История возникновения игры
статья по зож (3 класс) на тему

Расскрывается актуальность возраждения дворовых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_2.docx102.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Группа продленного дня стала в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.  Постоянное  расширение   сети  школ  и  групп  продленного  дня  вызвано  социальными  потребностями  общества  и  педагогической  целесообразностью, так  как  в  этих  школах  созданы  дополнительные  возможности  для  организации  воспитательного  воздействия  на  детей  в  свободное  от  уроков  время.

Часы, свободные от выполнения  учебных  заданий, должны  быть  заполнены  разумно, интересно, чтобы  они  были  действенным  средством  воспитания  детей. В  значительной  мере  это  зависит  от  воспитателя, его  умения  увлечь  детей  интересным  делом, дать  выход  их  энергии, предоставить  каждому  возможность  наиболее  полно  проявить  себя, реализовать  свои  способности.

Большую помощь  в  этом  воспитателю  может  оказать  игра - постоянная  и  неизменная  спутница  детства.  Воспитатель  должен  знать  игры, владеть  их  методикой  проведения, уметь  подбирать  их  в  соответствии  с возрастом  для  достижения  определенных  целей.

Воспитательное  значение  игры,  ее  всестороннее  влияние  на  развитие  ребенка  трудно  переоценить. Игра органически  присуща  детскому  возрасту  и  при  умелом  руководстве  со  стороны  взрослых  способна  творить   чудеса. Ленивого  она  может  сделать  трудолюбивым,  незнайку – знающим,  неумелого – умельцем.  Словно  волшебная  палочка, игра  может  отношение  детей  к  тому,  что кажется  им  порой  слишком  обычным, скучным,  надоевшим.

Игра  поможет  сплотить  детский  коллектив, включить  в  активную  деятельность  детей   замкнутых  и  застенчивых. В  играх  воспитывается  сознательная  дисциплина, дети  приучаются  к  соблюдению  правил,  справедливости, умению  контролировать  свои  поступки,  правильно  и  объективно  оценивать  поступки  других.

Игра  для  детей  - важное  средство  самовыражения проба  сил. Игры  существуют  разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные  и другие. Все  они  нужны  и  по-своему  полезны   детям.

Подвижные  игры  - самое  лучшее  лекарство  для  детей. Многие  из  них  существуют  с  незапамятных  времен  и  передаются  из  поколения  в  поколение. Время  вносит  изменения  в  сюжеты  некоторых  игр  наполняет  их  новым  содержанием, отражающим  современную  жизнь. Игры  обогащаются, совершенствуются, создается  множество усложненных  вариантов, но их  двигательная  основа  остается  неизменной  Важнейшее  достоинство  подвижных  игр  состоит  в  том, что  в  своей  совокупности  они, по существу, исчерпывают  все  виды  свойственных  человеку  естественных  движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание  и  ловлю, упражнения  с предметами – и  потому  являются  самым универсальным  и  незаменимым  средством  физического  воспитания  детей.

История возникновения игры

 

Уже в древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.

При Петре  Первом лапта была не только любимой молодецкой забавой, но и входила в программу физического развития солдат Преображенского, Семеновского и Шевардинского полков. А начиная с 17-го года лапта входила в обязательную подготовку красноармейцев, однако не прижилась и была незаслуженно забыта. И напрасно, ведь, как писал Куприн: "В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность в том, что тебя не победят".
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.

Первый чемпионат Российской Федерации, в 1958 г., послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, эта увлекательная спортивная игра практически прекращает свое существование. Физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР А.М. Зимин по этому поводу говорил: "… до сих пор не могу понять, почему фактически исчезла с наших полей замечательная русская игра лапта. А во многих странах ухватились за плодотворную идею этой игры, модернизовали игру, сделали более спортивной, и теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность".

И только к концу 80-х гг. несправедливость, допущенная по отношению к этой интересной игре, была устранена. Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР           "О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты", принятое в 1987 г.

Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.


Правила игры постоянно упрощаются, что делает ее более доступной и для понимания зрителями, следовательно, привлекательной для телевидения.

Лапта. Правила игры в лапту. Ее разновидности.

