Здоровьесбережение в начальной школе
статья по зож (1 класс) по теме

Бондаренко Лариса Ивановна

В работе представлены комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса, , кистей рук, гимнастика для глаз, самомассаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемичкинская основная общеобразовательная школа»

                                                     Составитель: учитель начальных

                                                                         классов   Бондаренко Л.И

Введение

    Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

    Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребёнка с высоким уровнем адаптированности к среде, - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья,  как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно, если в школе не созданы условия, позволяющие не только сохранить, но и укрепить здоровье ученика.

    Выдающийся филосов  XX  века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается,детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?

    Повышенные психо-эмоциональные нагрузки, зачастую сопровождающие процесс обучения, оказывают на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление. Другими словами, условия школьной жизни во многом определяют состояние здоровья учащихся, в связи с чем особого внимания заслуживает организация процесса обучения.

    В современной системе образования урок – это основная форма организации обучения в школе. Основные задачи урока – обучающая, развивающая и воспитательная. Здоровьесбережение как задача современного урока ставится очень редко, поэтому повышается «цена» обучения, наносится ущерб здоровью учащихся. К тому же степень утомления учащихся определяется не одним, а комплексом факторов, к которым можно отнести следующие: чрезмерная длительность урока и отдельных компонентов учебной деятельности (чтение, письмо, просмотр фильмов и др.), преобладание книжных форм обучения, состояние стресса, отсутствие мотивации к обучению, неспособность справляться с учебной нагрузкой, несоответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ученика, продолжительные статические нагрузки, нарушение гигиенических условий на уроке и др. [9 ]

    В связи с тем, что урок, являясь основной формой обучения, оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние здоровья учащихся, педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования организации современного урока в соответствии со здоровьесберегающими принципами, такими как сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся.  

    В основу принципа сохранения здоровья учащихся входит создание на уроке условий, не приносящих вреда их здоровью, что реализуется через соблюдение гигиенических норм и требований при организации процесса обучения, учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей школьников, рационально организованный урок.

     Принцип укрепления здоровья предполагает наличие способов повышения адаптивности учащихся  к стрессогенным факторам процесса обучения, т.е. оптимизации функционального состояния учащихся на уроке с помощью различных приёмов и методов.  

     Наконец, принцип формирования культуры здоровья осуществляется через содержание учебного материала, раскрывающего сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни; через организацию взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и определённые способы его достижения.

    Реализация данных принципов возможна при соблюдении основных требований к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической науки и практики, полагающейся на здоровьесберегающие принципы.
  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности  учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей.
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке (физкультминуток, подвижных игр, мероприятия по снятию утомления и др.).
  8. Формирование практически необходимых умений и навыков здорового образа жизни, рациональных приёмов мышления и деятельности.
  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  10. Формирование умений учиться, заботясь о своём здоровье.
  11. Тщательное прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей учащихся.

     Актуальность данной проблемы заставила меня изучить материал по данной проблеме, разобраться в ней. Познакомившись с данными официальной статистики и результатами эпидемиологических исследований я поставила перед собой цель: сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.

     Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:

    - изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме;

    - отобрать способы и приёмы, способствующие  формированию умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности;

    - изучить и определить наиболее эффективные условия организации урока, не приносящих вреда здоровью учащихся;

    - подобрать и оформить материал по теме в форме учебно-методического пособия для учителей и методических рекомендаций для родителей.  

                                        Глава 1. ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

                                              Здоровье – это не только отсутствие

                                              болезней и физических дефектов, а

                                              состояние полного физического, душевного

                                              и социального благополучия.

 

     Это определение дано Всемирной Организацией здравоохранения в 1948 году.

По прошествии многих лет мы не можем утверждать, что обладаем вышеназванным благополучием. Более того, его становится всё меньше. Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий. Интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе. (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2000г. № 2021/11-11)

    В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо укреплять и сохранять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Распространены такие заболевания как плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения. Почему так происходит? Видимо дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное – хорошо учится. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

      Я считаю, что сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

     Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

    Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

    Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!» и т.д.

    Видимо поэтому наши учащиеся среди исследуемых приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.

    Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

    Известно, что организм ребёнка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

    Принято считать, что напряжённая ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет её задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

   Таким образом мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней – всё это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.

Глава 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ     ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

     Под здоровьесберегающими образовательными технологиями я понимаю комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

      Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение и воспитание.

Здоровьесберегающее образование детей я осуществляю через урочные и внеурочные формы деятельности.

    Элементы уроков здоровья я включаю в содержание следующих учебных дисциплин:

  • Окружающий мир
  • Природоведение
  • Физическая культура

      Обучение здоровому образу жизни осуществляю через :

  • Уроки;
  • Классные часы;
  • Внеклассные мероприятия: ролевые игры, диспуты, тренинги, праздники, олимпиады, дни здоровья.

Среди всех стрессовых факторов школьной жизни особое внимание учителю следует уделять ограничению двигательной активности учащихся, снижение которой ведет к ухудшению их физической и умственной работоспособности.

Двигательная активность – один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе – устойчивости умственной работоспособности и психической активности. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) в школьные годы отрицательно влияет на физическое развитие, работоспособность, психоэмоциональное и функциональное состояние учащихся [12].

Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на        18-20 %. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20-40 %. Для удовлетворения естественной потребности школьников в движении суточный объем их физической активности должен быть не менее 2-х часов, а недельный не менее 14 часов [8].

Однако, если в рамках школьной программы предусмотрены дисциплины двигательного характера (ритмика, хореография, спортивные игры и    т. п.), то на уроке учащиеся большую часть времени проводят сидя за партой.

