Формирование коммуникативных УУД при реализации программы "Разговор о правильном питании"
статья по зож на тему

Описаны формы работы над формированием коммуникативных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Формирование культуры питания обучающихся, воспитанников в ОУ».

Здоровье  детей и подростков – важнейший показатель, определяющий экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед обществом, - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии детей. Не случайно одна из образовательных инициатив проекта «Наша новая школа» направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников.

      Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней, физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Подготовить обучающегося к современной жизни – значит сформировать у него адекватные механизмы физической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности. Соответственно, школа должна не только беречь, но и формировать здоровье школьника. Для выполнения данной задачи каждое образовательное учреждение, а значит, и каждый учитель разрабатывает свою систему работы, направленную на формирование устойчиво положительного отношения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.

      Состояние здоровья определяется различными факторами, такими как наследственность, внешняя среда, а также проявлениями образа жизни, например, питанием. Питание – это один из факторов, влияющих на здоровье. Число школьников с хроническими формами желудочно-кишечных заболеваний ежегодно вырастает почти на 10% (данные по России). В нашей школе заболевания желудочно-кишечного тракта находятся на четвёртом месте. Поэтому ставим задачу - сформировать у детей представление о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

     С этой целью в нашей школе была создана программа «Формирование культуры питания обучающихся, воспитанников в ОУ».

    В нашей школе работа по формированию культуры питания была начата в 2011 г. учителями начальных классов Хондрюковой М.В. и Тимошкиной Е.В. В 2013 г. к работе подключилась учитель русского языка и литературы Апанасова Т.Г. Все годы мы действуем при постоянной активной поддержке нашего директора Васильевой Н.Г.

     Работая в условиях ФГОС второго поколения и выполняя его требования, педагоги на всех этапах обучения осуществляют формирование УУД. Деятельность по формированию культуры питания не является в этом плане исключением.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся 1-2 классов  при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • построение сообщения в устной и письменной форме;
  • смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Универсальные учебные действия,формируемые у учащихся 3-4 классов

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
  • планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • построение сообщения в устной и письменной форме;
  • смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
  • построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
  • выделение существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
  • формулирование собственного мнения;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

   Я хочу остановиться на формировании коммуникативных УУД. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

   Эффективнее всего эта задача, решается, на мой взгляд, в рамках проектной, а также игровой деятельности. Не секрет, что проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения находится на одном из первых мест. Дети знакомы с этим видом деятельности буквально с первого класса. Поэтому, начав работу по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», в которую входит курс «Разговор о правильном питании», я стала использовать метод проектов и на этих занятиях.

Конечно, на первых порах это были довольно простые задания.

Проект «Загадки с грядки» (составление книги загадок для воспитанников детского сада).

При работе над темой «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» ребята получили задание подобрать загадки об овощах и фруктах. Материал они собрали довольно обширный. Кроме того стихийно возникло желание самим сочинить загадки. Затем появилась идея  (к которой, конечно, подтолкнул педагог) показать результаты своего труда. И мы решили создать книжку для детского сада. Ребята увлечённо рисовали рисунки, записывали загадки. А затем мы выступили перед младшими друзьями.

Детям дошкольного возраста трудно объяснить всю сложность устройства человеческого организма и процессов получения полезных веществ из пищи. Легче это сделать в игровой форме. Поэтому своё выступление ребята начали с вопроса: «А вы знаете, что такое витамины?»Малыши ответили, что «это такие вкусные таблетки».

-А для чего они нужны? (Даже маленькие дети знают, что витамины полезны, они так и отвечают.)

-Правильно, витамины необходимы для жизни человека, особенно, в детском возрасте. Но витамины мы можем получать не только в виде таблеток, но и с пищей.

-В какой пище содержится больше всего витаминов?

            И здесь мои ребята представили свою книгу, загадали загадки об овощах и фруктах, ещё раз напомнили об их пользе.

      Какие коммуникативные УУД формировались в процессе работы над этим проектом?

  • Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач (при подборе информации в процессе общения с учителем, родителями, библиотекарем, друг с другом, с ребятами из детского сада);
  • построение монологического высказывания (в процессе представления результата деятельности); умение выступать перед публикой.

Проект «Кухня народов нашего села»

        На уроке окружающего мира мы говорили о том, что Россия – многонациональная страна, а затем пришли к выводу, что наше село тоже многонациональное. Даже в нашем классе обучаются дети разных национальностей. Ребята узнали о том, что каждый народ имеет свои культурные традиции и обычаи, в том числе и кулинарные. В связи с этим появился интерес к изучению кухни народов нашего села, и мы начали работу над аналогичным проектом. К нам присоединились ребята из другого класса. Учащиеся объединились в группы в зависимости от схожести интересов, близкого места жительства и даже по национальному признаку. Прежде всего несколько ребят обратились к работникам сельского совета за информацией о том, люди каких национальностей проживают в нашем селе. Результатом стала такая справка об актуальности нашего проекта:

    « Мы живём в прекрасном селе Малое ИбряйкиноПохвистневского района. Оно было основано в середине 18 века переселенцами из Нижегородской и Казанской губерний.

Испокон века село считалось чувашским, но сейчас здесь проживают представители разных национальностей:

русских – 468 человек,

чуваш – 800 человек,

татар – 89 человек,

мордвы – 53 человека,

людей других национальностей – около 100 человек.

   Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, свою культуру и, конечно же, свою кухню.  Мы решили изучить кухню народов нашего села и создать свою книгу рецептов, так как нас интересует история нашей малой родины.»

       Затем ребята работали в группах, подбирали необходимый материал, обращаясь в процессе деятельности к родителям, бабушкам, в библиотеки, к Интернет-источникам. Каждая группа представила в результате по 2-3 рецепта национальных блюд, причём обязательным условием было, чтобы блюдо являлось полезным.

        Самые интересные рецепты мы собрали в книгу «Скатерть-самобранка» и приняли с нею участие в областном конкурсе детских проектов «Кулинарное путешествие».

        При работе над этим проектом у учащихся формировались следующие коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение договариваться, умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  •  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

       Такая совместная деятельность обеспечивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развивает социальную компетентность и умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

      Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

Рабочая программа"Развитие коммуникативных навыков в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании"

Рабочая программа составлена в рамках реализации программы "Разговор о правильном питании". Данная программа направлена:  ► на формирование у младших школьников основ рационального питания...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Конспект занятия по реализации проекта «Академия правильного питания». «Путешествие с героями сказок в страну Витаминоляндию»

Увлекательное путешествие в страну сказок, целью которого является  знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами, и ягодами - и их значением для организма....

Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

Диагностические методики при реализации программы о правильном питании

Эти методики используются для выявления уровня сформированности понятий у родителей и ребят о правильном питании, о пользе разных продуктов питания, о значении рационального питания в жизни семьи. ...