Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе
статья по зож (4 класс)

Коваленко Людмила Николаевна

Школьная система в своем догматическом виде функционирует  для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья. Кажется, что это не так. Но, увы, это горькая правда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologii_zozh.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

 

Школьная система и здоровьесберегающие образовательные технологии

Совместимы ли эти две вещи? Наверное «да», но традиционная школьная система при этом вряд ли останется. Система-то больше заботится о собственном сбережении, а не о чьем-то здоровье. Школьная система в своем догматическом виде функционирует  для того, чтобы учащиеся усвоили ЗУНы любой ценой, даже ценой их собственного здоровья. Кажется, что это не так. Но, увы, это горькая правда. 

В традиционной массовой школе здоровье учащихся не сберегают. Буквально все: нарушающая экологию и эстетику восприятия архитектоника здания снаружи и изнутри, противоречащая принципу антропосообразности и морфодинамике  естественных человеческих действий поурочно-квантированная подача – зачастую бесполезных для жизненного опыта учащихся  - знаний, учительская предубежденность и ролевая стереотипность в поведении относительно потенциальных возможностей и подлинных мотивов действий учащихся, психологическая безграмотность  большинства учителей, значительное преобладание  вербально-понятийных  и предметно-деятельных  элементов в дидактике в ущерб невербально-образных и эмоционально-ценностных, явно не экологические способы школьной познавательной деятельности, где доминируют объективно- и субъективно-прагматический, а не субъективно-непрагматический подходы, провоцирующие стрессы и фрустрации у учащихся формы учебной работы аттестации, отсутствие действительного баланса рефлексии и эмпатии в коммуникационных и познавательных школьных технологиях и так далее. 

Чтобы образовательные технологии стали действительно  здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги  приходили в школу с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования. Педагогические ВУЗы и ИПК должны сделать такое воспитание воспитателей приоритетным в своей образовательной политике. Понятно, что программы и курсы при этом должны быть совершенно по-другому организованы и содержательно скорректированы. Видимо, здесь особо следует учесть  опыт гуманистической психологии, экологической психологии и педагогики, обратить более пристальное внимание на педагогическое наследие Толстого, Лесгафта, Ривина, Штайнера, Роджерса. Важно использовать и различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с практическими занятиями по лечебной физкультуре и восточными оздоровительными гимнастиками. Вообще в этом плане было бы полезно изучать разнообразные духовные и телесные практики Востока и Запада. Конечно же, это должно происходить не в ущерб свободе совести и вероисповеданий. 

Наряду с созданием условий для становления здоровьесберегающий личностной позиции педагога, конечно же, необходимо разрабатывать  и конкретные образовательные технологии, методы и приемы, при этом помня, что их транслируемость и тиражируемость   в педагогическое сообщество относительны. Ведь в их основе лежит личностное начало, лежат бессознательные паттерны поведения того или иного автора таких методик. В этом смысле здоровьесберегающие технологии в образовании должны быть наименее  технологичны, ибо школе не столько социальная хирургия или социальная  шоковая терапия, сколько социально-фасиметационная гносеотерапия. 

В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий могут быть предложены следующие:

-         телесно-двигательного сопровождения абстрактно-понятийнго мышления;

-         открытости природе;

-         эмпатического понимания;

-         поддержания позитивной  «Я-концепции»;

-         Осознавания собственных психосоматических процессов;

-         творческой активности;

-         закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Статья о здоровьесберегающей технологии, о возможностях учителя сохранения здоровья учащихся во время учебного процесса....

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальном образовании.

Выступление на заседании кафедры начальных классов на тему:  " Здоровьесберегающие  образовательные технологии в начальном образовании"...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Основные принципы, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих образовательных технологий....

Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе

Доклад "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"...

Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"

Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей....