Из опыта работы .Паспорт воспитательной практики «Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы на национальных традициях, обрядах русского народа»
учебно-методический материал (4 класс)

Из опыта работы .Методы и формы работы с учащимися начальной школы на национальных традициях,обрядах русского народа "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_ponkratova_i.v.docx13.24 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Направление «Гражданско-патриотическое»

Паспорт воспитательной практики

«Из опыта работы по воспитанию учащихся начальной школы

на национальных традициях, обрядах русского народа»

Автор воспитательной практики

Понкратова Ирина Владимировна

г. Шебекино 2025


Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность
в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Если обратиться к словарю то слово традиция в переводе с латинского означает «передача». В своей воспитательной практики я хочу рассказать из опыта работы о значении изучения народных обрядов, традиций в воспитании учеников младших школьников.

Сейчас очень интересное время, но и в тоже время сложное. Мы многое заново открываем и стараемся заново оценить. Прежде всего это относится
к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно. Что заботило
и интересовало, радовало и тревожило людей в прошлом, о чем мечтали, рассказывали и пели в своих песнях, какие знания передавали своим детям
и внукам. Ответить на этот вопрос сейчас очень важно. Если это сделать значит восстановить связь времен, вернуть утерянные нами ценности нашим детям, сохранить наши традиции. Школьный возраст – удивительная страница в жизни каждого человека.

Профессор, литературовед Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать в ребенке эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много статей, проводится много дискуссий. Доказано, что обращение к наследию воспитывает в человеке уважение, гордость за свою землю, на которой он живет. Детям сейчас необходимо знать и изучать культуру наших предков. Знание
и изучение истории народа, его культуры поможет в будущем с уважением
и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Гражданско-патриотическое воспитание учеников начальной школы является одной из основных задач в начальной школе. Я выделила в своей работе некоторые из задач этого направления:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому;
  • формирование бережного отношения к своей природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и народным промыслам;
  • формирование знаний о правах человека;
  • формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Поставленные задачи решаются мною во всех видах учебной деятельности:
на уроках, занятиях внеурочной деятельности, в играх, в труде, в быту –
так как воспитывают в ребенке не только гражданско-патриотические качества,
но и формируют его отношения со взрослыми и сверстниками. В работу
по ознакомлению детей с народными традициями я включаю различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, проектная, досуговая, игровая.

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки – это народная мудрость, богатство нашего языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Я считаю, необходимо научить детей изучать культуру своего народа, показать им дорогу в этот удивительный мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Работа с загадками считаю чрезвычайно полезным делом. С помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления ребенка.
В воспитании ученика также велика роль народных песен. В песнях отражаются сокровенные мечты и планы русского народа. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, которые ориентировались только на добро,
на счастье каждого человека.

Также я в работе с детьми использую изучение народных музыкальных инструментов. Особенные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии обогащают восприятие, формируют самобытное музыкальное мышление.

Огромное место в процессе приобщения к культуре занимают русские народные сказки, которые являются едва ли не самой удачной формой педагогического воздействия на ребенка. В русских народных сказках главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Бабой Ягой, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились
и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения
в поколение, собрав в себя лучшие национальные традиции.

Особенным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. В этом году праздник Масленицы стал для меня юбилейным. В сороковой раз проводила для ребят этот очень весёлый и щедрый праздник. В программу праздника всегда включаю конкурсы, состязания, песни, частушки. По преданию такие мероприятия не только приближали наступление тёплых дней, но и зазывали богатый урожай и достаток в доме.

Но прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, мне необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу.
Я в своей работе использую анкетирование.

Так в ходе анкетирования было выявлено, что 69% родителей с очень низким уровнем знаний о русской культуре, православных праздников. В таких семьях история семьи не изучается.

21% родителей имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

57% родителей считают, что не способны рассказать детям о русской культуре на доступном детском языке.

80% родителей не против проводимой в школе работы с детьми,
так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке ребенка к школе.

Так же я выявила, что 8% родителей  считают, что эта тема устарела
и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению
к истокам русской традиционной культуры необходимо начинать именно
с родителей. Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа через активные формы взаимодействия детей и родителей необходимо начинать
с первого класса. Считаю, что работу в этом направлении необходимо проводить
и в старших классах, чтобы была связь и преемственность. Подводя итог, можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа должна заключаться в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

Таким образом, использование в работе истоков народной культуры позволяет не только обеспечить усвоение учащимися программного материала, способствовать развитию их мыслительной деятельности, но и приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи,
от пляски, сказки и музыки до театра, формировать нравственные качества детей.

Хочу завершить свою работу такими словами: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Услышав, увидев, запомнив, дети поймут, зачем это нужно и, конечно, передадут эти знания своим близким, друзьям и детям. У Никиты Михалкова есть такие слова – «Сегодня это дети, а завтра это народ». С этими словами
я полностью согласна.


Литература:

  • Русские обычаи и обряды : Семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. - М.: Вече, 2015. - 320с. - (Наши традиции). – ЧЗ.
  • Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / сост. А.В. Копылова. - М.: Рипол Классик, 2015. - 560с. - (Народная мудрость). – ЧЗ.
  • Русские обычаи: Обряды, предания и суеверия. - М.: Рипол Классик, 2013. - 383с. - (Ваша тайна.). – ЧЗ.
  • Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения
    и зрелища, конец ХУ111-нач.ХХ вв. / А.Ф. Некрылова. - Л. : Искусство, 2004. - 191 с.: ил. – ЧЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа

В данной статье дается краткое описание опыта работы по нравственному воспитанию учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа....

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

Обобщение опыта работы. Доклад "Воспитание учащихся-это совместная работа педагогов,родителей и самих учеников."

quot;Самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его у...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Обычаи и обряды русского народа" (УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об обрядах бракосочетания на Руси, формирование представлений об обычаях русского народа, знакомство с понятиями «обычай» и «обр...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: «Обычаи и обряды русского народа». УМК «Начальная инновационная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления об обычаях и обрядах русского народа, об их характеристике, об основных понятиях.Планируемые результаты:Предметные: знать основные понятия: обычай...

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...