Воспитательное занятие. Тема: «Твои права и обязанности»
план-конспект занятия (1 класс)

Прохорова Татьяна Владимировна

 

Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей;

- познакомить учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан;

-воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу;

-воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права; 

-развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания;

-развитие нравственного, правового воспитания;

асширять активный словарь, пополнять словарь новыми словами: права, обязанности, порядок,

-расширять и кругозор детей,
Литература: Интернет ресурсы.
Хо занятия:
I.Организация начала занятия.
II.Вступительная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о правах. Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?(ответы детей)

Ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.  

III. Основная часть.

Послушайте сказку.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Беседа с детьми.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы? ( ответы детей: жители стали жить по законам.)

Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Ребята, а вы как думаете есть ли у нас в государстве Закон? (да) Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.  Что такое закон?

ЗАКОН – общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством, которые нив коем случае нельзя нарушать. Человек который нарушил закон называется Нарушитель, правонарушитель.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ-это плохой поступок или действие, совершенное человеком, достигшим 14 или 18 лет.

НАРУШИТЕЛЬ – это человек (ребенок), не выполняющий, не соблюдающий установленные правила.

Как вы думаете, где прописаны законы? Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют много других кодексов. У вас ребята так же есть права и они записаны в декларации прав ребёнка -«Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это соглашение. Все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

-Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13).

-Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

-Ребёнок имеет право на образование (ст.28).

-Ни один ребёнок не должен подвергаться плохому обращению, наказанию (ст.37).

-Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Право на жизнь. 

Право на имя при рождении. 

Право на медицинскую помощь. 

Право на образование. 

Право на отдых и досуг. 

Право на медицинское обслуживание.

Право свободно выражать свои взгляды. 

Право на заботу и воспитание родителями. 

Право на питание.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. 

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. 

А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Все ваши обязанности написаны в главной книге нашей страны- «Конституции Российской Федерации. Перечислите, какие у вас есть обязанности? Все  вы знаете свои права, но совершенно не знаете своих обязанностей -уважать права других людей. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у  человека есть  не только права, но и обязанности.

-А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

Соблюдать законы.

Уважать права и свободы других людей. Уважать старших, своих товарищей, младших по возрасту.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование

Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей

IV.Практическая часть (закрепление материала).

А теперь давайте  проверим, как вы запомнили права ребёнка. И в этом нам поможет игра «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать различные ситуации, а вы должны  заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

11.Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

V.Итог. В заключении я хочу прочесть вам сказать;

Неисполнение законов повлечет проблемы либо с государством, либо с такими же людьми, которые пользуются такими же, как и вы, правами. Не знание какого-либо закона не освобождает вас от ответственности.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие.

Тема: «Твои права и обязанности»
Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей;

- познакомить учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан;

-воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу;

-воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права;  

-развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания;

-развитие нравственного, правового воспитания;

-расширять активный словарь, пополнять словарь новыми словами: права, обязанности, порядок,

-расширять и кругозор детей,
Литература: Интернет ресурсы.
Хо занятия:
I.Организация начала занятия.
II.Вступительная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о правах. Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?(ответы детей)

Ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.  

III. Основная часть.

Послушайте сказку.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Беседа с детьми.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы? ( ответы детей: жители стали жить по законам.)

Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Ребята, а вы как думаете есть ли у нас в государстве Закон? (да) Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.  Что такое закон?

ЗАКОН – общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством, которые нив коем случае нельзя нарушать. Человек который нарушил закон называется Нарушитель, правонарушитель.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ-это плохой поступок или действие, совершенное человеком, достигшим 14 или 18 лет.

НАРУШИТЕЛЬ – это человек (ребенок), не выполняющий, не соблюдающий установленные правила.

Как вы думаете, где прописаны законы? Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют много других кодексов. У вас ребята так же есть права и они записаны в декларации прав ребёнка -«Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это соглашение. Все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

-Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение (ст.13).

-Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14).

-Ребёнок имеет право на образование (ст.28).

-Ни один ребёнок не должен подвергаться плохому обращению, наказанию (ст.37).

-Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Право на жизнь. 

Право на имя при рождении. 

Право на медицинскую помощь. 

Право на образование. 

Право на отдых и досуг. 

Право на медицинское обслуживание.

Право свободно выражать свои взгляды. 

Право на заботу и воспитание родителями. 

Право на питание.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. 

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. 

А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Все ваши обязанности написаны в главной книге нашей страны- «Конституции Российской Федерации. Перечислите, какие у вас есть обязанности? Все  вы знаете свои права, но совершенно не знаете своих обязанностей -уважать права других людей. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у  человека есть  не только права, но и обязанности.

-А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

Соблюдать законы.

Уважать права и свободы других людей. Уважать старших, своих товарищей, младших по возрасту.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование

Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей

IV.Практическая часть (закрепление материала).

А теперь давайте  проверим, как вы запомнили права ребёнка. И в этом нам поможет игра «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать различные ситуации, а вы должны  заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

11.Игра «Разрешается – запрещается»

(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)

С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это… (разрешается).

Если кто того не знает:

 Мать с ребенком разлучает.

 Это… (запрещается).

Слушать мнение ребенка…. (разрешается).

Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)

 Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться

 Это –…. (разрешается).

 Если трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа…. (запрещается).

 Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это….. (разрешается).

 Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго…. (запрещается)

V.Итог. В заключении я хочу прочесть вам сказать;

Неисполнение законов повлечет проблемы либо с государством, либо с такими же людьми, которые пользуются такими же, как и вы, правами. Не знание какого-либо закона не освобождает вас от ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл.час "Твои права и обязанности"

Материал знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка....

классный час "Твои права и обязанности"

Данный классный час помогает ребятам осознать единство своих прав и обязанностей....

твои права и обязанности

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работаЦель:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания детей об основных правах ребёнка;научить детей прим...

Классный час "Твои права и обязанности"

Разработка классного часа , на котором ребята вместе с хорошо знакомыми сказочными героями, познакомятся с правами и обязанностями граждан РФ....

Классный час "Твои права и обязанности"

Цели и задачи:познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других,...

Беседа на тему: "Твои права и обязанности"

Обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры, формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости...