Главные вкладки

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Грудачева Ольга Викторовна

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании»  для 3 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razgovor_opravilnom_pitanii_3_b_pechat.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение

    к основной образовательной программе

    начального общего образования (для 1-4 кл)

    Российская Федерация

                                                   Тюменская область

                                             Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

                                                   Нижневартовский район

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

      «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

    с углубленным изучением отдельных предметов»

    Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

    на методическом совете                                   Директор МБОУ  

    Протокол  № 1                                                  «Излучинская ОСШУИОП №1»

    от 30 августа  2014 г                                                   __________ Н.А. Зеленская

    Методист______ Т.Ф.Пушкарева                    Приказ №269 от 01.09.2014

    Рассмотрено на МО

    учителей  начальных классов

    Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

    Руководитель МО_____________И.А.Муленкова

                       

                   

    Рабочая программа

    по внеурочной деятельности

    «Разговор о правильном питании»

    на 2014 – 2015 учебный год

    Класс: 3 б

    Руководитель кружка: Грудачева Ольга Викторовна

    Излучинск

    2014

    1. Пояснительная записка.

         Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

              Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.  

    Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

    • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
    • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
    • освоение детьми  практических навыков рационального питания;
    • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
    • информирование школьников  о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
    • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
    • развитие коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.  

    1. Общая характеристика программы кружковой работы

    Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

    Здоровый образ жизни, правильное питание должны стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления, правильное питание.  

    Задача  курса «Разговор о правильном питании»  - помочь ребенку  задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать,  рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые  задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.

    Работа  по программе начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

    3.  Ценностные ориентиры содержания программы  кружковой работы

         Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.   Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни через проектную деятельность. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

    4.  Место кружковой работы  в учебном плане:

          Курс «Разговор о правильном питании»» составлен  в соответствии с федеральным базисным  планом  по внеурочной деятельности.

         Общее количество часов в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю)

    5.    Результаты кружковой работы.

         В результате обучения по данной программе обучающиеся научатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, научатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать какие продукты полезны для здоровья.

         Все это будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах питания, что позволит грамотно делать выбор и принимать адекватные решения.

    Оценка эффективности занятий  проводится сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.

    Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                      

    — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                  

    — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

    — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

    Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                      

     — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    

     — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

    — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;                                                                                        

    — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

    Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                

    — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

     — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                          — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                                                 

     — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          

    — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                          

     — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

    Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                        

      — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

    — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

    — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

    — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                      

    —   применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                    

    —  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

    — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 

    Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

       В 3 – м классе:

    • знание детей о правилах и основах  рационального питания, структуре ежедневного рациона питания , о необходимости соблюдения гигиены питания;
    • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни, навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
    • умение определять полезные продукты питания, самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

    6.    Содержание программы  кружковой работы:

    3 класс:

          Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации. Здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам. Понятия «зависть» и «жадность». Знание предмета зависти.  Капризные дети. Как к ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Опасность курения. Права некурящих людей. Зависимость опасна для здоровья. Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. Воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, активности, солидарности. Навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Потребность поддерживать своё здоровье.

    «Основы теоретических знаний»

    • Важность правильного питания.
    • Самые полезные продукты
    • Самые вредные продукты и добавки
    • Что нам осень принесла. Сбор и хранение осеннего урожая.
    • Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.
    • Что такое жажда.
    • Спорт и правильное питание.
    • Молоко и молочные продукты.

    «Практикум»

    • Практическая работа «Я эксперт»
    • Как сервировать стол.
    • Проектная работа  «Каша – еда наша»
    • Практическая работа «Как составить меню недели»
    • Практическая работа «Рецептура полезных фруктовых напитков.»
    • Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.
    • Безопасность на кухне.

    7.     Календарно-тематическое планирование  факультативного курса

    «Разговор о правильном питании»

    3 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

    Тема занятия

    Кол –во

    часов

    Требования к уровню подготовки

    Дата

    (четверг)

    план

    факт

    1

    Важность правильного питания.

    1

    Продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

    Свойства некоторых продуктов.

    4.09

    2.

    Полезные и необходимые продукты. Свойства некоторых продуктов.

    1

    11.09

    3

    Разнообразие вкусовых свойств продуктов

    1

    Вкусовые свойства различных продуктов и блюд.

