Формирование у обучающихся представления о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения
статья по зож (3 класс) на тему

Маякина Марина Юрьевна

Материал содержит отчет о формировании у обучающихся представлений о ценностях здоровья в рамках ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_zozh.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

       Добрый день уважаемые коллеги!   (С) Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у обучающихся представления о ценности здоровья  - это использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение. Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.

    (С)Сегодня одна из главных задач, которая стоит перед российским образованием, - это укрепление и сохранение здоровья детей. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи. Особая роль принадлежит учителю, так как обучающиеся находятся в школе, особенно с введением ФГОС    полный день. Дефицит двигательной активности в начальных классах составляет 35-40%.    

(С)По результатам ежегодных медосмотров которые обучающиеся нашей школы проходят выявлены  основные       патологии: 25% –  аллергические заболевания;  8% – болезни органов  зрения;  7% – опорно-двигательной системы ,  5% - нервно – психические заболевания , 2% -  органов пищеварения, 4% -  органов дыхания.

(С)Из всего вышесказанного следует, что необходимо   –

Формирование у детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни .

 Мы определили для себя ряд задач, которые необходимо решить для реализации поставленной цели: основной   является  обучение различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, методическим и двигательным умениям и навыкам .

  (С) Формирование у обучающихся представления о ценностях   здоровья реализуется как в урочной так  и  внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность  это достижение личностных и метапредметных результатов. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт.(С) В  основной образовательной программе начального общего образования   определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности :спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.  

Основными  направлениями   внеурочной деятельности в условиях педагогики здоровьесбережения являются:

 (С)координационное направление,

(С)профилактическое, коррекционное, лечебное,

 (С)информационно – просветительское, это организация упражнений  по профилактике зрения, плоскостопия, органов слуха, сколиоза

создание здоровьеформирующей образовательной среды.  

(С)Для формирования у обучающихся представления о ценностях здоровья  разработаны и систематизированы формы занятий: урочные и внеурочные с использованием профилактических методик, с применением функциональной музыки, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в виде реабилитационных мероприятий, через массовые оздоровительные мероприятия.

(С)Каждый учебный день начинается с утренней зарядки, что способствует быстрому переходу от сна к бодроствованию, веселая гимнастика под музыку повышает работоспособность детей, улучшает настроение.  

(С)Одно из первых мест по формированию представления о ценностях здоровья занимает охрана безопасности жизни и здоровья школьников.  Систематически проводятся учения по противопожарной  безопасности, беседы по ПДД .

(С)Повысились и требования к педагогу – он обязан воим примером прививать детям элементарные гигиенические навыки,  владеть навыками саморегуляции, самоорганизации, владеть богатым запасом знаний, умений и методических навыков в области ЗОЖ.

  (С)Для формирования у обучающихся представления о ценностях   здоровья реализуются   программы внеурочной деятельности: « Дорогою открытий и добра»,   « Я – пешеход, пассажир», «ИгРусичи» , « Здоровейка»

  (С) Цель программы « Дорогою открытий и добра»: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития. На занятиях « Хождение за три моря» и «Из дальних странствий возвратясь» обучающимся получают знания по развитию и укреплению своего здоровья.

  (С)Цель  программы «ИгРусичи»: формирование российской идентичности, национального самосознания средствами народных игр через возрождение традиционной  и развитие современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности. Приреализации данной программы обучающиеся разучивают русские народные игры, такие как « Поймай хвост дракона», « Ручеек» и другие.

  (С)ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ « Я- пешеход, пассажир  формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. Проводятся практические занятия на проезжей части и встречи по формированию правил дорожного движения .

(С) Программа «Здоровейка» направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования . Программа  внеурочной деятельности»Здоровейка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными предметами как: литературное чтение, Окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Например, на уроках окружающего мира, изучая тему « Организм человека», мы продолжаем эту тему на внеурочном занятии « Осанка – это красиво». Используя различные формы и методы обучения, адекватные возрастные возможности младших школьников (С)  анкетирование «Что мы знаем о здоровье?» Мое здоровье:
- отличное –
183 – 64,3%
- удовлетворительное –  
102 -35%
- плохое -
2 - 0,7%, экскурсии, (С)дни Здоровья, (С) уроки Здоровья,

(С) осенний кросс, конкурсы .(С) Например, конкурс плакатов « Спорт – альтернатива пагубным привычкам», театрализованные представления, (С)кукольные спектакли К. Чуковского « Мойдодыр».

Особенность внеурочной деятельности в рамках ФГОС состоит в том, что мы можем отслеживать достижения следующих результатов образования:

  1. личностные результаты,
  2.  метапредметные результаты,
  3. предметные результаты.  

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет осознанное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

(С)Чтобы удовлетворить потребность в занятии спортом, повысить уровень двигательной подготовленности; совершенствовать двигательные умения и навыки; формировать основы здорового образа жизни, в школе проводятся спортивные мероприятия:  Вперед! Мальчишки, (С)Пионербол, (С) подвижные эстафеты
на мероприятиях, например «Чайная церемония»

 (С)Для формирования у обучающихся представления о ценностях духовного и нравственного здоровья используется   проектная деятельность.  В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.    Работа над проектами позволяет обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания.

     (С)Одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования является портфолио   ученика начальных классов.  Информация о достигнутых образовательных результатах обучающимися,  допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

(С)Контроль результативности и эффективности по формированию у обучающихся представления о ценностях здоровья  осуществляется путем проведения мониторинговых исследований,  диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

 Наблюдается положительная динамика охвата горячим питанием.

в среднем охват учащихся горячим питанием возрос на 5%  .

(С)Анализ данных состояния здоровья обучающихся за последние три  года   указывает на снижение количества случаев заболеваемости, уменьшение числа пропусков по болезни и, как следствие, на увеличение индекса здоровья.

2011 – 2012 уч. год – 220 уч.-77%

2012 – 2013 уч. год –150 уч.-53%

2013- 2014 уч. год  -22%

Таким образом, прирост индекса здоровья за последние два года составил 24%

(С)Грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса. В заключении хочу сказать: «Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею». (С)Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

"Формирование коммуникативных УУД на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС второго поколения"

Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения ...

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...