Рабочая программа по дополнительному образованию «Группа продленного дня»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО второго поколения, Федерального базисного учебного плана, учебного плана МБОУСОШ №9 на 2025-2026 учебный год, с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
Данная рабочая программа разработана на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование универсальных учебных действий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 100.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Администрация города Губкинского
Управление образования Администрации города Губкинского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» города Губкинского
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2025 г. |
| Утверждено приказом по МБОУ «СОШ №9» от 01.09.2025 №92 |
Рабочая программа
по дополнительному образованию
(платные образовательные услуги)
«Группа продленного дня»
3 класс
2025-2025 учебный год
Срок реализации – 1 год
Составитель: Панова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
2025 год
1.Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа группы продлённого дня (ГПД).
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Группа продлённого дня (ГПД) – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большой потенциал для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Продлённый день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Программа рассчитана на учащихся начальной школы 8-10 лет, прибывающих в группе продленного дня. Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО второго поколения, Федерального базисного учебного плана, учебного плана МБОУСОШ №9 на 2025-2026 учебный год, с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
Данная рабочая программа разработана на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование универсальных учебных действий.
Нормативной базой для разработки программы по организации внеурочной деятельности являются следующие законодательные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 №15785).
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 № 15785);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»);
- Постановление Правительства РФ от 19. 03. 2001 № 196 (с изменениями от 10.03. 2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
- Конвенция ООН о правах ребенка.- Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
- Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008);
- Методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня", утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79
Актуальность программы
В последнее время группы продленного дня становятся всё более актуальны. С каждым годом растёт число учащихся, посещающих ГПД. И в этом нет ничего удивительного. Большинство родителей, да и современные дедушки и бабушки, основную часть времени заняты на работе. Поэтому группы продленного дня становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их нравственного воспитания, интеллектуального и личностного развития. Программа ГПД предназначена для обучающихся 3 классов (8-9 лет). Её актуальность заключается в том, что она создаёт благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к развитию, учёбе и творчеству.
Педагогическая целесообразность программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид воспитательной работы: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что в современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть! Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Адресат программы
В возрасте 8-9 лет формируется навык самостоятельности. Ведущим видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год, 33 учебных недели в год – 5 часов в неделю, 165 часов в год.
Возраст детей: 3 класс (8-9 лет).
Форма обучения – Очная
Приём детей на занятия осуществляется по заявлению родителей.
Цели и задачи программы.
Основными задачами группы продленного дня являются:
- Обеспечить безопасное и комфортное пребывание учащихся в школе во внеурочное время.
- Создать оптимальные условия для проведения познавательной деятельности, для развития творческих способностей ребенка, чтобы на всех занятиях осуществлялся личностно- ориентированный подход к учащимся.
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ.
- Развивать познавательные процессы и интересы личности.
- Развивать основные нравственные качества личности ребенка.
- Развивать коммуникативные отношения ребенка.
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности
- Воспитывать чувство коллективизма.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является:
- максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего.
- Формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
- формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку и математике.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
- Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности, качеств, важных для деятельности человека.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты:
- Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
- Участвовать в решении проблемных вопросов,
- Высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Готовность слушать собеседника и участвовать в диалоге.
- Включаться в групповую работу.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
- Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.
- Включают конкретные учебные предметы: русский язык, математика.
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
- Системность.
- Доступность.
- Научность.
- Создание развивающей ситуации.
- Занимательность.
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Связь теории с практикой.
Ведущие виды деятельности:
1. Игры: предметная, сюжетно-ролевая, игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, загадки;
2. Конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии;
3. Учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребенка с окружающим миром - практические занятия, беседы.
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 8-9 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.
Программа рассчитана на 1 год, 33 учебных недели в год – 5 часов в неделю, 165 часов в год.
Приём детей на занятия осуществляется по заявлению родителей.
Блок 1 – Математика-2 часа
Блок 2 – Русский язык- 2 часа
Блок 3 - Занятия по интересам-1 час
Блок 1. Математика.
Цель программы: оказание содействия обучающимся в учебных трудностях по математике.
Математика представлена в программе следующими содержательными линиями:
- числа и величины
- арифметические действия
- текстовые задачи
- пространственные отношения. Геометрические фигуры
- геометрические величины
- работа с информацией.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
На изучение математики в ГПД в 3 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, согласно плану).
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч/ авт. В.П. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика» 3класс. Издательство «Просвещение», 2023 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика».
Предметные результаты.
Числа и величины.
