Использование здоровьесберегающих технологий на уроке
статья по зож на тему

Любителева Ольга Александровна

Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Поэтому во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.И потому, приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста должны стать здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке

Автор: Любителева О.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8

Рузаевский МР

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

 Из этих слов становится понятно: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. С первых шагов и до последнего вздоха, самым драгоценным даром природы было, есть и будет здоровье.  Встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.

А здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Не секрет, что в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Статистика свидетельствует, что число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15 %, (т. е. один здоровый ребенок – на шесть больных), но стоит переступить порог школы, соотношение ухудшается. Например, в моём классе до 45 % детей часто болели простудными заболеваниями. Учащиеся часто пропускали занятия в связи с болезнью. У 20 % детей наблюдалось снижение зрения, у 30% были проблемы с позвоночником. 

 Поэтому во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников

И потому, приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста должны стать здоровьесберегающие технологии.

Я продолжаю работать над поисками педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья, в своей работе использую личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании, ибо учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.

Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детей.

Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».

Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся, удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности.

Критерии здоровьесохраняющего урока:

  • Двигательная активность.
  • Сенсорно-разнообразная среда.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Работоспособность.
  • Дифференциация.
  • Эмоциональный фон.

           При планировании  урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности – 6 – 8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.

Во время урока применяю не менее 3 методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. На перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Учу детей своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть), а также выполнять обязанности дежурных (вымыть классную доску, положить чистую влажную тряпку и мел) и всегда помогаю им в решении этих задач. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики.

Для решения этой задачи вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока.      В идеале этот приём применяется с использованием специальной мебели «конторок» (элемент методики Базарного).

 Я  применяю вариант этой технологии без использования конторок. Поэтому стремлюсь там, где возможно, менять позу детей - во время  урока ученики работают то сидя, то стоя, и, даже, передвигаясь по классу. Перевод из одного положения в другое происходит по команде учителя. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. В зависимости от характера урока это может происходить до трех раз при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут. Кроме того, прямостояние использую, когда дети слушают какую - либо информацию (мою или отвечающего ученика).

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели  физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, - психо-эмоциональной);

- снижается степень низкой склоняемости головы.

         На каждом уроке провожу по две физкультминутки. Одну через 15 – 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Что использую? Стихотворные физминутки, дифференцированные, например

  1. Упражнения для детей с избыточным весом.
  1. ходьба с высоким поднимание коленей;
  2. и.п. - ноги вместе, руки опущены.Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.и., выдох;
  3. и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;
  4. прыжки с хлопками над головой
  1. Упражнения для улучшения осанки.

1)и.п  - о.с. Принять правильное положение,зафиксировать его;

2)ходьба с правильной осанкой;

3)ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (39сек)

5)легкий бег на носках;

3. Упражнения для профилактики плоскостопия

1)и.п –стоя на наружных сводах стоп, полуприсед:

2)и.п –стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п. (4-5раз);

3)и.п –стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4)и.п –стоя, поднять левую(правую) ногу – поворот стопы к наружи, поворот стопы внутрь (3-5 раз)

     Или  использую  «Весёлых человечков».Показываю весёлых человечков, и дети делают такие упражнения. Эти упражнения им очень нравятся. Их они выполняют с большим удовольствием

Вторую физкультминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса или гимнастику для глаз, в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Например, во время урока я использую элементы методики учёного Базарного . Остановлюсь поподробнее.

     Так как в возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития контроль за состоянием зрительной функции ребенка имеет особое значение. Что получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Поэтому необходимо использовать работу с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребёнка.

Отличительной особенностью методики является то, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру  располагаю  в любой точке класса. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. Чаще всего использую этот прием на уроках математики при изучении и повторении таблицы умножения.

Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомлении с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. всматриваясь в удаленные наглядные материалы  дети снимают напряжение с глазных мышц.

Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую в своей работе специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий( работа с офтальмотренажёрами). Наиболее известный из них «Восьмёрка». В идеале этот тренажёр должен располагаться на стене  или на потолке. Я схему траектории чертила на листе ватмана. Каждую траекторию изобразила разным цветом. Вертикальная и горизонтальная линии коричнево-золотистого цвета, наружный овал – красный, внутренний овал – зеленый, восьмерка – ярко-голубая.

школа  3

Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Стрелки указывают направление движения, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняем коллективно и стоя. Кроме этого тренажёра использую различные зрительные траектории. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов. Толщина линий – 1 см.

Пирамидки, тарелки с разноцветными кружками, различный коврики также являются офтальмотренажёрами. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использую тренажер на любом уроке.

В настоящее время  работаю над созданием электронного офтальмотренажера, где фон слайда будет представлен успокаивающимися тонами: зеленым или голубым. А также для снятия утомления, отдыха (расслабления) можно подобрать звуковой фон: звуки леса, шум прибоя и т. д. Т. е. получаем  уже двойной эффект релаксация. А также определенная музыка может быть фоном для работы, требующей повышенной концентрации, только она должна звучать негромко, еле слышно.

Упражнения для глаз:

- Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

-Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

-Представьте вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и , наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

-Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник (лодочка), закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

-Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости.

Затем расслабиться не 5-6сек.

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

-учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затеи они выполняют наклон в левую сторону и помигивают левым глазом.

С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.      

Прослушивание музыки  также благоприятно действует на организм.  Человек меньше устаёт и выполняет больший объем  нагрузки, чем без музыкального сопровождения. Классическую музыку использую на уроках наиболее часто. Она повышает иммунитет, избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка Моцарта. Его произведения рекомендуются при стрессе, головной боли, для эффективного усвоения какого-либо материала, причем эффективны все произведения этого композитора.

Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает; голубой ухудшает настроение; зеленый – улучшает настроение, успокаивает; желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Поэтому таблицы, схемы оформляю в разных цветах,  на доске работаю мелом разного цвета.

Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата у детей  использую дыхательную гимнастику. Особенно часто ( почти на каждом уроке) – это уроки литературного чтения, при работе над артикуляционным аппаратом.

Дыхательные упражнения

«Свеча». И. п. – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом».И. п. – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик». И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания».И. п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

        Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Использую упражнения на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качания головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

-«шапка для размышлений» - улучшает внимание, ясность восприятия и речь;

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

     

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

ПАМЯТКА

«Как подготовить и провести здоровьесберегающий урок»

1. Обстановка в классе должна соответствовать гигиеническим нормам.

2. Виды учебной деятельности должны чередоваться. Норма – 1-7 видов.

3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут.

4. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех, их чередование – через 10-15 минут.

5. Выбор методов проведения урока должен способствовать активизации учащихся.

6. Длительность применения ТСО должна соответствовать гигиеническим нормам.

7. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Позы учащихся должны находиться под контролем учителя.

9. Физкультминутки на уроке обязательно должны присутствовать.

10. Содержательная часть урока должна иметь позиции, направленные на формирование и привитие навыков здорового образа жизни.

11. Необходимо формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности.

12. Психологический климат на уроке должен быть благоприятным.

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок обязательно.

14. При планировании урока необходимо обратить внимание на его плотность.

15. Урок необходимо построить таким образом, чтобы момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности соответствовал возрасту и развитию учащихся.

16. Темп окончания урока должен быть оптимальным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и  указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...