Рабочая программа по внеурочной деятельности "Непоседы" спортивно-оздоровительной направленности
рабочая программа по зож по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика кружка
Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общая характеристика кружка
Кружок «Непоседы» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих учащихся наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой . Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс «Непоседы» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, хороводные игры, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Дети знакомятся с правилами спортивных и настольных игр. Все эти игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.
С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Кондалы», «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Достань кольцо» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Медведи и пчелы», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.
По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям
Кружок «Непоседы» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса
являются:
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||||
1. | Вводное занятие . Инструктаж по ТБ. | Вас приглашают «Непоседы». Какие бывают игры. Общие подвижные символические игры. « Два Мороза», « Вороны и воробьи». « Самолет», « Холодно-горячо» | 1 | |||
Простые и усложненные игры-догонялки : игра« Зайцы в огороде», татарская народная игра« Серый волк», игра « Баба-Яга», игра « Бездомный заяц» | 1 | |||||
2. | Подвижные игры | Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра « Гуси- лебеди». Русская народная игра «Краски». Русская народная игра « У медведя во бору» | 1
| |||
Считалки. Игра « Пустое место» Эстонская игра « Сторож»» Русская народная игра « Салки» | 1 | |||||
Игра « Мы- веселые ребята» Игра « Невод» Игра « Скворечники» | 1 | |||||
3. | Спортивные игры | ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА В СОЧИ . Соревнования с элементами олимпийских игр. | 1 | |||
Когда появились олимпийские игры. «Весёлые старты» | 1 | |||||
Мини-футбол | 1 | |||||
4. | Интеллектуальные игры | Развлекательная игра «Звёздный час» | 1 | |||
Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?» | 1 | |||||
КВН по литературе « Знаю ли я сказки?» | 1 | |||||
Игра « Поле чудес»
| 1 | |||||
5. | Настольные игры | Настольные игры. Игра в шашки. | 1 | |||
Игра в лото. Игра в детское домино. | 1 | |||||
Составление пазлов. | 1 | |||||
6. | Зимние игры на детской площадке | Взятие снежной крепости Игра « Дай руку» | 1 | |||
Конкурс снежных фигур | 1 | |||||
Игра « Белые медведи» Игра « Шишки, желуди, орехи» Игра « Жмурки» | 1 | |||||
Эстафеты на лыжах и санках. | 1 | |||||
7 | Игры с сопротивлением и борьбой. | Игра « Коршун и наседка», Игра « Поймай последнего», «Хромой журавль» | 1 | |||
8. | Народные игры. | Что такое народная игра? Русская народная игра « Пятнашки». Башкирская народная игра « Бычок» Башкирская игра « Липкие пенёчки» | 1 | |||
Русская народная игра « Кошки-мышки» Русская народная игра « Слепой козел» | 1 | |||||
9. | Игры на развитие психических процессов. | Игра на развитие внимания . « Запрещенное движение», « Приз» , « Тихо-громко» | 1 | |||
Игра на развитие мышления « Угадай, кто я?», « Сторож» | 1 | |||||
Игры на развитие памяти. Игры « Что изменилось?», « Повтори за мной» | 1 | |||||
Игры на развитие скорости реакции. Игра « Утки-охотники». | 1 | |||||
10. | Игры-эстафеты. | Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. Эстафета « Гусеница» | 1 | |||
11. | Хороводные игры. | Игра « Жених и невеста» Игра « Ручеек» | 1 | |||
Игра « Бубен» Игра « Золотые ворота» | 1 | |||||
12. | Командные игры. | Игра « Кондалы» Игра « Кто быстрее?» | 1 | |||
Игра « Третий лишний» Игра « Тачка» Игра « Медведи и пчелы» | 1 | |||||
13. | Игры с использованием различных предметов . | Игра « Двенадцать палочек», Игра « Достань камешек» | 1 | |||
14. | Игры на площадке в теплое время года. | Игра « Казаки-разбойники» Игра « Дедушка-рожок» | 1 | |||
15. | Итоговое занятие | Сильные, смелые, ловкие.. | 1 |
Литература
1 И.М.. Коротков Подвижные игры детей. Москва. «Советская Россия» 1987 г.
2. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1 – 3 классы) Москва. «Просвещение» 1982.
3. А.В. Кенеман Детские подвижные игры. Москва «Просвещение» 1988
4.В. И. Лях. А.А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Москва «Просвещение» 2006
5. Л.Б. Гурвич Работа воспитателя в группе продленного дня (1-3 классы) Москва «Просвещение» 1982г.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей М. 1986г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»
Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...
