Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по зож (3 класс) на тему

Калитюк Светлана Евгеньевна

Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема.Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sovremennykh_shkolnikov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

    Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема.

Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устой-

чивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся».

   Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребёнка явля-

ются социально-экономические, экологические, медицинские, а также внутришколь-

ные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс,

его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут яв-

ляться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель

должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики

развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использо-

вать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогичес-

кой деятельности. По выражению академика Д.В.Колесова «…только при таком

подходе может быть реализован принцип здоровье через образование».

   В начальной школе знакомство с основами строения организма человека,

валеолого - гигиеническими знаниями, как правило, происходит на уроках

естествознания. Как показала практика, большие возможности в формировании

установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики и

окружающего мира.

   Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес

к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает

необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в

учебном процессе. Как  отмечает  С.Е.Царёва «…содержание обучения будет

гуманитарным, а значит, личностно-значимым для обучающегося, если ученик,

а вместе с ним и учитель будут рассматривать любое изучаемое понятие,

утверждение как ответ на какой-то вопрос, решение проблемы как способ

удовлетворения человеческих потребностей».

   В этом отношении велика роль валеологических задач. В процессе решения таких

задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и

обдумывает полученный результат. В конце каждого задания стоит вопрос, который

позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за

возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую

энергию опасения в энергию действия. На этом этапе он знакомит и обсуждает

с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом,

математическая задача формирует у младших школьников сложное психическое

«новообразование - ответственное отношение к здоровью.

   Предлагаемые задачи  имеют «здоровьесберегающее» значение

ещё и потому, что они:

  1. обеспечивают эмоциональный подъём детей (т.к. математика и естествознание

являются любимыми предметами в начальной школе».

  1. снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимые для

него задания, поэтому возникает меньше затруднений при их решении)

  1. «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга)
  2. облегчает процесс запоминания материала.
  3. формируют познавательный интерес к учёбе.

   Анализ программного содержания курса математики для начальных классов показал, что валеологические задачи можно включать практически при изучении

всех тем. Учитель самостоятельно может составить подобные задачи и использовать их для эффективной реализации основных идей развивающего обучения.

   Как показывает практика, подобная интеграция имеет оздоровительный эффект

не только для учащихся, но и для учителей.

   Подбирая и составляя задания, учитель обогащает свой опыт, валеологическую

культуру и знания, развивает творческую активность.

    Анализ заболеваний детей в общеобразовательном учреждении показывает, что

имеется чёткая тенденция к её значительному увеличению по мере взросления ребёнка. В связи с этим работа по воспитанию культуры здоровья детей на основе преемственности здравотворческой деятельности становится актуальной.

    Возникает вполне закономерный вопрос; как же добиться реального оздоровления детей? Нужно не рассказывать о пользе молочных продуктов, а дать лишний стакан молока. Не пугать последствиями нарушения осанки, а научить комплексу эффективных упражнений, но главное, так организовать учебный процесс, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Очень важно избегать перегрузок, для этого надо сбалансировать расписание уроков, грамотно чередуя умственные и физические нагрузки, заниматься в классе и на  свежем воздухе.

    Очень интересную методику оздоровления детей разработал доктор медицинских наук В.Ф.Базарный. Там, где она применяется, почти нет близоруких, а об искривлениях позвоночника знают лишь понаслышке. В Республике Коми по методу Базарного занимаются примерно 500 школ, и результаты потрясают. Есть одна школа и в Москве. Здесь эксперимент решили провести в коррекционном классе, куда набрали детей из неблагополучных семей - педагогически запущенных, с задержками развития. К концу начальной школы коррекционный класс сравнялся по успеваемости с лицейским, в котором не применялись методики Базарного. Суть методики в следующем. В течение урока дети несколько раз меняют пару: пишут то сидя, то стоя за партой. Это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночник. Каждые

15 минут на потолке в классе зажигаются разноцветные лампочки: огоньки выписывают круги… Дети отрываются от тетрадок и следят за бегом  огоньков. Это простая, но очень полезная гимнастика для глаз, позволяющая сохранить зрение.

А ещё в «классах Базарного» школьники несколько лет пишут перьевыми ручками.

Это не только исключает появление сколиоза, но и развивает мелкую моторику

(а значит, способствует развитию определённых структур мозга), но и улучшает сердечно - сосудистую деятельность. Ведь рука ребёнка двигается в такт сердцу.

    Здоровье  человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению

специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

    Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

    В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому

и физическому здоровью.

    По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.

    Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны

достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблемы, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) - но и появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации, внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

    Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? Первой ступенькой на пути решения этой проблемы является семья.

    Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьёзное внимание должна уделять школа, причём не эпизодически, а решать проблему комплексно. 2,5 часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит школа и семья должны гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, своё тело, своё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

    Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки (физкультминутки), которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование физкультуры приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Оздоровительная физкультура- это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

    Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ведь зачастую дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие переменки повышают работоспособность и активность детей на последних уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....