Освоение знаний по физической культуре. Режим дня, гигиена. Влияние двигательного режима на состояние здоровья.
методическая разработка по зож на тему

Акименко Марина Николаевна

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

ТЕМА: Освоение знаний по физической культуре. Режим дня, гигиена. Влияние двигательного режима на состояние здоровья.

Цель. 

Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

Задачи :

  • дать знания о влиянии рационального двигательного режима на состояние здоровья.
  • развивать внимание, творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
  • развивать навыки сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • вооружить учащихся знаниями о влиянии различных средств физической культуры на их всестороннее развитие.

Оснащение:

таблица с примерным режимом дня; кинопроектор; набивные мячи (весом 1-1,5 кг).

Планируемые результаты.

Личностные: самоопределение – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, стремятся одержать победу в подвижной игре: «Придумай сам», дают адекватную позитивную самооценку; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, мотивация учебной деятельности, развитие самостоятельности (придумывают сами упражнения), положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью; нрвственно-этическая ориентация – ориентируются на выполнение моральных норм, доброжелательность, управление своими эмоциями в различных ситуациях. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия:

  • познавательные - ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «режим дня», «гигиена», характеризовать значение физических упражнений, режима дня, личной гигиены для здоровья человека, ознакомление с правилами игры «Придумай сам», планировать и корректировать физическую нагрузку;
  • регулятивные -

– принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений (с набивными мячами, ходьбе и беге) и участии в игре, организовывать места занятий в сотрудничестве с учителем, оценивать правильность выполнения действия, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;

  • коммуникативные

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности, задавать вопросы, контролировать действия партнера, взаимодействовать со сверстниками в игре (эстафете);

Предметные результаты:

– знания и способы двигательной деятельности, умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, гигиена, физические упражнения, оздоровительная ходьба и бег), бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности, оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий.

Вводная часть (3-5 мин)

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами начинаем наши занятия по физической культуре в IV (последней) учебной четверти. Эта четверть представляет собой итог того, что вы изучали в трех предшествующих четвертях. Я надеюсь, что после непродолжительного отдыха во время весенних каникул вы очень быстро войдете в спортивную форму и к концу учебного года покажете хорошие достижения в своем физическом и духовном развитии. Начало нашего урока будет для вас не совсем обычным, не совсем привычным, но привлечет ваше внимание к двигательной деятельности, многих заинтересует. Итак, начинаем трудиться, учиться, повторять, закреплять и обязательно новое для себя познавать.

Основная часть (25-30 мин)

Я задаю вопросы, а вы на них отвечаете, но не хором, а как установлено правилами — подняв руку.

1. Что называется режимом, или распорядком дня? О! Сколько желающих ответить на этот вопрос!.. Точнее всех ответила Оля. Режимом, или распорядком, дня называют правильное распределение времени для сна, питания, учебы, различных видов занятий и отдыха в течение суток (2—3 мин).

2. Второй вопрос посложнее. Что относится к основным элементам режима дня учащихся, ну например, второго класса, т. е. вас? Подумайте! Готовы! Называйте. Кто у нас желает? Так , Володя отвечает: а) учебные занятия в школе; б) игры на свежем воздухе; в) занятия в спортивных секциях; г) утренняя гимнастика; д) сон и т. д.

3. Мне кажется, что третий вопрос многих заставит призадуматься. А что вам дает правильное распределение времени в течение суток? Задумались. Давайте будем отвечать вместе со мной. Воспитывает силу воли, организованность, дисциплинированность; положительно воздействует на здоровье. А еще хотелось бы добавить, что исследования ученых показали, что среди школьников, соблюдавших режим дня, в 1,5 раза больше отличников и в 2 раза меньше неуспевающих, чем среди ребят, не придерживающихся режима дня.

А сейчас — маленький сюрприз для вас: попробуем показать (изобразить) основные моменты режима дня.

Всем встать свободно, распределяясь по всей площади зала. Начинаем (изображать) выполнять режим дня:

— подъем — потягиваемся;

— утренняя гимнастика — выполняем свои любимые упражнения;

— умываемся, застилаем постель, одеваемся, завтракаем;

— идем в школу;

— сидим на уроках, выполняем физкультминутки;

— двигаемся на переменах;

— обедаем;

— игры и развлечения на свежем воздухе;

— дорога домой;

— занятия по интересам;

— ужин;

— приготовление ко сну;

— сон.

Я и не предполагал, что вы так интересно проявите себя в роли артистов. Судя по тому, как вы выполняли каждый элемент режима дня, можно быть уверенным, что вы так же хорошо придерживаетесь этого распорядка каждый день. После такой хорошей двигательной разминки, где мы за 5 минут «прожили» целые сутки, постараемся вспомнить, что же еще нам так важно знать, чтобы самим заботиться о себе, о своем здоровье и как можно меньше перекладывать эти заботы на пап, мам, бабушек, дедушек (10-12 мин).

Я вам сейчас подскажу — это знания о влиянии на организм человека гигиены, оздоровительных сил природы и физических упражнений.

Гигиена — эта наука о здоровье, средствах и методах его укрепления и сохранения, а также предотвращения отрицательного влияния на него факторов окружающей среды. Посмотрите фрагменты фильма по гигиене и ответьте на вопрос: «Что является важнейшим требованием гигиены?» — правильно ответил Никита! «Чистота — залог здоровья!» А сейчас дискуссия на эту тему (5-6 мин).

А что мы относим к оздоровительным силам природы? Галя правильно ответила: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Ответьте, как вы используете оздоровительные силы природы? (Ответы учащихся 5-6 мин).

И наконец, самое главное — физические упражнения. Они оказывают благотворное влияние на все основные системы организма (дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и др.), укрепляют мышцы, связки, формируют правильную осанку, совершенствуют двигательные качества, моральные, волевые, укрепляют здоровье человека, содействуют развитию организованности, коллективизма. Вы уже испытали на себе их положительное воздействие? Ну, что так робко? Конечно, испытали. Но вижу, что многим из вас не терпится поскорее подкрепить сказанное действием. Разобрали по одному набивному мячу. Как вы уже заметили, мячи, приготовленные для вас, разложены на гимнастических скамейках. Встали свободно. Выполняем упражнения с набивными мячами:

— ходьба (30 с);

— бег (90 с);

— ходьба в полуприседе, мяч перед собой в прямых руках, за головой (60 с);

— стоя на месте. Наклоны в стороны, мяч над головой (30 с);

— в широкой стойке, мяч над головой, наклоны вперед; наклониться, положить мяч как можно дальше за линию ног и выпрямиться, с очередным наклоном взять мяч и выпрямиться 15 раз (30 с).

Для того чтобы быть здоровым, нужно заботиться о своем здоровье, потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Запомните, ребята, основные правила здоровьесбережения и постарайтесь применять их в своей жизни:

  1. Соблюдайте режим дня.
  2. Обращайте больше внимание на правильное питание.
  3. Больше двигайтесь.
  4. Спите в прохладной комнате.
  5. Гоните прочь уныние и хандру!
  6. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
  7. Желайте себе и окружающим только добра.

Игра «Придумай сам». Учащиеся делятся на две команды, строятся в шеренги в противоположных сторонах зала лицом к его середине и рассчитываются по порядку. Я буду называть любой номер. Имеющие этот номер выходят на середину зала и показывают упражнение, которое придумали сами. Выигрывает команда, игроки которой имели меньшее количество отказов от выполнения придуманных им самим упражнений (8-10 мин).

Заключительная часть (3-5 мин)

Построились в одну шеренгу. Закрыли глаза. А я вам напомню, чем мы с вами сегодня занимались на нашем первом уроке физической культуры в IV четверти. (Краткое изложение урока). Не открывайте глаза. Я хочу, чтобы вы еще представили, что вот-вот сойдет снег и появятся первые цветы — подснежники, засияет своим необыкновенным сиянием солнышко, согреет нас, приласкает. Можно открывать глаза. Вы сегодня неплохо потрудились. Мы многое успели.

В конце урока мне хотелось бы вам напомнить:

Получен от природы дар,

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз-

Здоровье! Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить!

До свидания ребята, не забудьте про домашнее задание — выполняйте режим дня, больше двигайтесь. Будьте здоровы!

На данном уроке была достигнута его цель: формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни, выполнены поставленные задачи, а также планируемые результаты учебных действий учащихся. Урок получился познавательным, сочетая в себе теоретические сведения (беседа о гигиене, режиме дня, просмотр фрагментов фильма о гигиене) и практические (двигательные) действия (игра, упражнения с набивными мячами, ходьба, бег). Для того, чтобы урок был интересным и запоминающимся для ребят, чтобы весь учебный материал был ими усвоен, учителю необходимо создать психологически комфортную атмосферу, создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечить личностно-ориентированный подход к учащимся на уроке. Каждому ребенку необходимо дать возможность познать себя, свои ощущения, поверить в свои силы, понять, что он может, на что должен опираться при выполнении различного рода двигательных заданий, научиться лучше познать других в различных видах совместной двигательной (творческой) деятельности. Необходимо научить детей контролировать состояние своего здоровья (измерить ЧСС, следить за величиной физических нагрузок, вести дневник наблюдений и.т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста

Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....

Знания о физической культуре», тема «Современные олимпийские игры»

Знания о физической культуре», тема «Современные олимпийские игры»...

Теоретические знания по физической культуре в форме тестирования.

Для чего надо изучать теорию физической культуры на уроках?  Во-первых,  чтобы школьники не бездумно выполняли различные физические упражнения и задания учителя, а осмысливали свои действия,...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Лечебной физической культура» для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации 4 года

Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся  школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.Имеются нарушения сердечно - сосудист...

Физическая культура, 1 класс Гигиена. Личная гигиена Перечень вопросов, рассматриваемых в теме В теоретической части представлены: • понятие о личной гигиене; • гигиенические процедуры. Урок посвящён личной гигиене и её основным процедурам.

Режим дня – это распорядок дел на день, расписанный по часам.Личная гигиена – это процедуры по поддержанию чистоты своего тела.Зарядка – комплекс упражнений, выполняем...