Здоровьесбережение в обучении и воспитании младших школьников.
статья по зож на тему

Крылова Елена Владимировна

Здоровье детей в посление время резко ухудшилось.В школу приходит много ослабленных детей. Задача современной школы не только сохранить здоровье ребенка , но и создать условия для его укрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Здоровьесбережение

в обучении и воспитании младших

школьников.

                                   

 Учитель начальных классов

                                      ГБОУ СОШ  № 709

                                      Крыловой Е.В  

Актуальность темы.

По данным медицинского обследования среди школьников к 1 группе здоровья относится  от 8,6% до 14,2 %, ко 2 группе ( группе риска)- от 37,1 до 47 %, к 3 (с функциональными нарушениями) – от 40,4 до 48 % и к 4 группе ( с хронической патологией)-  0,2 до 22%. Причём, за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз.

    С возрастом, в процессе обучения в школе, прогрессивно нарастает число травм, заболеваний кожи, зрения. Очень высоки данные по таким заболеваниям, как тонзиллит, гайморит, кариес, являющимся первопричиной развития хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и др.систем.

   Здоровье детей за последние годы резко ухудшилось. В настоящее время детей, которые успешно выполняют тест на « школьную зрелость»-18%, а 20 лет назад в 1,5 раза больше. Много ослабленных детей. У 1/3 шестилеток нарушения в иммунном  статусе. Доля влияния школьного фактора на здоровье в процессе учёбы возрастает.

   Таким образом, мониторинговые исследования , проведенные в разных регионах страны показывают, что педагогический процесс является здоровьезатратным для всех его субъектов.

   Итогом исследований стал Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от № 31 мая 2002 г. № 176/2017 « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации».

Концепция системы оздоровительной деятельности.

  Проблема сохранения здоровья ребенка в школе  имеет как физиологогигиенические, так и собственно педагогические аспекты. В реальной практике трудно отделить одно от другого, да это не столь важно. Гораздо важнее, учитывая те и другие факторы, выстроить учебный процесс таким образом, чтобы он не только не ухудшал физическое состояние учащихся, но,  напротив, укреплял их силы и возможности.

  Возникновение данной концепции системы оздоровительной деятельности неслучайно, оно вытекает из анализа выявленных противоречий и попыток разрешить их.

  Эти противоречия можно сформулировать следующим образом:

  1.  Уровень заболеваемости школьников с каждым годом неуклонно растет, а уровень их знаний о причинах, механизмах развития заболеваний и способах самооздоровления остается по - прежнему низким.
  2.  Система обучения в целом является одним из значимых факторов, ухудшающих здоровье детей. Однако до настоящего времени нет обязательных для ОУ форм оздоровления детей по месту учёбы, которые не мешали бы педагогическому процессу, а логично вплетались в него.

 Самое время ответить на вопрос: что же такое здоровье? Согласно одному определению:

ЗДОРОВЬЕ- это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.  

   Однако должен ли ребенок быть пассивным объектом здоровьесберегающих факторов в образовательном процессе? Другое определение гласит:

ЗДОРОВЬЕ-это индикатор качества среды и активности самого человека.

В большинстве многими школами накоплен определенный опыт , но ими проводятся узкоспециализированные мероприятия. В частности, есть опыт использования таких мероприятий, как специальная система профилактики нарушений  осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливаний и т.п.

В то же время    под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:

  •  Факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников ( экологические, экономические, со -  циальные и т.д.) ;
  •  Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристики контингента школы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
  •  Организация и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы;
  • Динамика текущей и хронической заболеваемости.

Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

  1.  рациональная организация ученого процесса  в соответствии с санитарными нормами и  гигиеническими требованиями;
  2.  рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
  3.  организация рационального питания учащихся;
  4.  система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Оздоровительная работа в школе.

Проведение оздоровительных мероприятий на первом году обучения в школе не только повышает функциональные возможности первоклассников, но и способствует сохранению здоровья и гармоничному физическому и интеллектуальному развитию  детей в возрастном периоде от 6 до 11 лет. Особенно это важно в период адаптации к началу обучения в 1 классе.

   Оздоровительная работа в школе должна строиться с учетом ряда принципов:

  • Дифференцированность: приоритеты должны отдаваться мероприятиям, направленным на  повышение функционального резерва тех систем, которые испытывают в данное время наибольшее напряжение.
  • Патогенетическая  обоснованность:   использоваться мероприятия с  изученными механизмами действия;
  •  Преемственность: оздоровление должно проводиться в течение года непрерывно.
  • Многофакторность: в оздоровлении необходимо  пользовать как природные так и физические факторы.
  • Комплексность: в проведении оздоровительных мероприятий должны участвовать медицинские работники, педагоги, психологи и родители.
  • Этапность : оздоровительные мероприятия нужно проводить в школе, дома ,а также в учреждениях дополнительного образования.
  • Разнообразие форм работы: проводимые мероприятия нужно  разнообразить, избегая монотонности, использовать игровые формы;
  •  Соответствие режимным моментам: мероприятия должны логично соотноситься с режимом дня и суточными биоритмами детей.
  • Индивидуализация: необходимо учитывать неадекватные реакции на оздоровительные мероприятия отдельных детей  и предусматривать возможность подбора их с учетом здоровья ребенка и его психологических особенностей.

Структура оздоровительной работы в школе.

 

Неоспоримым является утверждение, что для успешного педагогического процесса, необходим здоровый педагог. Поэтому я начала изучения собственного здоровья.  Из 10 обследуемых добровольцев- учителей начальной школы имеют заболевания:

Органов дыхания

44%

Сердечно-сосудистой системы

75%

Желудочно-кишечного тракта

69%

Внутренних органов

59%

Эндокринной системы

50%

Нервной системы

75%

Аллергические и кожные

63%

Нарушение осанки

63%

Лор

56%

Нарушение зрения

88%

Нарушение слуха

6%

Нарушение иммунитета

44%

Кариес

88%

Травмы

50%

Оперативные вмешательства

63%

Цифры говорят сами за себя.

Каково здоровье наших учеников?

 Согласно медицинским данным из школьных журналов:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1 классы

23%

59%

16%

2%

2 классы

21%

59%

19%

1%

3 классы

35%

50%

15%

-

4 классы

39%

45%

16%

-

Таким образом, только 30% здоровых детей в настоящее время обучается в начальной школе. Имеют хронические заболевания:

1кл

2кл

3кл

4кл

итог

Врожденные  пороки, родовые травмы

8%

15%

8%

8%

10%

Органов дыхания

8%

7%

8%

9%

8%

Сердечно-сосудистой системы

11%

5%

2%

2%

5%

Желудочно-кишечного тракта

8%

14%

7%

10%

10%

Внутренних органов

13%

14%

12%

10%

12%

Эндокринной системы

0

1%

5%

1%

1%

Нервной системы

6%

5%

7%

16%

9%

Аллергические и кожные

17%

17%

27%

18%

20%

Нарушение осанки, опорно-двигат. аппарата

27%

20%

26%

25%

24%

Лор

19%

19%

21%

20%

20%

Нарушение зрения

9%

12%

6%

9%

9%

Нарушение иммунитета

6%

17%

12%

6%

10%

Кариес

59%

47%

42%

47%

48%

Травмы

16%

11%

21%

31%

20%

Оперативные вмешательства

14%

17%

13%

11%

14%

Требуется логопедическая коррекция

14%

14%

12%

9%

12%

Требуется психологическая коррекция

16%

28%

18%

9%

18%

Нарушение слуха

0

1%

1%

1%

1%

Таким образом, почти половина детей в начальной школе нуждается в санации полости рта . ¼  часть учащихся имеет нарушения осанки, опорно-двигательного аппарата. На 3 месте ( по 20% детей) – аллергические, кожные заболевания; лор заболевания и травмы.

Заболеваемость растет в 1 и 4 четвертях, т.к. к концу учебной деятельности дети устают, а в начале учебного года, возможно связано с дезадаптацией

   Проанализировав данные на листе здоровья в журналах, я сделала вывод, что записи ведутся формально. Например, на протяжении 4 лет диагнозы детей повторяются из года в год, не появляются новые и не снимаются старые.

Ёще одна проблема. В настоящее время, школьный врач не делает запись о хронических заболеваниях в школьных журналах. Хорошо ли это?

Значительную часть дня ребёнок проводит в школе и учитель просто обязан знать о каких-то нюансах здоровья вверенных ему детей, чтобы не навредить.

Из всего выше сказанного, очевидно, что назрела необходимость осуществлять здоровьесберегающие подходы в работе с младшими школьниками.

Что нужно для того, чтобы человек вёл себя тем или иным образом, а именно проявлял заботу о собственном здоровье? Очевидно, что он должен:

  1.  Знать, как это делать.
  2.  Хотеть это делать.
  3.  Уметь это делать.

Каковы источники здоровьесберегающего воздействия на школьника?

 Рассмотрим модель:

                                          Школа

                                       Ученик

Семья и сам человек                                            Среда

От чего же зависит школьное воздействие на здоровье ребёнка?

  1.  От педагогов.
  2.  От образовательных технологий.
  3.  От содержания образования.
  4.  От безотметочного обучения.

Учитывая все эти предложения, можно наметить пути по реализации программы « Здоровье»

  1. Элементарный мониторинг.

Известны случаи, когда родители при поступлении ребенка в школу утаивали серьезные проблемы по здоровью и даже инвалидность, ради того, чтобы попасть в 1 класс. А о последствиях повешенной нагрузки совсем не думали.

Поэтому:

  • Анкетирование врачом поступающих в 1 класс.
  • Медосмотр  детей специалистами с 1 по 4 классы , с заполнением таблиц состояния здоровья детей и рекомендации для учителей.
  • Диагностика физического развития учителями физкультуры.
  •  Мониторинг питания детей в период пребывания в школе.

  1. Профилактические здоровьесберегающие мероприятия для учащихся.
  • Рациональное питание
  • Фитопрофилактика.
  • Закаливание.
  • Массаж.
  • Разные виды гимнастик на уроках (для глаз, пальчиковые, динамические).
  • Мероприятия, направленные на снижение психо - эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы. ( Мышечная  релаксация, элементы аутотренинга, воздействие цветовых гамм, использование функциональной музыки ).

  1. Укрепление материальной базы.
  •  Приобретение аппарата для оздоровления воздуха.
  • Покупка офтальмотренажёра.
  • Установка музыкального звонка.
  • Разметка на полу в коридорах «прыгалок».
  •  Приобретение магнитофонов для общих физкультминуток на переменах.

  1. Повышение информированности родителей по вопросам здоровья.
  • Выступление психолога и врача на родительских собраниях.
  •  Анализ учителем состояния здоровья детей своего класса и доведение до сведения родителей.
  •  Информирование родителей о режиме дня школьников и допустимых учебных нагрузках.
  •  Создание банка данных о родителях-врачах в нач. школе, для привлечения их  к сотрудничеству.

  1. Укрепление здоровья педагогов.
  • Льготное санаторно-курортное лечение.
  • Обязательный отдых в каникулы.
  • Посещение спортивного комплекса.
  • Создание комнаты эмоциональной разгрузки.
  • Создание комфортных условий для работы.
  • Занятия для обучения релаксации.

Содержание работы.

  1. Актуальность темы (тезисы).
  2. Концепция системы оздоровительной работы  (тезисы).
  3. Описание оздоровительной работы (тезисы).
  4. Структура оздоровительной работы  (тезисы)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников

Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья

В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций....

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.

В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....

Презентация по теме "Здоровьесбережение в обучении и воспитании младших школьников"

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического и социального благополучия....