Главные вкладки

    внеурочная деятельность рабочая программа " Разговор о правильном питании " 4 класс Безруких М.М.
    рабочая программа по зож (4 класс) на тему

    разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании   " 4 класс  ( Безруких М.М)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx9.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Для реализации программы используются учебно-методические комплекты авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, включающие в себя рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюры для родителей.

    Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа ориентирована на детей 6 – 8 лет (младших школьников).

    Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

    Общая характеристика программы « Разговор о правильном питании»

    Программа состоит из трех модулей.

    1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.                                    

    2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 8-9 лет.                              

    3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 9-10 лет.

     

    4 класс "Формула правильного питания"
    рациональное питание как часть здорового образа жизни:

    • "Здоровье - это здорово";
    • "Продукты разные нужны, продукты разные важны",

    режим питания: "Режим питания",
    адекватность питания: "Энергия пищи",
    гигиена питания и приготовление пищи:

    • "Где и как мы едим",
    • "Ты готовишь себе и друзьям";

    потребительская культура: "Ты - покупатель";
    традиции и культура питания:

    • "Кухни разных народов",
    • "Кулинарное путешествие",
    • "Как питались на Руси и в России",
    • "Необычное кулинарное путешествие".

              Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.

      Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

    В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    Описание  места программы  « Разговор о правильном питании» в учебном плане.

         Преподавание программы  «Разговор о правильном питании» проводится  во второй половине дня. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.  Программа  «Разговор о правильном питании»  изучается по одному  часу в неделю:  4 класс – 34 часа. Выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

            Содержание программы "Разговор о правильном питании"

             отвечает следующим принципам:

    • возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
    • научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
    • практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
    • динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
    • вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
    • культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

    В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

    Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы. В программе ребёнку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

    Реализация программы невозможна также без следующих принципов.

    Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.

    Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.

    Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.

    Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

    Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

    Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

    Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.

    Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.

    Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

    Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

    Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Разговор о правильном питании »

    Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:                                                                                                                       — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                                

     — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

    — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

    Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                      

     — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    

     — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

    — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;                                                                                         — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

    Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                

     — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    

    — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                          — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                                                  

    — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                        

      — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                            

    — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

    Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:                                                                                                                                                          — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

     — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

    — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

     — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;                                      

     —   применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания.  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          

    — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                                  

    — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

    Материально-техническо обеспечение образовательного процесса

    Наглядные пособия:                                                                                        

    1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

    2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.  Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

    3.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2012 г.

    4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

    5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.

    6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

    Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании»  для 3 класса...

    внеурочная деятельность рабочая программа " Разговор о правильном питании " 3 класс Безруких М.М.

    разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании   " 3 класс  ( Безруких М.М)...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Разговор о правильном питании".

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Разговор о правильном питании"....