Главные вкладки

    Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии
    презентация к уроку по зож (2 класс) по теме

    Гезь Лариса Владимировна

    Использование приемов арт-терапии во внеурочное время

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey.doc47.5 КБ
    Office presentation icon priemy_art-terapii.ppt1.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    Сохранение и укрепление   здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы

         

       Снижение физического, социального и психического здоровья населения – одна из проблем нашего общества. У детей это проявляется в эмоциональной нестабильности, усталости, перенапряжении, отсутствии внимания. Здоровье рассматривается как базовая ценность российского общества, его сохранение - одна из главных задач образования. Понятие о здоровьесбережении в общеобразовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья. Обоснованную тревогу специалистов вызывает его состояние у современных детей и подростков. Большинство врачей, учителей, родителей признает его неудовлетворительным, так как часто школьники в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в режиме хронического утомления. Качественное образование предполагает, что ребенок мобилен, успешен, адаптивен, имеет физическое, психическое и нравственное здоровье.  

         В образовательном процессе необходимо использовать методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Создание благоприятного психологического климата, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и другие подобные методы позволяют снизить тревожность и психическое напряжение учащихся, то есть нивелировать стрессогенный фактор в учебном процессе. Это помогает улучшению адаптации и повышению сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствует сохранению психологического здоровья школьников. В нашей школе спецкурсы с человековедческой направленностью  создают условия для развития обучающихся на основе формирования доверия, толерантности, миролюбия, психологического комфорта; оказывают практическую помощь детям с ослабленным здоровьем, нуждающимся в социально-психологической поддержке. Содержание занятий позволяет расширить рамки образовательной среды во внеурочное время. Используемые методы и приемы направлены на формирование духовно-нравственных качеств, уверенности в своем будущем, умение успешно адаптироваться в обществе. Включение в занятия практико-ориентированных заданий содействует решению проблемных ситуаций, формирует навыки практического применения знаний.

     Самым безопасным и, наверное, самым приятным методом исцеления психики является  арт-терапия. Метод лечения творчеством в последнее время привлекает к себе все большее внимание во всем мире. Становление педагогического направления арт-терапии наметилось в нашей стране в последние годы. Ученые рассматривают его, как инструмент прогрессивной педагогики развития потенциала психического здоровья человека, формирования здоровой творческой личности. Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных способностей,  это альтернативная практика, где акцент делается на гармонизацию и общее оздоровление.

    Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Эти средства направлены на создание положительного эмоционального настроя, облегчают процесс коммуникации ребенка со сверстниками, учителем, другими взрослыми, позволяют обратиться к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально, повышают его адаптационные способности к повседневной жизни и школе. Так же  в течение занятия снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные не только с обучением. Арт-терапия, опираясь на здоровый потенциал, внутренние механизмы  саморегуляции и исцеления, эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

    Занятия арт-терапией проводятся с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации: потерявшие одного из родителей, находящиеся под опекой, на учете у специалистов-медиков, то есть с теми учащимися, которые нуждаются в дополнительной психологической помощи. Каждое занятие является многоцелевым, направлено на решение наиболее часто встречающихся проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающим миром и другие, которые могут разрушительно действовать на здоровье в целом. Формы и методы организации занятий предполагают работу в группах и  индивидуально. Система занятий представляет модель тематически-ориентированной арт-терапии, которая может носить как лечебно-коррекционные цели, так и психопрофилактические, развивающие, диагностические.

    В арт-терапевтических занятиях применяются разные  виды техник:  рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем, динамическое рисование, пластицирование, живопись. Каждая из предлагаемых техник имеет определенную направленность в решении задач в области здоровьесбережения. Динамическое рисование, живопись гармонизируют психофизическое состояние человека, снимают накопившееся напряжение, уравновешивают дыхание. Самый доступный из видов – рисование форм. Это процесс, который активизирует дремлющие творческие силы человека, усиливает умственные процессы, помогает развивать волю, чувство равновесия, осязания. Это древний вид искусства, которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии развивают руку, ощущение пространства, времени, уравновешивают дыхание, ритм, давление; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных этапах возрастного развития детей используются свои средства в рисовании форм: масляная пастель, уголь, восковые мелки. При выполнении различных заданий развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то, что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Это процесс и творческого самовыражения:  дети сами находят и  придумывают формы.

              Пластицирование – также доступный и эффективный метод, его особенность - творение в пространстве, познание форм в пространстве, создание образа по памяти. Лепка из глины имеет колоссальное целительное влияние на здоровье человека,  оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь организм в целом. За счет воздействия на биологические активные точки происходит накопление жизненной энергии. В процессе самомассажа ладоней и пальцев рук при лепке начинает восстанавливаться внутренний энергетический баланс всего организма,  поэтому особенно полезно заниматься пластицированием больным и ослабленным детям, а также детям с возбудимой нервной системой и повышенной гиперактивностью. Дети младшего школьного возраста любят работать с глиной. Из шара как основы они лепят разные фигуры (фрукты, овощи, животные), придумывают о них истории, сказки, стихи, составляют диалоги. Такие занятия способствуют снятию мышечных зажимов и усталости, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональной разрядке, развивают тактильные ощущения, внимание, пространственное и творческое воображение, снижают  агрессию, страх, тревожность, замкнутость,  улучшают кровоснабжение. Также  можно использовать такие приемы на других  предметах: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и в досуговой деятельности. Учащиеся  подросткового возраста предпочитают заниматься живописью, шрафировкой, так как ощущают их положительное воздействие в восстановлении своих жизненных сил, эмоционального состояния, особенно в конце учебной недели, и  для эстетического наслаждения.  

    Арттерапевтический метод оказывает действенную помощь учащимся в гармонизации и развитии психических процессов, снятии эмоционального напряжения, психофизических зажимов, накопленных в течение учебного дня. Он активизирует мыслительную деятельность, раскрывает творческие возможности, способствует формированию межличностных отношений, помогает самовыражению и самореализации в продуктах деятельности, повышает самооценку ребенка, интерес сверстников к его индивидуальности.  В целом благотворно влияет на самочувствие ребенка и оздоравливает его организм.

    Занятия различными видами техник арт-терапии вызывают положительный отклик у детей разного возраста, а также  у взрослых. И просто доставляют эмоциональное удовольствие, радость творческой самореализации,!

    Литература

    1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Практикум по креативной терапии – Спб.: Издательство «Речь»,     2003.
    2. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: методическое пособие - Спб.: Издательство «Речь»,     2006.
    3. Практические материалы курса по художественной терапии  (2001-2008) по программе «Школы доктора Маргариты Хаушка» - Германия.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Гезь Лариса Владимировна Учитель музыки Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №80»

    Слайд 2

    Практические приемы и методы 1. Упражнения на снятие эмоционального напряжения, психофизического зажима (дыхательно-релаксационные, зрительно-релаксационные) 2. Профилактика верхних дыхательных путей (азбука дыхания, точечный массаж, гимнастика голосового аппарата) 3. Вокалотерапия (упражнения с гласными У О А Э Ы, ритмодекламация) 4. Пальчиковые игры (направлены на активизацию мыслительной деятельности, на развитие образного мышления, пластическое интонирование) 5. Игры (координационно-подвижные, коммуникативные, игры-разминки)

    Слайд 3

    гармонизируют психические процессы развивают дремлющие творческие возможности личности помогают оздоровлению организма восстанавливают его жизненные силы Занятия Арт-терапией :

    Слайд 4

    Рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем Динамическое рисование Пластицирование Шрафировка Живопись

    Слайд 5

    Пластицирование - лепка из глины, воска. Творение в пространстве Познание форм в пространстве Создание образа по памяти

    Слайд 6

    способствует снятию мышечных зажимов и усталости; располагает к двигательной и эмоциональной разрядке; развивает тактильные ощущения, внимание, пространственное и творческое воображение; действенное средство в арттерапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.

    В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...

    Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

           Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусмат...

    Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

    «Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

    Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

    «Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

    Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей.

    В статье поднимается проблема организации третьего урока физической культуры. Предлагается один из вариантов решения – обучение технике игры в настольный теннис....

    Сохранение и укрепление здоровья детей

    Здоровьесберегающие технологии на уроках.Здоровье во время внеклассной работы....

    «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта»

    В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздрава  России лишь 14% детей практи...