москва,  Ленинград (Санкт-Петербург), Одесса, Севастополь, Волгоград (Сталинград), Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, крепость-герой Брест, Мурманск, Смоленск.

4 тур. «ВОПРОС-ОТВЕТ»

1.  Первый из военачальников, удостоенный высшего военного ордена СССР – Победы. (Г.К.Жуков)

2.  Как  ласково называлось новое секретное оружие нашей армии?  («Катюша»)

 3.Когда завершилась ВОВ?

 

VI.Рефлексия.

- А как мы можем сохранить память об участниках ВОВ?( Ответы детей)

-Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоёвывал Победу на фронте и в тылу. 9 Мая в честь Дня Победы во многих городах проходит общественная акция – «Бессмертный полк», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Акция «Бессмертный полк» охватывает более 80 государств и территории,а также в нашем городе. Сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну – главная задача «Бессмертного полка».

 

  Дополнительный материал                                      

 КУРСКАЯ БИТВА

        Курская битва – одна из крупнейших битв ВОВ (1941 – 1945г.), в которой Красная Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. Из всех побед 1943г. Эта битва была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре. Немецко-фашистское командование было вынуждено отказаться от наступательной стратегии и перейти к обороне на всем фронте.

        На Курской дуге, где были сосредоточены отлично оснащенные и полностью укомплектованные самые боеспособные дивизии, фашистская Германия потеряла около 500 тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий и минометов, 1500 танков, более 3700 боевых самолетов. Общее соотношение сил и средств на советско-германском фронте существенно изменилось в пользу советских войск, хотя противник перебросил туда из Западной Европы значительное количество резервов и пополнений.

       Поражение под Курском вызвало резкое падение морального духа немецко-фашистских войск. Позорный провал «генерального наступления» гитлеровцев на Курской дуге, вторично после Сталинграда, потряс до основания всю германскую военную машину. Немецко-фашистское командование вынуждено было отказаться от запланированного  на 1943г. вторжения в Швецию (операция «Полярная лиса») с целью ее захвата и порабощения.

       Успешному завершению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника. Партизаны произвели 1460 налетов на железнодорожные линии, вывели из строя свыше 1000 паровозов и разгромили свыше 400 воинских эшелонов.

      Важным результатом борьбы на советско-германском фронте в курской битве явилось завоевание советской авиацией стратегического господства в воздухе.

      Победа в битве под курском и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу по теме "Поклонимся великим тем годам" для начальной школы.

Презентация к классному часу по теме "Поклонимся великим тем годам" для начальной школы"...

Презентация к классному часу "Узловая в годы Великой Отечественной войны"

Презентация посвящена освобождению Узловой от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час "Поклонимся великим тем годам"

Классный час посвящён ВОВ. На данном классном часе ребята узнают имена пионеров-героев, читают письма с фронта, знакомятся со "страшными" цифрами войны....

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Классный час «Поклонимся великим тем годам…Путь к Великой Победе”

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помн...