Программа по физической культуре с содержанием в ней валеологии
календарно-тематическое планирование по зож (3 класс) на тему

Мизина Галина Семеновна

Комплексная программа по физической культуре для общеобразовательных школ на предмет содержания в ней валеологии.

 

       Данная программа предназначена для уроков физической культуры в начальных классах общеобразовательных школ. Настоящая программа включает в себя содержание основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Данная программа включает в себя следующие задачи:

- укрепление здоровья, улучшения осанки, содействие гормональному физическому развитию;

- овладение школой движений;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состоянии здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе сформирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявление предположительности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_programma_po_fiz.kulture.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа по физической культуре для общеобразовательных школ на предмет содержания в ней валеологии.

       Данная программа предназначена для уроков физической культуры в начальных классах общеобразовательных школ. Настоящая программа включает в себя содержание основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Данная программа включает в себя следующие задачи:

- укрепление здоровья, улучшения осанки, содействие гормональному физическому развитию;

- овладение школой движений;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состоянии здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использование их в свободное время на основе сформирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявление предположительности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;

        На мой взгляд, наиболее важными задачами, соприкасающимся с темами валеологии, являются формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, улучшение осанки. Данные задачи осуществляются в течение урока физической культуры, но, на мой взгляд, они раскрывают не достаточно материала соприкасающегося с темой валеологии. Количество задач касающихся темы валеологии невелико по сравнению с количеством основных задач, и   на мой взгляд программа не может сформировать у ребенка довольно глубокие валеологические знания.  Именно для того, чтобы расширить валеологические знания ребенка, мы ввели программу факультатива по валеологии, которая раскрывает не только новые темы, касающиеся здорового образа жизни ребенка, но и более глубоко рассматривает темы, предусмотренные комплексной программой по физической культуре для общеобразовательных школ. Очень важно, чтобы ребенок осознавал всю ценность своего здоровья, а так же способы его поддерживания.

Это помогает в дальнейшем предупредить заболевания и продлить срок жизни.

Программа факультатива по валеологии для учащихся 3-х классов.

        

        Программа факультатива по валеологии предназначена для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Сущность программы заключается в формировании у младших школьников понятий о здоровом образе жизни,

поэтому очень важно, чтобы человек осознал всю ценность своего здоровья еще с детских лет и вел здоровый образ жизни, это поможет ему в дальнейшем избежать различных заболеваний и иметь крепкий и здоровый организм. Данная программа поможет младшему школьнику сформировать понятия относительно здорового образа жизни и осознать его необходимость.

        Настоящая программа рассчитана на 14 часов. Она включает в себя теоретические занятия и День здоровья, (в который входит проведение викторины «Природа и здоровье», «Веселые старты», «Туристической тропы» - приложения № 6,7,8). Основной целью программы является формирование у младшего школьника валеологических знаний. Программа решает следующие задачи:

  1. Формирует представление младшего школьника о связи организма и окружающей среды.
  2. Дает знания о здоровом образе жизни младшего школьника.
  3. Формирует знания о гигиене различных органов.

Темы лекции делятся по следующим разделам:

  1. Организм и окружающая среда, рост и развитие организма.
  2. Гигиена различных органов.
  3. Пагубное влияние вредных привычек.

Ниже приводиться тематический план лекций.

Тематический план

п/п

Вид программного материала

Количество часов

1.

Единство организма и окружающей среды. Рост и развитие организма.

1

2.

Сон и гигиенические требования к его организации.

1

3.

Двигательный режим, как фактор укрепления здоровья.

1

4.

Терморегуляция. Причины переохлаждения и перегревания организма. Одежда. Признаки простуды.

2

5.

Закаливание организма.

1

6.

Режим дня.

1

7.

Осанка гигиенические требования.

1

8.

Утомление и переутомление.

1

9.

Питание. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

10.

Гигиена зрения

1

11.

Гигиена слуха.

1

12.

Зубы. Гигиена полости рта.

1

13.

Гигиена кожи.

1

14.

Пагубное влияние вредных привычек на организм.

2

        Кроме того, программа предусматривает беседы с родителями о здоровом образе жизни ребенка в семье. На занятия отводиться по одному дополнительному часу в неделю. Сообщения преподносятся в лекционной форме (приложение № 9). По окончании программы проводиться зачет с целью выявления усвоенности валеологических знаний учащихся (приложение № 5).

Приложение 1

Анкета для учащихся

Уважаемый ученик!

