Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе
статья по зож

Шалимова Валентина Александровна

Концепция из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Концепция на тему:

«Развитие здоровьесберегающей образовательной среды в начальных классах».

Учитель начальных классов

Шалимова В.А.

2022 г.

«Нет богатства лучше телесного здоровья

и нет радости выше радости сердечной»

Премудрость Соломона. Библия.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся, и хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Недавно прочитала высказывание известного педагога Валентины Ковалько о том, что «Приобретая знания - дети теряют здоровье». Подумала: ведь это жуткое противоречие «получая - теряют». А, самое главное, пособниками в этом являемся мы – учителя. Где же произошел перекос в отношениях «дети - школа», на каком этапе? Попробуем разобраться.

   Здоровье - (по определению Всемирной организации здравоохранения) это полное благополучие: физическое, душевное, социальное, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие человека.

         Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 18 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его бодрствования.  Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение. Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз). На втором месте - нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, резкое снижение зрения, а также значительное возрастание аллергических реакций.

Очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями.

 Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

    Учитель должен отдавать себе отчет в том, что, прежде всего, он является для ученика центральной фигурой образовательного процесса, что именно он в состоянии сделать для здоровья школьника больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерб здоровью ребенка. Еще К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно». Для ребенка чрезвычайно важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью.

Важно отметить, что именно учителю начальных классов отводится особая роль в сбережении здоровья учеников. Именно он, с первых дней пребывания ребенка в школе, подробно знакомится с личным делом первоклассника, расспрашивает родителей о возможных отклонениях в здоровье и поведении ребенка, совместно с медицинским работником школы оформляет листок здоровья на каждого учащегося. А самое главное, педагог начального образования стремится заинтересовать детей учебой, умело строит свой педагогический процесс так, чтобы не навредить здоровью школьников, избегая стрессовых ситуаций, иначе говоря - использует все методы и средства здоровьесберегающих образовательных технологий.

Таким образом, работа учителей начальной школы направлена на то, чтобы помочь детям осознать, что здоровье – это прекрасный дар, первооснова счастья человека, поэтому его надо беречь и укреплять.

Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно ожидать положительный результат. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение.          

Кроме мер по профилактике коронавируса и инфекционных заболеваний, связанных с сезонным обострением, для поддержания благоприятной санитарной обстановки и безопасности здоровья обучающихся, в нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию утренней зарядки, динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Занятия в сенсорной комнате проводятся как в группах, так и индивидуально. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребёнка занятия проводятся по таким направлениям:

-развитие общей и мелкой моторики;

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-развитие коммуникативной сферы;

 - развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы;

-коррекцию психоэмоционального состояния: агрессии, замкнутости, неуверенности в себе, гиперактивности и др.

Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.

Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это важно для первоклассников, у которых еще недавно основным видом деятельности была игра. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. 

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

 У ребенка, впервые пришедшего в школу, достаточно слабо развита мелкая моторика, пальчики слабые. Поэтому трудно научить правильно держать ручку, владеть линейкой и т. д. Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике.

На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.

Оздоровительные минутки во время уроков должны комбинировать в себе физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, шеи, ног. Физические упражнения я советую проводить под музыкальное сопровождение. Нейтральная классическая музыка, звуки живой природы, снимают стрессы, стимулируют работу мозга, повышают усвоение, способствуют эстетическому воспитанию.

Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования. На своих уроках я провожу упражнения, способствующие укреплению мышц глаза, использую методику обучения детей в режиме «зрительных горизонтов», которая заключается в том, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

Так, если надо снять зрительную усталость, можно использовать карты зеленого и голубого цвета. Достаточно ученикам 1 минуту посмотреть на эти насыщенные цвета - и исчезает напряжение глаз. Еще можно предложить ученикам в течение 1-2 минут рассмотреть картину, иллюстрацию, пейзаж.

          «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз). Используя нос как длинный карандаш, пишут или рисуют что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.  Ну, конечно же использую методику зрительно – координационных тренажеров доктора В.Ф. Базарного. Обычные круги и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз.

