Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Гольцова Ирина Анатольевна

Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borzenko.rar16.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Рассмотрена на заседании ПМПК

(протокол №        от «_____»_______2012 г.)

Председатель ПМПК                Алексеева О.А.

Утверждаю:

(приказ №        от «_____»_______2012 г)

Директор                Малай М.В.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

для ученика     4          класса

Борзенко

Алексея

на 2013-2014 уч. год.

Классный руководитель Гольцова И. А.  

Пояснительная записка.

Данная программа разработана с целью психолого-педагогического и медико-социального сопровождения   ребёнка-инвалида.                                

ХАРАКТЕРИСТИКА

 Борзенко Алексея, 10.01.2003 г.р.

Борзенко Алексей перешёл в 4 класс нашей школы. Речь у мальчика бедная, словарный запас ограничен словами обиходно-бытового круга. Произношение нечеткое. У Леши общее недоразвитие речи. В течение учебного года усвоил слоговое чтение, но буквы часто путает и забывает, научился списывать печатные буквы и  несколько письменных и цифры до 10 по образцу.

        Вычислительные навыки у мальчика не развиты, элементарные математические представления на очень низком уровне. Память слабая, не развита даже механическая.

        Навыки изо деятельности не сформированы, мотивация отсутствует, конструктивные навыки на низком уровне, задания выполняет только с помощью учителя и из готовых форм. Работоспособность низкая, быстро утомляется.

        Процессы анализа, синтеза, обобщения не развиты. Причинно-следственные связи установить не может. Воображение не развито, очень низкая концентрация внимания, объем – 1. Низкий уровень восприятия – нарушена целостность и осмысленность восприятия. Низкая константность, т.е. способность сохранять соответствие образа отражаемому объекту. Ни в учебной деятельности, ни во внеклассной работе активности не проявляет.

        За игрой ребят всегда наблюдает со стороны, сам участия не принимает. Может манипулировать предметами, не придавая смысла игре.

        Эмоционально-волевая сфера стабильна. В психических процессах преобладает торможение.

        Так как Алексей учебный материал практически не усваивает необходимо разработать индивидуальную программу обучения.

        С большим трудом формируются навыки самообслуживания. На данный момент

уровень  сформированности навыков самообслуживания достаточен, но требует постоянного контроля со стороны взрослого.

           При наличии множественных проблем у ребёнка бывает сложно одномомнентно определить первичность дефекта и диагностировать уровни его возможностей для усвоения образовательного маршрута.

          Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический  процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.

                 

Цели программы:

  1. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья ребёнка, обеспечение его эмоционального благополучия.
  2. Поддержание и совершенствование учебных достижений ребёнка.
  3. Развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, с самим собой.
  4. Помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребёнка-инвалида в условиях школы-интерната.
  5. Социальная адаптация и реабилитация ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формирование доступных представлений об окружающем мире, речевых навыков и ориентации в социальной среде.
  2. Формирование коммуникативных умений.
  3. Формирование продуктивных видов деятельности.
  4. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на  коррекцию отклонений в развитии;
  5. Коррекция и развитие высших психических функций.
  6. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.
  7. Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Содержание программы.

I Познавательная деятельность.

  1. Формирование элементарных математических представлений.

-  Выполнять механический счёт в пределах десяти.

-  Соотносить цифру с итогом присчитывания  предметов.

-  Знать и называть геометрические формы: и составлять из них разные фигуры по образцу.

- Дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями «больше»     «меньше».

- Узнавать линии – прямую, кривую, отрезок.

- Узнавать и называть числа в пределах пяти.

- Научить чертить квадрат и прямоугольник по клеточкам.

Итоговые показатели по разделу:

Ученик должен научиться:

-  выполнять механический счёт до 10;

-  знать, писать цифры, соотносить цифру с итогом пере считывания предметов;

-  знать, называть, соотносить с графической карточкой геометрические фигуры

   ( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)

-  дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями

   «больше» и  «меньше».

- Узнавать линии – прямую, кривую, отрезок.

  1. Формирование умений письма и чтения.

 -  Закреплять представление о звуке и букве.

- Различать звук в словах, выделять первый и последний звук. Соотносить звук с буквой.

- Образовывать из усвоенных букв слоги. Развивать умение читать эти слоги.

- Составлять слова из усвоенных слогов. Читать их.

- Читать небольшие тексты. Пересказывать их.

- Усвоить рукописное начертание изучаемых печатных букв и слогов.

- Ориентироваться в тетради писать по линеечкам

            Итоговые показатели по разделу:

             Ученик должен научиться:

             - соотносить звук с буквой

             -  определять первый и последний звук

 -  уметь использовать при прочтении слов и предложений побуквенный дактиль

 - уметь слитно воспроизводить прямые открытые слоговые ряды

 - произносить гласные, согласные  

3. Ознакомление с окружающим миром.

