Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край- Бурятия» для обучающихся 6 коррекционного класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа

Афанасьева Наталия Сергеевна

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Мой край- Бурятия» для обучающихся 6 коррекционного класса  на 2023-2024 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_moi_krai_buryatiya.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Республиканский центр образования"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО коррекционных классов _______(Дашинимаева С.М.)

Протокол №1 от "30"августа 2023г.

Председатель методического совета

____________(Дугаржапова Г.Д. )

Протокол № 2 от "31" августа 2023г.

Директор

_________(Новокрещенных С.П.)

Приказ №186__________

от     "1 "      сентября 2023 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Мой край- Бурятия»

для обучающихся 6и класса

с НОДА и  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 6.3)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Афанасьева Н.С.

учитель коррекционных классов

                                             Улан-Удэ 2023

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИCКА

            Данная   рабочая программа  внеурочной деятельности «Мой край-Бурятия» предназначена для обучения детей 6и  класса с НОДА  и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 6.3

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение истории культуры родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Мой край - Бурятия» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Программа внеурочной деятельности «Мой край - Бурятия» необходима для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал   призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Кружок  позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по  внеурочной  деятельности   «Моя край - Бурятия» в школе отводится  0,5 часа  в неделю , 17 часов в год.

              Цель программы: приобщить учащихся к материальному и духовному наследию бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
  • изучать историю родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа;
  • формировать гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
  • приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства;
  • способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
  • вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
  • Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней;
  • Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни республики, актуальность, воспитательная ценность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

2) положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края; 

 3) способность к самооценке;

4) осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

5)  устойчивый интерес к изучению истории своего края;

6) чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

7) осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • осознавать ценность семьи и родного дома;
  • определять на карте местонахождение Бурятии;
  • ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
  • знать национальные праздники, игры, одежду. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре; 
  • приводить примеры животных и растений родного края.
  • анализировать влияние человека на природу родного края.

Достаточный уровень:

  • Подбирать материал и готовить сообщения   о традициях, исторических событиях, достопримечательностях родного края , культурном и экологическом развитии объектов;
  • ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
  • знать культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;
  • Отличать растения и животных своего края;
  • Выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

История Бурятии -7ч

Предания об истории заселения и освоения края.

Бурятские роды и племена в древности.

Освоение Забайкалья русскими. Улан-Удэ- столица Бурятии. Символы Бурятии.

Исторические памятники столицы. Музеи, театры, кинотеатры.

Символика в традиционной культуре бурят (1час )

Символика чисел. Символика цвета. Символика орнамента.

Материальная культура бурят –(3часа)

Пища как часть культуры народа. Дерево в культуре бурят. Бурятское жилище. Бурятский костюм. Украшения.

Духовная культура бурят- (3 часа)

Лошадь в традиционной культуре. Древние игры и танцы бурят. Сурхарбан.  Сагаалган .  Бурятская свадьба.

Религия Бурятии. (2часа)

Православие. Храмы Улан-Удэ. Буддизм. Иволгинский дацан. Шаманизм.

Славное море – священный Байкал (2 часа)

Растительный и животный мир Байкала. Заповедники и национальные парки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата проведения

Тема урока

план

факт

История Бурятии

1

Предания об истории заселения и освоения края

2

Бурятские роды и племена в древности.

3

Освоение Забайкалья русскими

4

Улан-Удэ- столица Бурятии. Символы Бурятии.

5

Исторические памятники столицы

6

Музеи столицы. Театры и кинотеатры столицы.

Символика в традиционной культуре бурят

7

Символика чисел. Символика цвета. Символика орнамента.

Материальная культура бурят

8

Дерево в культуре бурят

9

Бурятское жилище

10

Бурятский костюм. Украшения.

Духовная культура бурят

11

Лошадь в традиционной культуре. Древние игры и танцы бурят. Сурхарбан.

12

Сагаалган

13

 Бурятская свадьба.

Религия Бурятии. 

14

Православие. Храмы Улан-Удэ

15

Буддизм. Иволгинский дацан. Шаманизм.

Байкал – мировое наследие

16

Растительный мир Байкала. Животный мир Байкала

17

Заповедники и национальные парки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006

2.Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004

3.Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002

4.Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006

5.Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006

6.Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000

7.Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005

8.Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985

9.“Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

10.Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002

11.Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005

12.Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

1. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Феде...

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 2 класса, 2023-2024 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для обучающихся  2 класса,  2023-2024 уч.г., для детей с легкой степенью умстаенной отсталости...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса 2023 – 2024 учебный год...