Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 3 классе УМК «Гармония». Тема: Питание и органы пищеварения
    план-конспект урока по зож (3 класс) на тему

    gamainna

    Урок окружающего мира в  3 классе УМК  «Гармония». Тема: Питание и органы пищеварения

    Учитель начальных классов I кв. категории МОАУ «СОШ №71» г. Оренбурга Чичикина Инна Васильевна

    Цели урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. 

    Задачи урока:

    ·             формировать знания о составе пищеварительной системы, о механизме обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения;

    ·             формировать представление о компонентах пищи и их значении для человека;

    ·             развивать воображение, наблюдательность; учить детей рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

    ·             воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

    Тип урока: урок формирования новых знаний и умений. 

    Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.

    Методы работы:

    ·                       объяснительно-иллюстративный;

    ·                       репродуктивный;

    ·                       словесный;

    ·                       метод самостоятельной работы.

    Оборудование: компьютер, проектор, сигнальные карточки для учащихся. Таблица «Органы пищеварительной системы» (презентация); картинки с изображением  продуктов питания,  карточки с заданиями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pitanie_i_organy_pishchevareniya.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в  3 классе

    УМК  «Гармония»

    Тема: Питание и органы пищеварения

    Учитель начальных классов I кв. категории МОАУ «СОШ №71» г. Оренбурга Гаманюк Инна Васильевна

    Цели урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. 

    Задачи урока:

    •    формировать знания о составе пищеварительной системы, о механизме обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения;
    •    формировать представление о компонентах пищи и их значении для человека;
    •    развивать воображение, наблюдательность; учить детей рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
    •    воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

    Тип урока: урок формирования новых знаний и умений. 

    Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.

    Методы работы:

    •    объяснительно-иллюстративный;
    •    репродуктивный;
    •    словесный;
    •    метод самостоятельной работы.

    Оборудование: компьютер, проектор, сигнальные карточки для учащихся. Таблица «Органы пищеварительной системы» (презентация); картинки с изображением  продуктов питания,  карточки с заданиями.

                                                Ход урока:

    I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

    Итак, начинаем урок.

    Сегодня мы продолжаем «путешествие» по нашему организму.

    II. Проверка домашнего задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

    Работа по карточкам.    

    Фамилия, имя  __________________

    Карточка по теме: «Органы дыхания».

    Задание: вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

    Главный орган дыхательной системы ______________________

    В систему органов дыхания входят:  носоглотка, гортань,

    ________________, легкое,  ________________.

    Правильное дыхание осуществляется через ___________.

    Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся

    _________________     __________________.

    Опасны для здоровья органов дыхания ____________________________

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________.

    Какие органы составляют систему дыхания?

    Что правильнее? - дыхание через нос или через рот? Почему?

    Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

    Что происходит в легочных пузырьках?

    Что опасно для органов дыхания?

    Чем курение вредно для здоровья?

    III. Сообщение темы и постановка целей урока.

    Давайте подумаем, для чего человеку необходимо питаться? (для роста, для движения, работы)

    Как вы думаете, долго ли может прожить человек без пищи? (человек- около 30 дней, змеи- несколько месяцев).

    Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае - означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как все время расходуем нашу энергию.

    Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?

    (Об органах пищеварения)

    Тема нашего урока  - «Органы пищеварения», и нам сегодня предстоит совершить экскурсию по всей пищеварительной системе человека.

    IV. Введение новых знаний.

    1. Продукты питания.

    Работа по учебнику (с.25-26): чтение статьи уч-ся.

    Беседа по вопросам:

    - Для чего человеку необходима пища?

    С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Какие же это вещества? Для чего они нужны?

    В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это коллективно (с опорой на иллюстрацию в учебнике с. 25) с помощью сигнальных карточек.

           

    ЖИРЫ

    БЕЛКИ

    УГЛЕВОДЫ

    растительное масло

    молоко

    хлеб

    сливочное масло

    мясо

    картофель

    орехи

    яйцо

    гречка

    сметана

    рыба

    яблоко

    Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу. Можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы.

    Каждой клеточке организма необходимы витамины. Величиной они с просяное зернышко, а значение их огромно. Об этом мы сейчас и узнаем.

    Презентация № 1 «Для чего нужны витамины?»

    Какой вывод мы сделаем для себя?

    Может ли человек питаться однообразной пищей?

    Питание должно быть разнообразным. Такое питание называется сбалансированным.

    А теперь послушайте сказку: У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед, ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Отовсюду сбежались лекари, навыписывали рецепты, но принцессе ничто не помогло. В конце концов нашелся знающий человек, который просто составил для принцессы другое меню. Вскоре принцесса выздоровела.

    – Правильно ли питалась принцесса?

    Давайте составим правильное меню для принцессы:

    •    Завтрак
    •    Обед
    •    Ужин

    На доске перечень продуктов: гречневая каша, торт, суп, яблоко, кефир, хлеб, котлета, омлет, чай, компот, картофельное пюре, творог, шоколад.

    Физминутка.

    2. Как организм переваривает пищу.

    Мы выяснили, чем надо питаться, чтобы быть здоровым.

    А теперь прочитаем текст о том, как организм переваривает пищу (см. учебник с. 26-27).

    Какие органы принимают участие в пищеварении?

    Давайте отправимся в путешествие по системе пищеварения.

    Показ интерактивного плаката «Органы пищеварения».

    Твоё тело получает пищу и преобразует её в энергию при помощи пищеварения. В процессе пищеварения еда расщепляется до молекул, которые наше тело может усвоить, - это питательные вещества. Клетки потребляют питательные вещества и избавляются от ненужных.

    Итак, где начинается процесс пищеварения?

    Куда продвигается пища?

    Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Зубы измельчают пищу, язык прижимает её к нёбу, смешивая со слюной. Когда зубы и слюна делают пищу мягкой, язык проталкивает её к глотке.

    Язык также помогает различать вкус. Вкусовые сосочки на поверхности языка передают сигналы в мозг: сладкое, кислое солёное, горькое.

    Далее размельчённая пища по пищеводу поступает в желудок. Пищевод – это мышечная трубка, выстланная слизистой оболочкой.

    Когда пища достигает желудка, мышцы желудка её сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицеобразного состояния. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока.

    Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. А так же обезвреживает некоторые вредные вещества, попадающие в организм.

    Желчный пузырь – это «мешок», в котором хранится желчь, образованная в печени.

    Процесс пищеварения продолжается в тонкой кишке. Здесь происходит основное пищеварение. Все полезные для организма вещества сквозь стенку тонкой кишки поступают в кровь. Кровоток разносит их ко всем органам тела.

    В толстом кишечнике извлекаются минеральные вещества и влага. В кишке остаются лишь плотные отходы. Они перемещаются вниз по прямой кишке. Отходы выделяются в виде фекалий, или кала, через анальное отверстие.

    Длина твоего пищеварительного тракта от начала до конца составляет свыше 9 метров!

    В кишечнике одного человека полезных бактерий больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий помогают переваривать пищу.

    Вывод: вот таким сложным способом извлекает организм питательные вещества из продуктов.

    Самостоятельная работа. Работа в тетради № 2 задание 20

    Подпиши на рисунке органы пищеварения.

    Взаимопроверка в парах.

    Физминутка.

    3. Зубы.

    В народе говорят: Кто хорошо жует, тот долго живет. Почему плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения? (ответы детей)

    У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека-32 зуба. На сколько взрослый «зубастее» чем ребенок?

    Возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту? (зубы, десны)

    Одинаковы ли у вас зубы?

    Посмотрите на слайд, действительно зубы у человека разные по форме. Почему? Они выполняют разные функции. 

    Давайте попробуем определить их роль: (соединить таблички-заготовки)

    Резцы - отрезают, откусывают.

    Клыки - отрывают.

    Коренные зубы - дробят и перетирают.

    Несмотря на то, что зубы такие разные, они имеют много общего в строении. Каждый зуб состоит из трех основных частей. (см. Слайд)

    Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

    Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

    Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

    Коронка сверху покрыта эмалью - это самая твердая ткань организма. Коронка предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Разрушение эмали врачи называют кариесом зуба.

    А теперь давайте с вами составим правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми. (см. Задание№19)

    1.  Посещай зубного врача - стоматолога не реже 2 раз в год.

    2. Надо поменьше есть сладкого.

    3. Чистить зубы надо утром и вечером.

    - Что еще можете добавить устно.

    А теперь давайте прочитаем полезные советы «Как беречь пищеварительную систему» (с. 158).

    V. Итог урока: для чего человеку необходимо питаться?

    - Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития?

    - Какие органы входят в систему пищеварения?

    VI. Рефлексия.

    - Продолжите фразы:

    •   Сегодня на уроке я познакомился с ...
    •   Мне было непросто ...
    •   Я добился ...
    •   У меня получилось ...
    •   Хотелось бы ...
    •   Мне запомнилось ...

    VII. Дом. задание: учебник (ч. 2,с. 25-31), рабочая тетрадь №2 (задание 17,18).

    Благодарю Вас за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира в 3классе, УМК "Гармония" Тема: "Почва, её состав и образование"

    Урок построен в соответствии с ФГОС, сопровождается презентацией. Урок был представлен на районном семинаре завучей....

    презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"

    Презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК Гармония по теме "Верные друзья и помощники"

    Конспект урока составлен по учебнику О.Т. Поглазовой 1 класс по теме "Верные друзья и помощники"...

    конспект интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс, программа "Гармония". Тема: "Покормите птиц зимой"

    Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширять и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах....

    Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

    Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...