-  занятия по методической разработке «Помогать природе – значит помогать людям»:  «Страницы Красной книги» -  экскурсия в  зоопитомник «Выпово»

- занятия по программе «Страна Правознайка» (групповое занятие «Дети планеты Земля, деловая игра «Как важно грамотным быть»)

            II.Развитие психических процессов.

1)Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

2) Развитие познавательных процессов.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Игры и задания, направленные на развитие внимания (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); речевое. Игры и задания, направленные на развитие внимания мышления (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.        Игры и задания, направленные на развитие памяти (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).

3)Выработка положительного отношения к школьному обучению, формирование пространственных представлений.

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

 *Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

4) Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

 *Развитие зрительного восприятия и узнавания.

 *Развитие зрительной памяти и внимания.

*Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).

*Развитие пространственных представлений и ориентации.

 *Развитие представлений о времени.

*Развитие слухового внимания и памяти.

Средства: игра в школу со сменой ролей, поддержка достижений на материале игр с учебной нагрузкой – например, игра «Алфавит» (Глозман Ж.М., 2003г.), поиск и выбор букв. Дидактические игры и упражнения на пространственные и временные представления (Семаго Н.Я.,2007г.) Занятия по развитию психомоторики  проводятся по авторской программе Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов».

Формирование эмоционально-волевой сферы.

Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде.

Средства: релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизненных ситуациях. (Использование методики Розенцвейга в работе с детьми.); рисование эмоций, лепка; пластическое изображение эмоций; изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений. Упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями – злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т.д.

III Формирование навыков общения.

         - развитие умения владеть средствами общения;

         -  формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к детям;

          -   формирование умения коллективного обсуждения заданий;

          -  умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать                товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

          -  формирование позитивного образа «Я».

- занятие по программе «Страна Правознайка» («Кто придет к тебе на помощь?»)

IV.         Коррекция недостатков речи.

-формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета

-развитие зрительной памяти

-формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза

-преодоление нарушений звукослоговой структуры слова

-развитие  фонематического слуха :а) звук, слог, слово, предложение

                                                             б)гласные

                                                             в) глухие и звонкие согласные

                                                              г) мягкость и твердость согласных

-работа над словом: предмет, действие, признак, категория рода, числа

-работа над предложением

-работа над связной речью.

V. Формирование продуктивных видов деятельности

1. Трудовое обучение.

  1. Работать с пластилином. Скатывать и раскатывать, делать несложные поделки по образцу.
  2. Научить пользоваться ножницами. Вырезать простейшие формы по трафарету из бумаги и картона.
  3. Работать с природным и бросовым материалом. Составлять узор из готовых деталей.
  4. Пользоваться иглой и нитью. Пришивать пуговицу и вешалку.
  5. Выполнять задание после показа. Учить видеть и представлять  сюжет своей работы.

Итоговые показатели по разделу:

Ученик должен научиться:

- передавать форму, пропорции и конструкции предполагаемой поделки;

- использовать различные приёмы лепки при создании изображения

- ориентироваться на листе бумаги;

      - вырезать предметы прямой и округлой формы;

      - пользоваться кистью для намазывания клея;

      - использовать метод обрывания для создания аппликационного образа.

2.    Рисование.

 Научить ориентироваться на листе бумаги.

Делать несложные зарисовки по образцу учителя.

Рисовать предметы округлой формы, прямоугольной и треугольной.

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения.

 Различать и знать названия цветов.

                  Итоговые показатели по разделу:

 Ученик должен научиться:

- смешивать краски и правильно использовать цвета и оттенки;

- правильно располагать персонажи и предметы, в соответствии с сюжетом;

- определять формат листа бумаги для отображения задуманного.

          3.  Коллажирование.

«Мне нравится создавать свой мир», «Дом моей мечты»

               Итоговые показатели по разделу:

- развитие у ученика эмоциональной отзывчивости при восприятии картинок, иллюстраций

- развитие творческого воображения

- развитие навыков самостоятельности, ответственности за порученное дело

VI. Социально-бытовая ориентировка (самообслуживание).

  1. Формирование санитарно-гигиенических навыков (стирка носков, мытьё в бане, утренний, вечерний туалет, заправка постели).
  2. Формирование навыков самообслуживания:

     -навыки приёма пищи (умение держать ложку и вилку);

     -дежурство;

     -уход за одеждой (чистка щёткой, развешивание на вешалке, пришивание пуговиц,                          чистка и мытьё обуви);

      -умение одеваться (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц).

VII. Профилактическая работа.

 1.Сказочное путешествие по ошибкам (по программе «Страна Правознайка»)

 2.Выпуск стенгазеты «Как я умею отдыхать» (совместно с родителями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают."  И тревогу у взрослых вызывает повышенная агре...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая программа....

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

План мероприятий.Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения проблем.Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объя...

Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.Дети  с ограничен...

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....