Из перечисленных элементов каждый учитель может использовать то, что ему нравится.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания.

Говоря о здоровьесберегающей среде, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются так называемые поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, в некоторых случаях даже агрессивность и др. В целях сглаживания и устранения этих реакций использую элементы психокоррекции. Эти элементы могут быть органично встроены в урок. Работа ведется в следующих направлениях:

— Развитие внимания (активного, произвольного). «Найди ошибку», «Назови лишний звук», «Правильно ли я сказала» и т. д.

— Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: «Повтори за мной», «Запомни свое место», «Испорченный телефон».

— Развитие произвольных движений и самоконтроля: «Флажок», «Запретный номер», «Замри».

— Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

— Развитие мышления и речи: «Картинки-загадки», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».

В качестве приема здоровьесбережения применяется дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. В своей работе уроки строю с учетом индивидуальных возможностей, использую трехуровневые задания, чтобы на всех этапах учебного занятия отсутствовала стрессообразующая среда, чтобы дети свободно вели диалог, умели доказать и излагать свои мысли. Чтобы избежать проявления усталости у учащихся на уроках необходимо чередовать виды работ: самостоятельную, с учебником, творческие задания.

Большое внимание в своей работе я уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираем с детьми на уроке, а на дом остается повторение.

Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки.

Игра - любимая форма работы для детей, особенно младшего школьного возраста. Существуют много игр, которые можно назвать терапевтическими. Такие игры полезны для любых детей, потому что учат дружному общению, пониманию, снижают напряжение и формируют определенные моральные принципы. Благодаря игровой терапии ребенок приучается смело высказывать свое мнение, самостоятельно принимать решения.

В своей педагогической деятельности я использую различные педагогические технологии, которые благотворно влияют на сохранение и укрепление здоровья детей: технологии развивающего обучения (ТРО), технология уровневой дифференциации обучения, технология раскрепощённого развития детей.

Одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. 

 Проведение утренней зарядки, закаливание (если позволяют погодные условия, уроки физической культуры и часа двигательной активности проводить на свежем воздухе) является немаловажной составляющей здоровьесберегающей среды в начальной школе.

С целью привития всех этих качеств в рамках внеурочной деятельности, веду курс «Здоровый ребенок – успешный ребенок». На занятиях дети в непринуждённой обстановке обсуждают причины возникновения болезней, методы их профилактики, говорят о вредных привычках, о гигиенических навыках, о поведении в школе, от чего зависит хорошее настроение и т.д.

Просветительская работа с обучающимися проводится на классных часах, внеклассных мероприятиях. Вовлекаю ребят в спортивные секции. В моем классе ребята посещают волейбольную секцию, танцевальный кружок, секцию самбо в Спорткомплексе. Участие в военизированной игре «Зарничка» стало в школе традицией.

Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях — это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. Традиционными до пандемии в классе были мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья»; походы совместно с родителями в лес, на речку. Регулярно провожу родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца», консультации: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Как избежать искривления осанки», анкетирование: «Сведения о ребенке», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

Считаю, что добиться положительных результатов можно тогда, когда все запланированные мероприятия  проводятся в системе.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,

хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте

его крепким и здоровым».

Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологии прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению. Учителя в тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, психологами, социальными педагогами и, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей, способны создать здоровьесберегающую образовательную среду.

         

         

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

"Образовательная среда в начальной школе"

Материал из опыта работы ШМО учителей начальных классов....

Введение в дистанционную образовательную среду обучающихся начальной школы и их родителей посредством личного сайта учителя.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От  того,  как учитель относится к своей профессии, насколько профессионально,  творчески, талантливо, преданно  от...

Использование ИКТ для организации образовательной среды в начальной школе (из опыта работы) 2013-2014 учебный год

В своей статье  я делюсь опытом работы в условиях современных образовательных технологий, которые позволяют решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательн...