Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
методическая разработка по логопедии по теме

Листопад Ольга Юрьевна

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ind._zanyatiy.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ СОШ № 12

___________П.И. Олейников

Приказ от _________ №_____

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Учитель-логопед  Листопад  О.  Ю.

Ф.И.О.

2014-2015 учебный год

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

_________________________________________

название кафедры или МО

Протокол от ___________ №___

г. Таганрог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Результативность организации коррекционно-развивающей работы с детьми определяется посредством диагностики уровня речевого развития. Основной целью речевой диагностики является определение фактического уровня развития каждого воспитанника. Оценка динамики развития в ходе обследования производится  по следующим параметрам:

- состояние звуковой стороны речи;

- состояние фонематической стороны речи;

- состояние слоговой структуры речи.

Диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года с целью оценки уровня и динамики развития ребенка в период взаимодействия логопеда с ребенком, что позволяет выявить недостатки речевого развития и наметить направления коррекционно-развивающей работы. Количественный и качественный анализ результатов речевой диагностики носит проблемно-ориентированный характер, позволяет педагогически целесообразно, с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника организовать процесс наиболее полноценного содействия развитию ребенка в области его ближайшего развития. Исходя из основных целей школы, как образовательной системы, развивать, воспитывать, обучать каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей, осуществляется тесная взаимосвязь всех специалистов школы  и родителей учеников.

        Это позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса с учетом личностных и поведенческих особенностей каждого воспитанника, индивидуального темпа усвоения знаний и физического развития. Все результаты, полученные в ходе заносятся в таблицу. По результатам диагностики составляются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, формируется подгруппа детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Итоги диагностики доводятся до сведения родителей.


Произношение звуков.

Оптимальный уровень: правильно произносит все звуки речи в словах различной слоговой структуры

Достаточный уровень: сформировано произношение фонем, но в спонтанной речи фонемы употребляются не всегда верно, встречается смешение при произношении близких в акустическом и артикуляторном плане звуков.

Критический уровень: нарушено произношение звуков одной или двух артикуляционных групп.

Катастрофический уровень: нарушено произношение звуков трех и более артикуляционных групп.

Фонематическое восприятие.

Оптимальный уровень: дифференцирует звучание контрастных фонем во фразе, словах, слогах.

Достаточный уровень: дифференцирует звучание контрастных фонем изолированно, в слогах, допускает ошибки в дифференциации фонем во фразе.

Критический уровень: не дифференцирует звучание контрастных фонем изолированно и в слогах.

 Катастрофический уровень: не различает неречевые звуки, не различает голос по высоте, силе, тембру.

Фонематический анализ и синтез.

Оптимальный уровень: сформирован фонематический синтез, выделяет первый и последний звук в словах, определяет место звука в слове, определяет количество звуков в 3-х и 4-хзвуковых словах.

Достаточный уровень: сформирован фонематический синтез, выделяет первый гласный звук в слове, затрудняется в выделении первого согласного звука в слове. Выделяет последний звук в слове, но встречаются ошибки в выделении гласного звука. Встречаются ошибки в определении количества звуков в 3-х и 4-х звуковых словах. Может подобрать слово с заданным звуком.

Критический уровень: Фонематический анализ и синтез сформированы недостаточно, ошибки в выделении первого гласного звука в слове, не может выделить первый согласный звук, последний звук в слове, затрудняется в подборе слова на заданный звук.

Катастрофический уровень: фонематический анализ и синтез не сформированы.

Слоговая структура слов.

Оптимальный уровень: правильно произносит слова различной слоговой структуры (3-х, 4-хслоговые слова со стечениями согласных и без них)

Достаточный уровень: слоговая структура искажается только в словах содержащих 4 - 5 слогов со стечениями согласных звуков (строительство, водопроводчик)

Критический уровень: искажаются двухсложные, трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, с 1 2 стечениями согласных.

Катастрофический уровень: нарушается структура однос~ожных слов, двухсложных И трехсложных слов с открытыми слогами.        .

Словарь и словообразование.