        Убедительно прошу тебя ответить на вопросы нашей анкеты, которая посвящена волнующей проблеме «валеологическая направленность физического воспитания младших школьников».

При ответах нужное подчеркнуть.

  1. Ставишь ли ты перед собой одной из главных задач здоровый образ жизни?

Да.

Нет.

  1. Считаешь ли ты, что вредные привычки наносят ущерб здоровью?

Да.

Нет.

  1. Подвержены ли влиянию вредных привычек твои родители?

Да.

Нет.

  1. Занимаешься ли ты спортом?

Да.

Нет.

  1. Выполняешь ли ты утреннюю зарядку?

Да.

Нет.

  1. Следишь и ты за своей осанкой?

Да.

Нет.

  1. Уделяешь ли ты 9-10 часов в сутки для сна?

Да.

Нет.

  1. Придерживаешься ли ты 4х разовой системы питания?

Да.

Нет.

  1. Твой возраст_________

Большое тебе спасибо!

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые мамы и папы!

        Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая посвящена волнующей проблеме «валеологическая направленность физического воспитания младших школьников».

При ответах нужное подчеркнуть.

1.

Проводите ли вы беседы относительно здорового образа жизни?

Да.

Нет.

2.

Соблюдает ли Ваш ребенок гигиену полости рта?

Да.

Нет.

3.

Закаляется ли Ваш ребенок?

Да.

Нет.

4.

Соблюдает ли Ваш ребенок общую гигиену тела?

Да.

Нет.

5.

Здоровую ли пищу употребляет Ваш ребенок?

Да.

Нет.

6.

Подвергается ли Ваш ребенок моральным травмам в семье?

Да.

Нет.

7.

Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию?

Да.

Нет.

8.

Моет ли Ваш ребенок руки перед едой?

Да.

Нет.

Ваш возраст____________________________________________________

Место работы___________________________________________________

Образование ___________________________________________________

Количество детей в семье__________________________________________

Большое Вам спасибо!

Приложение 3

Тематика бесед по валеологии для родителей младших школьников

  1. Рост и развитие организма младшего школьника.
  2. Гигиена сна младшего школьника.
  3. Двигательный режим младшего школьника и его влияние на  организм.
  4. Профилактика простудных заболеваний.
  5. Закаливание организма младшего школьника.
  6. Режим дня младшего школьника и его влияние на организм.
  7. Развитие правильной осанки у младших школьников.
  8. Профилактика утомления младших школьников.
  9. Режим питания младших школьников, профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
  10. Профилактика заболеваний органов зрения младшего школьника.
  11. Профилактика заболеваний органов слуха младшего школьника.
  12. Профилактика заболеваний зубов младшего школьника.
  13. Уход за кожей ребенка.
  14. Вред алкоголя и никотина на организм.

Приложение 4

Сценарий дня здоровья

Дата проведения:

Место проведения:

Время начала и окончания мероприятия: 10.00-15.00.

Цель: привлечь большое количество детей к занятиям физкультурой и спортом.

Ответственные: учитель физкультуры, классный руководитель.

Инвентарь: шары, флажки, ленточки, веревка, обручи.

План проведения Дня здоровья

Содержание

Время

проведения

Ответственные

  1. Парад открытия.

10.00-10.10

Классный руководитель

  1. Марш бросок к месту проведения.

10.10-0.30

Классный руководитель

  1. Украшение места стоянок

10.30-11.00

Классный руководитель

  1. Викторина «Природа и здоровье».

11.00-11.20

Классный руководитель, учитель физкультуры

  1. Веселые старты

11.20-12.10

Учитель физкультуры

  1. Конкурс на лучший туристический обед.

12.10-13.00

Классный руководитель

  1. Соревнования «Туристическая тропа».

13.10-14.10

Учитель физкультуры

  1. Подведение итогов, награждение, сбор мест стоянок.

