Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Народные игры". 3 класс
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Синельникова Наталья Николаевна

Рабочая программа кружка "Народные игры" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Народные игры"130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные игры» разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части спортивно-оздоровительного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. 1-4 классы: Авт.-составитель  В.Н. Шаулин – издательский дом «Федоров» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова) - 2011г., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010., Программа «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО (автор Г.А. Воронина, 2007г.),  а так же с ООП НОО лицея. При составлении программы использовались УМК. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008; Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006.- №1.; Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002; Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.

Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Программа предназначена для одного учебного занятия в неделю на 34 часа. Программный материал спланирован на основе подвижных игр. Предназначен для спортивно-оздоровительной работы с детьми, проявляющих свой познавательный интерес к физической культуре и спорту, а также к знаниям и умениям организации здорового образа жизни.

Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи программы:

  • активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в организации своего отдыха и досуга;
  • формировать умение самостоятельно организовывать  и проводить игры с учетом особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря; 
  • привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для  использования  их в повседневной жизни;
  • укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование основ здорового образа жизни.

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания  отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья детей.

В соответствии со структурой двигательной деятельности программа по «Народным играм» включает в себя  три основных раздела: «Знания о подвижных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).

В рабочей программе двигательная деятельность на занятиях по подвижным играм представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр, Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению подвижных игр, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях подвижными играми и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории возникновение и развитие подвижных игр, раскрываются педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения, даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся подвижные игры из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий по подвижным играм.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 3 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:  

Личностные результаты

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Содержание программы по внеурочной деятельности «Народные игры» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Формы занятий:

  • игры
  • элементы занимательности и состязательности
  • викторины
  • конкурсы
  • часы здоровья

Алгоритм работы с подвижными играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня.  Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка,  кабинет для внеурочных занятий.  Подвижные игры проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 3 класса должны:

 иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о вредных и полезных привычках;
  • о народных играх;
  •  о различных видах подвижных игр;
  • о соблюдении правил игры.

  уметь:

  •  применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
  •  играть в подвижные игры;
  • применять игры  самостоятельно;
  •  соблюдать правила игры;
  • работать в коллективе.

Средства контроля

Контрольно-измерительные материалы:

Входная проверочная работа:

Задание № 1

а) Напиши «да», если ты соблюдаешь личную гигиену при занятиях спором, «нет» - если не соблюдаешь.

б) Напиши «да», если ты занимаешься в спортивной секции одним из видов спорта, «нет» - если не занимаешься.

в) Развиваешь ли ты спортивные навыки (ходьба, ходьба в чередовании с бегом, бег, прыжки через скакалку)

«да»  ____

«нет»____

Задание № 2

а) Какие физкультурно-оздоровительные занятия ты выполнял самостоятельно летом? (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, пешие прогулки, купание в открытом водоеме, прогулки с родителями в парке, катание на велосипеде, закаливание организма и т.д.)

 «да»  ____

«нет»____

Учебно-методические средства обучения

Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.

Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.

Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006.- №1.;

Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов - М: СпортАкадемПресс, 2002.

Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.

 Г.А. Воронина Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

В наличии

1

Мячи резиновые, волейбольные, футбольные, баскетбольные

3

2

Скакалки

10

3

Гимнастические скамейки

2

4

Шведская стенка

4

5

Секундомер

1

6

Свисток

1

7

Обручи

8

8

Аптечка

1

9

Мяч набивной

10

10

Мяч малый (мягкий)

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Договариваются  и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Самостоятельно выделяют                                  и формулируют поставленные цели.

Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в                               достижении поставленных целей.

Используют общие приёмы решения поставленных задач.

Оценивают правильность выполнения действия; адекватно воспринимают оценку учителя.

3.09

История возникновения подвижных игр

Познакомить с историей возникновения подвижных игр

10.09

Подвижная игра «Воробьи, вороны».

Разучить правила игры «Воробьи, вороны».

