Рабочая программа кружка " Здоровое питание " 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Гайфуллина Гульчачак Фоатовна

 

Рабочая программа кружка « Здоровое питание »

Пояснительная записка

 

Цель программы: формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и

  укрепление   здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа

   жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и

  здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Воспитательные задачи:

- развитие представления о социокультурных  аспектах питания, его связи с

  культурой  и историей  народа;

- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание

  того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры

   личности.

Развивающие задачи:

- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

- развитие самостоятельности, самоконтроля;

- развитие коммуникативности;

- развитие творческих способностей.

 

         В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

         Данная система занятий   предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

         Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:

·         внеклассных  занятий по правильному питанию;

·         праздников;

·         бесед;

·         классных часов;

·         экскурсий;

·         однодневных походов  в природу;

·         родительских  собраний, круглых столов, семинаров;

·         в рамках проектной деятельности;

·         конкурсов  рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;

·         выпуска газет, информационных буклетов.

Содержание программы

 

Разнообразие питания (6 ч)

            Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

 

Гигиена питания и приготовление пищи (8 ч)

 Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

 

Рацион питания, продукты питания (18 ч)

 Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря.  Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

           Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

 

           

 

4.Планируемые результаты изучения курса и результаты УУД

 

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
  • умение определять полезные продукты питания.
  • знание о структуре ежедневного рациона питания;
  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

 

5.Формы и виды контроля

 

Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.

 

Методические рекомендации

 

Здоровье человека закладывается смолоду. Более чем когда – либо в истории человечества современные люди задумываются над тем, что от характера питания зависит не только внешний вид и форма тела, но и самочувствие, здоровье и продолжительность жизни.

Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.

В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи. Немаловажное значение отводиться кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды. Важно сформировать культуру питания как составную часть культуры здоровья в школьном возрасте.

Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.

Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения практических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор  полезных продуктов и соблюдать режим питания. imageВыполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе обучения по данной программе дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Дети начинают соблюдать режим питания, правила гигиены, при выборе блюд и продуктов отдают предпочтение более полезным для здоровья и т.д.

Обучение по программе строится в занимательной для ребят форме. Оно отличается от традиционных уроков, представляя собой систему игровых заданий, конкурсов, праздников, помогающих ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания.

В рамках программы предусматривается просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.

 

 

 

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине. 

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

 

 

1. Ориентироваться в печатных тетрадях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книгах и наглядности.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию в справочной литературе и в  словарях.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

 

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Тема занятия

Кол – во часов

Цель

Задачи

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Важность правильного питания.

1.

Познакомить учащихся с героями программы.

Обогатить знания детей об основах рационального питания.

Анкетирование.Правильное питание.

Получение представления о правильном питании и его важности для здоровья.

3.09

 

2-3

Если хочешь быть здоров.

2

Сформировать представление о важности правильного питания

Формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания.

Экскурсия в природу, конкурс рисунков любимых блюд, инсценировка . Правила этикета: знакомство. Характеристики героев: внешний вид, характер, особенности поведения

Получение представления о важности правильного питания и знакомство с героями программы.

10.09

17.09

 

4 - 6

Самые полезные продукты.

3

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека; научить выбирать полезные продукты.

Формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда Формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека,

формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию.

 

Игра-соревнование, инсценирование      «Сказки про репку»Продукты, блюда, здоровье

Получение представления о том, какие продукты наиболее полезны для человека.

24.09

1.10

8.10

 

7 -9

Как правильно питаться.

3

Сформировать представление об основных принципах гигиены питания.

Развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения.

Развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием.

 

Игра-обсуждение, конкурс стихов Питание, здоровье, правила гигиены

Усвоение знаний о том, что от того, как, сколько и когда мы едим зависит наша работоспособность и внешний вид.

15.10

22.10

28.10

 

10 - 11

Удивительные превращения пирожка.

2

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдение режима питания.

Формировать представление о роли регулярного питания для здоровья,

формировать представление об основных требованиях к режиму питания.

Соревнование, тестирование, игра.

Режим дня, выбор рациона питания, здоровое питание.

Получение представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

12.11

19.11

 

12 -14

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

3

 Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака                        

 

Формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака,

формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде

 

Презентация о культурных растениях, предметное занятие с гербарием и крупами, ручной труд – детское лото Завтрак, режим, меню, каша, крупа

Формирование  у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

26.11

3.12

10.12

 

15 -17

В гостях у молока

3

Познакомить детей со значением молока и молочных продуктов

Формировать представление о роли молочных продуктов для здоровья человека

Конкурс пословиц, пение песен, игра, кроссворд  Правильное питание, молочные блюда, меню

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека молочных продуктов

17.12

24.12

15.01

 

18 -20

Плох обед, если хлеба нет.

3

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе; об опасности еды всухомятку.

Конкурс пословиц, пение песен, игра. Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню

Получение представления об обеде как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе; об опасности еды всухомятку.

22.01

29.01

5.02

 

21

Мы за чаем не скучаем

1

Расширить знания о чае как полезном напитке, познакомить с историей чая, с чайной церемонией

Формировать представление о роли воды для организма человека,

расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

Беседа. Практическое занятие – чайная церемония  Жажда, здоровье, напитки.

Формирование представления о роли воды для организма человека.

Расширение представления  о разнообразии напитков, о пользе различных видов напитков.

 

12.02

 

 

22-23

Поешь рыбки – будут ноги прытки

2

Формирование представлений о полезных свойствах рыбных блюд

Формировать представления о необходимости включения в рацион человека блюд из рыбы и морепродуктов

Игровая программа  Меню, здоровье, рыбные блюда

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека растительной рыбных блюд

26.02

5 03

 

24 -25

Полдник. Время есть булочки.

2

Познакомить детей с вариантами полдника, закрепить представление о значении молока и молочных продуктах.

Формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню.

Формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника

 

Конкурс-викторина, игра-демонстрация.

 Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты

Формирование представления о полднике как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе, значения молока и молочных продуктах.

12.03

19.03

 

26

Пора ужинать.

1

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню,

расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

 

Практическая работа -  меню для ужина , игра  Ужин, меню

 

Формирование представления об ужине как обязательной части ежедневного меню и о блюдах в его составе.

.1.04

 

27 - 28

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

2

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов,

формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.

 

Практическое занятие – выращивание зелени. Игра

 Витамины, фрукты, овощи

Формирование представления о необходимости включения в рацион человека растительной пищи и витаминов.

8.04

15.04

 

29

Как  утолить жажду.

1

Сформировать представление  о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

Формировать представление о роли воды для организма человека,

расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

 

Беседа. Практическое занятие – приготовление витаминных напитков. Жажда, здоровье, напитки.

Формирование представления о роли воды для организма человека.

Расширение представления  о разнообразии напитков, о пользе различных видов напитков.

 

22.04

 

30

Каждому овощу свое время.

 

Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

Развивать представление о пользе фруктов и овощей ,

формировать представление о сезонных фруктах и овощах.

Беседа. Практическое занятие – приготовление овощных салатов. Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Получение  представления о пользе фруктов и овощей ,

формирование представления о сезонных фруктах и овощах.

 

29.04

 

31

Где найти витамины весной

1

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

Формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов,

формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.

Беседа, игра. Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Получение представлений о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека

6.05

 

32

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

1

Сформировать представление  о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

Расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья,

формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом

 

Беседа, игра. Здоровье, спорт, питание, здоровый образ жизни.

Получение представления  о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

13.05

 

33-34

Праздник урожая

2

Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить с полезными блюдами для праздничного стола.

Обобщить знания о правильном питании,

расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах. Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.

 

 

Конкурс салатов и праздничных блюд. Концертная программа  Питание, здоровье, блюда

Получение  знаний  о правильном питании,

расширение представления о наиболее полезных продуктах и блюдах.

.20.05

22.05

 

 

 

Литература:

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

 6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

 7. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.

8. Издательский дом «Первое сентября», «Здоровье детей» № 13, 2005.

9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 2004. 

10. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15, 2005. 

11. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица, 2005.

12. http://www.prav-pit.ru/

13. http://www.sipkro.ru/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_zdorovoe_pitanie_1.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровое питание

Слайд 2

Цель урока: 1.Познакомить с основными продуктами, составляющими здоровое питание 2.Сформировать ориентацию на здоровое питание как составляющую здорового образа жизни

Слайд 3

рыба чипсы пепси мясо морковь газированная вода капуста лапша быстрого приготовления сникерс кукуруза ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ

Слайд 4

Молочные продукты и яйца

Слайд 5

Мясные продукты и рыба

Слайд 6

Фрукты и овощи

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

Витамины

Слайд 9

Витамин А (ретинол) Источники: морковь, зелёный салат, персики, абрикосы, арбузы, кукуруза, бананы, тыква, печень, яйца, сливочное масло, сметана, молоко, рыба, шпинат. Функции: повышает сопротивляемость организма к инфекциям, достаточное количество гарантирует хорошую кожу, красивые волосы, крепкие ногти. Дефицит вызывает появление «гусиной кожи», ломкость ногтей, быструю утомляемость. Снижается острота зрения.

Слайд 10

Витамин В 1 (тиамин) Источники: чёрный хлеб, хлеб с отрубями, овсяные хлопья, печень, дрожжи, свинина, постное мясо, коровье молоко. Функции: регулирует обменные процессы в организме, а также водный баланс. Дефицит может привести к повышенной раздражительности, бессоннице, расстройству различных систем организма, ослаблению памяти.

Слайд 11

Источники: молоко и молочные продукты, мясо, рыба, хлебопродукты, дрожжи, ростки пшеницы, грецкие орехи, грибы. Функции: способствует росту молодого организма, ускоряет заживление ран, помогает улучшать кровь. Дефицит приводит к расстройству пищеварения, нарушениям работы нервной системы. Витамин В 2 (рибофлавин)

Слайд 12

Витамин C (аскорбиновая кислота) Источники: цитрусовые, зелень петрушки, плоды шиповника, чёрная смородина, капуста, киви, красный сладкий перец. Функции: Укрепляет кровеносные сосуды, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, участвует в заживлении ран. Дефицит вызывает вялость, быструю утомляемость, снижается работоспособность, повышается восприимчивость к инфекциям, в том числе к гриппу и ОРВИ.

Слайд 13

как часто нужно есть в течении дня? 1-2 раза, но по - многу 3-4 раза за день небольшими порциями каждый час когда нужно есть? когда захочется в определенные часы когда есть время Правильное питание

Слайд 14

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !!