Главные вкладки

    Овощной базар
    методическая разработка по зож на тему

    Селиванова Валентина Анатольевна

    Внеклассное мероприятие по валеологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ovoshchnoy_bazar.docx66.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Овощной базар

    Любимая картошка

    Нет такого ребенка, который не любил бы картошку! Картофель не зря называют “вторым хлебом”, из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира. 
    А что знают о нем школьники? Как картофель оказался на нашем столе? Все это можно узнать, если провести с детьми праздник картошки.

    Цели. Расширить знания детей о картофеле; учить подбирать нужный материал; развивать художественные и творческие способности детей; учить анализу и обобщению собранного материала, воспитывать уважение к людям труда.

    Учебные материалы. Выставка картофеля; газета «История картофеля»; набор открыток «Растения-переселенцы».

    Предварительная подготовка. Класс делится на группы. Каждая группа готовит разные задания. Первая группа должна сочинить «Оду картофелю», вторая группа – подобрать или сочинить о картофеле частушки, третья группа – выпустить стенгазету.
    В этот день для детей в столовой приготовили картофельное пюре с огурцами и салат из капусты.

    ХОД  ПРАЗДНИКА

    Учитель

     - Сегодня у нас овощной базар. Самое почетное место займет овощ, без которого невозможно представить наше меню. Этот овощ – важный источник энергии и витамина  С (аскорбиновой кислоты).

    Это любимый продукт детей всех возрастов. А когда-то давно этот овощ у нас в России называли «чертово яблоко». Что же это за овощ? Разгадка спрятана в кроссворде, который нужно разгадать.

    1

    1

    2

    3

    3

    4    6

    2    8

         1

    3

    2

    4

    4

          7

    5

    5

    9

    По горизонтали:  

    1. Он круглый и красный

    Как глаз светофора.

    Среди овощей

    Нет его сочней.          (Помидор)

    1. В 10 одежек плотно одет,

    Часто приходит к нам на бед.

    Но лишь за стол ты его позовешь,

    Сам не заметишь,

    Как слезы прольешь.          (Лук)

    1. Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява.

    Кто любит щи,

    Меня в них ищи.          (Капуста)

    1. Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло.

    С хвостиком, а не мышь.   (Репа)

    1. Раскололся тесный домик

    На две половинки.

    И посыпались в ладони

    Бусинки-дробинки.         (Горох)

      По вертикали:

    1. Красна девица

    Выросла в темнице.

    Люди в руки брали,

    Косы рвали.             (Морковь)

    1. Летом в огороде

    Свежий, зеленый,

    А зимою в бочке

    Желтый, соленый.    (Огурец)

    1. Маленький, горький,

    Луку брат.                 (Чеснок)

    1. В зеленом стручке

    Живут сестрички.

    Если ноты знаете,

    Этот овощ угадаете.  (Фасоль)

    Учитель 

    Этот овощ закопали в землю в мае

    И сто дней не вынимали

    А копать под осень стали

    Не одну нашли, а десять

    Что это за овощ, дети?

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Ученики разыгрывают сценку

    Как-то мальчик Юра ел себе картошку,                                            
    Он картошку кушал твердою рукой.
                                                           
    Говорит картошка:
    – Что-то я забыла,
    Кто же я такая?
    Кто же ты такой?

    Говорит ей Юра:

    - Я-то мальчик Юра,

    А вот ты откуда, 
    я не знаю сам.
    Может, ты испанка, 

    http://nsc.1september.ru/2009/10/23.jpg

    может, ты японка,
    может, ты цыганка, 
    может, папуас?
    Может, ты бандитка, 
    может, ты шпионка?
    Может, с парашютом 
    сброшена на нас?
    Шепотом картошка 
    говорит тихонько:
    – Ты меня не выдашь, 
    ты ведь не трепач?
    Ты меня не знаешь, 
    ты меня не видел,
    Ты меня, шпионку, 
    за щекою спрячь!

    Учитель

    - И на самом деле картошка настоящая шпионка. Чтобы попасть на наш стол, она прошла долгий путь.

    (Далее учитель и ведущий проводят игру, организованную по принципу телепередачи “Поле чудес”)

    Ведущий  Дорогие ребята, наша игра начинается! Сейчас мы с вами, отвечая на вопросы игры «Поле чудес», узнаем о том, откуда картофель попал к нам на стол.

    Тур 1

    Как называются горы, в которых произрастает картофель в диком виде? (Анды.)

    Тур 2

    Страна, в которую впервые по морю был привезен картофель. (Испания.)

