ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья
статья по теме

Золотых Любовь Вячеславовна

В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                                       

                                                                                                     Золотых Л.В.,

учитель начальных классов

                                                                                                                          МОУ «СОШ № 11»

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Тема русский народ, его традиции мне очень близка по духу, так как я родилась в сельской местности. С самого раннего детства любила петь, участвовала в художественной самодеятельности, народных фольклорных праздниках. Из уст моей мамы я слышала интересные рассказы о земле русской, о её обычаях, укладе  жизни. Очень часто пела она мне народные песни, а в праздники  рассказывала о старинных русских обрядах и традициях. Меня привлекал этот сказочный мир старины. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения  ученикам.

 Сейчас можно с уверенностью сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Каждый раз, набирая первоклассников, считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обращаюсь к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Фольклор пробуждает генетическую память. Для детей фольклор – это не только культура, а это – способ жизни. Мои ученики, притронувшиеся к настоящему сокровищу – традиционной культуре, не только знакомятся с народными ремёслами, с носителями искусства, но и сами уже могут многое сделать.

Изучение исторических истоков нашей малой Родины является одним из эффективных средств формирования основ этнической культуры, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Приобщая детей к народной культуре и традициям, я воспитываю в них любовь и уважение к родителям и родственникам, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край.

Изучение обычаев, традиций и культуры русского народа создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств этнокультурной направленности в обучении и воспитании детей.

В своей  практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний, весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко использую современные компьютерные технологии.

Используя краеведческий материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у учащихся уважение и интерес к национальной культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями.

Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.

Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях русских писателей.

В своей работе  активно использую такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои русских сказок» и сборников загадок, пословиц и поговорок, проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения, праздников Рождества, Масленицы. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. К обобщающим урокам по разделу «Сказка ложь да в ней намек…» ученики перечитывают сказки, устраивают выставку интересных фольклорных изданий, рисуют иллюстрации к любимым народным сказкам, готовят небольшие сообщения о русских мастерах-сказителях, выполняют специальные задания. На уроках многие дети впервые узнают о необычной почетной профессии на Руси - профессии сказителя. Школьники определяют положительных и отрицательных героев, героев помощников, нейтральных персонажей, знакомятся со словами-архаизмами и подбирают к ним современную «пару», (соглядать - увидеть; сызнова - снова, опять; очи - глаза; стольный град - город и др.), находят сказочные приметы.                                            

Ребята знакомятся с русскими народными играми. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Мой опыт показал, что интерес детей к русским народным играм очень велик. Они знают и играют в подвижные игры «Серый волк», «Коршун», «Кошка и мышка», «Горелки», «Горшок»; в игры с мячом «Переброска», «Большая лапта», «Гонять зайца», «Свечки», «Вертушки»; в игры с разными предметами «Волчок», «Кольцо», «Обруч», «Волан»; в хороводные игры «Луг – лужочек», «Расти мак», «Плетень»; игры в фанты  «Птицы летают», «Глухие и немые», «Птицелов»; игры – шутки «Черепаха», «Запевала», «Молчанка».

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках. В этих праздниках артистично выступают родители детей, их бабушки и дедушки.

Во время проведения праздника «Любим и поем русские народные песни» дети знакомились и сами пели обрядовые, трудовые, шуточные, лирические песни.

Большим успехом у детей пользуются частушки. На празднике «Русская народная частушка» дети исполняли частушки под «Барыню», «Подружку», «Яблоко», «Цыганочку», «Семеновну».

Большую помощь оказывают родители учащихся. Они сделали макет русской печи, подарили сундук, самотканые половики. В избе есть чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, расписная посуда, причудливые игрушки. Раньше эти вещи бережно хранились у местных жителей. Все народные праздники проходят в «избе». И от каждой новой встречи ученики получали радость и удовольствие.

Детям интересно было увидеть в действии прялку, самим достать из бабушкиного сундука расшитые полотенца, рассмотреть старинный утюг. Чтобы доставить детям эту радость, мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы в классе.

