"Здоровьесбережение. Песочная игротерапия в начальной школе".
статья по зож по теме

Данная статья знакомит с Песочной игротерапией, с многогранным использованием данной технологии в начальной школе.

Рассмотрен вопрос о включении Песочной игротерапии в комплекс работ по здоровьесбережению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Здоровьесбережение.

 «Песочная игротерапия» в начальной школе.

Первоклассник пришёл в школу. Для него начинается новая жизнь. Она полна открытий, неожиданностей, успехов. Но, к сожалению, в этой новой жизни иногда малыша подстерегают опасности и стрессы. Кто-то не может найти общего языка с одноклассниками, кто-то не совсем успешен в учёбе.  Хотелось бы избежать таких ситуаций или хотя бы сгладить их проявление. Однако, существует ряд объективных причин, влияющих на возникновение данных трудностей. В первую очередь – это здоровье наших первоклассников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют всевозможные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. В связи с этим , состояние здоровья младших школьников требует особого внимания к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. (Письмо МО России от 25.09. 2000 № 2021/11-13). Неоценимую помощь для преодоления трудностей могли бы оказать психологи. Но, к сожалению, наша действительность такова, что немногие школы могут похвастаться наличием данных специалистов. В этом случае роль психолога на себя берут педагоги, что нередко приводит к  критике. Действительно, может ли педагог без наличия специального образования, без владения специфичными методиками вторгаться в эту сферу?  

Возникла проблема, которую необходимо было решить в пользу ребёнка. Начался поиск методики, которая бы дала возможность педагогу оказать помощь ребёнку в создании  комфортной школьной среды, сохранении его психологического здоровья. Для меня такой методикой стала «Песочная игротерапия». Она может справиться со многими проблемами, возникающими у современного школьника. По утверждению психологов - это одна из самых доступных методик, она не имеет методических ограничений, только общечеловеческие.  Играя с песком, ребёнок занимается своей естественной деятельностью. В этот момент он чувствует себя свободным, защищённым. Наблюдения показывают, что такая игра позитивно влияет на эмоциональное самочувствие ребёнка. Опробированние данной методики было проведено на учащихся 1 класса в период их адаптации. По данным института возрастной физиологии РАО, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 65-70 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. Предполагалось, что при использовании «Песочной игротерапии»  процесс адаптации пройдёт успешней, ребята быстрее освоятся с новой для себя ролью ученика. Занятия велись по подгруппам ( 2 группы по 12 человек ). Состав подгрупп ежедневно менялся, в результате чего взаимодействие между учащимися было динамичным. Каждый день они работали с новыми партнёрами, в новых предлагаемых обстоятельствах.  Курс рассчитан на 10 занятий ( 5 недель по 2 занятия). Он составлен на базе  программы С. И. Гин, И. Е. Прокопенко  «Первые дни в школе» и адаптирован для использования песочной игротерапии. При проведении занятий широко используются «Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания» Ирины Гуриной.

Цель курса :

- психологическая адаптация детей;

-знакомство с основными школьными правилами;

- привитие навыков индивидуальной, парной и групповой работы;

- развитие навыков рефлексии.

Работа ведётся по двум направлениям:

-привитие норм и правил поведения школьника;

- коррекция вредных привычек.

Программа курса.

День 1. Знакомство детей с учителем и между собой. Строим на песке наш новый мир.

День 2. Школьные принадлежности. Игра «Секретики»

День 3.Экскурсия по школе. Составление плана школы на песке.

День 4.Парная форма работы. Мы с товарищем вдвоём…

День 5. Умение выражать эмоции. Путешествие в гости к Аху, Оху, Эху.

День 6.Противоречие. Люблю -не люблю. Два мира в одной песочнице.

День 7. Выходы из спорных  ситуаций. Сказка про дракошу Драчуна.

День 8. Учим помогать близким.  Игра «Одной правой».

День 9. Навыки самообслуживания. Ролевые игры на песке.

День 10. Правила детской безопасности. Игра «Мина»

После завершения цикла адаптационных занятий для выявления результатов работы было проведена диагностика по проективной методике «Школа зверей». Она показала, что ребята успешно освоились в новой среде, им комфортно в кругу одноклассников, а иногда возникающие между ребятами разногласия не носят затяжной характер, не являются причинами стрессов. У одного ребёнка выявлены серьёзные проблемы в общении с одноклассниками. Среди родителей было проведено анкетирование,  направленное на выявление уровня адаптации детей. Выяснилось, что у 17% учащихся (4 человека) встречаются трудности в усвоении программного материала (зачастую это связано с нарушением произвольного внимания, слабой памятью и т. д. ), а вот дискомфорт в новой  обстановке продолжает испытывать лишь один ученик .                ( Рекомендовано обратиться к психологу для дальнейшей диагностики).

Таким образом, мы выяснили, что «Песочная игротерапия»   даёт свои положительные результаты, процесс адаптации прошёл для ребят благоприятно, в ускоренном темпе. Однако, спектр применения песочных игр в начальной школе гораздо шире и работа с данной методикой была продолжена. В период обучения грамоте неоценимую услугу оказали обучающие игры. С их помощью знакомство с буквами и цифрами стало более занимательным и успешным. В связи с отсутствием в школах логопедов, а их помощь всё чаще и чаще необходима нашим детям, педагог сам может проводить игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.  Исправить ошибки на песке легче, чем на бумаге, поэтому ребёнок не чувствует страха перед занятиями. В дальнейшем обучающие  игры стали чаще применяться на уроках окружающего мира. (Формы Земной поверхности, план местности, холмы и овраги, стороны горизонта и т. д.).  С многогранностью нашего мира ребёнок знакомится в  познавательных играх. Так после экскурсии по городу ребята спроектировали  макет  города. И в этом путешествии они взяли на себя роль экскурсоводов. Когда ребёнок играет с песком, он бессознательно открывает мир своих потенциальных возможностей, а иногда страхов и переживаний. Проективные игры обладают способностью выявить трудности ребёнка и в сопровождении педагога найти выход из затруднительной ситуации. Когда игра завершена, необходимо провести обсуждение. Задача педагога так сформулировать вопросы, чтобы ребята самостоятельно смогли сделать необходимые выводы. В процессе обсуждения ребёнок получает первые навыки рефлексии.  Таким образом, педагог, если он заинтересован в комплексном развитии ребёнка, может смело браться за внедрение  «Песочной терапии» в процесс обучения и воспитания школьников.  Необходимые рекомендации можно получить в трудах Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.  «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», «Практикум по креативной терапии»- одни из наиболее известных книг.

Занятия  песочной игротерапией  предоставляет взрослым уникальную возможность  шагнуть вместе с ребёнком в незабываемый Мир Детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"

В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...

Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...

Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....

"Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"

В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....