СВЕЧКИ 

Если собираются играть  три-четыре человека, то обычно используется упрощенный вариант — «свечки». 

На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. 

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку. 

ТРОЙНИК 

 
Три игрока (отсюда и название — «тройник») располагаются в таком порядке: один у линии города, другой — у кона. Третий же — бьющий — может начинать игру с любой линии. Если в «свечках» бьющий сам подбрасывал себе мяч под удар, то в этой игре ему помогает полевой игрок. «Тройник» — более динамичная игра, поэтому бьющий здесь должен не только сильно бить по мячу, но и быстро бегать: после удара, пока мяч летит по воздуху, он должен пробежать всю площадку и встать за противоположной чертой. В это время полевой игрок, стоящий у дальней линии, старается перехватить стремительно летящий мяч, чтобы осалить им бегущего.
На удар бьющему отводились три попытки. Если он не уверен, что после несильного удара сумеет перебежать площадку неосаленным, то остаётся на месте. После третьего даже неудачного удара он обязан бежать к противоположной черте. Успех этой перебежки зависит от его ловкости, быстроты, смекалки. 

Лапта развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия. 

КЛАССИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЛАПТЫ

Лапта - одна  из  самых  распространенных и любимых русских  народных  игр. Для  детей нужны небольшой резиновый  мяч (лучше  литой, как для  игры в теннис)  и  лапта – круглая  палка длиной 60-70 см и толщиной  3 -3,2 см .Играть  могут  от  5  до  12  человек.

На двух  противоположных  концах  площадки  проводят  две  черты, из  которых  одна  называется  коновой, а другая  - игральной. Расстояние  между ними  должно быть  не менее  40  шагов .Играющие  выбирают  метальщика  и  подавальщика ,которые встают  на  игральную  черту; остальные  играющие  располагаются  в  разных  местах  поля .Подавальщик  подбрасывает мяч  метальщику , тот отбивает  его  лаптой  в  поле. Если мяч  подан  плохо, можно  воздержаться  от  удара. При  удачном  ударе,  когда мяч  отлетит  далеко, метальщик  бежит  к  коновой  черте, чтобы  оттуда  снова  вернуться  на  игральную  линию и  не  дать  осалить  себя  во  время  перебежки. Благополучное возвращение  дает  ему  право  вновь  бить  по мячу  лаптой. Если  игрок  поля  поймает  свечку, т. е. поймает  мяч  на  лету, то  он  идет  на  место  метальщика, а  тот  присоединяется  к  игрокам  поля. Если же во  время  перебежки  осалят  метальщика, то  он  становится  подавальщиком  ,а  прежний  подавальщик – метальщиком. Салить   разрешается  только  с  того  места, где  поднят мяч. Метальщик, промахнувшийся  3  раза, а также   подавальщик, три раза плохо подбросивший мяч, переходят в  ряды игроков поля, и на их место назначаются  другие. Во  время  перебежки метальщик не имеет права брать с собой лапту или бросать ее за игральную черту. За нарушение этих правил его переводят в игроки поля.

 

 

 

http://www.garden-sport.ru/wp-content/uploads/2011/06/лапта-поле.jpg

Схема лапты

Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина – 15-55 м, длина – 25-40 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. 

 Соревнования могут проходить на площадке с искусственным покрытием, так и на травяном или земляном покрытии. По боковым линиям должно быть свободное пространство 3 метра, с торцевой линии и линии города – 5 метров. Если игра проходит в зале, освещение должно быть достаточным и равномерным. 

ШТРАФНАЯ ЗОНА 

В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. 

 Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находиться не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны. 

ПЛОЩАДКА  ПОДАЮЩЕГО 

Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр. 

ЗОНЫ СКАМЕЙКИ  КОМАНД 

Зоны скамейки команд находятся вдоль лицевой линии по обеим сторонам штрафной площадки. Скамейки должны быть рассчитаны на 10 человек для каждой команды. 

КОМАНДЫ 

Каждая команда состоит не более чем из 8 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее пяти участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться пять игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся на скамейке. 

КАПИТАН

Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку. 

ТРЕНЕР КОМАНДЫ

Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. 

ИГРОВОЕ ВРЕМЯ 

Игра состоит из четырех таймов по 15 минут общего времени. Между первой и второй, третьей и четвертой четвертями двухминутный технический перерыв. Между второй и третьей четвертью перерыв 5 минут.

 В зависимости от ранга и уровня соревнований общее время может быть сокращено, как игровое, так и перерывы. 

НАЧАЛО ИГРЫ 

Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая – в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. 

УДАРЫ ПО МЯЧУ 

Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью.  

ПОДАЮЩИЙ 

По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара дается возможность двух подкидываний. Подающим игроком должен быть на совершения удара. Подающий не имеет права на атаку, но может выходить в поле на обратное осаливание. 

ПРАВО НА АТАКУ (ПЕРЕБЕЖКУ) 

Право совершить перебежку имеют только те игроки, которые совершили попытку удара. Совершив полную перебежку, игрок может совершать перебежку только после совершения им удара. 

ВЫНОС МЯЧА 

Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замены на вынос мяча. 

ОСАЛИВАНИЕ 

Осаливание – попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока на падения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой. 

ОБРАТНОЕ ОСАЛИВАНИЕ 

После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно. На обратное осаливание со скамейки запасных в поле может выходить не более 5 человек, в противном случае дается свободная смена команд. 

САМООСАЛИВАНИЕ 

Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города, во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена. 

 Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут. 

ПЕРЕБЕЖКИ 

Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков.                        

ОЧКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРОИГРАВШИХ 

Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков. 

Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее трех человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях. 

НАРУШЕНИЯ ПРИ УДАРАХ 

Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара. 

НАРУШЕНИЯ ПРИ ПЕРЕБЕЖКАХ 

Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле со скамейки запасных, сезоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку. За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой. 

НАРУШЕНИЕ ПРИ ИГРЕ В ЗАЩИТЕ 

Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих нарушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Передовые  русские  ученые П.Ф Лесгафт, Е.А Покровский,  В. В. Гориневский  учитывая важную  роль  подвижных  игр  в  развитии  физических  сил  ребенка, в  приобретении  им  определенных  навыков, уделяли  много  внимания  сбору  и  изучению  таких  игр. Они  разъясняли  их  значение  для   физического  развития  детей  и  пропагандировали  практическое  внедрение  их  в  систему  воспитания  подрастающего  поколения. В  дальнейшем  эти  прогрессивные  идеи  нашли  свое  отражение  в  трудах  ученых,  разрабатывавших  вопросы  теории  и  методики  подвижных  игр  в  разных  звеньях  системы  физического  воспитания.

Как  известно,  дети  - самые  лучшие  распространители  и  пропагандисты  игр. Заинтересуйте  детей  игрой,   они  сами  научатся  заполнять  время  полезными  и  увлекательными  играми. Когда  дети  узнают  разнообразный  мир  игр,  они  поймут, насколько  весело  и  здорово  проводить  время  на  прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории возникновения обыкновенных дробей

Справочная информация для учителя....

История возникновения Светофора

Данная презентация может быть использована на классных часах и мероприятиях по ПДД...

История возникновения герба РФ, Георгий Победоносец.

Конспект занятия по ознакомлению младших школьников с государственной символикой. В данной работе - герб Российской Федерации....

Сценарий праздника "История возникновения Олимпийских игр. ХХII Зимние Олимпийские игры".

Сценарий праздника "История возникновения Олимпийских игр. ХХII Зимние Олимпийские игры"....

Олимпийские игры. История возникновения. (конспект с презентацией)

Классный час в 1 классе: Олимпийские игры. История возникновения.Цель: познакомить с историей олимпийских игр: символами, ритуалами олимпиады, развивать интерес к спорту....

История возникновения игры "Шашки"

История возникновения...

Мастер-класс на тему "История возникновения музыкальных инструментов. Способы и приемы игры на ударных и духовых инструментов ансамбля РНИ"

Музыка является частью культуры каждого народа. Музыка постоянно изменяется. То что в древности считали музыкой для нас это просто набор звуков. С развитием человечества изменялась и музыка....