Программа наставничества "Учитель ученик"
методическая разработка (4 класс)
Программа с одарёнными обучающимися "О тебе моя малая Родина"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя школа» Знаменского муниципального района Омской области
Программа наставничества
«Учитель – ученик»
с одарённым обучающимся
«О тебе моя малая Родина…» Срок реализации 2024-2025 уч. год.
Автор программы: Шалагина В.Н. учитель начальных классов
с.Знаменское 2024
Пояснительная записка
Актуальность программы
Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная». Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных
обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства. Ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования Дня Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных
едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания.
Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.
В реализации патриотической программы «Мы будем помнить…» уверена, что при её реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Программа «Мы будем помнить…» содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Основание для разработки программы:
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ "Об образовании".
- Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 № 795).
Цель программы: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи программы:
- развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
- воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
- сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны;
- воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- подготовиться к достойной встрече Дня Победы;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год (сентябрь 2024-май 2025)
Формы организации деятельности: индивидуальная работа.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
При достижении личностных результатов у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им
Метапредметные результаты
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своейде
- готовность к сотрудничеству;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Предметные результаты
- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания по истории и культуре родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
- способность заниматься исследовательской деятельность индивидуально ;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в еговыполнение.
Название этапа | Цели и задачи |
I этап Подготовительный Сентябрь-октябрь 2024 г. | Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи:
|
II этап Внедрение Ноябрь-апрель 2025г. | Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию. Задачи: 1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание патриотического воспитания. 3.Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 4.Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5.Проводить мониторинг реализации программы. |
III этап Отслеживание и анализ результатов Май 2025 г. | Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. |
Ожидаемые результаты программы Реализация программы будет способствовать:
- повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
- совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Ожидаемые результаты программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
-вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
- ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ПОМНИ О СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
- ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
Основные направления проекта.
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Формы работы, используемые при реализации программы:
- внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки.
- деловые игры и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.
- коллективные творческие дела.
- взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
- экскурсии.
- изучение истории и культуры родного края.
Информационные ресурсы.
Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации программы.
Мероприятия по реализации
№ | Мероприятие | Название | Срок |
Организация педагогической работы | |||
1 | Методическая разработка по вопросам патриотического воспитания | «Патриотическое воспитание» | Сентябрь- декабрь |
2 | Оформление патриотического уголка | «Патриот и гражданин!» | Январь-март |
3 | Разработка цикла классных часов по патриотическому воспитанию | Как воспитать патриота своей страны… | Сентябрь- май |
4 | Изучение произведений о Великой Отечественной войне | «Живи и помни» | Февраль-март |
5 | Оформление тематической выставки ко Дню Победы | «Герои Советского союза» | Апрель-май |
Работа с учащимися | |||
1 | Фотоконкурс | «Мой родной край» | Февраль |
2 | Анкетирование для учащихся 2 класса | «Патриотизм» | Февраль |
3 | Конкурс сочинений, рефератов, эссе по патриотическому воспитанию для учащихся 2 кл. | «Патриот моей семьи» | Март |
4 | Посещение районного музея | - | Апрель |
5 | Акция «Письмо солдату» | «Мы помним подвиг твой…» | Апрель |
6 | Конкурс компьютерных презентаций | «Поэты , писатели о войне» | Февраль |
7 | Исследовательская деятельность учащихся | «История моей школы» «Дети войны» «Судьбы наших земляков» | Февраль - апрель |
8 | Уроки мужества | - | Февраль-май |
9 | Акция военно-патриотического направления. | «Этот день в истории войны» | Май |
10 | Акция «Георгиевская ленточка» | «Вечная память» | Май |
Работа с родителями | |||
1 | Родительские собрания по патриотическому воспитанию | Ноябрь-март | |
2 | Оказание помощи детям в подготовке выступлений | презентации, проекты, поделки | Сентябрь- май |
Научная новизна программы
Научная новизна программы состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Теоретическая значимость программы
Теоретическая значимость результатов программы заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания программ другими ОУ в данной сфере;
- разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и
воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
- нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость программы
- авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся;
- предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Список литературы
- Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
- Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
- Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.
- Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
- Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
- Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006
- Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
- Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 20
– 26.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс).
- http://www.1september.ru/
- http://smolpedagog.ru/box.html
- http://www.vesti-moscow.ru/
- http://www.dissercat.com/
- http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
- http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...

Индивидуадьная рабочая программа на ученика 2 класса с умеренной умственной отсталостью (8 вид).
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитан...
"В гости к радуге - дуге". Конкурсная программа для учеников начальных классов
quot;В гости к радуге - дуге"Конкурсная программа для учеников начальных классов поможет определить, насколько хорошо ученики знают это природное явление и всё то, что с ним связано....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса
Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида....

ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ сценарий конкурсной программы для учеников первых классов
Познавательное мероприятие для будущих первоклассников....

Освоение техники папье-маше для изготовления сувенирной продукции в рамках программы наставничества «Ученик - ученикам»
Методическое описание "Освоение техники папье-маше"для изготовления сувенирной продукции учащимися начальной школы в рамках программы наставничества "Ученик - ученикам"....

Презентация "Освоение техники папье-маше для изготовления сувенирной продукции в рамках программы наставничества ""Ученик - ученикам"
Автор показывает процесс изготовления сувениров на занятиях прикладным творчеством в рамках проограммы наставничества "Ученик- ученикам."...
