Представление опыта. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
материал (2 класс)
Cтремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи и самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, у меня возникли вопросы: “Могут ли мои ученики делать то, что часто с большим трудом делают ученики старших классов?” и «Исследовательская работа предназначена только для одаренных детей или любой ученик может стать исследователем». Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Осн Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
- Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме.
- Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
- Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- Формировать опыт сотрудничества.
- Воспитывать коммуникативные качества.
.Це
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Шереметьево
Вяземского района Хабаровского края
Обобщение опыта работы
учителя начальных классов
Павловой Елены Евгеньевны
Тема: «Проектно-исследовательская
деятельность младших школьников»
Павлова Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
2025 год
Содержание.
1.Введение.
1.1. Условия возникновения, становления опыта…………………………….с 3
1.2. Актуальность опыта……………………………………………………..с 3
1.3Диапазон опыта ………….............................................................................с 4
1.4. Длительность работы над опытом. ……………………………………с 4
2. Описание технологии опыта .………………………………………………с 4
2.1.Цели и задачи работы………………………………………………………..с 4
2.2 Значимые теоретические сведения………………………………………….с 5
2.3 Основные этапы……………………………………………………………...с 5
2.4.Организация проектно-исследовательской деятельности………………..с 6
3. Заключение…………………………………………………………................с 8
4. Список используемой литературы………………………………………….с 8
5. Приложение………………………………………………………………….с 10
« Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Китайская пословица.
1.1Условия возникновения, становления опыта.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, не востребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться, даже в младших классах. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Долгое время школа стояла на принципах традиционного обучения и рассматривала ученика как объект обучения. Но с введением новых стандартов радикально изменилась позиция ученика.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Уже в начальной школе встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
1.2. Актуальность опыта. Прочитав высказывание Александра Ильича Савенкова о том, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи и самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, у меня возникли вопросы: “Могут ли мои ученики делать то, что часто с большим трудом делают ученики старших классов?” и «Исследовательская работа предназначена только для одаренных детей или любой ученик может стать исследователем». Сначала мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, казалась сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только началась реальная исследовательская работа с детьми.
За девиз взяла слова А.Н. Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Поэтому главной идеей своего опыта считаю выведение школьников на дорогу поиска, на раскрытие творческих способностей учащихся, формирование УУД применяя формы организации урока, ориентированные на младшего школьника.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Эти слова теперь звучат как мое педагогическое кредо.
1.3Диапазон опыта. Исследования проводила со всем классом и индивидуально в процессе основных учебных занятий, на занятиях кружка или во внеклассной работе. Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена.
1.4. Длительность работы над опытом.
I этап. 2020-2021 г Теоретический.
1. Изучение литературы.
2. Пробные исследования, анализ результатов
Изучив научную и методическую литературу по этой проблеме, в которой в основном освещалась работа с учениками старших классов, я решила применить это на своей практике при работе с обучающимися начальных классов.
II этап. 2021-2023г Теоретико-практический
- Внедрение в практику проектно-исследовательской деятельности во внеурочной время
- Изучение теоретического материала по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках
- Организация пробных исследований на уроках, анализ результатов
III этап 2023-2025 Практический
- Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время
Описание технологии опыта
2.1.Цели и задачи работы
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятельности.
- Организовать работу с классом в урочное время с привлечением занятий внеурочной деятельности по данной теме.
- Развивать творческие способности обучающихся, исследовательские навыки.
- Воспитывать активность, интерес к проектно-исследовательской деятельности.
- Формировать опыт сотрудничества.
- Воспитывать коммуникативные качества.
2.2 Значимые теоретические сведения
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
2.3 Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
- Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
- индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)
- коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.
В практике используются следующие виды самостоятельных работ учащихся: доклады, рефераты, учебные исследования и проекты.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой, дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательства.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности: проведение каких-то опытов, собственные наблюдения, выводы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт.
Таким образом, рассматривая исследование и проектирование с точки зрения продукта деятельности, можно констатировать, что проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (изделие, модель, информационный справочник), а в исследовании таковой продукт совсем необязателен.
2.4.Организация проектно-исследовательской деятельности
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала со знакомства с результатами проведения диагностики по изучению интересов и склонностей моих первоклашек. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
В 2020-2021 учебном году изучила теоретический материал по вопросу «Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе», где основное внимание уделила методам и приемам индивидуальной работы по развитию способностей учащихся. Приложение 1.