17.09

Подвижная игра «Два Мороза

Разучить правила игры «Два Мороза»

24.09

Подвижная игра «Третий лишний»

Закрепить правила игры «Два Мороза», учить играть самостоятельно

1.10

Подвижная игра «Мяч - капитану»

Разучить правила игры «Мяч - капитану»,учить играть самостоятельно

8.10

Подвижная игра «Мяч в воздухе»

Разучить правила игры «Мяч в воздухе»

15.10

Разучивание подвижной игры «Прыгающие воробышки»

Разучить правила игры «Прыгающие воробышки», учить играть самостоятельно

22.10

Разучивание комплекса утренней гимнастики «Проснись»

Разучить комплекс утренней гимнастики «Проснись»

29.10

Разучивание комплекса утренней гимнастики «Силачи»

Разучить комплекс утренней гимнастики «Силачи»

12.11

Разучивание подвижной игры «Летает – не летает»

Разучить подвижную игру «Летает – не летает»

19.11

Разучивание игры «У ребят порядок строгий»

Разучить игру «У ребят порядок строгий»

Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками.

Ориентируются в разнообразии способов решения задач. Адекватно воспринимают оценку учителя.

Формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; раскрывают внутреннюю позицию школьника.

Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе               не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Ориентируются в разнообразии способов решении задач. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Ставят и формулируют проблемы; ориентируются в разнообразии способов решения задач.

Выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 

26.11

Разучивание комплекса утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место»

Разучить комплекс утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место»

3.12

Разучивание комплекса утренней гимнастики «Мы спортсмены»

Разучить комплекс утренней гимнастики «Мы спортсмены»

10.12

Разучивание игры: «Угадай, чей голосок»

Разучить общеразвивающую игру: «Угадай, чей голосок»

17.12

Разучивание комплекса «Веселый дождик», игры «Салки – ноги от земли»

Разучить комплекс «Веселый дождик», игры «Салки – ноги от земли»

24.12

Разучивание игры «Ловля обезьян»

Разучить игру «Ловля обезьян»

14.01

Разучивание игры «Медведи и пчелы»

Разучить игру «Медведи и пчелы»

21.01

Разучивание игр со скакалкой («Веревочка», «Солнышко»)

Разучивать игры со скакалкой («Веревочка», «Солнышко»)

28.01

Разучивание игры

«Парашютисты»

Разучить игру

«Парашютисты»

4.02

Разучивание подвижной игры «Великаны и гномы»

Разучить игру «Великаны и гномы»

11.02

Разучивание игр «Мы веселые ребята», «У медведя во бору»

Разучить игру «Мы веселые ребята», «У медведя во бору»

18.02

Разучивание игр с лазанием и перелазанием

Разучить игры с лазанием и перелазанием

25.02

Разучивание комплекса ОРУ, игры «Белые медведи»

Разучить комплекс ОРУ, игры «Белые медведи»

4.03

Разучивание подвижной игры «Третий лишний»

Разучить игру «Третий лишний»

11.03

Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики»

Разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики»

18.03

Разучивание игры «Карусель»

Закрепить правила игры «Вызов номеров», «Если нравится тебе», учить играть самостоятельно

1.04

Подвижная игра «Горячий мяч»

Разучить правила игры «Горячий мяч», учить играть самостоятельно

8.04

Подвижные игры «Великаны и гномики», «Класс, смирно!»

Разучить правила игры «Великаны и гномики», «Класс, смирно!», учить играть самостоятельно

15.04

Подвижные игры «Рыбаки и рыбки»

Разучить правила игры ««Рыбаки и рыбки», учить играть самостоятельно

22.04

Игры разных народов: «Салки», «Лапта».

Познакомить о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр

29.04

Праздник «Здоровый образ жизни» на основе подвижных игр

формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья детей

6.05

Мои любимые игры. Игры по выбору

Закрепить правила игры в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх

13.05

Мои любимые игры. Игры по выбору

Закрепить правила игры в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс

Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1 – 4 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное календарно-тематическое планирование, приложение-описание подвижных игр, список используемой литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Развивающие игры. Интеллектика", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.

Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....