    Как происходит распознавание вкуса.

    Описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.

    18.09

    4

    Как происходит распознавание вкуса.

    Вкусовые свойства продуктов и блюд.

    1

    25.09

    5/6

    Представление о ценности здоровья, значение правильного питания.

    2

    Ценности здоровья, значении правильного питания

    2.10

    9.10

    7

    Представление о вредных пищевых добавках.

    1

    Вредные продукты. Представление о пищевых добавках, усилители вкуса. Опасные добавки Е-356, 541, 329…

    16.10

    8

    Исследование – в каких продуктах есть вредные добавки. Практическая работа.

    1

    Представление об экспертизе продуктов.

    23.10

    9

    Овощи и их польза.

    1

    Представление о пользе фруктов, ягод и овощей. Содержание витаминов в овощах, фруктах, ягодах.

    О пользе дикоросов ХМАО-Югры.

    30.10

    10

    Что нам осень принесла.

    1

    13.11

    11

    Урок-игра «Лесное лукошко»

    1

    20.11

    12

    Как правильно есть.

    1

    Питание, здоровье, правила гигиены.

    27.11

    13/14

    Как сервировать стол.

    2

    Правила сервировки.

    Культура питания.

    4.12

    11.12

    15/16

    Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?

    2

    Завтрак, режим, меню, каша, крупы.

    18.12

    25.12

    17

    Проектная работа  «Каша – еда наша»

    1

    Виды круп и их польза.

    15.01

    18

    Плох обед, если хлеба нет.

    1

    Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню.

    Обед, как обязательный компонент ежедневного рациона.

    20.01

    19

    Полдник. Время есть булочки.

    1

    Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты. Полдник, как обязатель ной части ежедневного меню.

    29.01

    20

    Пора ужинать.

    1

    Ужин, как обязательная часть ежедневного меню.

    Блюда, которые могут быть включены в меню ужина.

    5.02

    21

    Практическая работа «Как составить меню недели»

    1

    Составление меню на неделю.

    12.02

    22

    Зимние опасности. Предотвращение простудных заболеваний.

    Витамины от простуды.

    1

    Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения простудных заболеваний.

    19.02

    23

    Весенний авитаминоз. Где найти витамины весной?

    1

    Фрукты и овощи, как источники витаминов.

    Представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи. Овощи, фрукты, витамины.

    26.02

    24

    Фармацевтика – аптечные витамины.

    1

    Детские профилактические витамины.

    5.03

    25

    Что такое жажда.

    Как утолить жажду.

    1

    Значение жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

    Роль воды для организма человека

    Польза  различных видов напитков

    12.03

    26

    Практическая работа.

    Рецептура полезных фруктовых напитков.

    1

    Из чего делают витаминные напитки.

    Как сделать полезные напитки.

    19.

    27

    Дневник здоровья – мониторинг своего здоровья.

    1

    Групповая творческая работа.

    2.04

    28

    Спорт и правильное питание.

     

    1

    Зависимости рациона питания от физической активности.

    Важность занятий спортом для здоровья.

    Здоровье, питание, спорт, рацион.

    9.04

    29

    Где и как готовят пищу.

    1

    Представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

    16.04

    30

    Безопасность на кухне.

    1

    Представление об основных правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи.

    Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.

    23.04

    31

    Хлеб – всему голова.

    1

    Важность употребления хлебобулочных изделий.

    30.04

    32

    Кто работает на ферме?

    1

    Представление  о фермерских профессиях.

    7. 05

    33

    Молоко и молочные продукты.

    1

    Представление о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона.

    14. 05

    34

    Заключительный урок.

    1

    Подвести итог своим знаниям о правильном питании.

    21.05

    Всего – 34 часа.

    34часа


    8.  Литература:

    1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС,   2013 г.

    2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.

    3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013 г.

    4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.

    5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012г.

    6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

    Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

    Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

    Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...

    Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья

    Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...

    внеурочная деятельность рабочая программа " Разговор о правильном питании " 4 класс Безруких М.М.

    разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании   " 4 класс  ( Безруких М.М)...

    внеурочная деятельность рабочая программа " Разговор о правильном питании " 3 класс Безруких М.М.

    разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании   " 3 класс  ( Безруких М.М)...