2.1. ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ «ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ»

 Статическая работа гораздо утомительнее для организма, чем динамическая. Поза сидя требует напряжения примерно 250 мышц из 600, имеющихся у человека. Для удержания этой позы необходимо преимущественная работа мышц-разгибателей: затылочных, спинных, мышц тазового пояса, которые у ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно развиты. Время, в течение которого учащийся способен удерживать статическую позу с напряжением мышц-разгибателей, тем короче, чем меньше его возраст. Таким образом, относительная слабость названных мышц диктует малую длительность непрерывных занятий в позе сидя. Первые признаки утомления, когда мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, проявляются у детей 6 лет на 5-6 минуте, в 7 лет – на 7-9 минуте, в 8 лет – на 9-10 минуте [20]. Это проявляется в изменении посадки, «двигательном беспокойстве», которое связано со свойственным детям повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Излишняя подвижность может затем смениться  вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой, выражающаяся в склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клетки, одновременно служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

      Задача педагога – не только научить школьника принимать такие рабочие позы за партой и столом, которые соответствуют анатомо-физиологическим особенностям его организма и гигиеническим нормам, но и правильно организовывать деятельность ребенка на уроке, чередуя статические и динамические усилия. Поскольку младший школьник не способен самостоятельно сохранять правильную позу в положении сидя в течение всего урока, необходимо специально планировать меры профилактики утомления и снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата.

Полезное действие на функционирование организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В. Ф. Базарным разработана и апробирована методика обучения детей с использованием «динамических поз» [2], которая заключается в переходе учеников во время урока из положения «сидя» в положение «стоя», и может проводиться в форме свободного стояния или с использованием настольной конторки.

Режим «динамических поз» с использованием позы свободного стояния проводится следующим образом: учитель периодически (примерно через каждые 10-12 мин.) переводит детей из положения «сидя» в положение «стоя». Целесообразно использовать это положение, когда дети слушают объяснение педагога или отвечающего ученика. Продолжительность свободного стояния в зависимости от характера урока может быть от 3-х до 7-ми минут. Чем более продолжительное время учащиеся занимаются в режиме «динамических поз», тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния.

Одним из способов внедрения методики динамических поз является разработанная еще в 80-х годах специалистами института медицинских проблем СО АМН СССР настольная конторка, которая устанавливается на школьный стол стандартного размера. Можно применять настольную конторку с наклонной поверхностью. Достаточно иметь по одной конторке на столе. Сама конторка занимает половину стола, что позволяет одному из учеников сидеть за столом, а второму – работать за конторкой. В процессе урока один из учеников становиться за нее, второй сидит, периодически по команде учителя дети меняются. Эффективным можно считать режим, включающий 3-4 периода работы в позе «стоя» по 3 минуты каждый на 1-3-м уроках и от 4-х до 5-ти периодов на 4-5-м уроках.    

Чередование рабочей позы на уроке активизирует мышечный тонус и моторно-координационную систему организма, обеспечивая тем самым согласованность работы опорно-двигательного аппарата. «Стояние» облегчает работу сердца и легких, снимает «синдром склоненной головы», который развивается при позе «сидя», способствует улучшению кровообращения, замедляя тем самым наступление периода утомления.

2.2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МИНУТКИ НА УРОКЕ

 Одной из основных форм повышения уровня двигательной активности учащихся, а также предупреждения утомления и активизации их умственной деятельности на уроке является физкультурно-оздоровительная минутка.

Рекомендуется проводить от 2-х до 3-х физкультурно-оздоровительных минуток для учащихся младшего и среднего школьного возраста, для старшеклассников достаточно одной за урок, продолжительностью 1-1,5 минуты. При этом учитель должен четко представлять себе, на что направлены те или иные упражнения, чередуя и комбинируя их.

1-я минутка  проводится в начале урока, ее значение заключается в подготовке организма к предстоящей деятельности через повышение умственной и физической работоспособности, активизацию внимания и формирование положительной установки на учебу. Это способствует сокращению периода врабатывания. После урока физической культуры рекомендуется в первую минуту урока провести тренинг, направленный на снятие эмоционального возбуждения и повышение концентрации внимания.

2-я минутка должна проводиться в конце периода оптимальной работоспособности: для учащихся 1-3-х классов на 10-15 минуте с начала урока, 5-9-х классов – 15-20 минуте, 10-11-х классов – 25-30 минуте, и направлена на сохранение высокого уровня физической и умственной работоспособности, предупреждение развития утомления.

3-я минутка проводится во второй половине урока на 25-30 минуте на спаде работоспособности учащихся с целью снятия физического и умственного утомления, психо-эмоционального напряжения, напряжения зрительного анализатора и пр.

Набор упражнений, входящий в одну физкультурно-оздоровительную минутку, различен, так как зависит от возраста ребенка, изучаемого предмета, вида деятельности на уроке, очередности урока и предполагает широкий спектр воздействия на разные функции организма ученика через физические упражнения, пальцевые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, средств самомассажа, психологические тренинги и т. п. [7].

     2.2.1. Комплексы физических упражнений (физкультминутки)

Физкультурные минутки являются непродолжительным активным отдыхом на уроке. Их значение заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, положительно влияющей на физическое состояние, умственную работоспособность и его психо-эмоциональное состояние.

По содержанию комплексы физкультминуток могут быть различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке и могут быть предназначены для общего воздействия, улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, снятия утомления с кисти рук и пальцев, снятия утомления с туловища и ног.

Комплексы физических упражнений общего воздействия направлены на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся через увеличение мышечной деятельности во время урока. Физкультминутки общего воздействия имеют особое значение для учащихся младших классов, так как неподвижное сидение во время урока представляет для них наибольшую трудность.    

