Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Народные игры". 3 класс
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Народные игры" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Народные игры" | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные игры» разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части спортивно-оздоровительного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, составлена на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. 1-4 классы: Авт.-составитель В.Н. Шаулин – издательский дом «Федоров» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова) - 2011г., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010., Программа «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО (автор Г.А. Воронина, 2007г.), а так же с ООП НОО лицея. При составлении программы использовались УМК. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008; Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006.- №1.; Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002; Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.
Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Программа предназначена для одного учебного занятия в неделю на 34 часа. Программный материал спланирован на основе подвижных игр. Предназначен для спортивно-оздоровительной работы с детьми, проявляющих свой познавательный интерес к физической культуре и спорту, а также к знаниям и умениям организации здорового образа жизни.
Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи программы:
- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в организации своего отдыха и досуга;
- формировать умение самостоятельно организовывать и проводить игры с учетом особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря;
- привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для использования их в повседневной жизни;
- укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, формирование основ здорового образа жизни.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление здоровья детей.
В соответствии со структурой двигательной деятельности программа по «Народным играм» включает в себя три основных раздела: «Знания о подвижных играх» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной деятельности во время игр (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально – мотивационный компонент деятельности).
В рабочей программе двигательная деятельность на занятиях по подвижным играм представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр, Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию
В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению подвижных игр, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях подвижными играми и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории возникновение и развитие подвижных игр, раскрываются педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения, даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» приводятся подвижные игры из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий по подвижным играм.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 3 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
Содержание программы по внеурочной деятельности «Народные игры» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Формы занятий:
- игры
- элементы занимательности и состязательности
- викторины
- конкурсы
- часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет для внеурочных занятий. Подвижные игры проходят по усмотрению учителя на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 3 класса должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о вредных и полезных привычках;
- о народных играх;
- о различных видах подвижных игр;
- о соблюдении правил игры.
уметь:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
- играть в подвижные игры;
- применять игры самостоятельно;
- соблюдать правила игры;
- работать в коллективе.
Средства контроля
Контрольно-измерительные материалы:
Входная проверочная работа:
Задание № 1
а) Напиши «да», если ты соблюдаешь личную гигиену при занятиях спором, «нет» - если не соблюдаешь.
б) Напиши «да», если ты занимаешься в спортивной секции одним из видов спорта, «нет» - если не занимаешься.
в) Развиваешь ли ты спортивные навыки (ходьба, ходьба в чередовании с бегом, бег, прыжки через скакалку)
«да» ____
«нет»____
Задание № 2
а) Какие физкультурно-оздоровительные занятия ты выполнял самостоятельно летом? (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, пешие прогулки, купание в открытом водоеме, прогулки с родителями в парке, катание на велосипеде, закаливание организма и т.д.)
«да» ____
«нет»____
Учебно-методические средства обучения
Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.
Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.
Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006.- №1.;
Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов - М: СпортАкадемПресс, 2002.
Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.
Г.А. Воронина Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии |
1 | Мячи резиновые, волейбольные, футбольные, баскетбольные | 3 |
2 | Скакалки | 10 |
3 | Гимнастические скамейки | 2 |
4 | Шведская стенка | 4 |
5 | Секундомер | 1 |
6 | Свисток | 1 |
7 | Обручи | 8 |
8 | Аптечка | 1 |
9 | Мяч набивной | 10 |
10 | Мяч малый (мягкий) | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дата |
Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. | Провести инструктаж по технике безопасности. | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Самостоятельно выделяют и формулируют поставленные цели. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Используют общие приёмы решения поставленных задач. Оценивают правильность выполнения действия; адекватно воспринимают оценку учителя. | 3.09 | |
История возникновения подвижных игр | Познакомить с историей возникновения подвижных игр | 10.09 | ||
Подвижная игра «Воробьи, вороны». | Разучить правила игры «Воробьи, вороны». | 17.09 | ||
Подвижная игра «Два Мороза | Разучить правила игры «Два Мороза» | 24.09 | ||
Подвижная игра «Третий лишний» | Закрепить правила игры «Два Мороза», учить играть самостоятельно | 1.10 | ||
Подвижная игра «Мяч - капитану» | Разучить правила игры «Мяч - капитану»,учить играть самостоятельно | 8.10 | ||
Подвижная игра «Мяч в воздухе» | Разучить правила игры «Мяч в воздухе» | 15.10 | ||
Разучивание подвижной игры «Прыгающие воробышки» | Разучить правила игры «Прыгающие воробышки», учить играть самостоятельно | 22.10 | ||
Разучивание комплекса утренней гимнастики «Проснись» | Разучить комплекс утренней гимнастики «Проснись» | 29.10 | ||
Разучивание комплекса утренней гимнастики «Силачи» | Разучить комплекс утренней гимнастики «Силачи» | 12.11 | ||
Разучивание подвижной игры «Летает – не летает» | Разучить подвижную игру «Летает – не летает» | 19.11 | ||
Разучивание игры «У ребят порядок строгий» | Разучить игру «У ребят порядок строгий» | Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками. Ориентируются в разнообразии способов решения задач. Адекватно воспринимают оценку учителя. Формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимают значение знаний для человека и принимают его; раскрывают внутреннюю позицию школьника. Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Ориентируются в разнообразии способов решении задач. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Формулируют собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. Ставят и формулируют проблемы; ориентируются в разнообразии способов решения задач. Выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
| 26.11 | |
Разучивание комплекса утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место» | Разучить комплекс утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место» | 3.12 | ||
Разучивание комплекса утренней гимнастики «Мы спортсмены» | Разучить комплекс утренней гимнастики «Мы спортсмены» | 10.12 | ||
Разучивание игры: «Угадай, чей голосок» | Разучить общеразвивающую игру: «Угадай, чей голосок» | 17.12 | ||
Разучивание комплекса «Веселый дождик», игры «Салки – ноги от земли» | Разучить комплекс «Веселый дождик», игры «Салки – ноги от земли» | 24.12 | ||
Разучивание игры «Ловля обезьян» | Разучить игру «Ловля обезьян» | 14.01 | ||
Разучивание игры «Медведи и пчелы» | Разучить игру «Медведи и пчелы» | 21.01 | ||
Разучивание игр со скакалкой («Веревочка», «Солнышко») | Разучивать игры со скакалкой («Веревочка», «Солнышко») | 28.01 | ||
Разучивание игры «Парашютисты» | Разучить игру «Парашютисты» | 4.02 | ||
Разучивание подвижной игры «Великаны и гномы» | Разучить игру «Великаны и гномы» | 11.02 | ||
Разучивание игр «Мы веселые ребята», «У медведя во бору» | Разучить игру «Мы веселые ребята», «У медведя во бору» | 18.02 | ||
Разучивание игр с лазанием и перелазанием | Разучить игры с лазанием и перелазанием | 25.02 | ||
Разучивание комплекса ОРУ, игры «Белые медведи» | Разучить комплекс ОРУ, игры «Белые медведи» | 4.03 | ||
Разучивание подвижной игры «Третий лишний» | Разучить игру «Третий лишний» | 11.03 | ||
Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики» | Разучить комплекс упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики» | 18.03 | ||
Разучивание игры «Карусель» | Закрепить правила игры «Вызов номеров», «Если нравится тебе», учить играть самостоятельно | 1.04 | ||
Подвижная игра «Горячий мяч» | Разучить правила игры «Горячий мяч», учить играть самостоятельно | 8.04 | ||
Подвижные игры «Великаны и гномики», «Класс, смирно!» | Разучить правила игры «Великаны и гномики», «Класс, смирно!», учить играть самостоятельно | 15.04 | ||
Подвижные игры «Рыбаки и рыбки» | Разучить правила игры ««Рыбаки и рыбки», учить играть самостоятельно | 22.04 | ||
Игры разных народов: «Салки», «Лапта». | Познакомить о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами подвижных игр | 29.04 | ||
Праздник «Здоровый образ жизни» на основе подвижных игр | формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья детей | 6.05 | ||
Мои любимые игры. Игры по выбору | Закрепить правила игры в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх | 13.05 | ||
Мои любимые игры. Игры по выбору | Закрепить правила игры в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологические игры" 1 класс
Программа содержит пояснительную записку и тематичекое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1 – 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Подвижные и интеллектуальные игры." Спортивно-оздоровительное направление....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" для 1 класса
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное календарно-тематическое планирование, приложение-описание подвижных игр, список используемой литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театрализованные игры» (направление «Общекультурное»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Развивающие игры. Интеллектика", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 4 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.
Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....