Статья "Отдых с пользой"
статья по зож (1 класс) по теме

Малюшина Оксана Михайловна

Одна из задач современной  школы - сохранение и сбережение здоровья школьника. В статьяе я делюсь опытом по проведению ""минуток отдыха"  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otdykh_s_polzoy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Статья  «Отдых с пользой»

О.М.Малюшина учитель начальных классов

МБОУ «Старочервовская основная общеобразовательная школа»

Кемеровского района Кемеровской области

  Очень прочно вошли в практику школы физкультминутки. Они успешно

проводятся на уроках многими учителями начальной школы. Они играют большую роль в физическом и умственном развитии  детей.  Ещё К.Д.Ушинский советовал учителям  « приучать детей к некоторым классным движениям по команде, которые полезны,  не только потому,  что дают детям возможность подвигаться и размять усталые от сиденья члены, но ещё более потому, что помогают учителю возбуждать и сосредотачивать на своих словах и движениях внимание класса».

  Кроме физкультминуток на уроках можно проводить  минутки отдыха, которые

способствуют повышению интенсификации уроков, активному и прочному

восприятию детьми учебного материала.

  Урок является основной формой обучения и воспитания детей.   Поэтому его со-

держание и организация должны соответствовать психофизическим особенностям

данного класса. Особое значение это имеет в обучении и воспитании

первоклассников.  У первоклассников произвольное внимание крайне неустойчиво. Они часто отвлекаются. Поэтому следует опираться на непроизвольное внимание, заинтересовать их содержанием урока и разными приёмами ведения урока,  чтобы предупредить утомляемость и невнимательность учеников.  Каждое задание, каждые вопрос  или задача должны заставлять детей преодолевать трудности,  направлять и сосредотачивать  внимание и мысли на изучаемом,  производить умственные усилия.

  Организуя и проводя урок, учитель последовательно подает материал, направляя

их внимание и мысли на лучшее наблюдение и изучение. Он ставит перед детьми

новые вопросы и задачи, расширяя круг их  непосредственных наблюдений

 сообщением новых сведений и знаний. Тех, которые дети не могут взять  из непосредственных наблюдений.  Вопросы  учитель обращает ко всему классу,  вызывая не только тех, кто желает ответить, но и тех, кто не расположен в данный момент отвечать. Создание такой атмосферы способствует прочному усвоению  изучаемого материала и воспитанию умственного труда, воли и внимания.

 При проведении уроков письма следует учитывать, что дети не могут длительное

время находиться в одном положении и заниматься весь урок одним письмом.

Разумное чередование устных и письменных видов работ помогает  устанавливать и поддерживать в течение всего урока устойчивое внимание и высокую работоспособность.  А так  же предупреждает  утомляемость и  имеет большое значение для выработки навыков грамотного письма.

   Но, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных

приёмов и соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, первоклассники, особенно в конце учебного дня, проявляют явные признаки усталости. Учитель должен уметь держать в поле зрения всех детей, чтобы уловить и степень понимания, и реакцию на его слова, и утомляемость некоторых учеников.

  Заметив, что дети устали, учитель дает им одну- две минуты отдыха. Хорошо,

когда  учитель владеет  «словесным материалом»   (веселые шутки, загадки, ребусы, головоломки), который он может в нужный момент использовать на уроке как раз

рядку,  переключить  внимание детей,  дать минутку  отдыха, смеха,  благотворно

действующую на детей.

   На уроках чтения с целью привлечения детей, активизации их деятельности

можно  применить  разнообразные приёмы.  Это упражнения в отчетливом чтении небольших текстов, четверостиший, пословиц, когда требуется  работа речевого аппарата. Чтение поговорок, скороговорок и просто рифмованных предложений можно проводить под счет с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением силы голоса. Такие упражнения проходят весело, живо, способствуют созданию в классе атмосферы хорошего настроения,  в  чем очень нуждаются  младшие школьники. Прекрасный отдых – хоровое чтение, оживляющее утомленное внимание детей. Важно во время хорового чтения приучить детей держать корпус  выпрямленным. Голову слегка приподнятой.  Это дает возможность ученикам  соблюдать при чтении правильное дыхание.

  Инсценирование басен, стихотворений,  небольших сказок является также хорошей разрядкой на уроке.

  Отличный способ отдохнуть на уроке – это игра. Игры, которые помогают перейти от одного  вида деятельности  к другому, очень увлекают ребят.  «День – ночь», «Замри»,  «Фанты» создают атмосферу таинственности, загадочности.

   Игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Они являются

своеобразным тренингом, тренируют память, внимание,  развивают глазомер,  творческие способности, быстроту реакции. Одновременно игра способствует предупреждению утомляемости,  повышает интерес  и активизирует мыслительную деятельность младших школьников.

   Ещё одним из видов отдыха на уроке являются «минутки тишины» или

упражнения в умении сдерживать свои порывы к разговору, смеху,  быть спокойным в течение урока. Первоклассники по природе эмоциональны, подвижны, непоседливы

   Важно воспитать у них умение сдерживать свои желания и чувства,  если они

 мешают на уроке.

   Прежде чем начать упражнение, учитель говорит детям,  что когда они  увидят на

доске слово «Тишина!», то должны оставить работу,  прекратить разговоры, сесть

удобно, руки на парту и сидеть очень тихо.

   Настоящая тишина достигается не сразу,  и поэтому требует от учителя

тщательной и терпеливой работы. Не следует торопить детей  в  установлении полной тишины: умение быстро собраться требует и времени, и упражнений. Вначале, усаживаясь,  дети производят много шума,  но после нескольких упражнений,  после  появления слова «Тишина!», они быстро «замирают»,  смотрят на учителя и  ждут его указаний. Чтобы вывести  их из напряженного состояния,  можно предложить сесть  и тихо посидеть одну минутку.  Иногда полезно прислушаться к тишине,  к звукам, которые слышны в данный момент. Затем тихим голосом учитель вызывает некоторых учеников.  Они шепотом говорят,  что они услышали.  Дети бывают удивлены количеством звуков, которые они услышали во время  «минутки тишины».

   Такие «минутки тишины» являются не только физическим отдыхом для  нервной

системы, но и хорошей гимнастикой задерживающих волевых центров.

   Иногда во время «минуток тишины» можно проводить упражнения по   координации движения детей. Учитель шепотом произносит имя то одного ученика, то другого. Услышав свое имя, ученик должен тихо встать, стараясь не задеть своего соседа,  не задеть парту или стул,  бесшумно подойти к учителю,  затем так же вернуться на место. Вызванный ребенок старается быть тихим,  координирует и упорядочивает все свои действия. Класс, затаив дыхание, следит за каждым шагом  и переживает за неудачи одноклассника.

  Нельзя жалеть времени на проведение «минуток отдыха» на уроке. Они помогут

повышением интенсификации учебно – воспитательного процесса,

интеллектуального  и  нравственного развития детей,  способствуют сохранению и укреплению здоровья.

                                                Список литературы

  1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе//

Начальная школа. 2005. №4.

  1. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в

школе// Начальная школа. 2004. № 9.

  1. Корстелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., Просвещение, 1996.
  2. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. М.: Новая школа,

1995.

         

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Витамины: польза или вред."

Проектная работа по программе "Разговор о правильном питании"  для обучающихся 3 класса...

"Мифы о "пользе" курения"

Разработка классного часа с презентацией. Цель: подведение  учащихся к тому, что курение – оказывает пагубное влияние самому курильщику, окружающим людям и ухудшает экологическую обстановку...

Исследовательская работа "Пластиковая бутылка - вред или польза"

В работе  исследуется история создания пластиковой бутылки, её роль в жизни современного общества. Мы выяснили, где и когда появились такие бутылки, как они попали на рынок в России, какие предпр...

Польза молочной продукции. Урок с элементами игрового проектирования

          Исконно молоко считалось одним из важнейших продуктов питания. Молоко и молочные продукты составляли основу рациона большинства людей. Недаром же не существуе...

презентация "Газированные напитки- вред или польза?"

Была проведена исследовательская работаучениками 4-в класса на тему: "Газированные напитки- вред или польза?" На конкурсе работа заняла 2 место....

Спор о вреде и пользе курения

                                                      ...