Оптимальный уровень: словарь соответствует возрастной норме. Навыки словообразования сформированы

Достаточный уровень: словарь приближен к нижней границе возрастной нормы, однако остаются затруднения, связанные с подбором некоторых антонимов, синонимов. Встречаются ошибки в употреблении существительных, обозначающих профессии, сложных существительных и прилагательных, некоторых притяжательных прилагательных.

Критический уровень: словарь ниже уровня возрастной нормы, навыки словообразования сформированы недостаточно. В словаре мало обобщающих понятий, не используются антонимы, синонимы, неправильно используются приставочные глаголы, часто название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение (шнурки - «завязать чтобы»), наименование части предмета заменяется названием предмета в целом (ствол, корни - «дерево»).

Катастрофический уровень: словарь значительно отстает от возрастной нормы, что проявляется в незнании многих слов, обозначающих профессии, предметы мебели, животных и их детенышей, слова обобщения. Ограничены возможности использования словаря действий, признаков. Навыками словообразования практически не владеет.

Грамматический строй речи.

Оптимальный уровень: ребенок правильно употребляет существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа, умеет использовать простые предлоги, свободно использует их в высказываниях. Усвоены основные формы согласования слов: существительных с прилагательными, с числительными и местоимениями.

Достаточный уровень: ребенок владеет фразовой речью, в которой отмечаются ошибки грамматического оформления речи. Могут встречаться ошибки в употреблении падежных форм существительных и прилагательных множественного числа, ошибки в использовании предлогов, в то время, как инструкции с предлогами исполняются практически без ошибок.

Критический уровень: выявляются стойкие ошибки при согласовании прилагательных и числительных с существительными в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных (<<две ухи»), ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуск). Встречается недостаточное понимание инструкций с предлогами.

Катастрофический уровень: отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: существительные употребляются преимущественно в именительном падеже, ошибки в образовании форм существительных множественного числа Им.п., отсутствие согласования числительных и прилагательных с существительными. Предлоги часто опускаются вообще, встречаются замены, недоговаривание предлогов (ан столе - «а той» ). Выявляется импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов, выраженных при помощи приставки, понимании падежных форм, инструкций с предлогами.

Связная речь.

Оптимальный уровень: Рассказы полны, развернуты, последовательны. В речи используются полные распространенные простые предложения, достаточно часто использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

        Достаточный уровень: Адекватно, достаточно полно отвечает на вопросы, сформирована монологическая речь на элементарном уровне. Рассказы недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами.

Критический уровень: монологическая речь сформирована на элементарном уровне. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, иногда «теряют» действующих лиц, пропускают отдельные звенья при пересказе. В речи используются простые двусоставные предложения, чаще нераспространенные. Ответы на вопросы адекватны, но недостаточно полны.

Катастрофический уровень: высказывания крайне бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, составление рассказа, пересказ сводится к односложным ответам на вопросы. Ответы на вопросы не всегда адекватны. В речи используются неполные, односоставные однословные и двухсловные предложения, реже двусоставные нераспространенные предложения.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Фамилия, имя ребенка: _____________________________________________

Класс ___________________________        

Звукопроизношение

1. Формирование артикуляционного уклада звука с помощью артикуляционных упражнений.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация звука: изолированно, в слогах, словах, фразах и в связной речи.

4. Дифференциация звука от других, сходных по характеристике звуков.

Фонематическое восприятие.

Фонематический анализ и синтез

Учить дифференцировать звуки изолировано, в слогах и словах.

1. Формировать фонематические представления.

2. Учить выделять первый и последний звук  в слове.

3. Определять количество звуков в словах.

Слоговая структура.

Словарь и словообразование.

1. Тренировать в произношении слов сложной слоговой структуры.

2.Упражнять в произношении предложений, состоящих из слов сложной слоговой структуры.

Грамматический строй речи.

1. Упражнять в образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Ввести в активный словарь обобщающие понятия.

Связная речь.

1. Учить правильно образовывать форму множественного числа существительных.

2. Учить употреблению в речи простых и сложных предлогов.

Учить составлять развернутые рассказы, составляя их из распространенных предложений. Учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ)

Нередко приходится слышать от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун. В классе только его и ругают."  И тревогу у взрослых вызывает повышенная агре...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса

Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида....

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1

Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...