14.10-15.00

Классный руководитель, учитель физкультуры

Приложение 5

Вопросы к зачету

  1. Связь организма с окружающей средой.
  2. Отличие организма ребенка от организма взрослого человека.
  3. Понятие гигиенически полноценного сна, продолжительность сна, последствия недосыпания.
  4. Гигиена сна.
  5. Влияние движений на организм.
  6. Виды мышечной деятельности необходимые для детей.
  7. Понятие терморегуляции, переохлаждение и перегрева организма.
  8. Признаки простудного заболевания.
  9. Понятие и суть закаливания организма.
  10. Условия и способы закаливания.
  11. Основные положения режима.
  12. Благоприятное влияние режима на организм.
  13. Правильная и неправильная осанка, причины нарушения осанки.
  14. Физические упражнения, как профилактика осанки.
  15. Понтия утомления  и переутомления.
  16. Профилактика переутомления.
  17. Условия благоприятного пищеварения.
  18. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
  19. Гигиена зрения.
  20. Гигиена слуха.
  21. Расположение и строение зубов, зубы и пищеварение.
  22. Профилактика заболеваний зубов.
  23. Уход за кожей.
  24. Медицинская помощь при повреждении кожи.
  25. Пагубное влияние никотина на организм.
  26. Пагубное влияние алкоголя на организм.  

Приложение 6

Вопросы к викторине «Природа и здоровье»

  1. Лекарственная трава с большими листьями, предупреждающее кровотечение. (Подорожник).
  2. Вирусное заболевание, сопровождающиеся повышением температуры, болью в горле, общим недомоганием. (Ангина).
  3. Природные средства, способствующие закаливанию организма. (Солнце, воздух, вода).
  4. Вид спорта, включающий в себя походы, знания окружающей природы, способность ориентироваться на местности. (Туризм).
  5. Предмет, используемый для фиксирования поврежденной конечности, применяемый в медицине. (Шина).
  6. Временное жилище, сооружаемое туристом в походе из подручных природных средств. (Шалаш).

        

Приложение 7

Веселые старты

Название эстафеты

Содержание

  1. Встречная

Две команды выстраиваются друг напротив друга. По сигналу участники одной команды поочередно бегут к другой команде и занимают место в конце. Так же делают участники второй команды. Выигрывает та команда, участники которой быстрей выполнят перестроение.

  1. Принеси мяч.

Игроки команд выстраиваются в колоны. Впередистоящим выдается по мячу. По сигналу они бегут до ориентира и оставляют там мячи, возвращаются и предают эстафеты очередным участникам. Они бегут до ориентира, забирают мячи, возвращаются и передают очередным игрокам. Побеждает та команда, игроки которой заканчивают эстафету первыми.

  1. Принеси два мяча.

Правила сходны с предыдущей эстафетой, только вместо одного мяча используют два.

  1. Не урони.

Команды выстраиваются в колоны. Впередистоящим выдается по мячу, которые они зажимают между колен.

По сигналу участники допрыгивают до ориентира и возвращаются обратно, передавая эстафету следующим.

  1. Прыжки в мешках.

Команды выстраиваются в колоны. Впередистоящим одевают на ноги мешки. По команде участники допрыгивают в мешках до ориентира и возвращаются обратно, передавая эстафету следующим.

  1. Донеси, не урони.

Команды выстраиваются в колоны. Впередистоящим выдается теннисная ракетка, на которую ложиться мяч. По сигналу участники двигаются до ориентира и возвращаются обратно, предавая эстафету очередным участникам.

  1. Насорил – убери.

Команды выстраиваются в колонны. Направляющие получают по 5-6 кубиков. Перед командами ложиться по обручу,  по сигналу направляющие бегут к обручам и составляют там кубики, возвращаются и передают эстафету следующим  игрокам. Они бегут, собирают кубики, возвращаются и передают следующим игрокам.

  1. Спиной вперед.

Команды выстраиваются в колонны. По сигналу участники бегут до середины дистанции спиной вперед, затем обычным бегом возвращаются и передают эстафету следующим.

Приложение 8

Туристическая тропа

Станции

Очки

Штрафные очки

  1. Кочки

5

За каждую пропущенную кочку одно штрафное очко.

  1. Преодоление поваленного дерева (проползание под деревом).

5

За перелезание дерева два штрафных очка.

  1. Перепрыгивание канавы с водой (приземление на две ноги).

5

За приземление на одну ногу одно штрафное очко

  1. «Маятник»

5

Последнему участнику одно штрафное очко

    Определение победителя: победителем становиться команда, набравшая наибольшее количество очков.

Примечание: оценивание происходит после каждого конкурса. По окончании дня здоровья происходит общее подведение итогов, выявление победителей и награждение.

Приложение 9

Рост и единство организма и среды развития.

Общие понятия организма

              Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Отдельные ткани, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое целое, обуславливая слаженную работу организма. Более того, всякий организм для своего роста, развития, жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования.

              Таким образом,  организм человека представляет единое целое с окружающей его средой.

              У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем; а так же в осуществлении связи с окружающей средой первенствующего, руководящую роль играет центральная нервная система.             Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через центральную нервную систему, в результате чего соответственно изменяются реакции организма, помогающие приспосабливаться к условиям существования.

Обмен веществ и влияние внешней среды

               Совокупность наследственных свойств организма тесно связана с основным жизненным процессом – обменом веществ. Это говорит не только о неоспоримом влиянии внешней среды на наследственные свойства организма, но и о возможностях исправлении ее не желательных проявлений, благоприятного воздействия на общий, генетически обусловленный ход формирования ребенка.

       Организм ребенка отличается от организма взрослого его развитием, особенностями строения и функций отельных органов и систем.

       Прежде всего, организм ребенка в отличие от организма взрослого находиться в состоянии непрерывного роста и развития.

       В определенные возрастные периоды процессы роста и развития   протекают неравномерно и неодинаково.

               Рост и развитие отдельных органов и систем организма связаны между собой. Так, например совершенствование органов дыхания благоприятно отражается на функции сердца и дыхания, а деятельность органов кровообращения способствует развитию дыхательного аппарата.

Тема № 1

Сон и гигиенические требования к его организации

Понятие гигиенически

Полноценного сна

    Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения.

Продолжительность сна и последствия недосыпания

    Для младших школьников время ночного сна должно составлять 10 часов. Однако, продолжительность сна для каждого индивидуальна.

   Сокращение продолжительности сна у детей на 2-4 часа и больше резко отрицательно сказываются на функциональном состоянии клеток головного мозга. Более длительное недосыпание вызывает очень глубокие изменения. Ребенок ощущает сонливость, вялость, иногда головную боль, нарушается подвижность, уравновешенность.

    Для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и  достаточную его глубину. Неглубокий ночной  сон, например со сновидениями, даже при достаточной продолжительности не обеспечивает хороший отдых организму.

Гигиена сна

    Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. Нужно приучить детей ложиться и вставать в одно и тоже время, последние часы  перед сном отводить спокойным играм и 20-30 минут прогулкам, успокаивающим нервную систему.

    В комнате должен быть чистый воздух. Необходимо исключить громкие разговоры, игру на музыкальных инструментах и яркое освещение, мешающее сну. Очень важно соблюдать правила личной гигиены и приема пищи перед сном. Последний прием пищи перед сном должен осуществляться не позже чем за 2 часа до сна. Постель должна быть чистой и не слишком мягкой.

Тема № 2

Двигательный режим как фактор укрепления здоровья

Понятие двигательного

режима.

    Под двигательным режимом понимают физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей и подростков, их гармоничному развитию.

Положительное влияние движений на организм

   Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Недостаток движения является одной из причин нарушения осанки, ухудшений функций стопы, появление избытка массы тела и других нарушений в физическом развитии.

   Движения сильный биологический стимулятор, растущего организма, обязательное условие его формирования и развития. При недостатке движений происходит снижение всех жизненно – важных функций: кровообращения, дыхания, пищеварения.

    Активный двигательный режим, создаваемый во время занятий физическими упражнениями, стимулирует рост и развитие организма, повышает сопротивляемость к наблюдательным факторам окружающей среды и болезням. Развитие многих систем и организма в целом, а так же его работоспособность во многом зависит от организации двигательного режима.   Двигательная активность, являясь незаметным фактором жизнедеятельности ребенка, оказывает наиболее благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин. Как недостаток, так и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме.

Виды мышечной деятельности, необходимые детям.

   Детям 7-11 лет ежедневно необходимы следующие виды мышечной деятельности: утренняя гимнастка дома, гимнастика перед началом уроков в школе, физкульпаузы на уроках, подвижные игры на переменах, прогулки с подвижными играми (после уроков).

Тема № 3

Терморегуляция. Причины переохлаждения и перегревания. Одежда. Признаки простуды.

Понятие терморегуляции

    Терморегуляцией называется способность организма сохранять температуру своего тела на определенном уровне, независимо от колебаний температуры окружающей среды.

Тепловой баланс устанавливается за счет отдачи тепла и продукции тепла.

Расстройство теплового баланса

    Расстройства теплового баланса проявляются в виде гипотермии – охлаждения, гипертермии – перегревания и лихорадки – общей реакции организма на действие болезнетворного агента.    Все эти расстройства теплового баланса возникают в результате нарушений терморегуляции  и характеризуются изменениями температуры тела.