Каждый комплекс физкультминуток состоит, как правило, из 3–4-х упражнений. Варианты выполнения различны: сидя за партой, стоя около парты, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты. (Приложение № 1)

Комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения включают движения головой (наклоны, повороты), руками, верхней частью туловища и дыхательные упражнения. Они оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышая их эластичность, активируют деятельность вестибулярного аппарата, вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга.

Рекомендуется проводить данные комплексы в начале урока с целью активизации мозговой деятельности и во второй половине урока (особенно на последних уроках) для снятия утомления.  (Приложение №2)

       Комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук включают динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных групп мышц плечевого пояса и рук. Проводить их рекомендуется после письменной работы на уроке. (Приложение №3)

     Использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев имеет особое значение в начальной школе. 

Несмотря на довольно высокий уровень формирования основных двигательных качеств у детей младшего школьного возраста, выполнение тонко-координированных действий для них затруднено. Так, письмо, особенно безотрывное, шариковой ручкой, весьма утомительно для младшего школьника. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей: формирование кисти руки продолжается еще длительное время после начала систематического обучения до 9-10 лет. Поэтому неслучайно более 90 % трудностей, испытываемых детьми в начале обучения, связано именно с письмом.

По данным А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой [20], общая продолжительность письма на уроке в 1-2-х классах, не причиняющая ущерба правильному развитию кисти руки и эффективному формированию навыка письма, не должна превышать 7 мин., а длительность непрерывного письма – 3 мин. Н. Н. Куинджи считает, что длительность непрерывного письма у первоклассников должна составлять в начале урока 3 мин., в середине урока – 2 мин., а в конце – около минуты. В 3-4-х классах время непрерывной продолжительности письма можно постепенно увеличить до 20 мин. Чтобы не нанести вреда учащимся, гигиенические регламентации следует соблюдать достаточно строго.

Письмо шариковой ручкой требует от ребенка постоянного мышечного и волевого напряжения. Уровень энергетического обмена при этом повышается на 20-50 %. При письме чрезвычайно важно не только умение напрягать мышцы, но и расслаблять их, что достаточно трудно для детей, поэтому на уроке целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для кисти рук и пальцев. Такие упражнения, если их повторять по 2-3 раза, повышают работоспособность детей, способствуют развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды.

В младшем школьном возрасте более эффективной формой проведения гимнастики для пальцев и кисти рук является игровая. Ко всему прочему, пальцевые упражнения могут служить не только в качестве средства для снятия утомления с кисти рук и пальцев, но и как способ развития памяти, внимания, координации движения и т. п. (Приложение №4)

2.2.2. Гимнастика для глаз

Известно, что напряжение зрительного анализатора отражает напряжение функционирования всего организма [1,2]. Для наших глаз наиболее адекватным режимом деятельности является дальнее зрение.  В то же время занятия в школе проводятся в условиях закрытых помещений и ограниченных пространствах, в условиях ближнего зрения, когда глаза ребенка постоянно напряжены при рассматривании книги, тетради, информации на доске. Поэтому необходимо там, где это возможно, переводить процесс ближнего зрения в режим дальнего, так как последний физиологически наиболее важен для развития функций зрения.

Зрительное восприятие при чтении требует быстроты различения знаков, напряжения внимания, памяти. Читая, школьник производит движения глазами вдоль строки и от строки к строке, при этом большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Текст воспринимается в момент остановок глаз, число которых тем больше, чем меньше возраст читателя. Так, если старшие школьники останавливаются на строке 4-6 раз, то младшие – 10-15 раз. Учащенное число установок требует большой работы глазодвигательных мышц. Особенно утомительны обратные движения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному. У младших школьников со слабосформированным навыком чтения обратных движений глаз до 10 раз больше, чем у старшеклассников.

В связи с трудностью для детей, особенно младшего школьного возраста, процесса чтения необходимо строго регламентировать зрительную нагрузку в течение урока. По данным гигиенистов, целесообразная непрерывность продолжительности чтения составляет для учащихся 1-го класса          7-10 мин., для школьников 2-го класса – 15 мин. и для детей 3-го класса –  20-25 мин. Для ослабленных и близоруких детей при любых видах учебной деятельности непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 10 мин. [15].

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессивности, а также оптимизации состояния зрительной функции, следует использовать комплексы упражнений и специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж, который необходимо организовывать 2-3 раза во время учебного дня, направленный на:

  • улучшение циркуляции крови в органе зрения;
  • укрепление мышц глаза;
  • улучшение процесса аккомодации;
  • снятие зрительного утомления.

Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т. д. [13]. (Приложение №5)

Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.

 

2.2.3. Дыхательная гимнастика

Интенсивная учебная деятельность на уроке сопровождается активацией головного мозга и повышением нервно-психического напряжения учащихся. С целью улучшения кровообращения головного мозга, повышения умственной работоспособности, снижения нервно-психического напряжения учащихся необходимо включать в комплексы физкультурно-оздоровительных минуток дыхательные упражнения.  (Приложение №6)

2.2.4. Самомассаж

Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроке является использование элементарных приемов самомассажа, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал ребенка, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий [11].

Самомассаж может проводиться через поглаживание, растирание, нажимание, разминание и вибрацию пальцами рук ученика тех участков своего тела или отдельных групп мышц, которые испытывают напряжение. Проводить подобные мероприятия лучше в конце урока и на последних уроках. (Приложение №7)

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

     По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

       Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаны достигать определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться. Они уходят  в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем, так же появляются трудности в учении.

      Давайте рассмотрим факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащегося.

      Эндогенные (внутренние)

      1.Возрастные (особенности развития учащегося);

      2.Половые(различия между мальчиками и девочками);

      3.Наследственные (генетические):

          а) типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);

          б) индивидуальные.

