Рабочая программа внеурочная деятельность. Подвижные игры.
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Свириденко Светлана Романовна

Внеурочная деятельность.Курс "Подвижные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_4_g.docx59.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«Александринская гимназия»

«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № ___от _______________2014 г.

                          Директор ГБОУ гимназии № 628

                           _____________ С.И. Квашнина

              Приказ № _____ от ____________ 2014 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительной направленности


Подвижные игры

для 4 «Г» класса

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Разработчик: Кварталова Светлана Романовна

г. Санкт-Петербург

2014г.



Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Требования к результатам освоения курса

4

3.

Основное содержание курса

5

4.

Тематическое планирование

16

5.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

17  


  1. Пояснительная записка

          В настоящее время важной задачей  является формирование у обучающихся  физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному,  нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
           Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.    Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
         В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
         В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.
          Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.
          Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
           Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
         
Цель программы: создание условий для развития интереса к подвижным  играм через включение детей в совместную деятельность.
           Задачи:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- содействовать взаимодействию взаимопониманий;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- активизировать двигательную деятельность детей.



2. Требования к результатам освоения курса

 К концу изучения курса планируется достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты:

-вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;

 -определять уровень развития физических качеств;

-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

-проявлять инициативу в выборе и проведении подвижных игр;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных игровых ситуациях;

-договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения;

- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий подвижными играми;

Метапредметные результаты:

-управлять своими эмоциями;

-взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других;

-раскрывать на примерах личного опыта положительное влияние подвижных игр на физическое, личностное и социальное развитие;

-вести дневник наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;

-соблюдать правила безопасного поведения во время проведения подвижных игр

Предметные результаты:

-сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

-знать различные виды игр;

-выполнять правила игр;

-организовать и проводить самостоятельные формы занятий;

-владеть различными формами игровой деятельности;

-знать об истории создания некоторых игр

Программа курса направлена на:
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств;
- формирования у детей и уверенности в своих силах;
- подвижные игры (ПИ) это игры направленные на общефизическое развитие детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. В год – 34 часа.


3. Основное содержание курса

Классификация подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.
Игры-сцеплялки
Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
Игры-перетягивания

Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Догонялки

Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
Поисковые игры

 Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Спортивные игры

Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
Игры с мячом 

Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.

Игры на меткость

 Различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням.
Прыгательные игры

Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

           В эту категорию попадают игры, требующие от игроков определенной физической силы, ловкости, быстроты и прочих физических навыков, а так же их развивающие. Отмечу, что если игра попадает, например, в категорию игр на силу, то это не значит, что в нее не могут играть физически слабые игроки, а только то, что сильные будут иметь перед ними определенные преимущества.
Слон
Инвентарь: нет
Место проведения: открытая площадка, двор, школьный коридор
Минимальное количество игроков: 10
Вид: командная.
Развивает: ловкость, координацию, силу
Игроки делятся на две команды. Первая команда выстраивается в "слона": игроки нагибаются, и каждый последующий обхватывает предыдущего так, что его голова находится в районе талии - подмышки стоящего впереди.
Как только "слон" построен, играющие из второй команды поочередно запрыгивают на его спину, стараясь на ней удержаться. Прыгают так же, как через "козла" на уроке физкультуры. Первый прыгающий должен стараться приземлиться как можно ближе к голове слона, что бы осталось место для других. Не сумевший удержаться в этом кону больше не прыгает.
Обычно после того, как все игроки второй команды отпрыгались, в задачу слона входит пройти определенное расстояние с наездниками на спине. Для игроков, составляющих "слона" цель игры состоит в том, что бы не упасть, для игроков второй команды – причинить "слону" максимальные неудобства и, в идеале, завалить его. Потом команды меняются ролями.
Убедившись в отсутствии перспективы завалить «слона» честно, очередной игрок второй команды с разбега отвешивал хорошего пинка по заднице «слона», отчего «слон» приходил в расстройство и превращался в огромную кучу-малу.
Игры на реакцию
Шарик в ладони
Инвентарь: Небольшой шарик или гладкий камушек
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.

Колечко
Инвентарь: колечко или небольшой подобный предмет, легко прячущийся между ладоней.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8..
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, наблюдательность.
Съедобное-несъедобное
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию.
Игроки выстраиваются в ряд перед ведущим. Ведущий кидает мяч каждому игроку по очереди, произнося при этом какое-либо слово. Если слово оказывается "съедобным" ("конфета", "молоко" и т.д.), то игрок должен ловить мяч, а если "несъедобным" ("горшок", "кирпич" и т.д.), то оттолкнуть его.Тот, кто ошибется (например, поймал "ботинок" или оттолкнул "арбуз") – меняется местами с водящим.Игра вызывает дружный смех, если незадачливый игрок ловит совсем неподходящий для еды предмет, например "трусы" или "соплю". А в некоторых случаях, раздосадованные неудачники стараются доказать, что можно и кошку съесть и поганку, хотя последнюю только один раз.
Поймай мешок
Инвентарь: мешочек с песком, вес которого подбирается в зависимости от возраста игроков.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: общегрупповая.
Развивает: координацию, силу, реакцию.
Игра индейцев Аляски
Игроки встают в круг и перебрасываются мешочком с песком. Не поймавший его выбывает из игры и покидает круг. Победителем считается последний оставшийся в кругу игрок.
Игры-перетягивания
Молотилка
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8.
Вид: командная.
Развивает: силу, взаимовыручку.
Йеменская игра
Все игроки, кроме одного – водящего, встают в тесный круг. Водящий остается за его пределами. Его задача – выдернуть кого-то из игроков из круга. Если ему это удается, то водящий меняется местами с этим игроком. Для усложнения задачи водящего игроки перемещаются по кругу.
Табун
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: с водящим.
Развивает: чувство команды, ловкость, быстроту.

Бурятская народная игра
Из участников выбираются 2-3 волка, один жеребец и несколько жеребят. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг – загон. В середине круга находятся жеребята. Они издают звуки, имитирующие конское ржание. Вокруг загона ходит жеребец, охраняющий табун от нашествия волков. Волки пытаются разорвать круг и похитить жеребят. Если жеребец осалит неосторожного волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не перебьет всех волков или волки не утащат в свое логово всех жеребят.
Буйволы в загоне
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Суданская игра
Из числа играющих выбираются 2 человека. Они - буйволы. Остальные игроки встают в круг и берутся за руки, образуя загон. Задача буйволов - вырваться из круга, с разбегу разорвав цепь. Если это им удаётся, буйволами становятся игроки, не сумевшие их удержать.
Потяг
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: командная.
Развивает: силу.
Белорусская игра
Участники разделяются на две равные команды. Игроки каждой группы образуют цепи при помощи согнутых в локтях рук.
Наиболее сильные игроки - "заводные", становятся во главе цепей. Став друг против друга, "заводные" также берут друг друга за согнутые в локтях руки и по сигналу тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.

Тяни за голову 
Инвентарь: длинный шарф, завязанный в кольцо.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: силу.
Канадская игра
Играющие встают на четвереньки (лицом друг к другу), накинув на головы шарф, и начинают пятиться, стараясь перетянуть противника. Проигрывает тот, кого перетянули или у кого шарф свалился с головы.
Луна или солнце
Инвентарь: разделительная линия.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: командная.
Развивает: силу.

Чувашская игра
Из числа играющих выбираются два игрока, которые становятся капитанами. Один капитан – "луна", другой – "солнце". К ним по одному подходят остальные игроки и тихо, чтобы не слышали другие, говорят, что он выбирает каждый из них: луну или солнце. После этого игрок присоединяется к соответствующей команде.
После раздела команды выстраиваются в колонны за своими капитанами обхватив стоящего впереди за талию, после чего стараются перетянуть другую команду за проведенную между ними черту. Команда, которой это удалось считается победившей. перетягивании.
Перемена для того и сделана, чтобы можно было отдохнуть от долгого сидения. Школьные дворы всегда шумны и полны ребят.
Царь горы
Инвентарь: нет.
Место проведения: снежная (песчаная и т.д) горка.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: с водящим.
Развивает: ловкость, координацию, силу.
Русская народная игра
Правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.
Догонялки
          Огромное количество детских подвижных игр заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку. Это и "колдунчики" и "салочки" и "горелки" и "крысы" и т.д и т.п. Эти игры существуют уже множество лет и в них (с различными вариациями) играют дети всего мира.
        Отметим характерные черты, присущие многим догонялкам.
В игру может входить понятие "домик" – обозначенное особое место, где убегающий может укрыться от преследования. Часто после поимки игрок не выключается из игрового процесса, а остается в нем в иной роли. Например, он может ожидать, что ему помогут ("расколдуют") его товарищи, либо он присоединяется к водящему игроку в качестве помощника или даже становится еще одним водящим. В тех же случаях, когда подобное не предусмотрено правилами, обычно происходит смена игровых ролей. То есть пойманный игрок становится водящим, а прежний водящий присоединяется к убегающим игрокам.

Вот несколько разновидностей догонялок:
Бульдог
Инвентарь: разделительные линии.
Место проведения: большая открытая площадка с земляным или травяным покрытием.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: силу, быстроту, ловкость.

Английская игра
Достаточно жесткая игра, отдаленно механикой игрового процесса напоминающая регби.
Цель игроков добежать от одного края площадки до другого. Цель водящего осалить бегущего, раньше, чем тот достигнет противоположного края. Главное отличие от остальных подобных игр в том, что осаливание игрока производится не касанием руки, а повисанием на нем и попыткой свалить с ног. Также как в регби атакуют игрока, владеющего мячом.
Английские салки
Инвентарь: разметка.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 8-10.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту.
Английская народная игра
Широкую площадку делят на три полосы, средняя из которых ад. В аду, взявшись за руки, стоят двое водящих. Они черти. Остальные игроки (также парами) располагаются на двух крайних полях и через ад стараются перебежать из одного поля в другое. Черти стараются их поймать, и, если это удается, схваченные также становятся чертями, то есть водящими. Последняя, не попавшая в ад пара выигрывает.
Телохранители
Инвентарь: нет.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту.
Обратный вариант предыдущей игры. Выбирают одного водящего - черта, и остальные игроки его преследуют. У дьявола имеются три телохранителя, они стараются защитить черта и осалить игрока, его преследующего. Если им это удается, тогда осаленный обязан бежать за телохранителем.

Обезьяньи салки
Инвентарь: нет.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, реакцию, наблюдательность, артистизм.
Водящий по-обезьяньи подражает тому, кого он в данный момент преследует. Если преследуемый неожиданно поскачет на одной ноге, или присядет на корточки, или пустится в пляс, водящий обязан точно повторить его движения. В остальном правили аналогичны традиционным салкам.

Салки на санках
Инвентарь: санки, одни на пару.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Игра народов Карелии
Развивает: быстроту, силу.
В игре принимают участие несколько пар. Один из каждой пары сидит на санках, другой его везет. Одна пара выбирается водящей. Водящие стремятся догнать любую другую пару и осалить одного из них. Это может сделать только игрок, сидящий на санках. Осаленная пара становиться водящей и игра продолжается.
Не всегда зима нас балует обилием снега. Но если он выпадает, для детворы настает веселая пора катания на санках.
Статуя
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, взаимовыручку.
Армянская народная игра
На земле очерчивается достаточно большая площадка, а сами участники делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца. Ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен сразу же замереть на месте, в том положении, в котором его осалили, становясь "статуей". Осаленного, может попытаться "освободить" касанием любой игрок. Убегающим запрещено покидать пределы поля. Игра ведется до тех пор, пока все убегающие не будут осалены. После чего выбирают других ловцов, и продолжают игру.
Лева и коза
Инвентарь: нет.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10.
Афганская народная игра
Вид: с водящим.
Развивает: ловкость, быстроту, взаимовыручку.
Все игроки, кроме двух, встают взявшись за руки в круг. Один из оставшихся лев, другой – коза, причем лев находится вне круга, а коза в самом круге. Задача льва поймать козу, при этом играющие пытаются всячески помешать льву проникнуть в круг, давая в свою очередь козе свободный проход.
Когда льву удается поймать козу, то они меняются местами, либо на их роли выбирается другая пара играющих.
В России аналогичная игра называется "Кот и мыши".
12 палочек
Инвентарь: 12 недлинных палочек (размером с авторучку), и дощечка-качели, для их подбрасывания
Место проведения: открытая площадка, двор
Минимальное количество игроков: 4
Вид: с водящим
Развивает: быстроту, ловкость
Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Вытащи платок
Инвентарь: платки, в количестве по числу играющих, разделительная черта.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 10-12.
Вид: командная.
Развивает: быстроту.
Азербайджанская народная игра
Играющие делятся на две равные команды, и выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии, а между ними проводится черта. У каждого игрока сзади за пояс заткнут небольшой платок. По жребию одна из команд становится водящей. Водящая команда стоит на месте. По сигналу игроки второй команды переходят за черту и двигаются вперёд до крика "Огонь!". После этого они бегут обратно, а водящие стремятся их догнать, и вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями.
Захватившая большее число платков команда считается победившей.
Поезд
Инвентарь: стулья или круги, начерченные на земле. Количество – на одного меньше числа играющих.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 7-8.
Вид: с водящим.
Развивает: реакцию, ловкость, скорость.
Аргентинская игра
Выбирают одного водящего. Он – паровоз. Остальные – вагоны. Каждый игрок-вагон строит себе депо: очерчивает небольшой круг. У паровоза своего депо нет. Он идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны.
Когда все вагоны собраны, паровоз дает сигнал (например, свистит в свисток) и все бегут в круги-депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим.
В "домашнем" варианте в качестве депо можно использовать стулья. Кому стульев не хватило, тот и водит.

Эстафеты
Эстафета – соревнование двух или более команд в скоростном прохождении определенной дистанции (или задания) с определенными препятствиями или дополнительными условиями.
Укуси яблоко
Инвентарь: бочка с водой, пара крупных яблок..
Место проведения: без ограничений.
Минимальное количество игроков: 4.
Вид: командная.
Развивает: чувство команды.
Игра была популярна в средневековой Голландии. В бочку с водой кидались два одинаковых по размеру крупных яблока, и игроки команд старались откусить от "своего" яблока кусок, не пользуясь при этом руками. Как только игроку это удавалось сделать, то его заменял следующий игрок команды и т.д. Победившей считалась команда, первой съевшая свое яблоко.
Беги и собирай
Инвентарь: три флажка, достаточное количество листочков цветной бумаги трех расцветок. Например, красного, белого и синего цвета.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 24.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, ловкость, быстроту, чувство команды.
Состязаются три команды не менее чем по 8-10 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны. Напротив них на расстоянии 50 м воткнуты три флажка. На пути к флажкам разбросаны бумажки разных цветов: белые, красные, синие. По знаку судьи стоящие первыми игроки бегут до флажков, обходят их и возвращаются в конец колонны. Во время бега можно стараться собирать бумажки. Вернувшийся первым получает 10 очков, вторым – 5 очков. Так же считаются собранные каждым бумажки. За каждую синюю начисляют 3 очка. За красную 2 и за белую 1 очко.
Затем бегут игроки под вторым номером, затем под третьим и т.д. В конце игры очки всех игроков команды суммируются, и побеждает команда, набравшая большее их количество.
Славянские народные игры для детей
Поисковые игры
Прятки
Инвентарь: нет
Место проведения: площадка местами для укрытия.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: быстроту, тактику.
Игра, широко распространенная по всему миру практически в единообразном виде.
Играют в прятки в дворах, со множеством хозяйственных строений (гаражей, сараев),на стройках или в заброшенных либо недостроенных зданиях. В общем там, где есть укромные места, в которых можно затаиться.
-Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Я иду искать! Кто не спрятался, я не виновата!
Водящий становиться лицом к стене и вслух ведет счет до определенного числа. Число выбирают таким, что бы у игроков было достаточно времени, чтобы спрятаться. Перед игрой оговариваются границы территории, которых покидать нельзя.
Пока водящий считает, остальные игроки прячутся. Задача водящего, окончив счет (обычно это делается со словами:" раз-два-три-четыре-пять-я иду искать!") отыскать спрятавшихся. Если он нашел кого-то, то должен вслух выкрикнуть его имя и добежать до места, у которого он вел счет и коснуться его рукой и еще раз произнести имя найденного (например: "тук-тук Витя!"). Иногда водящий ошибался, думая, что нашел одного игрока, а на самом деле в том месте прятался другой. Тогда вступало в силу правило: "обознатушки-перепрятушки" и водящему приходилось проводить счет еще раз.
Обнаруженный игрок в свою очередь может попытаться опередить водящего, что бы коснуться стены первым, сказав при этом "тук-тук за себя!". Если ему это удается, то водящий продолжает поиски остальных и. т.д. Если проворнее оказывается водящий, то найденный игрок занимает его место и игра начинается сначала.
Спрятавшиеся игроки имели право попытаться добежать до стены, даже если водящий их еще не нашел. Обычно игрок выбегал из своего укрытия, когда поиски уводили водящего в другую сторону.
