Социальный проект "Благоустройство школьного двора"
материал на тему

Гречкина Алла Борисовна

В  требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта  отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества.

Использование проектной методики позволяет организовать деятельность младших  школьников не только с опорой на личный опыт, но и привлечь информационные ресурсы, развить способность видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём, принимая верные решения.  В проектной деятельности укрепляется сотрудничество семьи и школы.

 Социальный проект рассчитан  на последовательное  овладевание трудовыми умениями и практическими навыками ухода за школьной  территорией и постоянное их совершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon socialnyy_proekt_blagoustroystvo_shkolnogo_dvora.zip700.64 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«Благоустройство школьного двора»

Визитка проекта

Информация об авторе проекта

ФИО

Гречкина  Алла Борисовна

Город, область

Город Тольятти,  Самарская область

Образовательное учреждение

МБУ школа № 90

Информация о проекте

Название проекта

Проект «Благоустройство школьного двора»

Тип  проекта

              Социальный, практико-ориентированный, творческий, исследовательский,   экологический, сетевой.

Краткая аннотация

В  требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта  отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества. Стержень реализации образовательных  стандартов-системно-деятельностный подход.

Использование проектной методики позволяет  решать задачи системно-деятельностного  подхода наиболее эффективно. С помощью проектов можно   организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и привлечь информационные ресурсы,  развить способность видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём, принимая верные решения.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проблема данного проекта: загрязнение школьного двора и недостаточность его  озеленения приводит к снижению экологической обстановки и эстетического состояния школы.

Цель проекта: формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива в благоустройстве пришкольного участка. 

Основными составляющими проекта являются развитие познавательных и творческих навыков, формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся, приобретение опыта исследовательской деятельности,  повышение экологической и информационной культуры детей и родителей, воспитание сознания необходимости сохранения природных богатств, укрепление  сотрудничества семьи и школы.

Предметные  области  

Взаимодействие участников проекта  проходит во внеурочной деятельности  на  занятиях в клубе «Юные патриоты» и  на уроках:  русского  языка и литературы,  уроках окружающего  мира, изобразительного искусства и трудового обучения, информатика и ИКТ. УМК  «Школа 2100».

Участники

Учащиеся 1 класса (далее по 4 класс), родители, учителя,  учащиеся школы после проведённого социологического опроса, работники школы.

Приблизительная продолжительность проекта

Начало:  с января по  май   2012 года (1 класс);

 внедрение  проекта:

с января 2012 года   по май 2015 года (1, 2, 3, 4 классы).

Формы работы

Сетевое взаимодействие, коллективная,  групповая и индивидуальная работа.

Методы и приёмы

Методы активного обучения  (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация); проектирования  (создание проектного продукта); информационные  (поиск материала в различных источниках информации);  оценивания процесса выполнения  (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом); практический метод  (применение знаний на практике).

Основа проекта

Образовательные стандарты

В связи с требованиями ФГОС,  учащиеся к концу обучения в начальной школе должны овладеть ключевыми компетенциями. Одни из  ключевых компетенций - ценностно-смысловые.  Это  компетенции  в  сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика,  его  способностью  видеть  и  понимать  окружающий  мир,  ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь  выбирать  целевые  и  смысловые  установки  для  своих  действий  и  поступков,  принимать  решения.  Данные  компетенции  обеспечивают  механизм  самоопределения  ученика  в  ситуациях  учебной  и  иной  деятельности.  От  них  зависит  индивидуальная  образовательная  траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ценностно-смысловых  компетенций  строиться на взаим ном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. Приобретение учеником начальной школы опыта самостоя тельного общественного действия реализуется через интеграцию основного и дополнительного образования и вовлечение в проектную деятельность, которая возникла как форма и средство практического и наглядного обучения. Следует отметить, что на выбор ценностей младшими школьником  в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого и их собственный социально-нравственный опыт.

Планируемые результаты обучения

 1.Предметные результаты 

Русский язык и литература: тексты-повествования, небольшие тексты описательного значения; технология: правильное расположение клумб, высадка рассады по определённому рисунку, практические навыки (умение работать с землёй, с инструментами), декорирование клумб, полив и ухаживание за клумбами; изобразительное искусство: овладение простейшими навыками рисунка; окружающий  мир: сведения о росте и развитии растения: от семечка, через рост и цветение, обратно к семечку, знание цветочной рассады и  способов выращивания, умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять, как  люди помогают друг другу жить,  называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, уметь оценивать правильность поведения людей в природе; информатика и ИКТ: создание проекта при помощи компьютера.

 2. Личностные результаты

 1)Формирование основ гражданской идентичности  личности, чувства  сопричастности и гордости за свою малую родину.

 2)Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

3)Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4)Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3. Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД

Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД
Самостоятельно выделять  и формулировать познавательные цели,  искать и выделять необходимую информацию.
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
4. ИКТ-компетенции:

Знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, находить главное в собранной информации;   уметь представлять свою работу в форме Google-презентации: оформление слайдов;   с использованием веб-доски Stixy: размещение стикеров с необходимыми записями, картинки (фото),  файлы различных форматов, листочки виртуального календаря; работать с Google-таблицей: вносить в таблицу необходимые изменения-записи, картинки; уметь пользоваться беспроводными пультами системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLass  для ответов на вопросы (викторина).   Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Верно ли утверждение  "Красота спасёт мир"? Почему?

Проблемные вопросы учебной темы

1.Сможет ли школьный  двор  преобразиться с помощью волшебной палочки?

2.Возможна ли жизнь без цветов?

3.Растут ли клумбы сами, как грибы?

Учебные вопросы

1.Что обозначают слова «благоустройство», «экология»?

2.При каком условии может существовать жизнь на земле?

3.Какое отношение к благоустройству двора имеют птицы?

4.Как сделать кормушку?

5.Чем кормить птиц?

6.Что такое клумба?

7.Что нужно для того, чтобы поддерживать клумбы в идеальном состоянии?

8.Какие цветы вы знаете?

9.Как можно украсить клумбу?

10.Как можно высаживать растения: рассадой,  семенами?

11.Что такое однолетние растения, многолетние? Чем они отличаются?

12. Что нужно учитывать при составлении цветового многообразия цветника?

13. Какие  требования нужно соблюдать при выращивании растений в цветнике?

14. Необходимо ли наблюдать за ростом и развитием растений в цветнике?

15. Как правильно написать и оформить отчет о проделанной работе в цветнике на пришкольном участке?

Этапы работы над проектом

Планируемая  деятельность обучающихся

Деятельность учителя по организации работы обучающихся

Этап подготовки

1.Экскурсии по школьному двору.

2.Анкетирование для обучающихся  класса по теме «Ты и окружающий мир».

3.Социальный опрос среди обучающихся, родителей и работников  школы по благоустройству двора.

4. «Мозговой штурм», в ходе которого формулируются вопросы для исследования.

5.Деление   на группы:

  1. группа №1-«Экологи»,
  2. группа №2-«Эксперты»,
  3. группа №3-«Журналисты».

6.Выбор темы исследований и распределение обязанностей в группе для совместной работы.

«Экологи» проводят опрос, собирают «Копилку идей» по благоустройству двора.

«Эксперты» изучают цветы для посадки на клумбе.  «Журналисты» исследуют вопрос создания клумбы и дальнейшего ухода за цветами. Отражают результаты работы в интерактивной газете.

В практической деятельности по благоустройству школьного двора принимает участие весь класс.

7. Повторение правил техники безопасности при работе за компьютером и безопасной работы в сети Интернет, правильное использование ресурсов Интернета.

Этап подготовки

Учитель  организует работу над проектом «Благоустройство школьного двора». 

1.Разработка материалов для родителей:  

  1. Буклет «Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС».
  2. Презентация « Дети в Интернете».
  3.  Итоговая анкета.

2.Вводная презентация для обучающихся и родителей.

3.Разработка  критерий оценивания, памяток для учащихся, инструкций и заданий  по организации знакомства с Интернет-сервисами, методических  и дидактических  материалов, подготовленных  для использования  системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLass.

 4.Анализ анкетирования и социального опроса, выбор темы, формулировка  проблемы,  обсуждение  целей и задач проекта.

5.Формирование групп  с учётом их интересов для учебной исследовательской  работы,  дети могут принимать участие в работе нескольких групп.

На протяжении проекта, по желанию, обучающиеся принимают участие в разработке мини-проектов, в практической деятельности по  благоустройству школьного двора.  Родители оказывают посильную помощь школьникам.

Этап работы в группах

1.Обсуждение  и составление  плана работы в группах по поиску информации по проблемным вопросам и выбор формы представления итоговой работы.

2.Ознакомление  с критериями оценок.

3.Начало   оформления портфолио  групп.