      4. История развития ребенка:

          а) нарушения развития;

          б) перенесенные заболевания ( в том числе травмы).

      Экзогенные (внешние)

1.Внешкольные:

     а) экологические:

              * абиогенные (например, климатические),

              * биогенные ( зависящие от воздействия животных и растений),

              * техногенные ( зависящие от влияния технических устройств),

              * социогенные ( зависящие от влияния общественных явлений или событий),

            б) экономические,

            в) социальные (семейные, социо-культурные).

      2.Внутришкольные:

            а) педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;

            б) физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия;

            в) социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс», взаимоотношения «учитель – родители».

       Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:

       Неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

      Корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

      Устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

      Все ЭНДОГЕННЫЕ факторы относятся к группе НФ. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

     Среди ЭКЗОГЕННЫХ факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А и Б, тогда как группа В относится к КФ

     Все ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ факторы относятся к  КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.  

      Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (школьные факторы риска –ШФР), но и просмотреть их по значимости и силе влияния.

      К числу ШФР относятся:

1)стрессовая педагогическая тактика ( или тактика педагогических воздействий);

2)интенсификация учебного процесса;

3)несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4)нерациональная организация учебной деятельности ( в том числе физкультурно-оздоровительной работы);

5)низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

      Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно ( в течение 10-11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие.

Глава 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДА НА УРОКЕ

        Изучение и анализ возрастно-половых и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе – важный шаг на этапе подготовки учителя к уроку. Учет учителем особенностей развития детей и их индивидуально-типологических характеристик позволит не только избежать переутомления на уроке, но и будет способствовать успешному усвоению учебного материала учащимися.

4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

    Не нужно забывать, что большое значение в организации учебных занятий  имеет знание темперамента каждого ребенка. Поэтому нужно подбирать те формы и методы воздействия, которые применительны к каждому ребенку в отдельности.      Давайте  вспомним краткую характеристику каждого темперамента в отдельности:

Флегматик – медлительный, уравновешенный, оптимально – возбудимый. Его речь замедленная, но правильная, богат запас слов. Они кропотливо выполняют задания и настойчивы в преодолении трудностей. Таким детям необходимо активизировать деятельность, формировать эмоциональное отношение и к тому, что они делают, и к окружающему миру.

Сангвиник – оптимально – возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Ему свойственна высокая работоспособность, хорошо модулированная речь с большим запасом слов, общительность, инициативность. Но такие дети не усидчивы, легкомысленны, торопливы, имеют неустойчивые интересы, несерьезны, и учителю следует обратить внимание на воспитание этих качеств.

Холерик – неуравновешенный, безудержный, легко – возбудимый тип. У таких детей наблюдается неустойчивое настроение, неадекватные эмоциональные реакции. Речь быстрая, эмоциональная. По отношению к таким детям нужен спокойный, тихий голос, которым воспитывать сдержанность в поведении и в отношении с другими людьми, последовательность и аккуратность в учебе. Холерик не любит однообразной работы, но его инициативу, активность следует поощрять.

Меланхолик – слабый, понижено – возбудимый тип. Ему свойственно быстрое утомление, нервные расстройства. Речь нечеткая, словарный запас беден, выражает свои мысли неэмоционально. Нужно обращать на это внимание и развивать общительность, вовлекать их в совместную работу, дав задание или поручение.

    Теперь, сравнив краткие характеристики, можно сделать вывод, что не каждый метод или форма реализации учебно-воспитательного процесса приемлемы к каждому ребенку в отдельности, т.к. для каждого утомление и перенапряжение приходит на разных этапах деятельности, что влечет за собой ослабление организма. Именно учитель создает здоровый психологический климат, выстраивая позитивные и конструктивные отношения с учениками, и учеников друг с другом.

     Создавая здоровое психолого-педагогическое пространство на уроке, необходимо  способствовать развитию здоровой личности, созданию здорового психологического климата в классе. А здоровый психологический климат, это важный компонент здоровьесберегающего урока. И огромное значение в его создании имеют эмоции. Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение. Положение детей может быть различным:

 - стоя у парты

 - сидя за партой

 - стоя у тренажера.

  Нужно стараться реагировать на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая тем самым ему осознать, почему он чувствует то, что чувствует, проявляя искреннюю реакцию на действия ребенка, его успехи. При этом важно, чем больше позитивного внимания уделяется ребенку в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют от учителя на уроке нарушители дисциплины.

     На первое место работы педагога должны выноситься проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития. Вот некоторые интересные факты зависимости физического состояния школьника от состояния его здоровья. И мы, педагоги, и ученики должны знать, что головная боль, нервозность связаны у школьников с ухудшением зрения. Во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога  Базарного «Зрительные тренажёры». По рекомендации В.Ф.Базарного они должны размещаться на потолке. Однако, можно ограничиться изображением их на листе ватмана. Такие тренажёры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.  

    В 70% случаев постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у школьника хронические кашель и насморк, то это явление может быть симптомом возможного заболевания селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции.

         

4.2.УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

        Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные    особенности, при которых проявляются половые и индивидуальные различия [19].

        В последние годы в научной литературе исследователи обращают внимание педагогов на важность учета соответствия биологического возраста детей календарному при поступлении в школу и в процессе обучения [7, 19]. Однако существующая практика обучения в современных образовательных учреждениях ориентируется, в основном, на уровень умственного развития ученика. В то же время значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дают основание для введения такого понятия, как биологический возраст [6].

        Биологический возраст – понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом.

        У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают, но встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.        

        Морфологическими показателями биологической зрелости ребенка принято считать:

- темпы роста, оценивающиеся по результатам измерения длины тела ребенка, которая затем сравнивается с возрастно-половыми оценочными таблицами [17];

- Филиппинский тест, который является положительным в тех случаях, когда пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании, ребенок 6,5 - 7 лет достает до левого уха или перекрывает ушную раковину;

- зубную зрелость, которая определяется методом сравнения количества постоянных зубов ребенка с возрастными нормами (табл. 1) [14].

Таблица 1

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов

(Организация медицинского контроля, 1995)

Возраст

Пол

мальчики

девочки

5,5

От 0 до 3

От 0 до 5

6

1-5

1-6

6,5

3-8

3-9

7

5-10

6-11

7,5

8-12

8-13

8

8-14

11-14

8,5

11-17

12-17

9

12-17

12-18

9,5

12-18

13-19

10

14-21

15-22

10,5

15-22

16-24

11

16-24

18-25

11,5

18-26

21-27

12

21-28

22-28

Необходимо различать задержки биологического и психического развития. Задержка биологического развития может существовать независимо от второй и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы.

        Ускоренный темп индивидуального роста и развития встречается у учащихся реже, чем замедленный (от 13 до 20 %). Опережающее развитие у девочек наблюдается чаще, чем у мальчиков. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением антропометрических показателей и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем. Дети с ускоренными и замедленными темпами роста нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и индивидуальном педагогическом подходе.

    Подростки с резким отставанием биологического возраста (разница в     3 – 4 года и более) могут отличаться снижением умственной и физической работоспособности, ухудшением в состоянии здоровья, причинами которого могут быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем детстве, несбалансированное питание, неблагоприятные социальные условия микросреды.

Глава 5.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ

        Здоровьесберегающий процесс на уроке представляет собой систему взаимодействия учителя и ученика. Ключевой фигурой в этом взаимодействии, несомненно, выступает учитель. Создавая благоприятные психолого-педагогические условия на уроке, учитель способствует развитию здоровой (уважающей себя и других, свободной и творческой) личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата в классе (который определяет эмоциональное самочувствие учеников), задает модель приемлемого поведения и отношения с другими людьми [8].

        Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя на уроке заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности, сотрудничества учителя и учащихся. Созданию эмоционального комфорта участников образовательного процесса на уроке способствует психотерапевтическая функция учителя, которая реализуется через словесные и бессловесные воздействия на учащихся.

        Важнейшим условием эффективного психотерапевтического воздействия является умение учителя саморегулировать свое психофизическое состояние, готовность к этому и желание к эффективной профессиональной деятельности на уроке; степень готовности к уроку, включая внешний вид учителя, мимику, жесты, тембр голоса. Расслабленный внешний вид учителя создает определенную атмосферу, и наоборот, напряженное состояние учителя на уроке воздействует сильнее, чем речь (на бессознательном уровне), и вызывает состояние напряжения в классе. Крайне возбужденное состояние учителя, например, повышенная веселость, может спровоцировать неадекватную реакцию учащихся на уроке.

        Известно, что в основе построения  любой человеческой деятельности лежит главная функция психики – функция управления конкретными процессами деятельности. Деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке может быть представлена в виде управленческого цикла. Взаимосвязь и взаимодействие видов деятельности на уроке позволяют педагогу переводить процесс обучения на  качественно новый уровень, способствующий сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специфика деятельности учителя по реализации здоровьесберегающих подходов и принципов на уроке изменяет содержание и значение каждой из функций управления.

Целесообразно выделить следующие функции, составляющие деятельность учителя по созданию здоровьесберегающих условий на уроке [18]:

 аналитическую;

 конструктивную;

 организационно-исполнительскую;

 профилактико-коррекционную;

 рефлексивно-оценочную.

Кратко рассмотрим содержание и значение каждой из них.

Аналитическая функция направлена на изучение половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их реальных учебных возможностей; оценку состояния их здоровья и самочувствия на уроке; определение способов воздействия на каждого ученика на уроке. Предварительная аналитическая деятельность позволит определить оптимальный уровень сложности и трудности урока для данного класса, сформировать реально достижимые цели и задачи урока, а также выявить здоровьесберегающие возможности содержания темы.

Аналитическая деятельность учителя по созданию здоровьесберегаю-щего пространства на уроке начинается со сбора информации о состоянии здоровья учащихся, половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностях их развития. В создании банка такой информации принимают участие валеолог, психолог, логопед, школьный врач, родители, педагоги. Затем собранная информация о каждом ребенке оценивается с помощью качественных и количественных показателей, обрабатывается и вносится в индивидуальные карты учащихся. На третьем этапе устанавливаются причинно-следственные связи в логической цепочке: явление – причина – условия – следствие. Индивидуальная карта ученика помогает выяснить причину его многих психофизиологических особенностей, а возможно, и причину трудностей в учении. На  заключительном этапе анализа синтезируется весь материал, формулируются выводы, осуществляется подготовка к реализации конструктивных функций учителя.

Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, позволяет построить его в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения. Конструктивная деятельность учителя осуществляется на основе сформировавшихся отношений, способствует развитию личности школьников.

Для выполнения конструктивной функции в рамках рассматриваемой проблемы учителю необходимо, прежде всего, определить содержание учебного материала, направленного на формирование культуры здоровья учащихся.

Процессуальный аспект урока строится в результате отбора учителем приемов, методов, технологий обучения, сохраняющих здоровье учеников. Здоровьесберегающие методы и средства обучения как бы «проецируются» на конкретный класс, определяется характер деятельности учащихся на уроке в соответствии с их реальными учебными возможностями и индивидуальными особенностями и способностями.

         На этапе  конструирования урока учитель подбирает методы и средства, направленные на укрепление здоровья учащихся и коррекцию их психо-эмоционального состояния на уроке.

        Организационно-исполнительская функция учителя на уроке предполагает формирование и регулирование системы взаимодействий учителя и учащихся посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровью школьников. Способы и средства организации здоровьесберегающего взаимодействия учителя и учащихся на уроке ориентированы на обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности, организацию усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создание для каждого ученика ситуации успеха, оказание помощи при затруднениях и организацию взаимопомощи, создание положительного эмоционального настроя в классе и благоприятного психологического климата, обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке, соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения, соблюдение педагогического такта и культуры речи, обеспечивающих охрану психического здоровья учащихся.

        Сущность профилактико-коррекционной функции учителя на уроке 

заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у учащихся отклонений от нормы в психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации профилактической функции учителя на уроке решаются задачи по предупреждению переутомления, психо-эмоционального напряжения, функциональных нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, невротических расстройств и т. п. Формы и методы коррекции определяются степенью отклонений, индивидуальными особенностями психического, физического и нравственного развития учащихся, состоянием их здоровья и самочувствием на уроке, спецификой учебного предмета и его трудностью. В этой связи можно условно выделить следующие направления коррекционной  деятельности учителя на уроке: психотерапия педагогической деятельности, коррекция психофизиологического состояния учащихся и духовно-нравственного развития личности школьников.

Реализация коррекционной функции учителя на уроке позволяет поддержать на оптимальном уровне работоспособность учащихся, снять психо-эмоциональное и статическое напряжение, зрительное утомление и т. д. Не менее важным является коррекция учителем на уроке личностного развития ученика, способствующая устранению негативного влияния на него внешних факторов социальной среды.

Рефлексивно-оценочная функция определяется как вид деятельности учителя на уроке по созданию необходимой рефлексивной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий со стороны. Рефлексия – это не просто знание и понимание субъектом обучения самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, взгляды, убеждения, ценности и др. [16].

Рефлексируя совместную деятельность с учителем на уроке, учащиеся оценивают себя как способных или неспособных преодолеть препятствие на пути достижения цели, разрешить противоречия. При этом ученики ставят перед собой  и отвечают на вопросы: «Смогу ли я преодолеть препятствие?», «Что будет со мной?», «Какой я?».

Вместе с тем рефлексивно-оценочная функция учителя предполагает осмысление хода и результатов урока, а также оценивание степени продвижения учащихся в усвоении учебного материала. В результате рефлексии ученики испытывают удовлетворение, уверенность в себе, освобождаются как личность.

        Внутренним побудителем к деятельности учителя или мотивом является сохранение здоровья учащихся, а ее целью – обучение, воспитание и развитие школьников без потери здоровья. Цель деятельности учителя по созданию здоровьесберегающего урока определяет ее процессуальный аспект, составляющий содержание функций

            Рекомендации учителю по работе с учащимися с разными нейропсихофизиологическими характеристиками:

  • работая с учеником визуалом, используйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, сочетая их с высокой скоростью смены деятельности. Выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия;
  • работая с учеником аудиалом, используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм метронома (особенно головой) со скоростью, характерной для этого стиля (ритм метронома);
  •  работая с учеником кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

       Создание на уроке условий, не приносящих вреда здоровью учащихся,   предполагает формирование здоровьесберегающего мышления педагога, основанного на гуманистических концепциях, личностном подходе к школьнику и, прежде всего, овладение новыми знаниями, активный процесс самопознания и развитие рефлексивного мышления, работу в направлении интеграции знаний, обязательное овладение диагностическим инструментарием и умением вести мониторинговые наблюдения за развитием школьника и состоянием его индивидуального здоровья с целью фиксации новообразований для своевременной коррекционной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. Помимо известных недостатков образования ( недостаточная освещённость классов; плохой воздух школьных помещений; неправильная форма и величина столов; перегрузка учебными занятиями и т.д.) в современной школе добавилось много других недостатков.

    Установлено, что ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века в комплексе с увеличением объёма образовательных нагрузок и интенсификацией процесса обучения является причиной более выраженного утомления младших школьников на образовательные нагрузки. Учащимся не хватает движений, чистого воздуха, яркого света…

     В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников в виде физических упражнений, физкультминуток и физкультпауз, подвижных игр, которые обеспечивают в работе с младшими школьниками профилактику утомления нервной системы, создают у детей жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. – Новосибирск, 1991.
  2. Базарный В. Ф. Методология оздоровления детей и подростков / В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Л. Оладо. – М., 1994.
  3. Безруких М. М. Если Ваш ребенок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева. – М., 1994.
  4. Безруких  М. М. Школа и здоровье: история и современность. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекция-1./ М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В.Н. Безобразова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  5. Безруких  М. М.Закономерность возрастного развития школьников: материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекция-2./ М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В.Н. Безобразова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  6. Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации: метод. рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных метод. объединений. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с.
  7.  Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: метод. пособие. Ч. II: Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / авт. – сост.: Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба,    О. А. Никифорова, А. И. Федоров; под научной ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 193 с.
  8.  Ирхин, В. Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учебное пособие / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. – 117 с.
  9.  Казин, Э. М. Валеологические аспекты образования: из опыта работы центров основ здоровья и развития в Кузбассе: научно-метод. пособие. – Кемерово, 1995. – 125 с.
  10. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 300 с.
  11.  Коновалова, Н. Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: учебно-метод. пособие / под ред.              Н. Г. Коноваловой, Н. П. Масленниковой, С. В. Панасенко. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 66 с.
  12.  Куликов, В. П. Потребность в двигательной активности / В. П. Куликов, В. И. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998. – 126 с.
  13.  Маврова, В. М. Комплексы физических упражнений для динамических пауз на уроке / под ред. В. М. Мавровой, А. А. Федорова, В. Г. Шакарова. – Казань: РИЦ «Школа», 2000. – 32 с.
  14.  Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: метод. пособие / под ред. Г. Н. Сердюковской. – М., 1995. – 121 с.
  15.  Сердюковская, Г. Н. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы / Г. Н. Сердюковская [и др.] // Гигиена и санитария. – 1985. – № 6. – С. 29-33.
  16.  Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М., 1997.
  17.  Стандарты физического развития детей и подростков Кемеровской области / под ред. Л. В. Баркова, Л. П. Почуевой, И. И. Ковешниковой. – Кемерово, 1992. – 79 с.
  18.  Третьяков, П. Н. Управление школой по результатам практики педагогического менеджмента. – М., 1997.
  19.  Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. – М.: Образование от А до Я, 2000. –    319 с.
  20.  Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

 

 

                                                                               Приложение 1.

I. Стоя около парты

Комплекс 1

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны;

4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 
1 – руки вверх; 2–3 – наклона вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 

1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.

1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И. п. – основная стойка, руки перед грудью.

1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.

Комплекс 2

1. И. п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 

1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 
1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево. 4. И. п. – стойка ноги вместе, руки на пояс.

1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.

Комплекс 3

1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 
1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево. 3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс.

1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.

4. И. п. – стойка руки на пояс.

1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.

Комплекс 4

1. И. п. – стойка ноги вместе, кисти к плечам.

1 – руки вверх; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки вниз. 
1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 

1 – наклон вперед, коснуться голени (1–2-й классы), коснуться носка
(3–4-й классы); 2 – исходное положение.

4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 

1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо; 3 – наклон влево; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;

2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки вверх (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 

1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 6

1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 
1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой. 4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

Комплекс 7

1. И. п. – основная стойка, руки вниз. 
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны;  4 – исходное положение.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 
1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища;

2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.

Комплекс 8

1. И. п. – основная стойка.

1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.

2. И. п. – основная стойка, руки к плечам.

1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы). 

1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.

Комплекс 9

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.

4. И. п. – основная стойка, руки на пояс.

1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.

Комплекс 10

1. И. п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки за голову; 2 – исходное положение.

2. И. п. – основная стойка, руки на пояс. 
1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.

3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову.

1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И. п. – основная стойка.

1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.

II. Сидя за партой

 Комплекс 1

1. И. п. – руки на парту вперед.

1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки.

1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.

3. И. п. – руки за голову, локти вперед. 

1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – руки к плечам.

1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 2

1. И. п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести.

1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты;         3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 

1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.

4. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 3

1. И. п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.

1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, руки за голову.

1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.

3. И. п. – стоя за партой, руки на парту.
1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – стоя за партой, руки на пояс. 
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 4

1. И. п. – сидя за партой, руки за голову. 

1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.

2. И. п. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс.

1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И. п. – сидя за партой.

1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.

4. И. п. – сидя за партой, руки к плечам.

1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.

Комплекс 5

1. И. п. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 

1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

2. И. п. – основная стойка у парты, руки к плечам.

1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.

3. И. п. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”. 

1–2 – руки вверх ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний. 4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

                                                                                      Приложение 2.

         

Комплекс 1

1. И. п. – стойка у парты, руки за голову.

1 – локти развести пошире, голову наклонить назад; 2 – локти вперед;            3 - 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках.

1 –  мах левой рукой назад, правой вверх – назад; 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками рук назад. Повторить   6 - 8 раз. Темп средний.

3. И. п. - сидя за партой. 

1 - 2 – плавно наклонить голову назад; 3 - 4 – наклонить голову вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Комплекс 2

1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе. 

1 - 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо;       3 - 4 – то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 

1 – обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше; 2 – принять исходное положение; 3 – поворот налево, затем направо. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. – сидя за партой, руки на пояс. 

1 – повернуть голову направо; 2 – принять исходное положение.  То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Комплекс 3

1. И. п. - стоя или сидя за партой, руки на поясе. 

1 – махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево; 2 – принять исходное положение; 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. – стоя у парты. 

1 – хлопок в ладоши за спиной, руки поднять как можно выше; 2 – движение рук в стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя за партой. 

1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 –  голову наклонить влево; 4 –  принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Комплекс 4

1. И. п. - стоя или сидя за партой.

1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад; 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя за партой, руки в стороны. 

1 - 3 – три маха руками, согнутыми в локтевом суставе: правой перед телом, левой за телом; 4 – принять исходное положение; 5 - 8 – то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. – сидя за партой.

1 – голову наклонить вправо; 2 – принять исходное положение; 3 – голову наклонить влево; 4 – принять исходное положение; 5 – голову повернуть направо; 6 – принять исходное положение; 7 – голову повернуть налево; 8 – принять исходное положение. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

        

                                                                                         Приложение 3

Комплекс 1

1. И. п. –  сидя за партой.

1 – поднять плечи; 2 – опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза          2 - 3 сек., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. – стоя у парты, руки согнуты перед грудью.

1 - 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; 3 - 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка у парты, ноги врозь. 

1 - 4 – четыре последовательных круга руками назад; 5 - 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

Комплекс 2

1. И. п. – стоя у парты, руки на пояс.

1 - 4 – одновременные круговые движения плечами назад; 5 - 8 – то же вперед.

2. И. п. – стоя у парты, руки к плечам, кисти в кулаках. 

1 - 2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед; 3 – руки расслабленно вниз; 4 – принять исходное положение. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п. – стоя у парты.

1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Комплекс 3

1. И. п. – стоя у парты.