    Учитель

    Испанцы не поняли ценность продукта. Картофелю пришлось обойти всю Европу и вернуться снова в Испанию уже почитаемым продуктом. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил свое название от слова тартуффоли – так итальянцы называли грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды.

    Тур 3

    Как звали французского физика и фармацевта – ярого пропагандиста картофеля? (Антуан Пармантье.)

    Учитель

    Агроном Антуан  Пармантье устраивал бесплатные обеды из одних только картофельных блюд. Он обращался с горячими призывами к французской знати и даже достиг королевского двора. Пармантье явился на королевский бал с букетом цветущего картофеля. Королева благосклонно выслушала ученого и включила цветок картофеля в свой туалет. И тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения. Придворные дамы стали украшать свои прически экзотическими картофельными цветками. Рассказывают, что некоторые поборники нового растения, разводя его с большим рвением, но зная о нем понаслышке, старательно собирали завязавшиеся на ботве после цветения зеленые плодики и, заготовив их в достаточном количестве, пытались отведать вареными и сырыми. Можно представить, какое ждало их разочарование!
    А король Людовик XVI пропагандировал картофель так: он велел на королевском огороде возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его.

    Игра со зрителями

    Ведущий  Что назначил король Людовик за кражу картофеля? (Штраф.)

    Учитель

     Страже Людовик велел «не замечать» воров. А запретный плод, как известно, сладок. Что охраняется, то должно быть ценным. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. В России начал вводить картофель царь Петр I. Приказ царя употреблять его в пищу приводил к «картофельным бунтам».

    Финал

    Ведущий    Что выдавал Петр I за посев картофеля? (Премия.)

    Супер игра

    Ведущий    Как русский народ называл картофель? (Чертово яблоко.)

    Учитель  

    История освоения картофеля в Европе и Азии похожа на приключенческий роман. Земляные яблоки, как их еще называли, завоевывали все новые и новые страны: Швейцарию, Голландию, Ирландию. И вот из Ирландии картофель попадает в Северную Америку. Только потом выяснили, что картофель совершил чуть ли не кругосветное путешествие, вернувшись на свой материк.
    Сколько препятствий претерпела картошка, прежде чем попасть на стол, вы можете узнать из сказки Х.К. Андерсена «Картошка».

    У. Когда у нас сажают картофель?

    Дети. В последних числах апреля – начале мая.

    У. Как летом за ним ухаживают?

    Д. Картофель боронят, рыхлят, окучивают, подкармливают, борются с сорняками, болезнями и вредителями.

    У. Вот видите, сколько нужно приложить человеку сил, чтобы вырастить картофель! Когда нужно собирать урожай?

    Д. В начале сентября картофель можно выкапывать.

    У. Если вы посадили одно ведро картошки, то сколько примерно ведер вы можете собрать осенью?

    Ученики отвечают.

    У. От чего зависит урожайность картофеля?

    Д. От сорта (насчитывается более 200 видов этого овоща), почвы, удобрения, ухода и еще от многих причин.

    У. Если у вас есть только несколько крупных картофелин, а вы хотите посадить побольше, что можно сделать?

    Д. Нужно разрезать картофелину на несколько частей, но так, чтобы в каждом кусочке был глазок.

    Учитель показывает картофель с глазками.

    У. Молодцы! В старших классах вы будете проводить различные опыты с картофелем, чтобы подтвердить то, о чем мы сейчас говорили. Теперь послушаем, как три группы подготовили домашнее задание.

    Первая группа

    Ода картофелю

    Ученик. В одном прекрасном царстве...
    Дети. А может, и не в царстве...
    У. Жила-была картошка...
    Д. А может, не жила.
    У. Была она большая...
    Д. А может, небольшая...
    У. Кругла, бела, глазаста...
    Д. А может, не была.
    У. А если в чугуночке 
    Ее ты в печке сваришь...
    Д. А если и не сваришь...
    У. Но можно ведь сварить.
    Посолите немножко...
    Д. А может, посильнее...
    У. С огурчиком хрустящим...                                                  
    Д. С соленым, может быть,
    Ее ведь можно съесть.
    Вкуснятина!
    http://nsc.1september.ru/2009/10/19.jpg

    Вторая группа

    Веселые частушки

    Мы девчата боевые,
    Дружно, весело живем.
    Мы сейчас свои частушки
    Про картошку пропоем.

    Заросла моя картошка
    Травой дикой – лебедой.
    Прополола я немножко
    И сказала: «Шут с тобой!»