Во 2 классе по разделу «Русские былины и сказки», мои второклассники создали проект «Книжка-малышка» со сказками собственного сочинения;
Проект «Русские богатыри» Приложение 2.
В 3 классе на уроке литературного чтения по теме «Обобщение по разделу «Собирай по ягодке-наберешь кузовок» использовала задания для развития творческих способной при работе с жанрами Устного народного творчества. Учащиеся не только анализировали готовые пословицы, загадки, потешки и т.д., но пробовали создавать свои. Приложение 3.
Также создавали проекты на уроках окружающего мира.
Темы проектов: «Сохраним красоту природы»; «Лес – наше богатство».
Приложение 4.
За годы работы по теме «Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника» сформировалась моя позиция как учителя:
1 .Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности)
2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.
3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации
Не секрет, что далеко не все дети класса стремятся, имеют возможности и способности к такой серьёзной длительной работе. Чтобы такие ученики не остались в стороне от данной деятельности, я привлекаю их внимание к наиболее интересным проектно- исследовательским работам одноклассников и включаю их в работу над проблемой на отдельных этапах выполнения проекта.
На помощь приходит внеурочная деятельность.
Мною регулярно проводятся заседания кружка «Я-исследователь», клуба
« Почемучка». Занятия в клубе строятся на тех же принципах, что и проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках. Но свобода выбора темы для занятия учеником значительно расширяется. Каждый из них может попробовать свои силы и в исследовании проблемы, и в создании собственного поэтического произведения, и в оформительской деятельности и т.д. Для того, что научить исследовать тему с разных сторон, я иногда предлагаю своим почемучкам на выбор одну из предложенных тем. Например: «Истории исчезнувших сел», «Загадки старины глубокой», « Наш край»
Каждый из « почемучек» готовит работу по данной теме . Затем защищает её на заседании клуба. Дети обмениваются мнениями, отмечают , понравившиеся им моменты, применяют опыт коллег «исследователей». Обязательно детские работы демонстрируются на выставках как в классе, так и в школе, а также в форме презентаций среди одноклассников и учащихся параллельных классов во время классных часов, внеурочных занятий по предмету и т.д.
Ведь каждый ребёнок должен испытывать удовольствие от своего труда и успешность .
Количество участников заседания клуба « Почемучек» неуклонно растёт, что подтверждает интерес детей к данному виду деятельности.
Результативность опыта
Начиная работу по проблеме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников», я ставила перед собой следующие цели:
1)Выявление детской одарённости.
2)Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе.
3)Развитие способности к созидательной деятельности.
4)Воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению, умения вести диалог.
Планомерную работу вела на протяжении 5 лет. Результаты показали успешность применяемых мною методов работы. Изменяется роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Проектная деятельность помогает ребёнку в саморазвитии и самореализации, активизирует познавательную и творческую активность, формирует положительные личностные качества.
Мои ученики активные участники различных творческих конкурсов, олимпиад, среди них призёры районной научно-практической конференции «Совята»:
-Золотых Ксения, 4 класс ( 2020 г - участник),
-Базылева Софья, 2 класс (2022 г – участник),
-Голикова Злата, 1 класс (2025 г – призёр).
Участие в районной краеведческой конференции «Судьба и гордость, мой Вяземский район», посвященной 90-летию со дня образования Вяземского района Хабаровского края - Базылева Софья (2024 г – участник).
Участие в межрегиональном сетевом проекте для обучающихся 3-4 классов «Мы помним! Мы гордимся!» - (сертификат)
Приложение 5
Исходя из выше сказанного, я делаю вывод, что методы работы, которые я применяю на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Я ставлю перед собой цель и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении
3. Заключение.
- Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите:
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
- Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
Приложение 1.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
ПОЛОЖЕНИЕ
о межрегиональном сетевом проекте для обучающихся 3-4 классов
«МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и сроки проведения межрегионального сетевого проекта «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!» (далее – Проект).
1.2. Цель: создание условий для воспитания гражданственности, патриотизма, сохранения исторической памяти и уважения к подвигам людей в годы Великой Отечественной войны, повышения интереса к истории страны, семьи.
1.3. Задачи:
развивать интерес к истории своей Родины, желание узнать больше о ней;
развивать умения вести поисковую работу, находить важные сведения о выдающихся земляках;
формировать инициативность и познавательную активность;
формировать навыки проектной работы у младшего школьника;
привлечь широкий круг обучающихся начальной школы к активному медиа общению.
2. Организация Проекта
2.1. Инициатором и автором Проекта является Ассоциация учителей начальных классов Хабаровского края (далее – Ассоциация) при поддержке краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее – ХК ИРО).
2.2. Ассоциация обеспечивает организационно-техническое сопровождение проведения Проекта, в том числе:
создание и сопровождение сайта Проекта с вкладками каждого этапа;
разрабатывает задания, направленные на реализацию цели Проекта, представляет их в открытом доступе на указанной платформе;
в консультационном режиме сопровождают деятельность команд;
прием, экспертизу материалов и заявок, представленных для участия в Проекте
соблюдение прав участников Проекта в соответствии с настоящим Положением.
По всем вопросам обращаться к организаторам проекта Белковской Альбине Владимировне harlina2008@gmail.com и Тютюсовой Елене Вячеславовне milenat18@bk.ru.
2.3. ХК ИРО размещает пресс- и пост-релизы о Проекте на официальном сайте.
2.4. Состав Оргкомитета Проекта определяется Ассоциацией.
2.5. Оценка выполненных заданий участников Проекта выполняется всеми членами Оргкомитета.
3. Участники Проекта
3.1. Принять участие в Проекте могут команды обучающихся 3-4 классов общеобразовательных организаций Хабаровского края и других регионов Российской Федерации, объединенные в команды не менее 3 человек под руководством одного координатора (учителя, библиотекаря, работника дополнительного образования).
4. Порядок и сроки проведения Проекта
4.1. Участие в Проекте бесплатное.
4.2. Проект проводится в дистанционном формате.
4.3. Проект проходит с 27 марта по 30 апреля 2023 года в несколько этапов:
подготовительный этап (до начала проекта);
1 этап «Города – герои и города воинской славы» (27 марта – 3 апреля);
2 этап «Дети войны» (4 апреля – 11 апреля);
3 этап «Герои рядом с нами» (12 апреля – 18 апреля);
4 этап «Поздравляем ветеранов» (19 апреля – 26 апреля);
заключительный этап (26 апреля – 28 апреля).
4.4. Деятельность команд осуществляется в сетевом дистанционном взаимодействии на сайте https://harlina2008.wixsite.com/website-1. На данном ресурсе размещаются задания для участников и продукты, подготовленные командами в ходе проектной деятельности.
4.5. Регистрация команд осуществляется в электронном виде в срок с 14 по 28 марта через Google-форму, расположенную на главной странице сайта Проекта https://harlina2008.wixsite.com/website-1.
4.6. Участники Конкурса самостоятельно несут ответственность за неточности в предоставленных материалах, за нарушение авторских прав третьих лиц.
5. Критерии оценки представленных работ
Деятельность участников на всех этапах Проекта подлежит формирующему оцениванию: до проведения, во время работы над заданиями и после проведения Проекта. Задания Проекта оцениваются в соответствии с критериями оценки, прописанными к каждому этапу на сайте Проекта. Право комментировать правильность и оригинальность выполнения заданий оставляют за собой организаторы проекта Тютюсова Е.В., Белковская А.В. и координатор проекта Козик И.В.
6. Награждение
6.1. Участники Проекта, прошедшие все этапы и выполнившие задания на рефлексию, получают электронные сертификаты.
6.2. Пять команд, предоставившие работы лучшего качества, получают благодарности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».
В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...
педагогический проект Формирование представлений о правильном питании у младших школьников.
Педагогический проект. "Формирование представлений о правильном питании у младших школьников посредством проектной деятельности. 2 класс...

Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"
Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)...

Представление педагогического опыта "Формирование самооценки младшего школьника"
Оценка - правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления.Н. Островский...

«Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»
В данной статье я поделилась опытом, как я формирую нравственные представления и мотивы поведения в 3 классе....
Представление темы "Воспитание чувства взаимоуважения у школьников".
В представлении методической проблемы описана актуальность проблемы воспитания чувства взаимоуважения у школьников. В разработке описаны методы воспитания чувства взаимоуважения у школьников, особенно...

Статья по теме: "Нравственные представления как основа нравственного поведения младшего школьника"
В статье рассмотрено, что такое нравственность, нравственные представления, проведен анализ сформированности нравственных представлений у современного младшего школьника и сделан вывод о том на каком ...

