Зелёный наряд школьного двора
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему

Короткова Ирина Викторовна

Данное занятие проводится в 1 классе. Состоит из трёх частей: теоретической (в классе), практической (на школьном дворе), фиточай (в классе). 

Знакомит  детей с лекарственными растениями   школьного двора; расширяет  знания учащихся о применении лекарственных растений в повседневной жизни; воспитывает любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonyy_naryad_shkolnogo_dvora.docx463.73 КБ

Предварительный просмотр:

Короткова Ирина Викторовна

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В.Ткаченко»

г.Тынды  Амурской области

«ЗЕЛЁНЫЙ НАРЯД ШКОЛЬНОГО ДВОРА»

Конспект занятия - экскурсии, 1 класс

Цель:

  • познакомить детей с лекарственными растениями   школьного двора;
  • расширить знания учащихся о применении лекарственных растений в повседневной жизни;
  • воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Оборудование:  

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • презентация;
  • фотографии с изображением растений;
  • заварочный чайник, стаканы, мешочки с травами.

Ход занятия

I часть: теоретическая (в классе)

  1. Организационный момент.

-Ребята, отгадав загадки, мы  сможем с вами назвать тему нашего занятия.

1. Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.    ( Малина)


2.  «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
(Валерьяна)

3.  Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
(Одуванчик)

4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.
 (Подорожник.)
5. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же …..
(Крапива)

- Как, одним словом назвать отгадки? (Ответы детей). А какие это растения, может уже кто-то догадался? (Да. Лекарственные растения – это целебные растения, с помощью которых можно вылечить различные заболевания).

  1.  Сообщение темы занятия.

Сегодня наше занятие-экскурсию   мы посвятим лекарственным растениям. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

      На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

        Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.

-Ребята, а какие лекарственные  растения вы знаете? (Ответы детей).

- А где можно взять лекарственные растения? (В лесу, в поле, на лугу, на огороде и в аптеке).

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. Это -  целая наука.

  1. Открытие новых знаний.

-Ребята, когда вы идёте по школьному двору, что вы видите? (Много растений, цветов, трав, кустарников, деревьев).

- И на нашем школьном дворе растут  лекарственные растения, с некоторыми  из них мы сегодня  и познакомимся.  

ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ 
          Многолетнее травянистое растение, стебель высотой до 2 м,  вверху разветвленный. Цветки бледно-фиолетовые или бледно-розовые, мелкие, собраны в виде полузонтиков. Цветет в июне—августе.

         Растет по берегам рек, между кустарниками, на влажных лугах. Лекарственным сырьем являются корневища с корнями, которые заготавливают, когда растение сбросит семена. 
        Растение является мочегонным, противосудорожным, жаропонижающим и болеутоляющим средством, улучшает аппетит. 

ВАСИЛИСТНИК 
         Многолетнее травянистое растение,  высотой более 1 м
Растет   на  влажных  лугах, в лесах, по берегам рек и озер. 
         В народной фитотерапии растение издавна используется очень широко — как успокаивающее средство, при эпилепсии, бессоннице, туберкулезе легких и других заболеваниях органов дыхания, как жаропонижающее, при сердечно-сосудистых заболеваниях,  отеках. Пили его также при простудных заболеваниях, болезнях печени.

ЧЕРЕМУХА ОБЫКНОВЕННАЯ.  

              Крупный листопадный кустарник или дерево семейства розоцветных, до 10 м высоты. Белые, с сильным запахом цветки собраны в многоцветковые поникающие кисти. Плод - черная, лоснящаяся, шаровидная, на вкус терпкая, сильно вяжущая костянка с одной косточкой.  Цветет в мае, плоды созревают в июле - августе. Распространена в Западной Сибири и Средней Азии.

              Плоды черемухи использовались человеком каменного века, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу, люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия, поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.

ОДУВАНЧИК ОБЫКНОВЕННЫЙ

C:\Documents and Settings\Снежана\Мои документы\Загрузки\6680.jpg

            Существует множество легенд об одуванчике. Вот одна из них.

            Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал нектар пчелам, девушкам на венки свои цветы, корни его лечили больных, ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.

              Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах. Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях.

РОМАШКА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

C:\Documents and Settings\Снежана\Мои документы\Загрузки\romashka.jpg

           Родина этого растения Америка. Давным-давно  как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию.  И наверное, у всех народов принято гадать на ней: «любит - не любит

           Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ

C:\Documents and Settings\Снежана\Мои документы\Загрузки\15-1.jpg

            Древние германцы называли его  Сторож у дороги. Подорожник растёт так близко у дороги, что кажется, будто он стремится к человеку. История происхождения этого растения весьма печальна.
          Однажды ночью одна молодая девушка отправилась в лес, чтобы встретиться со своим возлюбленным. Всю ночь девушка ждала и с надеждой прислушивалась к доносящимся звукам. Но только уханье сов и вздохи ветра среди деревьев доносились до её слуха. Возлюбленный так и не пришёл на свидание.
Горько плачущая девушка легла на краю дороги, и вскоре её сердце перестало биться.
             Ранним утром, когда солнце только взошло, вокруг тела девушки выросли зелёные всходы. К полудню, сквозь темные пряди её волос пробились бледные цветки. Вечером, когда зашло солнце, тело девушки полностью исчезло, превратившись во множество мелких цветков.
До сих пор эти цветы растут вдоль дорог, словно ожидая прихода возлюбленного, который никогда уже не придёт.

            Настой листьев подорожника  в фототерапии рекомендуют при болезнях органов дыхания, сок листьев подорожника большого — при укусах пчел, ос, шмелей и змей.

- Подведём итог. Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Я думаю, что все это вам пригодиться, если вдруг вы заболеете. Но, лучше, конечно, не болейте!

II  часть: практическая (школьный двор)

  1. Экскурсия  на школьный двор.

          -А сейчас мы выйдем на школьный двор и  попытаемся найти и определить там лекарственные растения,  с которыми познакомились.

 -Ребята, у нас на школьном дворе существует целый лекарственный отдел. Как вы думаете,  почему он так называется? (Ответы детей).  Здесь растут травянистые и деревянистые  лекарственные растения.

                      Наш двор, как сказочное царство,

Здесь везде растут лекарства:

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а что и как лечить –

Тут  вас могут  научить.

Все целебные растения

Узнаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить все те растения,

Что пригодны для лечения!

- Рассматривайте и находите те растения,  о которых сегодня узнали. (Ребята рассматривают, находят изученные растения и неизвестные). С остальными растениями лекарственного отдела мы будем знакомиться дальше на наших занятиях кружка «Друзья природы».

III часть: фиточай (в классе)

- Ну вот, мы и побывали на экскурсии. В ходе экскурсии мы узнали кое - что о растениях, которые нам знакомы и встречаются везде.

Отгадайте: какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей? (чай)

Есть такое выражение у русских: «Чай не пьешь-какая  сила?»…Так говорили наши бабушки. Русский чай- это волнующий запах лугов, благоуханье трав, это вечная сила нашей земли. Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли. Пользуйтесь этим богатством, которое преподнесла нам природа, и вы всегда будете здоровы и красивы!

На столе  приготовлены мешочки с лекарственными травами, чайник, стаканы. Завариваем и пьём ароматный чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий Масленицы в школьном дворе

в рамках литературного фестиваля проведена Масленица для учеников и родителей....

методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"

методическая разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников....

Устный журнал "Зелёный наряд нашей Родины"

    Внеклассное занятие для учащихся 1 класса. Формирование умений определять названия деревьев по форме листа, воспитание экологической культуры, бережного отношения к родной природе...

Учебный проект по окружающему миру "Растения школьного двора"

Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа п...

Социальный проект "Благоустройство школьного двора"

В  требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта  отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творч...

Методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"

Методическая разработка устного журнала по экологическому воспитанию младших школьников ориентирована на обучающихся 3-х классов...

"Зелёный наряд нашей планеты"

Сценарий экологического праздника, проведённого в 3 классе....