Игротренинг в ранней профориентации обучающихся с ТМНР
проект (4 класс)
Рассмотрено применение игротренинга как эффективного метода профориентации младших школьников с ОВЗ. Обозначены теоретические аспекты и перспективы работы в данном направлении. Полученные результаты могут быть распространены и внедрены в практику школьного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОТРЕНИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В настоящее время особое внимание уделяется профессиональному обучению и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Профориентационный компонент образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В процессе решения проблемы выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных и возрастных особенностей здоровья. Наиболее эффективным методом в данном направлении является профориентационный игротренинг. Профориентационный игротренинг представляет собой форму активного обучения, в процессе которого происходит передача знаний, развитие определенных умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Цель игротренинга:
Помочь лицам с ОВЗ с любой формой и степенью ограничения трудоспособности сделать выбор в силу своих возможностей в производительном труде и сформировать устойчивые практические навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
Задачи игротренинга:
- приобрести реальные навыки работы в выбранной профессии;
- отработать практические действия в безопасной среде;
- научиться применять теоретические знания на практике.
Методы и формы работы
Для достижения поставленных задач необходим комплексный подход, регулярная работа, которая позволит максимально эффективно развивать профессиональные компетенции участников, формировать осознанный подход к выбору профессии и развивать необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности. Поэтому необходимо специально выбирать разные методы и формы проведения игровых тренингов (рисунок 1).
Все указанные методы и формы обучения в реальном учебно-воспитательном процессе сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая формирование устойчивых практических навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Примеры игротренингов
«Спасем книги от пожара» (упражнение с правилами)
Упражнение проводится после знакомства с профессией «пожарный».
Цель: расширение представлений о деятельности пожарного, определение качеств, необходимых человеку, данной профессии. Способствует развитию крупной моторики и координации.
Оборудование: веревка (или мел), книги.
Из веревки прокладывается дорога, по которой нужно пройти, не сойти с нее и перенести ценные книги.
Правила: Каждый по очереди берет книгу (или стопку книг), и как можно быстрее проносит ее по безопасному маршруту. Следует идти точно по линии.
Примечание: Можно усложнить задание - если ребенок с линии заступил на пол, то возвращается с этой же книгой к началу, в порядке очереди.
Инструкция: «Пожарных вызвали на пожар в библиотеке. При тушении огня могут пострадать ценные книги. Ваша задача – быстро перенести книги по безопасному маршруту, он обозначен веревкой (или нарисован мелом), следует идти только по нему».
Перед началом упражнения с детьми обсуждается, как они будут действовать, чтобы выполнить задание. Можно проводить упражнение на время (3-5 минут, зависит от количества детей или книг).
Обсуждение: подводятся итоги, какие качества помогли им справиться с заданием, какие качества необходимы для пожарного в его профессиональной деятельности (спокойствие, ловкость, сила, точность, храбрость, и т.д). Желательно, отметить каждого ребенка: кто-то самый быстрый, кто-то самый точный, кто-то самый ловкий.
Примечание. Если в классе есть ребенок, который заведомо не справится с упражнением, ему следует найти отдельную роль, например, подавать или принимать книги или др.
«Ловкий рыбак» (активное упражнение с правилами)
Цель: расширение представлений о деятельности рыбака, определение качеств, необходимых человеку, данной профессии. Развитие коммуникативных качеств, ловкости, наблюдательности, волевых качеств.
Оборудование: веревочки-пояса (повязываются хвостиком назад) по количеству участников - «рыбок», бумажные обручи на голову или бейджи с названием рыбок.
Распределение ролей: «рыбаки» и «рыбки».
Ход упражнения: Разделить участников на две команды. Участникам-«рыбкам» на пояс повязать приготовленные веревочки, за хвостик которой, их будут ловить рыбаки.
Правила: Рыбаки сидят на берегу, рыбки «плавают» в реке (бегают рядом). По сигналу рыбаки ловят рыбок, хватая их за поясок – хвостик. Можно проводить «улов» несколько раз, после подведя итог, какой был самым удачным. Потом роли меняются, рыбаки становятся рыбками, а рыбки – рыбаками.
В качестве сигнала можно включать бодрую музыку. Рыбок можно обозначить с помощью бейджа или бумажного обруча на голове: карась, щука, сом, сазан т.д. (не следует смешивать речных и морских рыб в одной игре).
Обсуждение: подводятся итоги, какие качества помогли им справиться с заданием, кто из рыбаков был самым удачливым, а какая рыбка была самой ловкой. В какой роли им больше всего понравилось быть. Дети отвечают на вопросы: «Нужна ли такая профессия? Чем она интересна? Какие качества нужны в этой профессии? Каких рыб ловят рыбаки? Легко ли быть рыбаком? Какие орудия труда у рыбака, нужна ли ему специальная одежда? и т.д.».
Методические рекомендации при разработке игротренинга
Чтобы разработать комплекс педагогических игротренингов по формированию профессиональных навыков детей с ОВЗ, необходимо:
1. определить потребности учеников и их особенности;
2. разработать стратегию и выбрать методы работы;
3. подобрать подходящие средства;
4. протестировать понятность выбранных средств;
5. применить данные методы и средства;
6. оценить эффективность выбранных методов и форм.
Игровой тренинг профессии демонстрирует высокую эффективность в решении задач профессиональной ориентации и развития необходимых компетенций. Метод позволяет не только информировать участников о профессиях, но и формировать практические навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Методическая разработка, которая дает краткое понятие коучинга, прописаны некоторые приемы, даны примеры....

Разработка мероприятия в 3-м классе по ранней профориентации "Кем быть? Каким быть?"
Цели:Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.Расширить знания детей о мире профессий.Формировать интерес к профессиям родителей.Развивать умение работать самостоятельно и в группе.Развивать умен...

Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся
Использование коуч технологии в системе ранней профориентации учащихся...
Конспект внеклассного занятия по ранней профориентации «Труд кормит, а лень портит» 1 класс
Внеклассное занятие для 1 класса организует работу по ранней профориентации детей, расширяет знания о труде и людях труда, знакомит с понятиями "труд", "труженник", "про...

Ранняя профориентация младших школьников во внеурочной деятельности – это ранняя подготовка их к сознательному выбору профессии
Президент В.В.Путин поручил Правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить разработку и реализацию с 2018 года проект по профориентации учащихся &quo...

Буклет "кем быть?" Памятка для родителей "Ранняя профориентация младших школьников"
В данном буклете содержится материал для родителей, загадки для детей о профессиях....

Конспект занятия по трудовому воспитанию и профориентации обучающихся с ТМНР в ГПД
Конспект занятия составлен для обучающихся с ТМНР в возрасте 8-10 лет в условиях работы группы продленного дня. Раскрыты особенности расширения практического опыта детей в направлении профориентации...