Этап работы в группах

1.Помощь в обсуждении  и составлении  плана проведения исследований в группах, уточнение  сроков  выполнения проекта. Рекомендация   различных источников информации.  

2.Организация  изучения с учащимися критериев:

-самооценки  своей деятельности,

-самооценки навыков сотрудничества в группе,

- взаимооценки  выступления на защите проекта,

-критериев  оценивания: кормушек и скворечников, клумбы,  презентации, газеты, сборника, рисунка, мини-проекта.

3.Ознакомление с листами самоконтроля № 1-3. Листы содержат задания для групп и подробные инструкции.

Этап исследований

1.Исследовательская работа в группах по проблемным вопросам: поиск информации с использованием различных источников, обсуждение полученной информации, формулирование выводов, работа с листами самоконтроля.
2.Заполнение   портфолио.

Этап исследований

1.Направляющая деятельность для самостоятельного решения  возникших затруднений (учитель  проводит индивидуальные  и групповые консультации, дает советы, как лучше  сделать ту или иную часть работы),

Этап творчества

1.Выставка рисунков «Двор моей мечты».

2.Игра «Угадай цветок»

3.Конкурс мини-проектов по благоустройству  территории школы.

4.Сетевое взаимодействие  по оформлению результатов исследований  в виде презентации «Наш школьный двор», газеты «Моя клумба», «Цветочного справочника»;  соблюдение  соответствующих критерий оценивания.

5.Участие в викторине «Это надо знать» (программа  PROCLass).

 Этап творчества

1.Подготовка шаблонов (презентации, газеты, сборника)  для заполнения. Организация знакомства с сервисом Google через аккаунт учителя (приёмы работ в Google -презентации, в таблице); знакомство с сервисом   Stixy.com и приёмами работы по созданию газеты. Консультация для  обучающихся по совместной работе оформления информации в единый документ, помощь в совместном заполнении документов в  блоге  «Почемучки».  Контроль  за своевременным выполнением работы.
2.Проведение интерактивной викторины  «Это надо знать».

Этап защиты

1.Формулирование ответов на основополагающий  и проблемные вопросы проекта, выводов  по результатам проекта.

2.Представление  итоговых работ групп, мини-проектов.

3.Взаимооценка выступления.

4.Награждение участников проекта дипломами.

Этап защиты

1.Организация и проведение  защиты мини-проектов,  представление итоговых работ групп на экологическом празднике.

Этап заключительный

1.Подведение итогов работы, рефлексия.

2.Создание клумбы по эскизу  победителя конкурса мини-проектов.

3.Коллективное составление плана дальнейшего

внедрения проекта

(практическая деятельность по благоустройству территории школьного двора).

3.Участие в городской экспедиции «Наш Тольятти» по программе
«Город зелёного цвета».

Этап заключительный

1.Подведение итогов проектной работы.

2.Организация подготовки отчёта о практической деятельности и представление  его на итоговой встрече участников городской экспедиции «Наш Тольятти».

План оценивания

До работы над проектом

  1. Беседа по материалам вводной презентации для обучающихся и родителей.
  2. Анкетирование, с целью выявления имеющихся у детей знаний по данной проблеме.
  3. Знакомство с критериями оценки проектной деятельности.

В ходе проекта

  1. Лист самоконтроля № 1 участников проекта для оформления совместной презентации «Наш школьный двор», как алгоритм обучения работе с текстом и картинками в  Google-презентации.
  2. Лист самоконтроля № 2 участников проекта для создания совместной газеты «Моя клумба», как алгоритм обучения работе с сервисом Stixy.com.
  3. Лист самоконтроля № 3 участников проекта для оформления совместного  «Цветочного справочника», как алгоритм обучения работе с  Google-таблицей.
  4.   Бланк самооценки в проекте.
  5. Бланк самооценки навыков сотрудничества в группе.

     6. Интерактивная викторины  «Это надо знать».

     7. Проверочный список наблюдений.

По окончании проекта

     1. Бланк  взаимооценки  выступления на защите проекта.

      2.   Бланк рефлексии

    3.Таблица продвижения обучающихся.

Описание методов оценивания

     До работы над проектом с обучающимися проводится беседа, анкетирование  с целью:

  1. выявления имеющихся у детей знаний по данной теме;
  2. составления  вопросов по теме проекта и составления плана работы над проектом.

      Обучающиеся знакомятся  с критериями оценивания результатов   проектной деятельности.

