Главные вкладки

    Разработка внеклассного мероприятия «Зимний калейдоскоп» для 3 класса
    классный час по зож (3 класс) на тему

    В данной работе представлен план мероприятия для 3 класса, цель которого познакомить ребят с историей возникновения зимних увлечений (лыж, санок, коньков).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Негосударственное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия им. М.И. Пинаевой»

    Разработка внеклассного мероприятия

    «Зимний калейдоскоп»

    для 3 класса

    подготовила

    учитель географии,

    гувернер 3-го класса

    Мандрыгина В.Н.

    г. Пермь 2014

    «Зимний калейдоскоп»

                                                                                                    

    ЦЕЛЬ: Познакомить ребят с историей возникновения зимних увлечений (лыж, санок, коньков), развивать  познавательную  активность детей.

    ЗАДАЧИ:   

    1. Расширение кругозора учащихся.

    2. Повышение интереса к зимним видам спорта.

    3. Развитие  коммуникативных способностей (умение  работать в группе).

    Оборудование: Проектор, ноутбук, спорт.инвентарь (по возможности), листы бумаги и ручки, 3 конверта с вопросами.        

    Место проведения: классный кабинет, дети садятся по группам.                          Подготовка: Класс делится на группы, (можно придумать названия и эмблемы). Каждая заранее готовит интересный материал об одном из зимних увлечений. Далее группа должна его представить-рассказать.                                                                                                        

    Ход мероприятия                                                        

    Звучит музыка из мультфильма «Три белых коня»

    1.Вступление

    Слайд 2                                                                                       

    Ведущий. Пришла зима, а вместе с ней целый калейдоскоп интересных развлечений - катания на горках, игры в снежки, строительство снежной крепости. А вы какие знаете?  (дети- лыжи, коньки, санки). Правильно. И сегодня на программе «Зимний калейдоскоп»: 1.Вы узнаете, как появились эти зимние развлечения                                             2.Продемонстрируете свои знания о зимних видах спорта                                                3.Покажете  свои физические  способности и умение сотрудничать

    Вед. В нашей программе участвуют 3 команды. Прошу их представиться. (название , девиз)  Работу команд оценит жюри в составе : … Жюри определит, кто из вас эрудированней , спортивней и дружней.

                                            2. Основная часть                                                Слайд 3                                                                                                                    И я объявляю 1 тур   «Это интересно»                                                                  Среди зимних развлечений есть такие, о которых дети знают  с глубокого  детства. Одно из них раньше называли «сиденье на полозьях», т.е. речь пойдет о санях.                                    Слайд 4        Выходит 1 группа ребят.                                                                         Ведущий:    Попытаемся представить выезд царя в один из летних дней 15-16 веков. На крыльцо выходит государь. Сверкают одежды. Вот он садится …в сани, и царский выезд отправляется в путь. В сани летом? Именно так. Торжественные выезды царей вплоть до 17 века были санными. Не очень удобно, но зато величественно.                                                Слайд 5        Выступление 1 группы                                                       Ребенок 1: Сани гораздо древнее колесной повозки. Ведь колесо надо было еще придумать. А тут привязал 2 передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле. Такие сани так и называют – волокуши. В годы Великой Отечественной войны волокуши, сделанные из всяких подручных материалов - фанеры, железа, хвороста, солдатских палаток, применяли для снабжения передовых частей и вывоза раненых с поля боя.

                  Слайд 6                                                                                                      Вед.        Почему по льду и снегу лучше всего двигаться на прямых полозьях? Под полозьями тонкий слой снега или льда плавится от трения. В результате сопротивление скольжению значительно уменьшается. Наши предки вряд ли задумывались о трении. Но они почувствовали его эффект благодаря опыту и наблюдательности. Так появились сани на полозьях.

            Слайд 7, 8, 9                                                                                       Ребенок 2: Каких только саней не создано за историю человечества!  Тобогган – сани без полозьев. Нарты – сани с полозьями. Были даже жилища на нартах –«нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на  полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри ставили печку.  Слайд 9                                                 Ребенок 3 :В начале века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908г. Его модель, снабженная авиационным двигателем, развивала скорость до 70 км./час. С этого времени появилось множество аэросаней.             Слайд 10                                             В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ-104, ТУ-144 А.Н.Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях не страшно ездить по льду: если лед проломится, сани будут плавать. Они с ходу преодолевают болота и заросли. А на открытых водных пространствах могут развивать скорость до 75 км./час.         Слайд         11                 Ребенок 4:        Издавна сани – любимейшее средство развлечения и детей и взрослых. У саней 2 основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется , что еще можно придумать? Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Кататься на таких санках гораздо приятнее. Сегодня создан гибрид саней и лыж. Как он называется? Снегокат.   Вместо полозьев лыжи, да не 2 , а 3.                                             Слайд 12                                                                                     

       Вед.        Детские санки «Юмбо» изобретены в Германии. Они представляют собой надувную подушку из прочного синтетического материала. В сложенном виде они с насосом легко помещаются в небольшой сумке. Популярность саней так велика, что они включены в программу зимних Олимпийских  игр.

    Выступление 2 группы

    Вед.:А это изобретение , которое сейчас используется для зимнего отдыха называлось раньше  - доска для бега. Что это такое? Конечно, лыжи.       Слайд 13

    Римский торговец золотом Теренций Дар возвратившись из далекой Снежной Земли развлекал публику следующими историями: «Живут в тех местах чудища об одной ноге, и бегают они по снегу с быстротой невероятной – сущие дьяволы». При этом он ничего не выдумал. Речь шла о Скандинавии. Ее жители были одеты в шкуры с головы до ног , вот их и приняли за чудищ. А почему об одной ноге?

    Да потому, что скользили они на одной лыже – ее называли «деревянная подошва», а другая маленькая «подметка» использовалась для толчка.        Слайд 14

    Ребенок 1:        Наверное, именно трудность ходьбы по снегу подсказала человеку идею «больших подошв». Считают, что они появились 20-30 тыс. лет назад. Это были круглые продолговатые дощечки. Потом их стали делать из веток – их сгибали в виде овала, а концы стягивали обмоткой из жил. В такие лыжи жители горных районов Армении обували даже лошадей. Эта древняя конструкция сохранилась до наших дней. Для тех, кто не умеет ходить на лыжах, в Швейцарии создан специальный клуб любителей ходьбы на снегоступах. Эти конструкции напоминают увеличенные теннисные ракетки с креплениями.

    Вед.:                  Римский торговец, рассказавший о лыжах, не заметил одну очень важную деталь – снизу лыжи были подбиты мехом и скользили только по ворсу. Это очень удобно для охотников можно подходить близко к зверю – лыжи не скрипят,  и нет отдачи. До сих пор эвенкийские  охотники подбивают лыжи оленьими шкурами. При этом древний лыжник предпочитал 1 палку, вторая рука должна быть свободной, чтобы держать в ней добычу, лук, ружье.                        Слайд15

    Ребенок 2:     Вскоре лыжи стали применять и в военном деле. В России еще в 1444 г. московская рать на лыжах отразила татарский набег на Рязань. Помогали лыжи русским партизанам и в войне с Наполеоном в 1812 г. А в конце 19 в. в русской армии ввели обязательное обучение хождению на лыжах. И конечно лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в разгроме фашистов.   Слайд 16

    Ребенок 3:     Поистине массовое увлечение лыжами началось в конце 19 века, когда норвежские исследователи пересекли Гренландию с запада на восток на «досках». Лыжи стали   не    только популярными, но и модными. Шикарно одетые барыни умоляли мастеровых по дереву выточить маленькие лыжцы  для своих собачек. А пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоем.

    Ребенок 4:     Сначала лыжи делали из древесины 1 дерева(березы), потом появились клееные – из нескольких слоев фанеры. С 1974г. началась эра пластиковых лыж. Совершенствуются и лыжные палки. Например, есть палки, у которых внутри каждой рукоятки вставляется стержень, спрессованный из угля и глины. Эта смесь зажигается спичкой и тлеет 4 часа. Даже в мороз можно идти по трассе  без рукавиц.    Слайд 17, 18, 19,20                                                    Вед.:        С некоторых пор на лыжах катаются не только по льду, но и по воде. На них несутся на большой скорости за катером, а для других и катер не нужен. Позже появился серфинг- катание на досках в волнах прибоя. На севере Австралии снега никто не видел, но там круглый год катаются на лыжах по песчаным откосам. В некоторых странах популярность приобрели «травяные лыжи». Это резиновая гусеница в металлической раме, снабженная пластмассовыми роликами.

    Выступление 3 группы

    Вед.:Еще одно прекрасное развлечение  -катание на коньках. Именно их называли «ножи для ног». Их историю расскажет 3 группа.    Слайд 21

    В конце 17 в. приехал в Голландию русский плотник Петр Михайлов. Он ничем не отличался от других мастеров – изучал корабельное дело, готовил еду. А в свободное время с удовольствием катался на коньках. В то время их надо было привязывать ремнями к сапогам.

    Это скучное занятие скоро надоело плотнику, и он просто наглухо прибил коньки к подошвам. Скоро вокруг плотника стали собираться любопытные. Но не  из-за коньков, а по другой причине. Голландцы, прибывшие в Россию по торговым делам, узнали в плотнике русского царя Петра 1.

         Прошло 150 лет, и в Петербург приехал американец Джаксон Гейнс -отцом современного фигурного катания. Он придумал новое лезвие конька и крепко присоединил его к ботинку. Но когда стал рекламировать свое изобретение, с огорчением узнал, что оно уже не ново. И настоящим изобретателем все-таки стоит считать Петра 1.    Слайд 22

    Ребенок 1:        Каков же возраст коньков? Точно сказать нельзя. Но можно лишь предположить, что появились они там, где было много ровного льда. Известно точно, что несколько тысяч лет назад наши предки  катались на коньках, сделанных из ребер крупных животных. Это подтверждают раскопки археологов. Долгое время родиной коньков считалась Англия и Скандинавия. Но недавно в Казахстане были найдены самые древние коньки, которые относятся к бронзовому веку.

    Ребенок 2:        Откуда появилось название «коньки»?  «Коньки» - слово чисто русское. Оно образовалось от  слова «конь». Потому что переднюю часть коньков часто украшали головой коня. Шло время, менялись форма коньков, способ крепления, материал. Раньше(17-18вв.) их изготавливали из дерева, а снизу их обивали железом.    Слайд 23

    Ребенок 3:        Разновидностей коньков много.  Для тех, кто только учится – подойдут «снегурочки», они устойчивы. Для любителей скорости нужны беговые – легкие, с длинными лезвиями. Хоккеисты пользуются 2 видами коньков: для русского хоккея и хоккея с шайбой. Особые коньки у фигуристов –спереди зубчики, а лезвие заточено желобком.

    Ребенок 4:      Но какими бы удобными не были коньки, они могут подвести, если лед окажется плохим. Мастеров по приготовлению льда на больших катках называют ледоварами. Заливочная машина делает круг и останавливается, чтобы образовалась ледяная корочка. Чтобы образовался слой льда в 20 см., машине нужно проехать по кругу 800 раз, т.е. 320 км. Работу ледоваров облегчило появление холодильной техники. Первый искусственный каток был сделан еще в 1876г.     Слайд 24

    Вед.        Но есть коньки,  на которых можно кататься и без льда. Как они называются? Правильно, роликовые. Им уже 200 лет. История их появления и смешная, и грустная. Изобрел их мастер музыкальных инструментов, живший в Лондоне. Чтобы привлечь внимание к своей выдумке, он въехал на них на пышный бал- маскарад , играя на скрипке. Но не смог затормозить, в результате – сломана скрипка, разбито зеркало, и сам он сильно поранился. Но несмотря на такую грустную «премьеру», ролики начали завоевывать мир. Их освоили мальчишки-газетчики, курьеры почтенного возраста, служащие аэропортов, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях и др.

    Недавно в Америке роликовые коньки превратились в «доску на колесах» -скейт. По новому виду спорта уже проводятся соревнования.

    Вед. Представления команд закончились. Проверим, кто был самым внимательным.

    Слайд 25      2  тур  «Попробуй, отгадай»  _        Каждая команда получает конверт с вопросами. 1 мин. на подготовку и слушаем ответы

    1 комплект                                                                                  Ответы

    1.Как назывались самые первые сани?                                        Волокуши

    2.Как называются сани с полозьями?                                        Нарты

    3.Как называются сани, созданные конструктором Туполевым?        Амфибия

    4. Чем отличаются сани – амфибия от других?                                Плавают        

    5.Как называется гибрид саней и лыж?                                        Снегокат                                                        

     2комплект

    1.Почему у людей появилась необходимость в «больших подошвах»?

    2.Как называются приспособления для ходьбы по лесу?

    3.Что делали охотники, чтобы их лыжи не давали отдачу?

    4.С какого момента лыжи стали особенно популярными?

    5. Древесина какого дерева использовалась для изготовления лыж?

    Ответы :        1. Трудно ходить по снегу        

                    2.Снегоступы

                    3.Подбивали лыжи мехом

                    4.Когда  пересекли Гренландию  с З на В

                    5.Березы

    1. Комплект                                                                           Ответы

    1.Как  раньше называли коньки?                                                Ножи для ног

    2.Кто является изобретателем коньков?                                        Петр 1

    3.Где найдены самые древние  коньки?                                        В Казахстане

    4.Какие виды коньков вы знаете?                                

    5.Как называют тех, кто готовит лед?                                        Ледовар

    Слайд 26      3тур «А знаете ли вы?» (ответы в письменном виде для всех команд)

    Слайд 27

    1.В каких видах спорта используются сани?

    2Какие виды спортивных саней вы знаете?

    3.Назовите зимние виды спорта, где используются лыжи?

    4.В каких видах спорта используются коньки?

                       Ответы:

         Слайд 28                1.санный (скелетон, бобслей)

         Слайд 29, 30     2.скелетон, боб

         Слайд 31           3.лыжные гонки, биатлон. фристайл, прыжки с трамплина, слалом

         Слайд 32, 33     4.фигурное катание, парное катание, хоккей, конькобежный спорт

    Слайд 34      4тур «А вам слабо? (спортивные соревнования)

    1.Слалом  - бег зигзагом

    2.Лыжные гонки

    3. Хоккей – попади в ворота                                                                                    4. Биатлон – дарц

    5. Изобрази 1 вид спорта

    3. Подведение итогов

    Вед.        Наше мероприятие  заканчивается. Я, думаю, вы узнали много интересного о том, как появились любимые всеми санки, лыжи и коньки. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

    Спасибо всем за участие.


                    Список используемой литературы

    1. В.В.Богданов, С.Н. Попова «Истории обыкновенных вещей» Москва, «Педагогика –Пресс» 1992 год

    2. Песня «Три белых коня» (Слова: Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова)

    3. Интернет ресурсы: http://foodmasters.flybb.ru/topic13.html?p=28886&sid=e186f81a61f8c515887ab4b66b59d8ef

    http://rusbiathlon.ru/photo/biathlon/foto-album-2/id7522/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 1 класс

    Не стандартные формы проведения внеклассного мероприятия....

    Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в 4 классе по основам дорожной безопасности «Школа дорожных наук ».

    Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы.          Мною составлена рабочая програм...

    разработка внеклассного мероприятия "Эрудит-лото", 4 класс

    познавательно-развлекательная программа...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта".

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта"....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2 класса «Чистота-залог здоровья».

    - прививать учащимся культурно-гигиенические навыки,- воспитание у учащихся опрятности, аккуратности;- воспитания желания следовать здоровому образу жизни.- прививать учащимся культурно-гигиенические ...

    Разработка внеклассного мероприятия для 3-х классов «Рождественское путешествие».

    Разработка внеклассного мероприятия для 3-х классов«Рождественское путешествие». Цель: Изучить особенности и традиции празднования  Рождества Задачи:Образовательные: Расширение зна...

    Разработка внеклассного мероприятия на окончание 3 класса " Прощай, 3 класс!"

    В данной разработке в простой увлекательной форме учащиеся 3 класса рассказывают о своих уроках, показывают весёлые сценки и поют песни о дружбе и о лете...