Рабочая программа курса "Разговор о правильном питании"
рабочая программа по зож на тему

Колчанова Марина Сергеевна

Рабочая программа разработана в рамках курса "Разговор о правильном питании".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razgovor_o_pravilnom_pitaniikolchanova.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной политики                        ПРИНЯТО

МБОУ г. Кургана «Лицей №12»                                    Протокол заседания научно методического                

                                                                                              совета от _______ № ___

                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                Директор лицея

                                                                ___________ Романова Н.В.

                                                                ___________, пр. № _______

                                                                                   

Рабочая программа

внеурочной деятельности курса

 «Разговор о правильном питании»

Курган, 2014

I.Пояснительная записка

          Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 октября 2009г. №373). Составлена  она на основе  программы «Разговор о правильном питании», методического пособия «Разговор о правильном питании Безруких М.М. Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., предназначенной для учащихся 1-4 классов. Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

Цель программы – сформировать у младших школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье. Программа  способствует  воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»:

-расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

- развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

- пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.;

- развития творческих способностей, кругозора подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

      Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Особенностями курса внеурочной деятельности  «Разговор о правильном питании» являются: 

-интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;

-расширение чувственного опыта и практической  деятельности школьников;                                    

 -наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений, навыков и способностей;

-возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.               

       Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач  курса. В Программе используются разнообразные формы проведения занятий, составление рассказа по картинкам – иллюстрациям и разыгрывание сценок. Игровые методы должны быть основой организации обучения  по программе. Применяют сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы,  решение ситуативных задач по экологической тематике, викторины, экскурсии, встречи, праздники, акции, выставки рисунков, интервьюирование, итогом занятий – проектная деятельность.

         Новизна программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. В результате, после изучения данного курса, предполагается, что у обучающихся будет сформировано представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. И всё это благотворно приведёт к снижению заболеваемости подрастающего поколения.

III   Описание места курса в плане внеурочной деятельности

      Программа  «Разговор о правильном питании» в начальной школе рассчитана на 29 часов:

Класс

1

2

3

4

Кол-во часов

7 ч

8 ч

7 ч

7 ч

   Введение в курс осуществляется во внеурочной деятельности через  классные      

   часы.

IY   Описание ценностных ориентиров содержания  курса внеурочной деятельности

Использование комплектов «Две недели в лагере здоровья» и «Разговор о правильном питании» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Y     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса «Разговор о правильном питании»

Личностными результатами обучающихся являются:

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога) как поступить; 

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

- познавательный интерес к основам  культуры питания.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные: 

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и  явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

-умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

 Предметные результаты:

- уметь делать сознательный выбор между полезными и вредными продуктами;

-иметь представление о рациональном питании, о гигиене и культуре питания;

-уметь заботиться о своём здоровье (соблюдать режим питания, оценивать рацион питания с точки зрения соответствия его ЗОЖ и корректировать его несоответствия);

-знать и применять в повседневной жизни этикет в области питания;

-уважительно относиться к народным традициям и культуре питания.

YI Содержание  курса внеурочной деятельности

 Всего на изучение  курса «Разговор о правильном питании » отводится - 29 часов.

Модуль «Разговор о правильном питании» - 1 класс (7 часов).

1.Если хочешь быть здоров.

Цель: познакомить учащихся с героями программы, сформировать представление о важности правильного питания.

2.Самые полезные продукты.

Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты.

3.Как правильно есть.

Цель: сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

4.Удивительные превращение пирожка.

Цель: дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

5.Из чего варят каши и как сделать нашу кашу вкусной.

Цель:  сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

6.Плох обед, если хлеба нет.

Цель: формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

7.Время есть булочки.

Цель: познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.

  1. класс (8 часов)

1.Пора ужинать

Цель: формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.

2.Где найти витамины весной?

Цель: познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

3.На вкус и цвет товарищей нет.

Цель: сформировать представление о пользе разных продуктов питания. Познакомить с тем, что нельзя употреблять много солёной, кислой и сладкой пищи.

4.Как утолить жажду

Цель: сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

5.Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Цель: сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

6.Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их знаением для организма.

7.Всякому овощу – своё время.

Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

8.Праздник урожая

Цель: закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола.

Модуль «Две недели в лагере здоровья» 3 класс (7 часов)

1.Давайте познакомимся.

Цель:  обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания; развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека.

2.Из чего состоит наша пища.

Цель: формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ; формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека.

3.Что нужно есть в разное время года.

Цель: формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года; расширять представление о значимости разнообразного питания; расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны.

4.Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Цель: развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека; развивать представление о важности занятий спортом для здоровья.

5.Где и как готовят пищу.

Цель: формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи; развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне.

6.Как правильно накрыть стол.

Цель: развивать представление о правилах сервировки стола; развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол).

7.Молоко и молочные продукты.

Цель: развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе.

  1. класс (7 часов)

1.Блюда из зерна.

Цель: развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона; развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна; расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд.

 2.Какую пищу можно найти в лесу.

Цель: формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности; расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений; расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области.

3.Что и как можно приготовить из рыбы.

Цель: развивать представление о пользе и значении рыбных блюд; расширять представление об ассортименте блюд из рыбы; формировать представление о природных ресурсах своего края.

4.Дары моря.

Цель: формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион.

5.«Кулинарное путешествие» по России.

 Цель: формировать представление о кулинарных традициях и обычаях     как составной части культуры народа; расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах  нашей страны.

6.Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Цель: расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов; развивать интерес к приготовлению пищи.

7.Как правильно вести себя за столом.

Цель: развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом; формировать представление о праздничной сервировке стола.

VII Тематическое планирование

Форма реализации программы – классные часы.  На каждую тему отводится 1 час. Классные часы проводятся 1 раз в неделю.

«1 класс – 7 часов

№ п/ п

Название темы

1.

1 класс

Если хочешь быть здоров.

2.

Самые полезные продукты.

3

Как правильно есть.

4

Удивительные превращения пирожка.

5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

6

Плох обед, если хлеба нет

7

Полдник. Время есть булочки.

8

2 класс

Пора ужинать

9

Где найти витамины весной?

10

На вкус и цвет товарищей нет.

11

Как утолить жажду

12

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

13

Овощи,ягоды и фрукты- самые витаминные продукты

14

Всякому овощу своё время

15

Праздник урожая

1

3 класс

Давайте познакомимся

2

Из чего состоит наша пища

3

Что нужно есть в разное время года

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

5

Где и как готовят пищу

6

Как правильно накрыть стол

7

Молоко и молочные продукты

8

4 класс

Блюда из зерна

9

Какую пищу можно найти в лесу

10

Что и как можно приготовить из рыбы.

11

Дары моря

12

«Кулинарное путешествие по России»

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

14

Как правильно вести себя за столом

YIII  Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

    В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей. В помощь учителю в каждом кабинете установлен компьютер и мультимедиапроектор. Большие возможности даёт использование интернет ресурсов.

Список использованной литературы

1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.

2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.

3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.

4. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: Полымя, 1990. 320 с.

5. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники / Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.

6. Котоусова А. М., Котоусов Н. Г. Вяленые фрукты и овощи. М.: Росселъхозиздат, 1984. 144 с.

7. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

8. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.

9. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с.

10. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.

11. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов, 1967. 560 с.

12. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде... М.: Детская литература, 1972.

13. Начальная школа № 8, 1992.

14. Начальная школа № 4, 1995.

15. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. Л.: ЛНИИФК, 1986 120с.

16. Справочник по детской диететике / Под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. Л.:  Медицина, 1980. 416 с.

17. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС,1998. 204 с.

18. Химический состав пищевых продуктов/Справочные таблицы содержания основных  пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов / Под ред.Покровского А. А. М.: Пищевая промышленность, 1976. 268 с.

19. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании»  для 3 класса...

Рабочая программа "Разговор о правильном питании для первого класса" (в соответствии с ФГОС)

Программа "Разговор о правильном питании" играет существенную роль в формировании у младших школьников навыков здорового питания.Программа предназначена для внеурочной деятельности "Правильно пит...

Рабочая программа « Разговор о правильном питании»

Данная программа предназначена для учащихся 1 -2 классов.Программа построена с учётом традиций питания. Все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухн...

Рабочая программа "Разговор о правильном питании"

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование  по классам...

Рабочая программа Разговор о правильном питании

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"...