Причины переохлаждения и перегревания

   Причиной перегревания пожжет послужить слишком теплая одежда, обладающая низкой теплопроводимостью, особенно если человек выполняет какую – либо работу (длительную и напряженную). При повышении температуры тела до 400 может возникнуть тепловой удар.      Причиной переохлаждения может послужить длительное воздействие холода, особенно если одежда слишком легкая и человек физически утомлен. При этом температура тела может понизиться. Также возможны и обморожения.

Требования к одежде

   Одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие организма. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать росту и полноте человека.

Признаки простудного заболевания

Признаки простудного заболевания могут возникнуть при длительном переохлаждении или пребыванием на сквозняке, а так же при резком контрасте температур. К признакам можно отнести небольшое повышение температуры, головную боль, сонливость, воспаление носоглотки и иногда миндалин, затруднение дыхания через  нос, а так же кашель.

Тема № 4

Закаливание организма

Необходимость

закаливания

    Одним из основных средств укрепления организма является закаливание. Чтобы школьник постоянно не подвергался простудным заболеваниям (грипп, ангина, острые респираторные вирусные инфекции), он должен быть закален. Закаленный ребенок не боится открытой форточки зимой, не боится бегать босиком, ему не страшно выкупаться в прохладной воде.

Суть закаливания

    Закаливание организма – это главным образом воздействие воздуха и воды, различных температур на сосуды и нервы кожи. Если эти раздражители будут действовать постоянно, то сосуды и нервы привыкнут к раздражению и в случаях охлаждения организм не подвергнется заболеванию. У закаленных детей ответные реакции на тепло или холод бывают адекватными, быстрыми, интенсивными.

Условия закаливания

       Закаливание организма с помощью естественных факторов природы может быть эффективно только при соблюдении определенных условий. Основными, из которых являются:

  1. Систематичность закаливания;
  2. Постепенность в нарастании интенсивности;
  3. Принцип контрастного закаливания;
  4. Строго индивидуальный подход.

Способы закаливания

Воздушные ванны.

Температура не ниже 22-200С, начиная с

5 минут, время увеличивается до 2-3 часов.

Обтирание.

Температура воды 30-320С, постепенно снижается до 18-200С.

Обливание.

Температура воды 28-300С, с постепенным понижением до 20-220С. Продолжительность 1 минута.

Душ.

Начальная температура 30-320С, конечная 200С. Продолжительность 1-3 минуты.

Купание в реке можно начинать при температуре воздуха 240С, воды не менее 220С. Пребывание в воде 4-6 минут, 1-2 раза в день.

В  воде следует все время двигаться. Нельзя входить в воду сильно разогретым.

Солнечные ванны.

Начальная температура воздуха 23-300С. Первые 3-5 дней в тени. Продолжительность первой солнечной ванны 3-4 минуты, ежедневным увеличением на 1 минуту. Конечная продолжительность ванны доводиться до 20-30 минут.

Тема № 5

Режим дня

Понятие режима дня

    Перед правильным режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей, сто имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно и

не правильно организованный режим дня

    Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени бодрствования, создает ровное настроение, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Нерационально организованный режим дня, особенно неполноценный сон, неблагоприятно влияет на ход восстановительных процессов в коре головного мозга, что отрицательно сказывается на работоспособности детей.

Основные положения режима дня

    Для улучшения успеваемость учащихся и укрепления здоровья важно создать все условия, обеспечивающие соблюдение правильного режима дня. При построении режима учитывают следующие основные положения:

  1. Определенную продолжительность различных видов деятельности при их рациональном чередовании и регулярности;
  2. Достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
  3. Регулярное питание;
  4. Гигиенически полноценный сон.

Благоприятное влияние режима дня на организм

    Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного режима в деятельности организма. При соблюдении режима организм своей предыдущей деятельностью подготавливается к последующей. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом более продолжительному сну детей; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более  быстрой  врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков и умений.

Тема № 6

Осанка. Гигиенические требования.

Понятие осанки

    Осанка – привычная поза человека, манера держаться в положении стоя или сидя. Обычно она оценивается в положении стоя.

Виды осанки

    Осанка бывает правильная и не правильная.

Правильная осанка: голова слегка приподнята, плечи развернуты и находятся на оном уровне, грудная клетка расправлена, живот подтянут, ноги прямые. При правильной осанке фигура человека имеет красивые очертания, внутренние органы не подвергнуты какому-либо отрицательному воздействию, и, как следствие, отсутствие болезней.

    Не правильная осанка: голова опущена, плечи сведены вперед и (или) находятся на разных уровнях, живот выпячен, ноги при стоянии согнуты в коленях. При неправильной осанке фигура человека имеет не красивые очертания, нарушается работа внутренних органов, что может стать причиной различных болезней. Любое нарушение осанки связано с изменением изгиба позвоночника.

Причины нарушения осанки

    Основными причинами нарушения осанки может являться долговременное пребывание в не правильной позе при сидении или стоянии, ношение портфеля в одной руке или сумки на одном боку, мягкая постель. На все это следует обратить внимание и вовремя исправлять. Кроме того, к причинам нарушения можно отнести недостаток Са в организме, мебель не по размеру, преждевременное сидение или стояние.

Физические упражнения, как профилактика осанки

    Хорошим профилактическим средством могут служить физические упражнения. Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в прямолинейном положении, способствует развитию хорошей осанки, т.е. правильного положения тела вовремя стояния, сидения, ходьбы. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Школьникам необходимо обращать особое внимание на положение посадки за партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, может развиться искривление позвоночника.

Тема № 7

Утомление и переутомление

Механизм работы организма

    Гигиенические требования к организации и проведению различных видов деятельности и отдыха детей предусматривают создание оптимальных условий, содействующих их росту, развитию, укреплению здоровья.

    У человека согласованная работа всех органов и систем, а так же осуществление связи с окружающей средой обеспечиваются центральной нервной системой. Ответная реакция организма обуславливается сложным процессом анализа и обобщения сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из внешнего мира и организма. Клеткам головного мозга свойственна быстрая утомляемость.

Понятие утомления

    Утомление – состояние, которое характеризуется временным нарушением деятельности клеток головного мозга. Школьник должен строить свою умственную деятельность так, чтобы отдалить наступление утомления, охранить организм от чрезмерного отрицательного влияния утомления, ускорить отдых, сделать его более эффективным.

Понятие переутомления

    Утомлению предшествует ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма. Переутомление проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти, внимания.

Профилактика утомления

    Каждый ученик должен знать ряд профилактических требований. Если ученик начинает ощущать утомление, то лучше всего прекратить данный вид деятельности и переключиться на другой. Лучше всего, если умственная работа будет заменена физическим трудом, какими либо подвижными играми и т.д. также хорошо помогает  и сон. Деятельность необходимо возобновлять только после полного восстановления, не ранее того. Следует также учитывать, что предпосылкам к быстрому переутомлению могут служить неправильно организованная учеба, труд, недостаточный сон, нерациональное питание.

Тема № 8

Питание. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Условия благоприятного пищеварения

    Для того чтобы процессы пищеварения протекали в нашем организме нормально, необходим ряд обязательных условий.

    Очень важно, чтобы пища легко подвергалась действию пищеварительных соков. Именно в этом основное значение приготовления пищи. Однако в наш пищевой рацион непременно должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. При их употреблении усиливаются волнообразные движения кишок, передвигающие пищевую кашицу по пищеварительному каналу. А так же в них содержится много витаминов.

    Умеренность в еде – это тоже важное условие нормального пищеварения. Если в какой-либо отдел пищеварительного канала попадает сразу слишком много пищи, то пища переваривается не полностью. Вот почему есть надо несколько раз в день. Завтрак должен содержать примерно 25% всей дневной нормы, обед – 50%, полдник – 15%, ужин 10%. Соблюдение такого режима способствует хорошему перевариванию пищи и нормальному снабжению организма питательными веществами.

Отрицательное влияние несвежей и немытой пищи

    Очень важно, чтобы пища была приготовлена из свежих продуктов. Употребление несвежей пищи может привести к пищевому отравлению. Вместе с пищей в организм могут попасть и болезнетворные бактерии. Кроме того, возможно заражение паразитическими червями. Такое заражение происходит в том случае, если человек съест какую-либо пищу с их яйцами.

Профилактика желудочно-кишечных

заболеваний

    Чтобы избежать этих неприятных последствий, необходимо придерживаться следующих правил: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты, держать пищу закрытой, чтобы на нее попадала пыль, не садились мухи, уничтожать мух всеми способами, не пить сырую воду, употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.