      Во время работы над проектом оценивается способность учащихся брать ответственность за собственное обучение; умение работать в группах и самостоятельно; умение работать со справочной литературой; проявление творчества и инициативы; умение оценивать свою деятельность и определять помощь в работе.

     Обучающимся предлагаются вопросы для обсуждения промежуточных результатов деятельности, оценочные листы работы в группе:

  1. листы самоконтроля №1-3;
  2. бланк самооценки;
  3. бланк самооценки навыков сотрудничества в группе;
  4. бланк оценки мини-проекта.

Продолжается работа с критериями оценивания результатов проектной деятельности.

       Учитель проводит интерактивную викторину  «Это надо знать», с целью проверки усвоения знаний; заполняет «Проверочный список наблюдений», отслеживая эффективность формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся.

      После завершения работы над проектом проходит экологический праздник, на котором происходит  защита мини-проектов, представление  итоговых работ; проводится  взаимооценка  выступления. Дети получают итоговую оценку в «Таблице продвижения учащихся» (таблицу заполняет учитель). По завершению проекта  проводится рефлексия обучающихся, заканчивается оформление портфолио участников проекта.     Учитель заполняет «Проверочные листы наблюдений». По мере осуществления практической деятельности  оценивается создание клумбы (Критерии оценки создания клумбы).  

Информационная    поддержка    проекта

 Заполненные шаблоны совместных  документов:

  1. Совместная презентация «Наш школьный двор».

2.   Цветочный справочник.

3.  Интерактивная газета «Моя клумба».

 

Презентация для родителей «Дети в Интернете»

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Привлечение родителей в работу с проблемными учениками, индивидуальные беседы на нравственно-этические нормы; «слабые» учащиеся работают в группе с сильными учениками, выбирают себе более приемлемые виды работы. Планирование дополнительных занятий (2 часа). Календари заданий. Справочные материалы по теме исследования.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Индивидуальные беседы, работа по картинкам, непосредственный показ действий на местности  

(как держать лопату,  как высаживать растения и т.д.).

Одаренные ученики

Участие в конкурсе мини-проектов. Привлечение к подготовке  итоговых  работ, координаторы групп и  проекта в целом. Анализ представленных отчетов участников групп, обобщение и систематизация исследования в группе. Выбор более сложной темы исследования.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование:  Интернет, Интернет-сервисы; фотоаппарат, компьютер(ы),  принтер,  проекционная система, сканер, система контроля качества знаний ProClass,  интерактивная доска SMART Notebook.

Материалы на печатной основе:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли.  Пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.] - М.: Просвещение, 2010.-152 с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя / Д.В. Григорьев  П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223  с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты.-Волгоград: Учитель, 2009.-152 с.
  4.  Лебедев О.Е.  Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших      школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
  6. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. Сизова Р.И.-М.: Издательство РОСТ, 2012.-62с.
  7. Горячев А.В.  Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности.-М. Баласс, 2010.-64 с.
  8. Сапелин Ю.А., Уроки садового дизайна. Садовые композиции, Издательство: Фитон +, 2008
  9. Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия (критерии оценивания) – М.:   Академия, 2005. – С.232-233.
  10. Intel@ «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие-10-е изд.,перераб.-М.: НП «Cовременные технологии в образовании и культуре», 2010.- 168с.+ CD

Интернет-ресурсы:

  1. Тольятти — Википедия

  2. "Детская" клумба http://www.eroshka.ru/news.php?item.133.9

3. Кольцова  Т.А. Метод проектирования в начальной школе  http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf 

  4. ФГОС    http://standart.edu.ru/ 

5.Оценивание проектов   Повышение качества образования http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects 

  6.Памятка по использованию ресурсов сети Интернет

       http://www.imckud.ru/node/113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий Масленицы в школьном дворе

в рамках литературного фестиваля проведена Масленица для учеников и родителей....

Учебный проект по окружающему миру "Растения школьного двора"

Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа п...

Социальный проект" Самый красивый школьный двор".

Это четырехгодичный проект. Дети вместе с родителями изготовили кормушки для птиц, скворечники, Выращиваем рассаду цветов для школьной клумбы.Ухаживаем за цветами....

Сценарий защиты проекта "Цвети, наш школьный двор"

Разработка сценария защиты ученического проекта на областном фестивале презентаций учебных проектов...

Социальный проект:"Наш двор"

Формирование экологической культуры учащихся...

Социальный проект "Сказка школьного двора"

Зимнее красочное оформление школьного двора....