Сохранение и укрепление здоровья детей
статья по зож на тему

Корякина Ирина Борисовна

Здоровьесберегающие технологии на уроках.

Здоровье во время внеклассной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Здоровье во время внеклассной работы"

       Здоровье детей вызывает в последнее время тревогу не только у родителей, учителей, но и у общества в целом. На здоровье детей оказывают влияние различные факторы:  ухудшение  социально-экономической обстановки, обострение проблем рационального питания, снижение  здоровья родителей, наследственность, экологическая обстановка, режим дня школьника, перегрузка учебным материалом, стрессовые ситуации. И совершенно ясно, что школа не в состоянии устранить многие из них.  Но школа должна создать условия, гарантирующие охрану  и укрепление здоровья обучающихся. Полностью и качественно решить эту задачу  только  за счет двух уроков физической культуры крайне сложно, а подчас и  невозможно. Дети приходят в первый класс с нарушением осанки, избыточным весом, заболеванием сердца, это говорит о том, что у детей и родителей не сформировано правильное отношение к  своему здоровью.

       Цель:  обеспечение сохранения и укрепления здоровья в ходе  образовательного процесса и  формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.

  Направления деятельности и предполагаемые формы работы.

 Формирование знаний о здоровье и  его значимости. 

1.1.                     Рекомендовать классным руководителям в классе,   на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни;

1.2.                    В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии и т. д, на внеклассных      мероприятиях,  кружках., факультативах, экскурсиях уделять внимание вопросам здорового      образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;

1.3.                    знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами    и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;

1.4.                     Участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление       ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), инфекционных заболеваний (грипп, гепатит,   туберкулёз, ВИЧ/СПИД);

1.5.                    Организовать выпуск стенной газеты «Здоровый образ жизни» для обучающихся школы

  1. Организация оздоровительной работы: 

      2.1  Туризм, краеведение:

·        походы в конце учебного года по родному краю   «Идут по стране с рюкзаками, такие ж как я  чудаки»,

·        общешкольные дни здоровья.

              2.2  Соревнования   и спортивные  праздники:                                           

·        спортивные соревнования по различным видам спорта

    (приложение №1),

·        спортивные праздники ( к тем или иным датам, событиям),

·        товарищеские встречи по разным видам спорта,

·        президентские состязания,

·        подготовка сборных команд школы по разным видам спорта для участия в районных и соревнованиях.

     3.   Использование здоровьесберегающих  технологий:

·        соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями         СанПиНов;

·        создание системы  физкультурно-оздоровительной работы, направленной на

      физическое  развитие обучающихся - закаливание, тренировку силы,

      выносливости,  быстроты, гибкости     и  других       качеств,        отличающих

      здорового,             тренированного       человека от     физически     немощного);    

·        организация экологического образования, направленного на воспитание у  обучающихся             любви к природе, стремления заботиться о ней;

·        обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса;

·        применение организационно-педагогических приёмов, активных форм и методов    организации учебного процесса, способствующих предотвращению состояний  переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний воспитанников     дошкольных групп, обучающихся;

·        использование социально адаптирующих и личностно развивающих программ,               обеспечивающих  формированию и укреплению психологического здоровья детей.

 

       Результат совокупного воздействия на обучающихся всех здоровьесберегающих технологий оценивается с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. (Приложение №2) Постоянное получение обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые  коррективы.

           

     4.  Создание  урочной и внеурочной спортивно-оздоровительные системы.                                              

 

               Урочная деятельность

                    Внеурочная деятельность

Дошкольные группы

 

 Начальные классы

 

Уроки физической культуры.                                                                                                                      

Выполнение д/з по физической культуре.                                                                

Физкультминутки                                            

Уроки ОБЖ.

Уроки ознакомления с окружающей  средой.                                                                                                                                                                  

 

 

Занятия в спортивных секциях

«Весёлые старты».

«Сильные, смелые, ловкие!»

Классные часы по формированию здорового образа жизни.

Средние классы

 

Уроки физической культуры.

Физкультминутки.   

Уроки ОБЖ..  

Уроки биологии. 

Уроки химии.                                                                                                                                                                             

 

 

Спортивные секции

Товарищеские встречи по волейболу /7-9/, баскетболу /8-9/, теннису /7-9/.

Классные часы по формированию здорового образа жизни.

Старшие классы

 

Уроки физической культуры.

Уроки ОБЖ. 

Уроки биологии.  

Уроки химии.

Уроки экологии.                                                                                                                             

 

 

Занятия в спортивных секциях

Товарищеские встречи по баскетболу, волейболу,     теннису.

Президентские состязания

Классные часы по формированию здорового   образа жизни.

Профилактика  заболеваемости  учащихся и сотрудников школы.

 

·        Мониторинг результатов медосмотра.

·        Выявление     причин     заболеваний,      принятие мер по их  предупреждению.

·        Соблюдение    теплового,    светового,    санитарно-гигиенического     режимов.

·        Организация      горячего      питания

·        Организация      бесед,      лекций,     встреч    с     медицинскими   работниками.

  • Изучение    правил дорожного движения.

 

 Создание необходимой психологической среды.

 ·        Изучение     микроклимата      в    классных   коллективах   и    в школе в целом.

·        Определение уровня комфортности.

·        Организация   консультаций    психолога   для учащихся,  родителей, учителей.

·        Разработка   и    проведение   профилактических  тренингов  (приложение №3).

 

 

 

 Мониторинг.

 

·        Организация мониторинга    

·        Сравнительный    анализ    заболеваемости      учащихся        

 

 



Предварительный просмотр:

"Сохранение здоровья детей на уроках"

(здоровьесберегающая технология)

Цель и задачи 

Создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Основные задачи

  • Формирование навыков здорового образа жизни.

Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:

  • поддержание  в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
  • физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
  • создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
  • оптимальное сочетание  "субъект-субъектных" отношений в образовательном процессе;
  • использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский 

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Таблица . Гигиенические критерии рациональной организации урока

80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.


 

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный
3 балла

Недостаточно рациональный
2 балла

Нерациональный
1 балл

1

Плотность урока

Не менее 60%
И не более 70%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и  предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии  рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица).  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

физическое

интеллектуальное

нравственное

социальное

эмоциональное

 

-физкульминутки

-приёмы самомассажа

-комфортные гигиенич.условия

-учёт психологических условий ребёнка в процессе обучения

-соблюдение гигиены умственного труда

- использование воспитательного компонента урока

- организация работы в парах, группах, учитывая индивидуальные особенности каждого

-эмоциональный настрой учителя

--положительная мотивация к уроку