"Осторожно, гололед!" Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
план-конспект урока по зож (4 класс) по теме

Рыбкина Татьяна Александровна

Урок в форме игры-путешествия по станциям. Формирование культуры безопасного поведения на улице в зимний период времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4Б классе.

Учитель: Рыбкина Т. А.

Тема: Осторожно, гололед!.

Тип урока: Урок изучения нового материала  в форме игры-путешествия по станциям.

Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.

Задачи:

Образовательная: Формировать   знания, умения, навыки  о правилах безопасного поведения на улице  в зимний период. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.

Развивающая: Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности, интерес к собственной безопасности. Развивать  умения применять знания на практике; познавательную поисковую  активность,  умения учебного труда. Формирование навыков сотрудничества  при работе в парах, умения находить и исправлять ошибки, коммуникативных умений.

Воспитательная:  Вырабатывать  навыки сознательного ответственного  отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице. Воспитывать положительное отношение к знаниям; дисциплинированность;

Оборудование:

- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

- Презентации к уроку.

- Таблички-названия станций.

- Табличка- тема урока.

- Конверт №1: карточки с цифрами 1,2,3; круги зеленого и красного цвета.

- Лист с текстом для чтения.

- Конверт №2: 3 пословицы, которые нужно собрать из 2х половинок.

- Знак «Скользкая дорога».

- Конверт № 3: картинка- пазлы

- Картинка-изображение падающего снеговика.

- игрушка «Снеговик»

- компакт- проигрыватель

                                                      Ход урока:

I.Организационный  момент.

Прозвенел и смолк  звонок,

Всех собрал он на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол.

Начинаем урок окружающего мира.

-Проверьте готовность к уроку: у вас на столе должны лежать текст для чтения, конверты № 1,2,3. В них   находится то, что вам понадобится  на уроке. Сядьте ровно, поставьте стул правильно.

- Поднимите руку те ребята, которые любят путешествовать?

-Сегодня наш урок безопасности  пройдет в форме путешествия по станциям. Названия их пока закрыты. Сколько станций мы должны пройти с вами?  (11).

- Будете выходить к доске  по очереди  и открывать названия станций. Название станции говорит  о том, какие задания вы будете выполнять и в какие игры играть.

II. Основная часть.

1«ОТГАДАЙ-КА»

- Вам нужно отгадать несколько загадок и попробовать сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

       Без рук рисует,

Без зубов кусает.

Не огонь, а жжётся. (Мороз)

       Стекольщик хорош —

Стекло не пробьёшь.

Стало тепло —

Стекло потекло. (Лёд)

Эта гладкая дорога

Проживёт совсем немного.

Как пойдёт по ней весна —

Вся разрушится она. (Лёд)

Свисает с крыши длинный гвоздь –
      Холодный, крепкий, словно кость,
      Но если солнце припечёт,
      Он весь слезами истечёт. (Сосулька)

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке безопасности? (правила безопасности при гололеде, сосульках)

- Итак, тема сегодняшнего урока ОСТОРОЖНО, ГОЛОЛЕД! (вывешивается на доску)

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла

На дорогах гололед,

Тротуары как каток.

Сделать бы еще шажок,

Но дорога подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворника работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2. «УЗНАЙ-КА»

Презентация 1

Слайд 1

- Зима - самый опасный период для водителей и пешеходов. Почему ребята? (количество травм и ДТП возрастает; если на улице ветер, температура нулевая, на дорогах возникает гололед; машинам на скользкой дороге гораздо сложнее затормозить, чем на сухом асфальте, потому что тормозной путь в гололед становится длиннее) .

 - Как вы объясните значение слова  «гололёд»?

(Голый лёд; скользко, потому что лёд гладкий)  слайд 2

- Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? (перепад температур от плюсовых до минусовых)

Гололед - это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0°С до минус 3°С. Гололеду обычно сопутствуют  высокая влажность, ветер. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров

Слайд 3

Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега  и капель дождя.

- Как дорожные службы помогают в гололед? (чистят дороги, посыпают скользкие дороги песком, специальной солью) Слайд 4

Слайд 5

Сосулька – это ледяная висячая наледь. Образуется у краев нависающих предметов, в том числе и крыш. Образуются сосульки при температуре воздуха ниже нуля градусов и при поступлении воды. Вода стекает с крыши дома, где тает снег, стекает вниз, и благодаря холодному воздуху замерзает. Размер сосульки может увеличиваться. Если сосулька становится очень тяжелой, она обрушивается вниз.

-В какое время года бывает  особенно много  больших сосулек? (весной)

Чаще всего сосульки бывают с южной стороны дома.

3. «ПРОЧИТАЙ-КА»

- Чтобы лучше запомнить материал об этих явлениях природы, прочитайте небольшой текст. Переверните листок и прочитайте другу по очереди по одному абзацу. Эти знания понадобятся вам на следующей станции.

      Зима - самый опасный период для водителей и пешеходов,  количество травм и дорожно-транспортных происшествий  возрастает.

      Гололед - это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0°С до минус 3°С. Гололеду обычно сопутствуют  высокая влажность, ветер. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров.

    Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега  и капель дождя.

     Дорожные службы  в гололед  чистят дороги, посыпают скользкие дороги песком, специальной солью.

Сосулька – это ледяная висячая наледь. Образуется у краев нависающих предметов, в том числе и крыш. Образуются сосульки при температуре воздуха ниже нуля градусов и при поступлении воды. Вода стекает с крыши дома, где тает снег, стекает вниз, и благодаря холодному воздуху замерзает. Размер сосульки может увеличиваться. Если сосулька становится очень тяжелой, она обрушивается вниз. Чаще всего сосульки бывают с южной стороны дома.

 После прочтения листок переворачивается и кладется на край парты.

4. «ИГРА «ОДИН, ДВА ИЛИ ТРИ»

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа.

- Возьмите конверт № 1. На слайдах будет вопрос и три варианта ответа. Нужно выбрать правильный по-вашему мнению вариант ответа и поднять нужную карточку.

Учитель смотрит на поднятые карточки и комментирует: Все из вас ответили правильно, не все, большинство  и т д. Учащиеся сразу проверяют себя.

Презентация 2

Зима – самый опасный период для…

  1. водителей
  2. водителей и пешеходов
  3. пешеходов

Гололёд – это…

  1. тонкий слой намёрзшего льда
  2. слой плотного льда
  3. снег и вода

Гололёд образуется:

  1. на поверхности земли, тротуарах
  2. на проезжей части улицы
  3. на поверхности земли, тротуарах, на проезжей части улицы, на деревьях, проводах.

Гололедица – это …

  1. толстый слой льда
  2. тонкий слой льда
  3. мокрый снег и ветер

Гололёд наблюдается:

  1. при температуре воздуха от 0 градусов до +3 градусов
  2. при температуре воздуха от + 1 градуса до +2 градусов
  3. при температуре воздуха от - 2 градусов до – 5 градусов

Корка намерзшего льда при гололёде может достигать:

  1. нескольких миллиметров
  2. нескольких сантиметров
  3. 1 см

Как дорожные службы борются с гололёдом?

  1. чистят дороги
  2. посыпают дороги песком
  3. чистят дороги, посыпают скользкие дороги песком и специальной солью.

Сосулька – это…

  1. кусок льда
  2. висячая ледяная наледь
  3. смесь снега и воды

5. «ОТДОХНИ-КА »

  А) Физкультминутка для глаз. Дети остаются сидеть за партами.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
Ребята закрывают глаза.
«Нужно глубоко вздохнуть.»
Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.
«Глаза по кругу побегут.»
Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«Много-много раз моргнут»
Частое моргание глазами.
«Глазкам стало хорошо.»
Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.
«Увидят мои глазки все!»
Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.
    Б) Физкультминутка для туловища

    На дворе у нас мороз        (Хлопают себя ладонями по плечу)            

Чтобы нос наш не замерз              

Надо весело потопать          (Топают ногами)          

И ладошками похлопать              

С неба падают снежинки       (Дети поднимают руки над головой и делают 

Как на сказочной картинке    хватательные движения, словно ловят снежинки)

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

 А вокруг лежат сугробы       (Потягивания — руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы   (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Поднимаем выше ноги

Мы идем, идем, идем      (Ходьба на месте)

И к себе приходим в дом.  (Дети садятся на свои места).

6. «ВНИМАНИЕ, ОПАСНОСТЬ!

Презентация 3

Слайд 1

- Почему в гололед люди часто получают травмы?
- Поговорим с вами о том, чем опасны эти явления природы и
как обезопасить свою жизнь и здоровье.

Слайд 2

- Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, нужно принять  меры для снижения вероятности получения травм. Подготовьте мало скользящую обувь,  на сухую подошву можно наклеить  лейкопластырь или изоляционную ленту, можно натереть подошвы наждачной бумагой. На слайде вы видите специальные приспособления для обуви, которые имеются в продаже. Прикрепив такие приспособления на обувь, гораздо легче передвигаться по скользкой дороге.

Слайд 3

-  Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Не держите руки в карманах, так как при падении не хватит времени на то, чтобы ухватиться за что-либо – за стену, дерево, кустарник, столб, или просто удержать равновесие. В гололед ходить надо внимательно, как будто вы несете хрупкий хрусталь у себя на руках. Не стоит отвлекаться, смотреть надо под ноги, так как гололед коварен и не прощает ошибок. 

Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.

Слайд 4

Поднимаясь или спускаясь по ступенькам, необходимо  держаться за поручни, перила.

Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, руки прижмите к груди. Этим вы  смягчите удар о землю.

Слайд 5

Если вы чувствуете, что падаете на спину, постарайтесь прижать подбородок к груди, чтобы не удариться затылком. Нежелательно падать на колени или выпрямленные руки. При падении вперед постарайтесь упасть на всю поверхность тела, максимально высоко поднимая голову. 

Поскользнувшись и упав, человек стремиться побыстрее подняться. Но не стоит торопиться. Сначала надо осмотреть себя, пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно вставать. Ну а если появились болезненные ощущения, надо попросить помощи у других людей. Если это необходимо, обратиться к врачу.

Слайд 6

Гололед зачастую сопровождается обледенением проводов. В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, ни к коем случае трогать их нельзя, так как можно получить сильный удар током. Нужно сообщить взрослым  о месте обрыва проводов.

Слайд 7

Сосульки   таят в себе опасную  ситуацию. Многие дома имеют покатую крышу, карниз которой выступает над протоптанной дорожкой тротуара. В этом случае постоянно угрожают не только острые пики сосулек, но и настоящие снежные лавины, которые в любой момент могут обрушиться на головы пешеходов, не подозревающих о нависшей опасности. Будьте  очень внимательными и не ходите под нависшими над головой сосульками, обходите подальше места возможного схода снежных лавин с крыши зданий.

Слайд 8

Не стойте близко к краю проезжей части на остановках общественного транспорта, т.к. при торможении или трогании с места автобус, маршрутку может занести. Будьте внимательны при выходе из автобуса, троллейбуса, электрички, так можете поскользнуться и упасть под  транспортное средство.

Слайд 9

 Особо внимательными будьте при переходе улицы в установленных для этого местах. Не начинайте свое движение до полной остановки автотранспорта. Переходя через дорогу,  соблюдайте правила дорожного движения, не переходите улицу и не перебегайте перед близко идущим транспортом. ПОМНИТЕ - проезжая часть скользкая и торможение транспорта затруднено, возможны заносы.

7. «ИГРА  «МОЖНО – НЕЛЬЗЯ»

- Достаньте из конверта №1 зеленые и красные круги. Я буду вам читать предложения. Если то, о чем говориться в предложении,  делать безопасно для жизни и здоровья, то поднимаете зеленый кружок, если опасно и делать этого нельзя – поднимаете красный кружок.

Надевать в гололед обувь на каблуках… (нельзя).

Кататься на катке зимой… (можно).

Толкать друга на  катке… (нельзя).

Ходить в гололед в обуви на гладкой подошве… (нельзя).

Аккуратно кататься с ледяной горки …. (можно).

Толкать товарища с ледяной горки, ставить подножки… (нельзя).

Перед выходом из дома в гололед наклеить на подошву лейкопластырь….. (можно)

Идти по гололеду невнимательно, не следить за дорогой… (нельзя).

При спуске или подъеме по скользким ступенькам держаться за перила… (можно).

При падении на льду  сгруппироваться, прижать руки к груди… (можно).

Поскользнувшись и упав, сразу резко встать…. (нельзя).

Трогать обледеневшие оборванные  провода …. (нельзя).

При ожидании транспорта стоять близко к проезжей части… (нельзя).

При переходе дороги начинать движение после полной остановки транспорта… (можно).

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом … (нельзя).

Гулять под крышей, где висят сосульки… (нельзя).

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили правила.

8. «Потанцуй-ка»

Учащиеся выполняют танцевальные движения под музыку.

9. «ИГРА «СОБЕРИ  ПОСЛОВИЦЫ» Работа в парах.

- Возьмите конверт №2. Там лежат части пословиц о дороге, вам нужно собрать пословицы, прочитать их.

Тише едешь                  -          дальше будешь.

И на ровной дороге                люди ломают ноги.

В темную ночь                            дорога далека.

- Какие у вас получились пословицы?

- Какая из этих пословиц больше подходит к теме сегодняшнего урока? Объясните  смысл этой пословицы.

- Многие из вас не раз ездили  на машине. - Что обозначает этот дорожный знак?  (Скользкая дорога).

- А как водитель  должен вести машину, по скользкой дороге? (двигаться с невысокой скоростью, держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами)

На дороге гололед.

Стоп! Внимание народ!

Дорогие пешеходы,

Осторожно ставьте ноги!

А особенно опасно,

Если рядом ездит транспорт.

Мчащийся автомобиль

Не может быстро тормозить.

На льду колеса непослушны,

Об этом знать и помнить нужно.

Внимание и осторожность

При гололеде вам помогут!

10. «ИГРА «СОБЕРИ  ПАЗЛ» Работа в парах

- Возьмите конверт №3. Попробуйте вместе  собрать картинку.

Картинка ПАДАЮЩИЙ НА ЛЬДУ СНЕГОВИК.

После того, как учащиеся соберут пазл, вывесить картинку на доску.

- Что изображено на картинке?

- Почему упал снеговик?

- Чем для нас опасно падение на льду?

III. Итог урока. Рефлексия.

11. «ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СНЕГОВИК»

Делимся на 2 команды: девочки и мальчики. Первой к доске выходит команда девочек.  Пока играет музыка, нужно передавать снеговичка друг другу. Как только музыка останавливается, тот у кого в руках снеговик, должен назвать, какие правила безопасного поведения он запомнил на уроке. Те правила, которые назвали ваши одноклассники, повторять не надо.

Потом выходит команда мальчиков.

- Я благодарю вас за интересную игру и желаю всем крепкого здоровья!

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....