Исследовательская работа на тему "Чудо физминутки"
творческая работа учащихся по зож (2 класс) на тему

Дрей Ирина Николаевна

Я  второй год учусь  в школе.  Школьная нагрузка очень высокая. Мы   много времени проводим   за партами. И  поэтому у некоторых детей, я заметила,  наблюдается ослабленное здоровье, нарушение  осанки. Мы с одноклассниками  решили выяснить, что сможет помочь нам  сохранить здоровье при такой учебной  нагрузке? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательская работа473.59 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Введение     …………………………………………………………… стр.1

2. Изучение литературы…………………………………………………стр.2

3. Как организовать учение, чтобы сохранить здоровье………………стр.3-4

 4. Интервью с медработником………………………………………….стр.5

5.Эксперимент, анкетирование  и его результаты……………………..стр.6-7

6. Заключение……………………………………………………………стр.8

6.Список литературы…………………………………………………….стр.9

7.Приложение 1 ………………………………………………………стр.10-14

8. Приложение 2(электронное)……………………………………. папка

Введение

     Я  второй год учусь  в школе.  Школьная нагрузка очень высокая. Мы   много времени проводим   за партами. И  поэтому у некоторых детей, я заметила,  наблюдается ослабленное здоровье, нарушение  осанки. Мы с одноклассниками  решили выяснить, что сможет помочь нам  сохранить здоровье при такой учебной  нагрузке?

Проблема:  Какие же правила нужно выполнять, чтобы хорошо учиться и сохранить здоровье?

Предмет исследования:  Учащиеся 2 класса.

Объект: Влияние двигательной активности на состояние здоровья.

Цель: Организовать двигательную активность на уроке для сохранения здоровья учащихся.

         Задачи: 

     1) Изучить литературу по этому вопросу

     2) Создать альбом физкультминуток «Учимся отдыхая»:

  • Дыхательные упражнения
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для выпрямления туловища, корректировки осанки    

    3) Провести эксперимент.

    4) Проконсультироваться  с медработником о пользе физкультминуток

Изучение литературы

 Ответ на  вопрос, что такое физкультминутка  и какие бывают физкультминутки,  мы нашли в педагогической литературе. Физкультминутка - это минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости.

Физкультминутки  бывают разного значении: физкультминутки с упражнениями на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей,  дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки.

       Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления. Комплекс  включает 4-5 упражнений. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что достигается путем произнесения стихотворных текстов в ритме движений. В настоящее время дети с большим удовольствием выполняют  анимационные физкультминутки  с музыкальным сопровождением. Комплексы упражнений можно выполнять сидя или стоя. При выполнении физкультминуток желательно открыть форточки или окно.

Как организовать учение, чтобы сохранить здоровье?

     С первого дня занятий в школе для ребенка происходит значительная смена деятельности – если в дошкольном возрасте он больше сидел в свободной позе

на ковре или полу, играл, вставал в любое время, то уроки требуют большей организованности, четкого регламента и сидячего положения.

     Одна из серьезнейших опасностей, подстерегающая учащихся в школе – сколиоз. Шестилетним малышам еще очень трудно сосредоточиться на выполнениях упражнений по подготовке к чтению, счету, написанию букв. Родители радуются, когда видят, что их ребенок сидит за столом и старается выполнить задания самостоятельно. Но стоит присмотреться внимательнее, и можно заметить, что редкий школьник будет сидеть правильно и ровно, неокрепшим мышцам спины трудно сразу освоить переход от одного вида деятельности к другому, чаще всего одно плечо находится повыше другого, лопатки торчат, как крылышки, голова наклонена набок. А о расстоянии от глаз

до листа тетрадки и вовсе говорить не приходится – малыш прямо клюет носом. Стоит посидеть в таком положении всего несколько дней, и данная поза становится привычной, а  через несколько недель, может возникнуть стойкое нарушение осанки, именуемое сколиозом.