    За столом картошку ела,
    Подошел Алешка.
    Попросил Алешка ложку:
    Берегись, картошка!

    Ой, спасибо, Петр Первый,
    Что картошку нам привез.
    А то ели бы доныне
    Только репу и овес.

    Третья группа

    Ребята представляют стенгазету ”История картофеля”.

    Ученики

    Картофель – важнейший источник витамина С. В картофеле содержится 32 микроэлемента, из которых очень важным считается калий (в кожуре его в 1,5 раза больше).

    Для лечения разных болезней используют все органы растения, но чаще всего клубни. Они обладают противоязвенным и противовоспалительным действием.

    Картофельный сок помогает при лечении ангины. Настой из ростков клубней может помочь восстановить зрение. Горячий картофель в мундире вылечит кашель. Даже бородавки исчезнут, если натирать их сырым картофелем.

    Картофель идет не только в пищу – он превращается в автопокрышки и кинопленку, высокоценные лаки для окраски подводных лодок и самолетов, искусственный шелк и духи, разнообразные пластмассы и сотни других разных изделий.
               В наши дни в Румынии, возле города Георени, в поле воздвигли самый необычный памятник – картофелю. Его посетители могут прослушать музыкальную пьесу, написанную в честь картофеля Иоганном Себастьяном Бахом.  

    Картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество разнообразных блюд. Это настолько популярный овощ, что он присутствует практически во всех кухнях мира.

    Все дети  исполняют песню  на мотив  «А у нас во дворе»:

    В огороде у нас 
    есть картошка одна,
    Среди всех овощей 
    неприметна она.
    Почему ж это так 
    неприметна она?

    Можно на обед
    Нажарить вам котлет,
    Но картофель к ним
    Все ж необходим.

    Ведь картофель для нас 
    очень ценный продукт,
    Он заменит всегда 
    самый вкусненький фрукт.
    Почему ж это так: 
    самый вкусненький фрукт?

    Можно на обед
    Сделать и омлет,
    Но картофель все ж
    Очень всем хорош.

    Учитель  Какие блюда можно приготовить из картофеля?

    Варианты ответов:C:\Documents and Settings\надя\Мои документы\картошка.jpg

    • картофель отварной
    • картофель молодой в сметане
    • картофель в молоке
    • картофельное пюре
    • картофельные галушки с маслом
    • картофель на пару
    • картофель жареный
    • картофель, жаренный в кляре
    • картофель, жаренный во фритюре
    • картофельные котлеты
    • картофельные пирожки с грибами или овощным фаршем
    • картофельные оладьи
    • картофель печеный
    • картофельная запеканка
    • картофель тушеный
    • картофель фаршированный
    • картофельные пампушки
    • драники со сметаной
    • зразы картофельные

    (Просмотр отрывка из художественного фильма «Девчата»)

    Учитель     Многие из вас любят вареный картофель со сметаной. Составьте алгоритм действий мамы при приготовлении этого блюда:

    1. Посолила картофель
    2. Бросила картофель в кипяток
    3. Зажгла газовую плиту
    4. Почистила картофель
    5. Купила в магазине картофель и сметану
    6. Погасила огонь и слила кипяток
    7. Полила картофель сметаной
    8. Положила картофель на тарелку
    9. Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь

     

       

    Учитель

    Пожалуй, нет иного продукта, как картофель, из которого можно приготовить такое множество вкусных и полезных блюд! Он прекрасно сочетается с рыбой, мясом, грибами, овощами. Вареный и жареный, печеный и тертый, тушеный и фаршированный…. С ним и суп вкуснее, и салат аппетитнее.

    Приятного аппетита!

    (Дегустация блюд из картофеля, приготовленных заранее мамами)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приключение в гороховом царстве или овощной базар

    Приключение в гороховом царстве или овощной базар...

    Овощной банкет

    Сценарий осеннего праздник + презентация+ грамоты и благодарности + шаблоны для масок...

    Овощная реклама

    Реклама овощей в стихотворной форме для внеклассных мероприятий...

    "Овощной базар"

    На празднике дети вспоминают в каких овощах и фруктах какие содеожатся витамины. составляют памятку "Что делать, чтобы не простудиться", инсцерируют сказку "Репка" на новый лад....

    Праздник осени "Потешный овощной базар" 3 класс

    Дети совершают путешествие в страну овощей Легумию...

    Овощной базар.

    Каждый из нас с детских лет помнит стихи Ю. Тувима:  Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:    Картошку,           Кап...