«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
статья по зож (1 класс) по теме

Cысюк Татьяна Аркадьевна

     21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного  и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

        Именно в период  детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

         Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса-  11%  имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.

            Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей.  Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Сысюк Татьяны Аркадьевны

МОУ   Котлас " СОШ № 75"

     21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного  и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

        Именно в период  детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

         Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса-  11%  имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.

            Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей.  Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.

1 класс – программа « Тридцать уроков здоровья» Авт. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина.

2 класс – « Программа о правильном питании» авт. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.

3 -4 классы – программа «   Все цвета, кроме чёрного» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,  А.Г.  Макеева.

               Цель этих занятий: учить быть здоровым, формировать привычки к здоровому образу жизни.

Вот некоторые темы из программы « Тридцать уроков здоровья»

  • Забота о глазах
  • Уход за ушами и зубами
  • Уход за руками и ногами
  • Забота о коже
  • Как сделать сон полезным
  • Настроение в школе и после школы
  • Вредные привычки
  • Как закаляться      

Занятия содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями, в которых включены оздоровительные минутки, проведение опытов, игры – соревнования, тренинги.

          Такие занятия нравятся детям, они дают положительный эффект. Так, например, многие дети стали делать утреннюю зарядку и используют оздоровительные упражнения, с которыми познакомились на уроках здоровья. Дети стали реже болеть. Некоторые занялись закаливанием. Посещают спортивные секции.

     Во втором классе  учащиеся и их родители знакомятся с « Программой о правильном питании». Эта программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Основная задача педагога – сделать  родителей своими союзниками. Исследования, проводимые в классе среди родителей (входной тест)  показал, что только 30%  пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. ( Нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). Далеко не все родители считают необходимостью рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому перед непосредственной работой по этой программе необходимо обязательно встретиться с родителями, так как дети сами себе еду не готовят, а питаются тем, что им приготовят мама или папа.

            На этих занятиях дети знакомятся с полезными продуктами, учатся правильно есть, узнают из чего варят кашу и как сделать её вкусной, что такое полдник, ужин и т.д.

             Эти занятия проводятся с помощью рабочих тетрадей « Разговор о правильном питании». У детей формируется представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания. Они понимают, что правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.  Учатся составлять меню, украшать блюда, пробуют сделать кашу вкусной.

              Такие занятия очень нравятся детям. Они с удовольствием читают, играют, рисуют. Родители отмечают, что такие уроки способствуют воспитанию у детей правильного отношения к питанию.

               Многие дети отказываются от чипсов, жвачки,  меньше едят сладостей, а больше овощей и фруктов.

                 В третьем и четвёртом классах  учащиеся знакомятся ещё с одной здоровьесберегающей программой  « Все цвета кроме чёрного». В тетрадях этой программы включены развивающие задания и игры, расширяющие представления у учащихся о своих физиологических и психологических особенностях. Дети могут узнать свои возможности, особенности характера. Они учатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение. Эти уроки помогают понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым.

        Таким образом система работы по здоровьесберегающей технологии даёт  возможность учиться управлять  своими чувствами, учатся следить, укреплять и беречь его. Они учатся быть здоровыми душой и телом. Дети сами творят своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в начальной школе

Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

Система работы по ПДД в начальной школе

В данной работе  содержится материал для учителей начальной школы( работа с учащимися, с родителями) по ПДД в начальной школе....

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...