    Исправить сколиоз очень трудно, а с некоторого момента даже и невозможно. Лучше позаботиться о предотвращении нарушений осанки. Для осуществления этого существует два проверенных способа: сохранение правильной осанки во время занятий и

выполнение специальных упражнений и гимнастики в перерыве между занятиями. 
   На уроках в начальных  классах предусмотрено проведение 
физкультминуток, во время которых детям предоставляется возможность размять уставшие мышцы под забавные стишки и песенки. За урок должно быть проведено две таких физкультминутки.

 Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

а)   уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

6)   активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в)   эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных эмоций и переживаний.

    г)   сформировать представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.       
  Следует позаботиться и о том, чтобы сохранить 
здоровье нервной системы ребенка. В школе, держать ручку или карандаш правильно, писать, стараясь не вылезти за поля, вырисовывать незнакомые буковки – для младших школьников представляется непосильной задачей. Именно поэтому маленькие писатели очень устают. Это только взрослым на первый взгляд кажется, что задания, предлагаемые для исполнения малышам невелики, однако детские пальчики еще не совсем ловкие и умелые и ручка для них совсем еще не прирученный зверь.
    Поможет избежать таких осложнений и сохранить здоровье ребенка дома и в школе 
специальная гимнастика:
  • расслабление. Спина выпрямлена, опирается о спинку стула, руки свисают вдоль тела. Следует тихонько шевелить руками и пальцами;
  • поднять руки медленно и плавно вверх через стороны, затем расслабить их и «бросить» вниз. Выполнить такое упражнение 5-6 раз:
  • согнуть обе руки в локтевом и плечевом суставах, положить пальцы себе на плечи. Совершать ритмичные вращательные движения одновременно обеими руками, сначала в одну, затем в другую сторону. Выполнить 10-15 вращений в обе стороны.
  • Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Выполняется спокойно и медленно 10-12 раз;
  • вращение, сгибание и разгибание лучезапястных суставов;
  • энергичное разжимание и сжимание кистей рук, локти при этом находятся на столе;
  • «поприветствовать» каждый пальчик: для этого постучать подушечками друг о дружку пальчики на обеих ручках;
  • закончить такую гимнастику следует снова расслаблением.
  Такая гимнастика не займет много времени, будет интересна малышу, ее можно проводить как в школе, так и дома.
  Школа не должна быть для ребенка нежеланным местом пребывания. Задача учителей и родителей - заинтересовать ребенка обучением в школе, сделать его приятным и понятным, правильно организовать деятельность детей и отдых на переменах. Учителя и родители должны тесно сотрудничать, чтобы вести одинаковую школьную политику и предъявлять единые требования к обучению ребенка.

  Тогда сохранить здоровье ребенка в школе и дома будет гораздо проще. Да и ребенок сам будет стремиться к совершенству.

Интервью с медработником

Ответы  на вопросы «Нужны ли физминутки и какую пользу они приносят, мы получили в ходе интервью с медработником Фриц Натальей Викторовной. Оказывается, что из-за неправильной осанки, может развиться болезнь « Сколиоз». Сколиоз –это боковое искривление позвоночника. Возникает в период интенсивного роста позвоночника (в возрасте 5—15 лет); у девочек — в 3—6 раз чаще. Может быть право- и левосторонним. Как правило, появляется  перекос таза,  нарушается походка, страдают функции лёгких и сердца.

    И поэтому Наталья Викторовна   настоятельно рекомендовала  проводить физминутки. Потому что физкультминутки  снимают усталость, активизируют внимание, повышают настроение и работоспособность, и главное, укрепляют здоровье.

Эксперимент и анкетирование

    В течение недели мы проводили эксперимент на тему «Когда наступает усталость?  Обнаружили следующее:(зачитать таблицу с временем)

На  уроках изо, труда, физкультуры усталость не появлялась.  Наверное, это из-за того, что эти уроки проходят в более лёгкой форме. Результаты эксперимента показали, что в основном усталость наступает на 19-20 минуте.             Именно в это время необходимо отдохнуть. Этому подтверждают следующие фотографии: во время усталости и во время проведения физкультминуток.  Вот что делают эти чудо-физминутки!!!