        

Тема № 9

Гигиена зрения

Причины нарушения зрения и способы их предупреждения

    Для предупреждения нарушений зрения, охраны глаза от различных вредных воздействий окружающей среды нужно соблюдать ряд гигиенических правил. Их должен знать каждый.

    Некоторые люди, работая, например, при сборке точных механизмов из мелких деталей, слишком приближают их к своим глазам. Когда человек читает или пишет в малоприспособленных для этой цели условиях – за высоким столом или при слабом освещении, он вынужден, наряжено рассматривать текст на слишком близком расстоянии. В таких случаях в глазу происходит ряд изменений, которые, могут привести к близорукости. Поэтому во время чтения, письма, вышивания или другой работы, при которой приходиться рассматривать мелкие предметы, надо располагать их на расстоянии 30 -35 см от глаз. Важно следить за тем, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Свет на него должен падать слева.

    Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает глаза. Это вредит зрению. Поэтому источник  сильного света необходимо прикрывать абажуром или плафоном из молочного стекла. Также нельзя читать и при езде в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в стороны.

    Это ослабляет зрение. Когда мы читаем лежа, положение книги по отношению к глазам тоже постоянно изменяется, освещенность ее обычно недостаточна. Вот почему привычка читать лежа наносит непоправимый вред зрению.

    Когда в глаза попадает пыль, она раздражает их. Вместе с пылью в глаз могут быть занесены болезнетворные микробы. Также инфекция может попасть в глаза и с грязных рук, полотенца и т.д. это может вызвать заболевание глаз и ухудшение зрения. Вот почему нужно беречь глаза от пыли, не тереть их руками, вытирать только чистым полотенцем или носовым платком.

Тема №  10

Гигиена слуха

Причины нарушения слуха и способы их предупреждения

    Чтобы уберечь органы слуха от различных внешних воздействий, от проникновения инфекции, необходимо соблюдать ряд гигиенических правил.

    В ухе выделяется особое вещество – ушная сера. На ней задерживаются пыль и микробы, проникающие из окружающей среды. Это – защитное приспособление организма. Но у неопрятных людей, которые не моют регулярно уши, сера может скапливаться в больших количествах. Это влечет за собой ухудшение слуха. Ни в коем случае нельзя извлекать серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению или разрыву барабанной перепонки. Ели в ушах человека накопилась сера, он должен обратиться к врачу – специалисту.  

    Также в ухо могут проникнуть возбудители болезни. Тогда возникает воспаление уха. Эти заболевания вызываются различными причинами. Когда люди при насморке сильно сморкаются, болезнетворные микробы  могут попасть в ухо, это приводит к развитию воспалительного процесса. Это может произойти и при других заболеваниях. Во время насморка можно только вытирать носовым платком слизь, выделяющуюся из ноздрей при сильных болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

    Необходимо оберегать орган слуха от слишком сильных звуков. Мощная звуковая волна с огромной силой ударяет в барабанную перепонку и может прорвать ее.

    Большой вред слуху приносят сильные шумы, действующие на ухо изо дня в день. Под постоянными, резкими ударами звуковых волн барабанная перепонка все время колеблется с большим размахом. Из-за этого она теряет свою эластичность, и у человека притупляется слух. Потеря слуха – огромное несчастье для человека.

Тема № 11

Зубы. Гигиена полости рта.

Расположение и строение зубов

    Зубы расположены на челюстях. Человек имеет 32 зуба. Их строение не одинаково в связи с различием выполняемых ими функций. Новорожденный не имеет зубов.

    Сверху зубы прикрыты зубной эмалью. Она предохраняет зубы от порчи – стирания и проникновения микробов. Внутри зуба находятся нерв и кровеносные сосуды.

Зубы и пищеварение

    Необходимо заботиться о своих зубах, так как измельчение пищи в полости рта облегчает ее переваривание. Поэтому при еде необходимо хорошо прожевывать пищу. У людей, потерявших зубы, пищеварение нарушается. Это часто приводит к заболеваниям желудка и кишечника. Вот почему очень важно беречь свои зубы, выполнять гигиенические правила предупреждения их порчи, ухаживать за ними.

Причины заболевания зубов

   Раскусывая орехи, косточки чернослива, абрикосов, вишни, разгрызая кости или очень твердые конфеты, мы можем повредить зубную эмаль. Если  сразу после горячей пищи мы пьем холодную воду или едим мороженное, то на эмали образуются трещинки. И в зубное вещество проникают микробы. Зараженный зуб заболевает и постепенно разрушается.

Профилактика заболевания зубов

   Чтобы предохранить зубы от порчи, нельзя также допускать накопления в ротовой полости,  особенно между зубами остатков пищи, так как они создают благоприятную среду для размножения микробов. Необходимо удалять с зубов желтый налет, состоящий в основном из различных микроорганизмов. Для этого нужно каждый день пред сном чистить зубы зубной пастой при помощи щетки, а так же полоскать рот теплой водой после еды. При чистке зубов не стоит использовать слишком жесткую щетку, это может послужить причиной вытирания эмали.

    Как только вы заметите хотя бы незначительное повреждение зуба, сразу же обращайтесь к зубному врачу. Он окажет вам необходимую помощь и предотвратит потерю зуба.

Тема № 12

Гигиена кожи.

Грязная кожа и болезнь

    Чистота кожи – это одно из важных условий здоровья человека. Если не смывать с нее уже отмершие клетки надкожицы, то они склеиваются, потом, кожным салом и закупоривают протоки сальных и потовых желез. Грязь, а в особенности органические остатки благоприятствуют размножению микроорганизмов. На каждом квадратном сантиметре кожи неопрятного человека можно обнаружить до 40 тысяч микробов, среди которых могут оказаться и возбудители различных болезней, например желудочно-кишечных и многих других. Некоторые болезнетворные микроорганизмы проникаю в организм через трещины или царапины на нечистой коже. Это иногда приводит к образованию нарывов, а так же вызывает тяжелое заболевание – рожистое воспаление. Кожные болезни, например стригущий лишай, то же не редко возникают из-за неопрятности людей. Выяснено, что на чистой коже болезнетворные микроорганизмы подвергаются губительному действию особого вещества, выделяемого ее клетками.

    Вот почему человек должен постоянно следить за чистотой своей кожи.

    Каждое утро летом и зимой нужно умываться до пояса. Руки необходимо мыть несколько раз в день, особенно пред едой. Не реже одного раза в неделю следует мыться теплой водой в бане, под душем или в ванне.

Медицинская помощь при повреждении кожи

    При поражении кожу вокруг поврежденного места надо смазать настойкой йода. Через раны, куда попадает земля, может проникнуть в организм возбудитель столбняка. При загрязнении ран землей нужно обратиться в медицинское учреждение, где будет введена противостолбнячная сыворотка.

Тема № 13

Пагубное влияние вредных привычек на организм

Пагубное влияние никотина на дыхательную систему

    К вредным привычкам относят курение и алкоголизм. Курение приносит большой вред организму, в том числе и органам дыхания. Никотин, который содержится в табачном дыме, чрезвычайно ядовит. Кроме того, раздражая слизистые оболочки дыхательных путей, едкий табачный дым вызывает их воспаление. У курящих людей могут возникать различные заболевания органов дыхания: бронхит, воспаление легких, туберкулез, астма. Установлено, что большинство людей, заболевающих раком легких, курильщики.

Пагубное влияние никотина на сердечнососудистую систему

    Также страдает и сердечнососудистая система. Кроме того, на нее пагубно влияет и алкоголизм. Получая недостаточное количество кислорода и питательных веществ, сердечная мышца начинает перерождаться и частично заменяться соединительной тканью. В результате снабжения организма кровью постоянно ухудшается, что ведет к болезненным изменениям многих функций.

Пагубное влияние алкоголя на сердечнососудистую систему

   У людей, которые часто употребляют алкоголь чаще, чем у других возникают спазмы сосудов сердца. Такие спазмы вызывают тяжелые сердечные приступы, во время которых возможна смерть.

Пагубное влияние алкоголя на нервную систему

    Также страдает и нервная система. Алкоголь наиболее сильное действие оказывает на центральную нервную систему. Движения пьяных людей неточны, речь бессвязна и бессмысленна, мыслительные процессы нарушены. Алкоголизм вызывает тяжелые, непоправимые поражения ЦНС. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности.

Пагубное влияние никотина на нервную систему

   

  Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он очень ядовит. Курильщики отравляют себя постепенно. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на ЦНС. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение не редко становиться причиной преждевременной смерти из-за спазмов мозговых сосудов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа «Физическая культура» Било Оксана2 класс /адаптированная на основе Примерной программы по физической культуре В.И. Лях

I. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа разработана с целью выполнения требований ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и создания специа...

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».

Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....