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Учащийся получит возможность научиться: классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Учащийся получит возможность научиться:
- группировать объекты по разным признакам;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a :a, 0 : a;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000; вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочки логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Математика» на 2025-2026 учебный год – 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
1-2 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | |
3 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | |
4-6 | Задачи на кратное сравнение | 1 | |
7 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | |
8 | Решение составных задач. | 1 | |
9 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | |
10 | Странички для любознательных. Наши проекты. | 1 | |
11 | Площадь. Единицы площади. | 1 | |
12 | Квадратный сантиметр. | 1 | |
13 | Площадь прямоугольника | 1 | |
14 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | |
15-16 | Решение задач. | 1 | |
17 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | |
18 | Квадратный дециметр. | 1 | |
19 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | |
20 | Квадратный метр. | 1 | |
21 | Страничка для любознательных. Повторение пройденного. | 1 | |
22 | Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число. | 1 | |
23 | Доли. | 1 | |
24 | Круг. Окружность. Диаметр окружности. | 1 | |
25 | Решение задач на нахождение числа по доле и доли по числу. | 1 | |
26 | Единицы времени. Год, месяц, сутки. | 1 | |
27 | Закрепление изученного. "Что узнали. Чему научились" | 1 | |
28 | Странички для любознательных | 1 | |
29 | Умножение и деление круглых чисел | 1 | |
30 | Случаи деления вида 80:20 | 1 | |
31 | Умножение суммы на число. | 1 | |
32 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | |
33 | Решение задач на приведение к единице пропорционального | 1 | |
34 | Деление двузначного числа на однозначное | 1 | |
35 | Делимое. Делитель. | 1 | |
36 | Проверка деления. | 1 | |
37 | Случаи деления вида 87:29. | 1 | |
38 | Проверка умножения. | 1 | |
39 | Решение уравнений. | 1 | |
40 | Решение задач. | 1 | |
41 | Обобщение и закрепление изученного материала | 1 | |
42 | Деление с остатком методом подбора | 1 | |
43 | Решение задач на деление с остатком. | 1 | |
44-45 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | |
46 | Проверка деления с остатком. | 1 | |
47 | Закрепление изученного. | 1 | |
48 | Устная нумерация в пределах 1000 | 1 | |
49 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | |
50 | Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз | 1 | |
51 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | |
52 | Сравнение трехзначных чисел. | 1 | |
53 | .Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 | |
54 | Единицы массы. Грамм. | 1 | |
55 | Решение задач. | 1 | |
56. | Приемы устных вычислений вида 450+30, 380+20, 620-200. | 1 | |
57 | Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 | |
58 | Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 | |
59 | Умножение и деление | 1 | |
60 | Приемы устных вычислений в пределах 1000 | 1 | |
61 | Виды треугольников. | 1 | |
62 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1 | |
63 | Проверка деления. | 1 | |
64 | Решение задач | 1 | |
65 | Решение задач | 1 | |
66 | Знакомство с калькулятором. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 |
Список литературы.
- Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч/ авт. В.П. М.И. Моро, С. И. Волкова. С. В. Степанова учебник «Математика» 3 класс. Издательство «Просвещение», 2023 г.
- Математика Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2016. Математика. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками/В.П. Канакина. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
- Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. М.И. Моро.3 класс. Издательство «Вако», Москва,2020
- Математика. С. И. Волкова. Тетрадь «Проверочные работы».4класс. Издательство «Просвещение», 2022г.
Цель программы определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык» и оказание содействия обучающимся в учебных трудностях по русскому языку.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №9».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки РФ№ 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576;
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка: лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика;
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цели обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в ГПД в 3 классе отводится 66 ч (2 ч в неделю, согласно плану).
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
- Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч/ авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2023.
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.. — М.: Просвещение, 2023.
- Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками/В.П. Канакина. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2023.
- Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 классы. —Канакина В. П., Щёголева Г. С. - М.: Просвещение, 2016.
- УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год. Комплект реализует ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык».
- Русский язык.3 класс Проверочные и контрольные работы. Т.Н. Максимова. -2-е изд.- М.: ВАКО,2021
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы.
Развитие речи.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию.
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; •составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи.
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; •составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике); письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука, характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; •использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк; •находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
Лексика
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- распознавать группы однокоренных слов
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир); выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды); устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять не- распространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительныймягкийзнак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами; б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника; г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с не- проверяемыми орфограммами.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь
Календарно - тематическое планирование занятий по русскому языку на 2025-2026 учебный год – 3 класс.
№пп | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | |
2 | Текст. Типы текста | 1 | |
3 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | 1 | |
4 | Предложения с обращением | 1 | |
5 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | |
6 | Простое и сложное предложение | 1 | |
7 | Словосочетание. | 1 | |
8 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | |
9 | Синонимы и антонимы, омонимы | 1 | |
10 | Слово и словосочетание | 1 | |
11 | Имя существительное | 1 | |
12 | Имя прилагательное | 1 | |
13 | Глагол | 1 | |
14 | Однокоренные слова | 1 | |
15 | Звуки и буквы. Гласные, согласные | 1 | |
16 | Что такое корень слова? | 1 | |
17 | Сложные слова | 1 | |
18 | Окончание слова | 1 | |
19 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | |
20 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | |
21 | Что такое основа слова? | 1 | |
22 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | |
23 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | |
24 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | |
25 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | |
26 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | |
27 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | |
28 | Правописание приставок и предлогов | 1 | |
29 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | |
30 | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками | 1 | |
31 | Имя существительное и его роль в речи | 1 | |
32 | Род имён существительных | ||
33 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | |
34 | Склонение имён существительных | 1 | |
35 | Падеж имён существительных | 1 | |
36 | Упражнения в определении падежей | 1 | |
37 | Упражнения в определении падежей | 1 | |
38 | Все падежи | 1 | |
39 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | |
40 | Род имён прилагательных | 1 | |
41 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | |
42 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | |
43 | Личные местоимения | 1 | |
44 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | |
45 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | |
46 | Неопределённая форма глагола | 1 | |
47 | Число глаголов | 1 | |
48 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | |
49-51 | Изменение глаголов по временам | 3 | |
52 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | |
53 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | |
54 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 1 | |
55-57 | Правописание окончаний имён прилагательных | 3 | |
58-59 | Правописание приставок и предлогов | 2 | |
60-64 | Правописание безударных гласных | 4 | |
65 | Правописание значимых частей слова | 1 | |
66 | Однокоренные слова | 1 |
Список литературы.
- Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч/ авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2023.
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.. — М.: Просвещение, 2021.
- Русский язык. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками/В.П. Канакина. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
- Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 классы. —Канакина В. П., Щёголева Г. С. - М.: Просвещение, 2015.
- УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2025-2026 учебный год. Комплект реализует ФГОС начального общего образования по курсу «Русский язык»/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

Программа дополнительного образования группы раннего развития «Умка»
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...



