Главные вкладки

    Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников
    статья (1 класс) по теме

    Гаранжа Вера Владимировна

    Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                               

                           

                           

     

                       

                   

                  

                             «Использование

      информационно – коммуникационных                

       технологий в обучении и воспитании            

               младших школьников»

                                   

            

                                                Статью подготовила

                                                                     учитель начальных классов

            МОУ «СОШ №4»

                                                                    с.  Сотниковское

            Гаранжа В. В.

                                                               

                   

    Аннотация

    Статья раскрывает опыт учителя начальных классов по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе.

    Вводная часть.

    Слайд 2. Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация. Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников,  а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.

        Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество Человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

        Информационная компетентность включается в число ведущих компетентностей современного учителя, которые должны не только хорошо владеть компьютером, но и уметь квалифицированно отбирать компьютерные программы и материалы, которые в полной мере соответствуют содержанию, целям изучения конкретной дисциплины, способствуют развитию личности учащихся.

       Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.

       Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

        Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание и структура применяемых  электронных учебных материалов.

                Основная часть.

    Осуществляя намеченные преобразования необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы: Слайд 3

    - Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.

     - Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

     - Максимальное использование  всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

    Все субъекты единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы – ученики, учителя, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.

    Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.

          Из поставленных целей вытекают следующие задачи обучения: Слайд 4

    1. Познакомить  школьников с основными свойствами информации, обучить их приёмам организации и планирования деятельности, в частности  учебной,  при решении поставленных задач.

    2.   Дать  первоначальное представление о компьютере,

    современных информационных технологиях, современном информационном обществе.

        Применение компьютерной техники в начальной школе ведёт к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать всё то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:

    - стабильно высокой мотивацией учения за счёт игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакцией компьютера на правильность их выполнения;

    - возможностью дифференциации процесса обучения за счёт индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;

     - расширением спектра способов предъявления учебной информации за счёт  использования различных мультимедийных средств;

    - изменением форм организации учебной деятельности за счёт применения электронных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время.

    При решении задач информатизации начальной школы, конкретизируемых в программах и проектах создания открытой информационной образовательной среды начальной школы учреждениями образования, следует ориентироваться, на следующие направления применения информационных и коммуникационных технологий:                                                                Слайд 5

    - применение информационных технологий в образовательном процессе;

    - обучение информатике в начальной школе;

    - обеспечение профессиональной педагогической деятельности;

    - управление учебно–воспитательным процессом.

    Первое направление следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.

    Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.

    Обозначив актуальность повышения квалификации педагогов в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности, следует уделять особое внимание методической подготовке учителя начальных классов. Учитель должен быть подготовлен к применению современных технических средств обучения для развития личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, для формирования предметной, социальной, коммуникативной компетентности и информационной культуры младших школьников в процессе овладения предметными и общеучебными знаниями, умениями и навыками.

    Особого внимания заслуживает использование возможностей информационных и коммуникационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом в начальной школе. Информатизация в начальной школе имеет ряд особенностей. Главная из них связана с тем, что объектами мониторинга как непременного условия эффективного управления учебно-воспитательным процессом в школе первой ступени являются результаты учебной и творческой деятельности младших школьников, показатели индивидуальных особенностей учащихся.  При этом большое значение имеет не только регулярное получение информации об итогах коллективного тестирования или других видов контроля, но и результаты личного продвижения в обучении и развитии каждого ребёнка, потребность в получении которых учитель мог бы удовлетворить средствами новых информационных технологий в любой момент урока.

       Формы  использования компьютера;                 Слайд 6

    - наглядное представление информации;

    - обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком;

    - широкие возможности поощрения правильных действий.

        Средства ИКТ – ЦОР:                                           Слайд 7

    -электронные учебники;

    - обучающие программы;

    - Интернет (обучение, олимпиады, конкурсы, проекты);

    -  компьютерные презентации.

         В 2007-2008 учебном году пройдя обучение в учебно– образовательном Центре «ИНТЕРФЕЙС» по курсу «Оператор персонального компьютера», начала работать по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании младших школьников». 6 декабря 2008 года принимала участие в научно-практической конференции «Инновационная и экспериментальная работа в регионе: взаимодействие педагогической науки и практики» и моя статья была помещена в сборнике «Совершенствование инновационной работы в системе образования Ставропольского края».

        В настоящее время на уроках использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентации,  информационно-обучающие программы по грамматике, литературному чтению,  окружающему миру, тесты,

          Принимаем участие в Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах.  

    В октябре приняли участие в 1 детском литературном конкурсе. На конкурс отправила 4 детских работы: стихи, сказка, статья. Итоги будут подведены в январе.  

         Создав коллекцию анимационных картинок и используя эффекты анимации, провожу уроки с использованием компьютерных презентаций. Слайд 8

    Главное в презентациях:

    - тезисность;

    - информативность;

    - наглядность;

    - увлекательность. 

    В презентации показываю самые выигрышные моменты темы, подборку портретов, цитат, схемы задач, рисунки, фотографии и т. д. На экране могут появляться также определения, формулы, которые школьники не просто комментируют, но записывают в тетрадь и не надо  тратить время на повторение, можно успеть рассказать больше. Работая над созданием слайдов, я чувствую себя и сценаристом, и режиссером своего урока, выступаю в роли поэта и художника. Я могу составить такой сценарий урока, какой необходим мне в данном классе на конкретном уроке.

    На уроке чтения (Гиперссылка) по теме: «К. И. Чуковский «Мойдодыр» при знакомстве с творчеством поэта на экране появляется его портрет.

    Чтобы лучше понять значение слов: ушат, кушак, корыто, лохань на слайдах дети увидели картинки этих предметов. Я часто детям повторяю: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Эффективность таких фрагментов урока оказалась очень высокой.

    Провела урок окружающего мира в 1 классе (Гиперссылка) по теме: «Приглядись и удивись», с использованием компьютерной презентации в форме устного журнала «Зелёные страницы».  Реализовывая принцип наглядности, перелистывая страницу за страницей, дети повторяли материал о насекомых и на экране были представлены яркие красивые бабочки и жуки.        

    Продуктивность урока была высокой. Даже те дети, которые обычно не отличались высокой активностью, прекрасно работали на уроке.  

     Разработала проект педагогической мастерской по литературному чтению по теме: «В. А. Осеева «Все вместе» и осуществила его на практике. К этому уроку подготовила так же компьютерную презентацию.  В ходе мастерской  использовала работу в парах и группах с целью организации общения между учащимися,  а также привлекла всех учащихся к рефлексивной деятельности: анализу своих чувств, мыслей, взглядов.

        На уроке технологии  (Гиперссылка) при защите проектов  также использую компьютерные презентации.

       Слайд 9.  На семинаре «Развитие разносторонней личности учащихся посредством дополнительного образования» вместе с учащимися показала  презентацию кружка «Народные игры» (Гиперссылка) с использованием мультимедийных средств.

             В мае 2008 года на научно-практической конференции в рамках школы ребята защищали (Гиперссылка) два проекта: «Самородки земли благодарненской» и «Моя родословная»,  презентация этих проектов прошла на районном методическом совете для заместителей директоров.

       Летом   2008  и 2009 годов  работала в школьном оздоровительном лагере «Улыбка» и на закрытии  лагерной смены детям были представлены презентации «Как весело мы жили!»

           В этом учебном году проведены классные часы: (Гиперссылка) «Толерантность – этническое,  культурное многообразие России», (Гиперссылка) «Александр Невский – личность нации», заочное путешествие на кораблике от Москвы до малой Родины (Гиперссылка) «Нет ничего краше, чем Родина наша»

          В прошлом учебном году  в районном конкурсе лучших оздоровительных пришкольных лагерей заняли первое место, где был представлен видеофотоальбом. Весь материал был отправлен на краевой конкурс.

          Руковожу малым научным обществом, где мы занимаемся научно - исследовательской работой по теме: « Моя родословная». Слайд 10. И могу смело сказать, что исследовательская работа немыслима без компьютера. В  феврале месяце 2008 года провела мероприятие «Что в имени тебе моём» (Гиперссылка), на котором ребята  представляли свои имена. А с 9 по 23 апреля 2008 года  двое  учащихся принимали участие во Всероссийском  дистанционном конкурсе  «Моя родословная». (Гиперссылка) В конце конкурса успешно проведена чат – защита творческих работ. Алейникова Диана  заняла первое место в конкурсе -  проекте «Моя родословная» и награждена почётной грамотой Российской академии  образования Центра дистанционного образования «Эйдос». Оба участника получили свидетельства о прохождении данного проекта.

               В этом учебном году мы начали работу над  проектом «Планета заболела. Экология Ставропольского края» Слайд 11.

    Эффективное осуществление процесса информатизации возможно при комплексном подходе к разрешению следующих проблем:

    - совершенствование методической подготовки учителя начальной школы;

    - разработка электронных учебных материалов для обучения младших школьников;

    - создание организационно- педагогических условий для включения информационно- коммуникационных технологий в традиционный урок в школе первой ступени.

            В настоящее время в начальной школе  введен предмет информатика, который, естественно, предусматривает использование компьютеров в учебном процессе.

    Что необходимо в первую очередь для осуществления эффективной работы с учащимися?

    - Кабинет, оснащённый по требованиям гигиенических норм и правил.

    - Учащиеся, ориентированные на качественное обучение

    - Педагог, владеющий элементарными навыками работы с компьютером (уметь воспользоваться компакт- диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере)

    Урок информационной технологии у младших школьников подобно другому уроку в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы.

    Наиболее приемлемы следующие основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе:

    - урок в классной комнате;

    - урок в читальном зале библиотеки;

    - урок в компьютерном кабинете.

    Здоровье людей, работающих на компьютере, существенно зависит от качества той техники, которую используют в учебном процессе.

    Техника должна соответствовать современным требованиям, техникой необходимо аккуратно и бережно пользоваться, соблюдать все требования к правильной эксплуатации – только в таком случае пользование техникой (компьютером, монитором и др.) будет безвредным для здоровья (здоровья и школьников, и компьютера).

        О здоровье ребёнка мы обязаны подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера.

         С этой целью я разработала примерные правила поведения в компьютерном классе. Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебного процесса с учащимися на занятиях по информатике.

          Познакомила ребят с инструкцией правильной посадки за компьютером и  очень важно запомнить и выполнять несколько «золотых правил» при работе за компьютером.  Слайд 12.

    1. Перед работой за компьютером обязательно сделай разминку.

    2. Когда работаешь – сиди расслабленно.

    3. Чаще меняй позу, делай перерывы в работе.

    4. Пальцы должны быть лёгкими и  расслабленными.

    5. Заботься о зрении при работе  на компьютере.

    6. Закончил занятие – сделай разминку.

        Продемонстрировала ребятам фильм «Правила поведения в кабинете информатики».

        Важным является рассмотрение возможных негативных проявлений информатизации начальной школы, а также способов их преодоления. Главным из них является угроза здоровью учащихся. Подготовила подборку упражнений для профилактики ухудшения зрения и осанки у детей.  Причинами ухудшения зрения, осанки младших школьников может стать несоблюдение санитарно- гигиенических требований к организации работы с компьютером, в том числе превышение допустимого времени пребывания младших школьников перед включенным монитором.

         Профилактикой нарушения здоровья младших школьников является:

    Слайд 12

    - соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места,

    - оборудование кабинета безопасной техникой,

    - соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером,

    - проведение профилактики ухудшения зрения и осанки у детей,

     - педагогически целесообразный баланс между традиционными методами  преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий.

                                                      Заключительная часть. 

    В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно- информационная картина мира ребёнка и шкала ценностей. Наша задача выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса информатики.

    Немаловажен и тот факт, что все учебные предметы начальной школы увязаны между собой ниточками межпредметных связей, и поэтому на уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, который активно способствует их развитию. Этот учебный материал «работает» и на другие дисциплины учебного плана, так как многие темы носят развивающий  и обучающий характер. Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем.

    На уроке по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как ещё один источник дополнительной информации по предмету.

    Значение компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня очень велико:                                                                            Слайд 13.

    во первых  увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока;

    - у учащихся повышается уровень мотивации к учебной деятельности, интерес к изучаемому материалу;

    - ориентирует детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания,

        применять их  в жизненных ситуациях;

    - активизируется мыслительная  деятельность и творческое воображение;

    - реализуется принцип наглядности;

    - повышается интенсивность обучения;

    - усиливается индивидуализация учебного процесса;

    - создаётся особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей.

      Слайд 14.  Компьютер - только   инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были  и остаются учитель и его ученики.

    Любая педагогическая технология направлена на активизацию деятельности учащихся.  В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Но только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.

      Слайд 15.                                                        

                                                     

                                                           Литература:

    1. Современные образовательные технологии. Основные поня тия и обзор. / Авт.-сост. Г.Н. Петровский. - Мн.: НИО, 2000.

    2. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.М., «Вако» 2007.

    3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные тех нологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

    4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.

    5. Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся //  - 2000.—№ 2. -С. 90-96.

    6. Комплексная информатизация образования / Авт.-О.В. Крючкова. - Мн., 2006. - 176 с.

    7. XX. Калинова Г С, Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников //Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997

    8.  Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок   школьников.-М.: Просвещение, 1991;-64 с.

    Гаранжа Вера Владимировна

    МОУ «СОШ №4»

    с. Сотниковское

    учитель начальных классов

    356403

    Ставропольский край,

    Благодарненский район,

    с. Сотниковское,

    пл. Тучина №17

    8 86549 2-44-35


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

    Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

    Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

    УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

    Использование технических и информационных возможностей и интернета в обучении и воспитании младших школьников.

         Использование технических и информационных возможностей и интернета в обучении и воспитании младших школьников.    К техническим средствам обучения в начально...

    Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников.

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед  начальным  образованием новые цели. Теперь  в   начальной  школе ребенка должны научить не только читать, считать ...

    Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников

    С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

    План мероприятий по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий ФГОС в обучении и воспитании младших школьников

    Материал содержит описание опыта работы учителя по использованию информационно-коммуникационных технологий ФГОС в обучении и воспитании младших школьников....

    Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников

    Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...