   

За два года обучения мы провели много разных физминуток.  Но какие же физминутки больше нравятся нам? Словесные или анимационные с музыкальным сопровождением? Из 23 человек нашего класса 21 человек от выбрали  вторые  и только 2 человека выбрали словесные.

Выводы

      Проделав такую работу, мы убедились и доказали, что для сохранения и укрепления  здоровья необходимо проводить физкультминутки на уроках.  Потому что мы - дети,  хотим быть здоровыми и сильными!!!  И лучшее средство-это хорошая  физкультминутка-анимационная с музыкальным сопровождением!!!

Список литературы.

  1. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.
  2. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.
  3. Базарный Б.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
  4. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. — М., 1997.

http://smiles.33b.ru/smile.bereich0_128_60.html 

Приложение 1.

Физкультминутки на уроках, требующих письма

  1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе.
  • 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.
  • 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.
  • 5–6. Плавно наклонить голову назад.
  • Исходное положение. Голову наклонить вперед.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  1. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх.
  • 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти.
  • Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
  1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
  • 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс.
  • 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо.
  • 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх.
  • 7–8. Сделать два хлопка руками над головой.
  • 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо.
  • 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс.
  • 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам.
  • Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

Физкультминутки общего воздействия для разных групп мышц

  1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
  • 1. Резко повернуть таз вправо.
  • 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
  • Повторить 6–8 раз. Темп средний.
  1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
  1. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.
  2. 4–6. То же в другую сторону.
  3. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
  4. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
  1. Исходное положение – стойка ноги врозь.
  • 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх.
  • 3–4. Исходное положение.
  • 5–8. То же в другую сторону.
  • Повторить 6–8 раз. Темп средний.

Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение – сидя на стуле.
  • 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  1. Исходное положение – сидя, руки на поясе.
  • 1. Поворот головы вправо. 
  • 2. Исходное положение.
  • 3. Поворот головы влево.
  • 4. Исходное положение.
  • Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
  1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
  • 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
  • 3. Исходное положение.
  • 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
  • 6. Исходное положение.
  • Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

  1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
  • 1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
  • 3–4. Переменить положение рук.
  • Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  1. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
  • 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
  • 3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
  • Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  1. Исходное положение – сидя.
  • 1–2. Поднять руки через стороны вверх.
  • 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
  • Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
  5. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза

Комплекс   1

«Паучок» - рекомендуется для урока чтения.

 

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.

В городскую лавку сходил и другую лапку купил.

Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.

 

(Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.)

Упражнения

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.

2. И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.

 

3. И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

        

Комплекс   2

«Пружинки» - рекомендуется для урока чтения

1. И.п.: о.с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта – полуприседы, на «и» - вернуться в и.п.

2. И.п.: то же. Такты 5-8 – прыжки на месте на двух ногах, слегка отрывая носки.         

(Упражнение 1 выполняется без остановок, упражнение   2 – при подскоках колени слегка сгибать.)

Комплекс 3  

Рекомендуется для уроков чтения

1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.

3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

(Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.)

 

Комплекс   4

«Маятник» - рекомендуется для урока письма

1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

 

Комплекс   5

«Жук» - рекомендуется для урока письма.

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

(Имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произнесение звуков «жу-жу-жу» способствует глубокому выдоху.)

              КОМПЛЕКС 6                                

1.Потянитесь вверх повыше

Вы достать хотите крышу.

(Потягивание –руки вверх)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай.

(Повороты туловища в стороны)

Руки в стороны потянем

Приложение  2 (ЭИР)

                 

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, детки, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните


.

                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект "Нужны ли физминутки на уроках? Через какое время наступает усталость"

Задачи исследования:1. Провести хронометраж времени на усталость с помощью сигнальных карточек на каждом уроке в течение 2-х месяцев в 3 классе.2. Провести анкетирование по данной теме в 4 классе3. Ср...

Исследовательская работа на тему "Чудо физминутки"

Я  второй год учусь  в школе.  Школьная нагрузка очень высокая. Мы   много времени проводим   за партами. И  поэтому у некоторых детей, я заметила,  наблюд...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...