Традиционно раз в четверть в «избе» отмечаются именины. На них обязательно приглашаются родители именинников. На столе самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к ним приходят любимые герои русских народных сказок, проводятся веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное – ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. При проведении праздника «Пир на весь мир» младшие школьники не только знакомились с традиционными блюдами русской кухни, но и играли в русские народные игры «Кострома», «Дрема». Наиболее эмоциональный отклик в душе ребенка, дающий духовные ростки, вызвал праздник «Пасхальные традиции русского народа». При подготовке к Великому празднику ученики расписывали пасхальные яйца, делали открытки, знакомились с пасхальными поверьями. Сколько положительных эмоций получили дети при встрече на празднике с иереем Спасо-Преображенского собора Григорием. Он провел познавательную и увлекательную беседу с ребятами. Познакомил их с пасхальными традициями русского народа. Священник обратил внимание на то, что каждый поступок ребенка должен соответствовать его искренним чувствам, вдохновляться сердцем.

Особую роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. На уроках изобразительного искусства и художественного труда дети знакомятся с дымковской игрушкой, хохломской росписью, народной вышивкой. Интересные затейливые узоры ребята увидели на празднике «В бабушкином сундучке». А какие кружева плели мастерицы, какие рушники, рубашки вышивали, какие бусы делали! А какие сарафаны шили, платки расписывали! Все это могли увидеть дети в бабушкином сундуке.

И, конечно, ни один народный праздник не обходился без хороводов и без игры на народных инструментах. С какой напевностью, народностью ученики в русских сарафанах и рубашках водили хоровод «На горе- то калина»!

Какую радость доставляет ребятам на праздниках изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выбирать «жениха» и «невесту».

На классных часах, внеклассных мероприятиях  дети знакомились с народной одеждой Белгородчины, которую называют «одёжей», «нарядом», «срядой». Характерными чертами народного костюма нашего края являются функциональность (сезонная, будничная,  праздничная), конструктивность (простая и доступная в изготовлении), декоративность (наличие вышивки, узорного ткачества).

Всё это способствует приобщению детей к традиционной русской культуре, духовному богатству, красоте и мудрости родного народа. Только сейчас мы начинаем понемногу осознавать, что без таких постоянных возрождений прошлого в настоящем немыслимо и само будущее.

Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие русского народа, обеспечивает системность и целостность духовно-нравственного образования младших школьников, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель этнической культуры формируется под её воздействием.

Систематическая целенаправленная работа в данном направлении способствует формированию этнокультурологической компетентности младших школьников. Осуществляемый мною систематический  подход в приобщении младших школьников к традициям русской народной культуры, с привлечением родителей учащихся класса, обеспечивает высокую результативность деятельности по включению детей в этнокультурные традиции в условиях городской общеобразовательной школы, а также содействует социализации личности ребёнка, укреплению семейных связей и формированию позиции сотрудничества образовательных учреждений и семьи в обучении, воспитании и развитии детей.

 Список используемой литературы

  1. Бударина Т.А. Знакомство детей  с русским народным творчеством/ Т.А Бударина, О.А. Маркеева. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2001. – с. 3 – 8
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя                «ВАКО» М. 2004, с. - 187
  3. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа/ В.А.Изотова. – журнал «Начальная школа» , № 5. – с. 23
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе, С.А. Шмаков. – М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1997. – с. 9
  5. www.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком"

 Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизм...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. (статья)

Статья об одном и способов духовно-нравственного воспитания в начальной школе, да и не только в начальной. О том как благотворно действуют занятия театром на детское сознание и насколько важно, и акту...

Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»

В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....

Статья: «Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников».

О проблеме личностно-ориентированного подхода в начальной школе....

Статья :Игра в обучении и воспитании младших школьников

Игра занимает важное место в обучении и воспитании младшего школьника. Разберем функции игры и принципы использования игры в обучающем процессе....