1 – занести левую руку за спину сверху, правую руку за спину снизу, сцепить руки в «замок»; 2 – принять исходное положение; 3 – поменять положение рук; 4 – принять исходное положение.

2. И. п. – сидя или стоя за партой, руки согнуты в локтях.

1 - 2 – плечами сделать круговые движения назад; 3 - 4 – то же вперед.

3. И. п. – сидя или стоя за партой.

1 – прогнуться, грудь вперед, голову назад; 2 – принять исходное положение; 3 – прогнуться назад, голову вперед.  

                                                                                         Приложение 4.

Игра «Письмо на ладони». Эта игра позволяет хорошо усвоить тему «Геометрические фигуры», «Виды углов». Ее можно проводить с целым классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Дойдет ли «письмо» до первого игрока неизмененным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя «письмо». Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение их площади или периметра и т. п.

Игра «Встречные колечки». Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

Игра «Ладонь-кулак». Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.

Игра «Рожки да ножки». Развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая - «ножки» (см. рис.). Затем руки одновременно меняются ролями.

Игра «Перекаты». Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. а). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. б). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. в), безымянный правой с указательным левой (рис. г) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. д). Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя (рис. е). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.

рис. а

рис. б

рис. в

рис. г

рис. д

рис. е

                                                                            Приложение 5.

Упражнения для учащихся 1-3 классов

1. И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох, наклонившись вперед, к столу, выдох. Повторить 5 раз.

2. И. п. – откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

4. И. п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец руки по середине линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

Упражнения для всех категорий обучающихся

1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза на    3-5 сек. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. – сидя. Моргать быстро в течение 20-30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

3. И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4. И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторить в течение 20-30 сек. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек., поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 5-6 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

6. И. п. – стоя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 4-6 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

7. И. п. – сидя. Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий (рис. 1). На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения гимнастики для глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке [2].

Рис. 1. Схема траектории и направления взгляда учащегося

Гимнастика для глаз, проводимая на уроке учителем, позволяет не только снять утомление со зрительного анализатора учащихся, но и служит средством предупреждения развития близорукости.

 

                                                                             Приложение 6.

Тонизирующие дыхательные упражнения

1. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный, глубокий) - выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

2. И. п. - сидя или стоя. Набрать полные легкие воздуха. Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через рот немного воздуха. Снова задержать дыхание и выдохнуть порцию воздуха.

3. И. п. – сидя или стоя. Вдох (спокойный, полный) через правую ноздрю – выдох (спокойный, но более длительный, чем вдох) также через правую ноздрю.

Активизирующие деятельность ЦНС дыхательные упражнения

1. И. п. – стоя, руки вытянуты вперед. Полный вдох, задержать дыхание. Сжать руки в кулаки, отвести руки до предела назад. Вернуться в исходное положение. Повторять движение пока хватит воздуха. С силой выдохнуть через рот, опуская руки.

2. И. п. – сидя или стоя. Свободный вдох (3 сек.) и удлиненный выдох (6 сек.) с искусственным затруднением за счет напряжения мышц языка и гортани. Воздух при этом с силой выдыхается из легких через нос, и одновременно напрягаются мышцы рук, груди и живота.

3. И. п. – стоя, руки в стороны на уровне плеч. Медленно вдохнуть, задержать дыхание. Делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания. Опустить расслабленные руки, медленно выдыхая.

Успокаивающие дыхательные упражнения

1. И. п. –  стоя. Сделать несколько полных резких выдохов, одновременно наклоняя туловище вперед и опуская руки вниз.

2. И. п. –  сидя или стоя. Сделать несколько медленных углубленных вдохов через нос. На пике вдоха немного задержать дыхание. Медленный выдох через рот.

3. И. п. – сидя. Зажать правую ноздрю. Делать глубокие вдохи и выдохи только через левую ноздрю.

Дыхательные упражнения общей направленности (по А. Н. Стрельниковой)

1. Поворот головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный вдох носом. Темп – 1 вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде. Правая и левая ноги меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

                                                               

                                                                                   Приложение 7.

1) поглаживание, растирание плеча и предплечья согнутыми фалангами пальцев противоположной руки (6 - 8 раз);

2) разминание щиплющими движениями заднебоковой поверхности шеи противоположной рукой;

3) растирание внутренней стороной стопы стопу, голеностоп и голень другой ноги (6 - 8 раз);

4) спиралевидные поглаживания и растирания области лба подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев;

5) растирание пальцев рук, запястья пальцами другой руки;

6) растирание области глаз круговыми движениями: нажимая ладонями на края глазницы и слегка на глазные яблоки, делать вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону.

Механическое воздействие пальцами на биологически активные точки способствует регуляции нервных процессов, активации деятельности внутренних органов, поэтому в качестве средств самомассажа на уроке можно использовать элементы точечного массажа:

1) с силой потереть ладони друг о друга (10 раз);

2) кончиками пальцев подвигать щеки – вверх – вниз (10 раз);

3) кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз);

4) указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

5) 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев;

6) потянуть мочки ушей (10 раз);

7) прижать уши к козелкам и отпустить (10 раз);

8) «кручение козелка», большой палец руки вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 сек.).

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по здоровьесбережению в начальной школе

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педа...

Проблема здоровьесбережения в начальной школе

Здоровье-бесценный дар,который преподносит человеку природа.Этим даром надо дорожить и уметь им правильно пользоваться.В течение последних лет работаю по теме самообразования "Здоровьесберегающие техн...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Здоровьесбережение в начальной школе

Здоровьесбережение в начальной школе...

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...

Здоровьесбережение в начальной школе

Конспект урока здоровья, реализующего ФГОС,  для учеников третьего класса....