Иногда водящему надо было отыскать всех игроков и тот из них, кого "застукали" первым (или последним), сам становился водящим в следующем кону.
Обычно, места, где можно надежно укрыться, хорошо известны всем игрокам, и самые "козырные" из них достаются наиболее проворным. Однако и водящий прекрасно знает, где обычно прячутся игроки, и первым делом осматривает их, что стимулирует игроков искать все новые и новые потайные места.
Жмурки
Инвентарь: повязка на глаза из плотной материи, колокольчики по числу игроков.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: координацию, ориентацию в пространстве (у водящего).
Еще одна классика дворовых игр. Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопа
ть в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог с ориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами.
Если место не позволяет играть по приведенным правилам, то можно играть в комнатный вариант, в Америке называющийся "Кто отсутствует?". Все игроки закрывают глаза, кроме водящего и хаотически меняются местами. Водящий выбирает одного из них и уводит в другую комнату. Вернувшись он дает команду открыть глаза и игроки должны определить, кого не хватает. Кто первый догадается, тот победитель.
Петушки
Инвентарь: вязаная шапочка средней плотности..
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 4-6.
Вид: с водящим.
Развивает: взаимовыручку, быстроту, ориентацию в пространстве (у водящего).
Мы играли в смесь жмурок с догонялками – "петушки". Название игре дали вязаные шапки-петушки, как раз только вошедшие в моду. Играли в эту игру вечером, в сумерках. Выбирался достаточно плотный петушок, который в натянутом на лицо состоянии здорово (но не полностью) ограничивал видимость и отдавался водящему. Тот натягивал шапку до носа и отворачивался к стенке, медленно считая до 10. Потом шел искать. Если водящему удавалось найти кого-то из спрятавшихся, то в его задачу входило еще и догнать его. Если удавалось, то игроку, которого догнали, вручался этот петушок, и он становился водящим.
Можно было отвлечь водящего, когда он загонял кого-то в угол, пробежав перед его носом. Так как в надетом подобным образе петушке видимость мало отличалась от нулевой, и видны были только смутные тени, то такой прием частенько срабатывал. Водящий отвлекался, и почти уже им пойманный игрок пользовался моментом, чтобы убежать на более просторное место.
Помогало и неподвижное сидение - часто водящий проходил в нескольких сантиметрах от игрока, не замечая его, если у того были крепкие нервы, и он не выдавал движением или возбужденным сопением своего присутствия. Высшим шиком было засеть на открытом месте.
Игра была достаточно жесткой, так как погоня в слепую часто заканчивалась падением водящего или столкновением с весьма твердыми объектами.
Конечно, подглядывать за прячущимися водящему – очень не красиво. Если только одним глазком...
Найди платок
Инвентарь: платок.
Место проведения: просторная комната, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: наблюдательность.
Австрийская игра.
Закрывают глаза, а водящий в это время прячет платок на определенной ограниченной территории. Спрятав его водящий говорит: "Платок отдыхает".
Играющие пытаются отыскать платок, а ведущий их направляет, говоря "тепло", если кто-то из игроков к платку приближается и "холодно", если они начинают удаляться. Нашедший платок должен незаметно его подобрать и осалить им кого-то из игроков. Осаленный становиться новым ведущим.
Найди палку
Инвентарь: обтесанная палка.
Место проведения: поляна.
Минимальное количество игроков: 5-7.
Вид: с водящим.
Развивает: наблюдательность.

Резиночка
Инвентарь: бельевая резинка длиной в 2-3 метра.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 3-4 .
Вид: командная, индивидуальная.

Развивает: координацию, выносливость, прыгучесть, воображение.
Используется обычная, связанная за концы в кольцо. Резинка натягивается между ногами двух играющих, третий выполняет прыжки. Играют, как правило, втроем или вчетвером. Если меньше, то используют любые подручные средства (пенек, забор, столб), натягивая резиночку между ними. Бывает 6 высот-уровней сложности: по щиколотку, по колено, по бедра, до талии, до груди, до шеи. Цель игры, как и при прыжках через скакалку выполнить определенную комбинацию прыжков. Игрок, безошибочно выполнивший комбинацию на одной высоте, переходит к другой. В случае ошибки он меняется местами со "столбом"
При игре втроем играют каждый сам за себя, вчетвером - две команды. Прыгают, пока не ошибутся. Игра начинается с самых простых прыжков и постепенно усложняется. Каждая комбинация прыжков отрабатывается на всех высотах. Количество прыжков определяется возрастом участников по количеству лет.
Каждая фигура в комбинации носила свое название: "карандаш", "березка", "тяпы" и т.д.
Комбинация могла выглядеть например, так:
Обе ноги с внешних сторон резиночек.
Прыжок внутрь резиночек.
Одну ногу переставить так, чтобы одна резиночка оказалась между ногами (одна нога внутри резиночек, вторая с внешней стороны)
Перепрыгнуть, чтобы вторая резиночка оказалась между ногами (теперь другая нога внутри резинок)
Выпрыгнуть
При игре в резиночку мальчики чаще всего выступали в роли столбиков, между которыми она натягивалась.
"Прыганье начиналось с "простых". Это когда прыгающий сам себе фигуру придумывает, вводились правила сложности первой фигуры. чтоб народ не наглел совсем.
"Тяпы" были и одной ногой наступать, потом двумя, перепрыгивать с одной резинки на другую, чтоб нога не соскочила, галстучки делали одной ногой на резинку, другой под, напрыгнуть на вторую, ногу переставить чтоб получился бантик.
Еще прыганье сопровождали комментариями: "столбик, столбик, за одну, за две, в центр" и так далее. Еще вспомнила - фигура "цветочки". это когда начинаешь прыгать из центра за обе резинки, потом в центр и опять за обе и так сколько лет прыгающему.
Мы с подружкой были одной из лучших прыгающих пар во дворе, потому что прыгали все свободное время без устали до ночи!" – вспоминает, одна из выросших уже "девчонок 80-ых".

Веревочка
Инвентарь: бечевка длинной не менее 1,5м.
Место проведения: без ограничения.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: воображение, моторику рук.
Два игрока по очереди наматывают друг-другу на руки веревочку. Задача наматывающего запутать веревку таким образом, чтобы второй игрок не смог от нее освободиться, или потратил на это больше времени. Узлы и протаскивание веревочки между петель запрещены.
Для деятельности взрослого человека требуются огромные пространства. Детям же хватает для игр небольшого свободного пятачка.
Классики
Инвентарь: специальная таблица (см. картинку), деревянный или пластиковый биток диаметром 10-15 см.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: прыгучесть, выносливость, координацию.
Игра имеет множество разновидностей. Но основная суть ее в следующем:
На асфальте мелом рисуется табличка в два столбца (есть варианты, когда два столбца попеременно чередуются с одним и т.д.) с последовательно расположенными в них числами, например, от одного до 10. Сверху к таблице пририсовывается полукруг, внутри которого написано "огонь". При попадании на это поле игрок "сгорает", то есть его попытка считается неудачной.
Для игры необходим так же биток – может подойти легкая пустая изнутри шайба для детского хоккея или баночка из-под крема.
Задача игрока – проскакать все поля таблицы, в определенной последовательности, толкая при этом перед собой ногой биток, так, что бы он тоже останавливался на нужном поле. На границы между полями наступать нельзя, как и попадать на поле "огонь". Через некоторые поля надо перепрыгивать, не останавливая на них биток и не останавливаясь самому.
Во французском варианте, называемом "улитка", таблица имеет спиральную форму.
Так же играют в классики и без битка. Смысл игры пропрыгать всю таблицу определенным образом без ошибок

4. Тематическое планирование

Тема

1

История игр. Эстафеты с бегом

2

Игры на свежем воздухе. Игры с мячом.

3

Игры на свежем воздухе. Третий лишний.

4

Игры на свежем воздухе. День и ночь.

5

Игры на свежем воздухе. Тише едешь, дальше будешь.

6

Игры на свежем воздухе. Ноги выше головы. Стенки.

7

Игры на свежем воздухе. Пионербол.

8

Игры на свежем воздухе. Пионербол

9

Игры на свежем воздухе. Найди палку.

10

Игры на свежем воздухе. Резиночка

11

Игры на свежем воздухе. Рыболов и рыбки

12

Подвижные игры. Колечко. Салки

13

Подвижные игры со скакалкой

14

Подвижные игры. Царь горы.

15

Эстафеты. Прятки. Три пятнадцать десять двадцать

16

Подвижные игры. Веревочка. Классики.

17

Подвижные игры. Съедобное и несъедобное. Беги и собирай.

18

Игры на реакцию. Шарик в ладони, Колечко.

19

Подвижные игры. Игра Слон.

20

Игры Догонялки Бульдог, Английская народная игра, Обезьяньи салки

21

Игры Догонялки 12 палочек, Вытащи платок.

22

Игры Догонялки.  Латвийская народная игра

23

Поисковые игры. Прятки. Жмурки, Петушки, Найди платок.

24

Прыгательные игры

25

Спортивные игры. Набивалы, Игра в одни ворота, На лучшего вратаря.

26

Спортивные игры. Козел. Вышибалы, Картошка

27

Спортивные игры. Поймай мешок.

28

Игры на свежем воздухе. Бурятская народная игра.

29

Игры на свежем воздухе. Найди палку.

30

Игры на свежем воздухе. Беги и собирай.

31

Игры га свежем воздухе. Поезд.

32

Игры на свежем воздухе. Афганская народная игра.

33

Игры на свежем воздухе. Армянская народная игра.

34

Игры на свежем воздухе. Телохранители.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Баландин  Г.А, Назарова Н.Н., Казакова Т.Н. “Урок физкультуры в современной школе. Баскетбол”, “Советский спорт”, М., 2004.
2. Гуревич И.А. “300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию”, “Высшая школа”, Минск, 1994.
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. “Прикладная физическая подготовка 10-11классы”, “Владос”, М., 2003.
4. Янсон Ю.А. “ Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии”, “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2005.
Спорт в школе – Интернет-газета - http://spo.1september.ru/
5. Классификация русских игр - Статья А.А. Тарана в журнале "Физическая Культура"
6. Все для детского сада – специализированный сайт для работников детских садов и дошкольных учреждений - http://www.ivalex.vistcom.ru/
Развивашки – сайт с играми и занятиями для малышей - http://www.razvivashki.ru/
7.Энциклопедия мастерства "Игрушка" – все об игрушках - http://igrushka.kz/
8. Детская психология для родителей – психология, игры, воспитание, здоровье ребенка - http://psyparents.ru/
9.Подвижные игры – правила подвижных игр с сайта - http://rules.net.ru/
Подвижные игры – правила подвижных игр с сайта - http://www.prazdnik.by/
К теории чистой игры – статья о игровом процессе, как таковом с сайт http://anthropology.ru/
Исторический экскурс – игры нашего детства
Умные игры – портал развивающих игр для детей и материалы для педагогов и родителей - http://www.intelgame.ru/
Детские подвижные игры народов СССР – книга о наиболее распространенных на территории СССР (бывшего) детских играх. Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной.
10. Подвижные игры с песнями в детском саду: Хороводы - сост. Доломанова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-х классов

Рабочая программа по внеурорчной деятельности  для учащихся 1 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности. (Подвижные игры)

Пояснительная записка.Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Акту...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Творчество, фантазия, инициатива и увлеченность, настойчивость в преодолении тр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры". 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс по спортивно-оздоровительному  направлению. Подборка игр достаточно простая, но интересная детям, т.к. некоторые игры ...