Рабочая программа кружка "Здоровей-ка"
рабочая программа по зож (2, 3 класс)

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_kruzhok_zdoroveyka_2-3.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Семлевская средняя общеобразовательная школа № 2

Вяземского района Смоленской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.

ПРИНЯТО

                 на педагогическом совете

Протокол № 8

        от 30 августа 2018 г.

        УТВЕРЖДЕНО                          

             приказом директора

       № 122-01/08 от 31.08.2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Здоровей-ка»

(спортивно-оздоровительное  направление)

для   2 и 3 классов

на 2018 / 2019  учебный  год

                                                                                                                      учителя начальных классов первой категории

                                                                                                                   Васильковой Натальи Викторовны

2018 год

Пояснительная записка

Общая характеристика

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса. Она может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Цели и задачи программы «Здоровей-ка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашей школе, что подтверждено текстом далее.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа жизни, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, тесты и анкетирование, викторины, круглые столы, КВН, конкурсы рисунков, решение ситуационных задач,  театрализованные представления.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровейка» предназначена  для обучающихся 2 и 3 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю, 34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:

  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;
  • установка на здоровый образ жизни: формирование желания быть здоровым душой и телом; стремиться сохранить своё здоровье, применяя знания и умения.
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

    В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Тематическое планирование с определение основных видов внеурочной деятельности обучающихся

п/п

Коли-

чество часов

Наименование

тем курса

Виды деятельности

Дата

План

Факт

Моё здоровье в моих руках (12 часов)

1-3

3

Почему мы болеем.

1)Какие бывают болезни.

2)Причины болезни

3) Как здоровье?

Вступительное слово учителя. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше знает?» беседа о профилактике болезней. Тест «Твое здоровье».

10.09

17.09

24.09

4-5

2

Кто и как предохраняет нас от болезней

  1. Как организм помогает себе сам
  2. Здоровый образ жизни.

Беседа по теме. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки». Памятка «Как правильно готовить уроки».

01.10

08.10

6

1

Кто нас лечит.

1)Какие врачи нас лечат.

Беседа по теме. Режим дня. Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций. Самоанализ здоровья.

15.10

7-8

2

Прививки от болезней.

  1. Инфекционные болезни.
  2. Прививки от болезней.

Рассказ учителя об инфекционных заболеваниях. Игра-соревнование «Кто больше знает». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Игра «Полезно-вредно».

22.10

29.10

9-10

2

Что нужно знать о лекарствах.

  1. Какие лекарства мы выбираем.
  2. Домашняя аптека.

Беседа по теме. Запомни. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Игра «Светофор». Аптека дома. Запомни правила. Анализ ситуации. Это полезно знать.

12.11

19.11

11-12

2

Как избежать отравлений.

  1. Отравление лекарствами.
  2. Пищевые отравления.

Беседа по теме. Признаки лекарственного отравления. Практическая работа.

26.11

03.12

Правила безопасности ( 10 часов)

13-14

2

Безопасность при любой погоде.

  1. Если солнечно и жарко.
  2. Если на улице дождь и гроза.

Беседа по теме. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Правила поведения во время грозы.

10.12

17.12

15-16

2

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

  1. Опасность в нашем доме.
  2. Как вести себя на улице.

Беседа по теме. Анализ ситуации. Правила перехода улицы, где нет светофора. Заучивание слов.

24.12

14.01

17

1

Правила поведения на воде.

1) Вода - наш друг.

Беседа по теме. Обсуждение стихотворения. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

21.01

18

1

Правила обращения с огнем.

1)Чтобы огонь не причинил вреда.

Беседа по теме. Игра «Светофор здоровья».

28.01

19

1

Как уберечься от поражения электрическим током

1) Чем опасен электрический ток.

Беседа по теме. Помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Игра «Светофор здоровья».

04.02

20

1

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

1) Травмы.

Беседа по теме. Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

11.02

21

1

Как защититься от насекомых.

1) Укусы насекомых.

Беседа по теме. Анализ ситуации. Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.

18.02

22

1

Предосторожности при обращении с животными.

1) Что мы знаем про собак и кошек.

Беседа по теме. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам. Это интересно.

25.02

Сам себе я помогу ( 12 часов)

23-24

2

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

  1. Отравление ядовитыми веществами.
  2. Отравление угарным газом.

Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Признаки отравления ядовитыми веществами. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам. Вставь пропущенные слова.

04.03

11.03

25-26

2

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

  1. Как помочь себе при тепловом ударе.
  2. Как уберечься от мороза.

Беседа по теме. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам. Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам. Игра «Полезно-вредно».

18.03

25.03

27-29

3

Первая помощь при травмах.

  1. Растяжение связок и вывих костей.
  2. Переломы.
  3. Если ты ушибся или порезался.

Беседа по теме. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Практическая работа. Открытые и закрытые переломы. Анализ ситуации. Пиши и говори правильно.

01.04

08.04

15.04

30

1

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1)Если в глаз, ухо, нос, горло попало постороннее тело.

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Кроссворд «Органы».

22.04

31

1

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек

1)Укусы змей.

Беседа по теме. Это интересно. Признаки укуса змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Кроссворд «Скелет».

29.04

32-34

3

Сегодняшние заботы медицины

  1. Расти здоровым
  2. Воспитай себя
  3. Я выбираю движение.

Рассказ учителя. Анализ ситуации. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. Подвижные игры на воздухе. Игра «Веселые ребята».

06.05

13.05

20.05

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного» распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Критерии оценки результатов.

Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.

  1. учебно-методическое обеспечение:

Зайцев Г. К. «Уроки айболита» - СПБ, 1997г.

Зайцев Г. К. «Школьнаявалеология», Санкт-Петербург «Акцидент», 1998г.

Обухова Л. А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы, Москва «Вако», 2014г.

Гостюшин А. В. «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 1-4 кл., М., 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...