Проектно-исследовательская работа "Здоровое питание"
проект по зож (4 класс) на тему

Проектная работа является формой пропаганды правильного питания, которая позволит приобщить детей к позитивному решению этой проблемы, поможет детям и взрослым сделать выбор в пользу старинных кулинарных традиций,полезных для здоровья продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovoe_pitanie.docx60.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова

Проектно-исследовательская работа

 «Здоровое питание»

 

                                                                       Выполнила Приходько Ангелина

                                                         обучающаяся 4 «В» класса

                                                      Руководитель Маленкина

                                                    Валентина Григорьевна

2014

Паспорт проектной работы

проекта

          Этапы

         проекта 

           Деятельность  педагога

Название проекта: «Здоровое питание»

Руководитель проекта: Маленкина Валентина Григорьевна

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение, музыка

Тип проекта по доминирующим методам: информационно-исследовательский, творческий.

Тип проекта по количеству участников: групповой, представление – индивидуальное

Состав проектной группы: обучающиеся 4 «В» класса МБОУ «СОШ №5» г.   Курчатова

Тип проекта по продолжительности проведения: средней продолжительности

Время работы над проектом: январь-март 2014 года

Цели проекта: формировать у детей представления о здоровом питании и учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Задачи проекта:

1) расширить знания о продуктах здорового и нездорового питания,

    пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

2) развивать интерес и формировать готовность к соблюдению правил

   рационального и здорового питания, ответственность за собственное

   здоровье и здоровье окружающих;

3) развивать творческие способности учащихся, стремление познавать новое,

    навыки исследовательской работы: умение самостоятельно работать со

    справочной литературой, различными источниками информации,

     развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать собранный

     материал, делать выводы.

Методы  работы:

  1. изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов о полезных и вредных продуктах, сбор и систематизация интересных фактов из истории питания;
  2. анкетирование «Потребительская корзина обучающихся» (3 «А», 4 «В» классы);
  3. соцопрос «Какие продукты едят школьники?»
  4. интервьюирование работников школы и специалистов в области организации правильного питания по вопросу «Что такое здоровое питание?»
  5. изготовление рисунков «Вкусной и здоровой пище – ДА, вредной – НЕТ!»
  6. изготовление коллажа из этикеток, обёрток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания;
  7. сочинение стихов и частушек о продуктах, полезных и вредных для организма.

Режим работы: использование классных часов, уроков окружающего мира, уроков изобразительного искусства.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

литературные источники, компьютер, сеть Интернет, фотографии.

Дополнительно привлекаемые участники: учащиеся 3-4 и 9-10 классов, директор школы, учитель биологии, учитель химии, учитель физкультуры, работники школьной столовой, медицинский работник, фермер, библиотекарь, родители.

Аннотация: идеей создания данного проекта послужило объявление о проведении научно-практической конференции «День науки». Проектная работа является формой пропаганды правильного питания, которая позволит приобщить детей к позитивному решению этой проблемы, поможет детям и взрослым сделать выбор в пользу старинных кулинарных традиций.

Предполагаемые продукты проекта: мультимедиа презентация, выставка рисунков «Вкусной и здоровой пище – ДА, вредной – НЕТ!», коллаж «Питайся правильно!», теоретический доклад.

 Осуществление учебного   проекта           

Деятельность детей

      I этап

Подготовительный

1.Помощь в выборе темы,

определении целей и

задач работы.

2. Помощь в выборе

направлений в работе

 над проектом, распределение

 ролей, заданий по

направлениям деятельности.

  1. Выбор темы, определение целей и задач проекта.

2. Объединение детей в группы: «Журналисты», «Художники», «Знатоки здорового питания», «Артисты», «Оформители»

      II этап

Практический

3. Помощь в подборе литературы.

4. Помощь в составлении вопросов для анкет, анализе анкетных данных.

5. Организация интервьюирования работников школы и специалистов в области организации правильного питания.

6. Помощь в организации выставки рисунков.

7. Проведение серии классных часов «Разговор о правильном питании».

8. Помощь в подборе заданий на закрепление в группах.

3. Сбор теоретического материала (изучение литературных источников и Интернет-ресурсов).

4. Проведение анкетирования и анализ анкетных данных.

5. Интервьюирование работников школы и специалистов в области организации правильного питания.

6. Соцопрос «Какие продукты едят школьники?»

7. Выставка рисунков «Вкусной и здоровой пище – ДА, вредной – НЕТ!»

8. Изготовление коллажа из этикеток, обёрток, упаковок продуктов правильно и неправильного питания.

9. Сочинение стихов, частушек о вредных и полезных продуктах, витаминах.

      III этап

Контрольно-

коррекционный

9. Помощь в подготовке к выступлению.

10. Помощь в составлении диаграмм, оформлении презентации.

10. Анализ результатов работы. Внесение завершающих корректив.

11. Подготовка и выступление на родительском собрании.

12. Подготовка теоретического доклада для выступления на школьной и городской НПК «День науки».

       IV этап

Заключительный

11. Презентация проекта на школьной и городской НПК «День науки».

13. Представление продукта деятельности (теоретический доклад, мультимедийная презент.)

ГОРОДСКААЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ДЕНЬ НАУКИ»

ЗДОРОВОЕ   ПИТАНИЕ

Секция  «Юные исследователи»

Проектно-исследовательская работа

Автор:

Приходько Ангелина,

обучающаяся 4 «В» класса

МБОУ «СОШ №5»

г. Курчатова

Руководитель:

Маленкина Валентина Григорьевна,

учитель начальных классов

г. Курчатов, 2014 г.

Содержание

Введение

  1. Как питаются школьники
  2. Основы рационального питания
  3. Особенности русской национальной кухни
  4. Полезные и вредные продукты
  5. Значение витаминов в жизни человека

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

Введение

Что на свете дороже всего? Конечно же, здоровье. Ничто не дается нам так дёшево и не ценится так дорого, как здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит: на 20% от окружающей среды, на 20% от наследственных факторов, на 10% от медицинского обслуживания и на 50% от образа жизни.

Именно поэтому говорят, что здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам, потому что каждый человек – кузнец собственного здоровья.

Фундамент здоровья закладывается в детстве.  С состоянием здоровья связана успешность обучения. Здоровый образ жизни пока не занимает  первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научимся ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

Азербайджанская пословица гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей». Правильное питание – залог здоровья, но не все воспринимают это серьёзно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции, готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах – о необходимости обратить внимание на своё питание.

Цель проекта:  формирование ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и осознание здоровья как главной человеческой ценности.

Задачи проекта:

  1. расширить знания о продуктах здорового и нездорового питания,

пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

  1. развивать интерес и формировать готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания, ответственность за собственное здоровье;
  2. способствовать развитию творческих способностей, умения работать сообща.

Основной вопрос: Как правильно питаться, чтобы быть здоровым?

Проблемные вопросы: Как пища влияет на наше здоровье?

Что такое здоровая пища?

Всегда ли то, что вкусно, бывает полезно?

 Какие продукты необходимы для полноценного питания?

 Как подбирать и употреблять продукты здорового питания?

Какие существуют витамины? Какова их роль в правильном питании?

Основные направления и формы работы:

  1. изучение и анализ литературных источников и Интернет-ресурсов о полезных и вредных продуктах;
  2. сбор и систематизация интересных фактов из истории питания;
  3. анкетирование «Потребительская корзина обучающихся 3-4 классов»;
  4. беседа со специалистами и людьми, знающими об организации правильного рационального питания;
  5. интервьюирование работников школы по вопросу «Что такое здоровое питание?»;
  6. соцопрос «Какие продукты едят школьники»;
  7. конкурс рисунков «Вкусной и здоровой пище – ДА, вредной – НЕТ!»;
  8. эксперименты по обнаружению крахмала (йодная проба) и жира (жирные пятна на бумаге) в продуктах;
  9. определение наличия углеводов, белков и жиров в продуктах по информации на упаковках;
  10. изготовление коллажа из этикеток, обёрток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания;

     11) конкурс частушек о правильном питании;

12) оформление презентации.

1. Как питаются школьники

                                     Я думаю, Вы без сомнения знаете,

                                     Что пользу приносит не всё, что съедаете.

                                     Запомним и всем объясним очень ясно:

                                     Желудок нельзя обижать понапрасну.

Начало заболевания желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5-6-летний возраст и достигает пика в 8-12 лет.

Я попыталась выяснить причины. С этой целью провела анкетное исследование состава потребительской корзины учащихся 3-4 классов.

Экспертная группа выяснила основные недостатки в питании учащихся, которые приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Это:

  1. нарушения в режиме питания, наиболее частое явление – отсутствие завтрака перед школой. Многие дети не завтракают по утрам, так как поздно просыпаются, лень приготовить самим или едят быстро во время просмотра телепередач;
  2. частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребёнок употребляет их ежедневно, а во многих случаях несколько раз в день; кондитерских изделий и сладостей – почти каждый  ребёнок употребляет ежедневно или несколько раз в день;
  3. недостаточно частое потребление основных продуктов питания: сырых овощей, творога и сметаны, масла сливочного и растительного, яиц, каш;
  4. в рейтинге любимых продуктов ведущие места занимают чипсы и сухарики, сладкие газированные напитки, молочные продукты (преимущественно мороженое, сладкие сырки);
  5. так называемые «перекусы» в промежутках между едой;
  6. нерегулярное потребление первых блюд.

Здоровое питание-залог хорошего самочувствия. Школьная столовая может стать территорией здорового питания. Мы провели опрос: «Какие продукты едят школьники?» Выяснили, что, несмотря на разнообразие меню, ученики предпочитают напиток и выпечку или второе блюдо и напиток (см. «пирамиду»).

Причины: для части ребят полноценный обед стоит дорого, другие или экономят деньги или имеют слабые представления о здоровом питании. Иными словами, многие из нас пользуются здоровьем в кредит.

  1. Основы рационального питания

После проведенной работы я решила, пользуясь литературой, изучить основы рационального питания. Узнала, что существует пищевая пирамида – это здоровое сбалансированное меню, которое наглядно демонстрирует, какие продукты и в каких количествах нужно употреблять, чтобы питание было полноценным. Основание пирамиды – самую широкую часть – составляют зерновые продукты: хлеб, крупы, рис, макароны. Их значение часто недооценивается и содержание в меню оказывается недостаточным, а ведь они богаты углеводами, витаминами, минералами и клетчаткой. В эту часть пирамиды не входят булки, торты, белый хлеб.

Выше находятся фрукты и овощи. Важно употреблять ярко-жёлтые, оранжевые и красные овощи и фрукты (помидоры, тыкву, сладкий перец), пить соки, использовать сухофрукты и не забывать о том, что овощей в дневном рационе должно быть чуть больше, чем фруктов. Призыв Всемирной Организации здравоохранения о потреблении 400г овощей и фруктов в день обошёл весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно выше.

Следующий уровень пирамиды делится пополам. В одной половине  - молочные продукты: молоко, йогурты, сыры, кисломолочные продукты. А в другой – мясо, рыба, фасоль, бобовые, яйца и орехи. А вот сосиски, сардельки, варёные колбасы сюда не входят (мяса в них немного, а вот жира – предостаточно)

На вершине пирамиды размещаются жиры, растительные масла и сладости, которые сопровождает предупреждение: «Употреблять редко, время от времени».

Эта пирамида была характерна для наших прапрабабушек. Теперь же в нашей пирамиде продукты поменялись местами: вместо овощей и фруктов стоят масляные торты и пирожные с кремом, а вместо молока и кефира – пища, богатая животными жирами. Поэтому 55% взрослых в нашей стране имеют лишний вес и сопутствующие болезни.

Группа учащихся взяла интервью у работников школы по вопросу «Что такое здоровое питание?» (См. приложение 1)

Результаты интервьюирования коротко можно сформулировать следующим образом:

Здоровое питание это:

  1. разнообразное питание, богатое всеми необходимыми питательными веществами;
  2. употребление полезных продуктов,
  3.  отказ от вредных продуктов;
  4. регулярное питание;
  5. умеренное употребление пищи;

     7)  ужин не позднее 19-20 часов;

     8)  правильная кулинарная обработка продуктов.

Подтверждая эти выводы, хочется привести слова Л.Н.Толстого о питании: «Если бы люди ели только тогда, когда они голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своей душой и телом».

По подсчётам учёных человек в течение жизни потребляет две с половиной тонны белка, одну тонну жира, 17 тонн углеводов и примерно 70 тонн воды.

Вода помогает нашему организму справляться со всякими болезнями. «Сок жизни» - такое красивое название дал воде Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80% состоит из воды. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. Чтобы его определить, нужно умножить свой вес на 8, а потом разделить результат на 100 (около 2,5 литров для 9-10 летнего ребёнка). Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу. А питаться всухомятку очень вредно.

3. Особенности русской национальной кухни

Питание во многом определяется национальными особенностями. Поэтому я решила изучить традиции русской кухни. Узнала, что основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились квашеная капуста, супы, каши и хлебобулочные изделия.

«Щи да каша – пища наша» гласит русская пословица.

Каша – это исконно русское блюдо, которое содержит наибольшее количество питательных веществ, легко усваиваемых организмом. Каши помогали людям становиться здоровыми и сильными, ведь не зря о слабых людях говорят: «Он мало каши ел». Каши варили разные: постные и скоромные, молочные и сладкие, рассыпчатые и вязкие. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем её съесть. Так проверялась прочность их чувств. При рождении ребёнка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, её должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без этого мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Главное отличие русской кухни – её кислая нотка: соления, мочения, квашения, супы (рассольник, щи, солянка), ржаной хлеб, напитки (квас).

Традиционным молочным продуктом была сметана, которой заправляли супы, пельмени, салаты, широко использовался творог. Цельное молоко давали пить только малым детям, взрослые люди его только хлебали ложками.

Ещё одна изюминка русской кухни – богатый закусками стол: для бояр – до 50 блюд в один обед, за царским столом  – до 150-200.  Но большое разнообразие блюд было связано с использованием разных приправ. Мясо готовили крупным куском в щах или каше. Практически не встречался такой приём как жарение. Пища готовилась в печи, поэтому использовалась варка, тушение, томление, запекание.

Большое влияние на кухню оказала церковь: так как более половины дней в году были постными, то преобладали грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи ели не только в сыром виде, но и варёными, пареными, печёными, квашеными, солёными и маринованными.

Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, пироги с разной начинкой, варенья, мёд, печёные фрукты и ягоды, овощи, сваренные в меду, толчёные  ягоды (калина, рябина, малина), которые употреблялись как лекарства.

4. Полезные и вредные продукты

Размышляя над вопросом «Правильно ли я питаюсь?», я решила воспользоваться Интернет – ресурсами и данными литературы. Мне удалось выяснить, какие продукты  являются самыми полезными и самыми вредными.

Рейтинг самых полезных продуктов.

1) Куриные яйца обладают чудесными свойствами. Их поистине можно считать «золотыми», потому что содержат необходимые организму витамины  и микроэлементы, которые легко усваиваются. В одном яйце содержится: 6г белка, 15 г жиров, 85 мг фосфора, 25 мг кальция, 1.2 мг железа, витамина А -  1/5 часть суточной потребности человека в этом витамине.

 Свежие яйца способны в короткий срок поставить на ноги ослабленного человека. Но увлекаться ими не стоит: 1-2 яйца в день для здорового человека, 2-3 в неделю – для детей.

2) Молоко и молочные продукты

В состав молока входят более 100 различных веществ. Жира в молоке немало – около 4%, но он богаче других растительных и животных жиров витаминами и легче усваивается. 87% в молоке – вода. Это самая лёгкая, но очень питательная пища перед сном: в 1 литре молока белков столько же, сколько в 8 яйцах, а в твороге больше, чем в мясе и рыбе.

                               Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Молоко всем помогает:

Зубы, дёсны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьёшь ты молоко!

3) Бананы – это гигантская трава.

 В банане  содержится  много калия, который необходим, чтобы мышцы (особенно сердечная) оставались сильными и здоровыми. Он  также помогает снизить артериальное давление. Это единственный фрукт, никогда и ни при каких обстоятельствах не дающий аллергическую реакцию. Бананы поднимают настроение, поддерживают нервную систему. А вот похудеть с их помощью трудно, они очень питательны.

Продолжают список полезных продуктов шпинат, курятина, лососина, черника, чеснок, яблоки,  рыба, клубника, морковь, перец, соя, зелёный чай.

            Будем нынче уважать

            Полезные продукты:

            Рыбу, кашу, молоко,

            Овощи и фрукты!

В последнее время на Российском рынке появилось много продуктов, которые продуктами можно назвать лишь частично. Гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки и чипсы стали неотъемлемой частью нашего питания. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из «супов в стакане» и «хот – догов».

Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но это далеко не так.

Здесь уместно вспомнить выражение «Ты есть то, что ты ешь».

Рейтинг самых вредных продуктов:

  1. Чипсы убийственно калорийны (100г – 550ккал), сдобрены солью, специями, усилителями вкуса, красителями, антиоксидантами, содержат канцерогены. Чипсы являются поставщиками «пустых» калорий, которые могут стать причиной избыточной массы тела или ожирения, они могут вызвать заболевания желудка и кишечника.
  2. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов.

Невероятно, но факт: в 2-х литровой бутылке растворены 30 (!) кусочков сахара, а в маленькой бутылочке пепси-колы (0,33л) – 8 кусочков сахара. Газированная вода не утоляет жажду, так как не устраняет «остаточную сладость». А это означает, что чем больше пьёшь такую воду, тем больше хочется пить. Сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ. В её состав входят углекислый газ, лимонная кислота, красители, консерванты,  пищевые добавки, среди которых есть и запрещённые. Употребление газировки может вызвать кариес, сахарный диабет, образование камней в почках, гастрит, сделать кости хрупкими. А кока-кола является  замечательным средством от накипи.

  1. Жевательная резинка

Делают её из синтетического каучука с добавлением подсластителей, красителей, ароматизаторов. Ипользование жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергию, кариес, раздражающе воздействует на желудок, вызывая гастриты и другие заболевания.

  1. Шоколадные батончики – это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами.
  2. Колбасы, сосиски, сардельки являются одним из самых вредных продуктов в современном гастрономическом мире. Несмотря на это, они остаются одним из самых любимых детьми, а зачастую и взрослыми, продуктов. Ассортимент колбасных изделий на рынке достаточно широк, и производители, стремясь увеличить срок годности, вводят всё новые консерванты, а чтобы сохранить удовлетворительные качества (цвет, аромат, консистенцию), используют различные добавки.

Когда речь заходит о майонезе или о блюдах, содержащих майонез, то сразу стоит выставлять табличку «Опасно для жизни». Это же относится и к кетчупу, соусу, заправкам, продуктам быстрого приготовления (лапша, супчики, пюре). Соль часто называют белой смертью.

Нужно помнить, что здоровое тело – это химическая фабрика. Поставляя ей доброкачественное сырьё, мы создаём здоровье и хорошую сопротивляемость неблагоприятным факторам. Поэтому «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

5. Значение витаминов в жизни человека

Зная о том, что витамины помогают сохранять здоровье и бороться с болезнями, я решила узнать «Что такое витамины и где их искать?»

В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин сумел найти вещество, нехватка которого в организме вызывала разные болезни. Он назвал его «витамин», что по-латыни значит «дающий жизнь». Но только через 32 года каждый витамин получил своё название. Их «крёстным» был польский учёный Казимир Фунт. Существует более 15 видов витаминов, которые называют разными буквами латинского алфавита.

Витамин А – это витамин роста, он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, играет большую роль для органов зрения. Содержится в моркови, дыне, абрикосах, тыкве, брюссельской капусте, зелёных стручках гороха и фасоли, красном перце, рябине, помидорах, зелени петрушки.

Витамин С – самый известный витамин. Содержится в мандаринах, апельсинах, лимонах, грейпфрутах, капусте, смородине, болгарском перце, петрушке, крыжовнике и лесных ягодах.

Витамин Д повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Содержится в рыбьем жире, печени рыб и морских животных.

Витамин В1 – витамин бодрости, нормализует деятельность нервной системы. Содержится в мясе, печени животных, чёрном хлебе, гречневой и овсяной крупе.

Кроме разных витаминов, человеку нужны и минеральные вещества. Наиболее важными  для детского организма являются кальций, фосфор, магний и железо. Очень полезны орехи. Они богаты витаминами и вкусны. Необходимая суточная норма – 50г в день. Калий, содержащийся в орехах, отвечает за поддержание нормального давления и деятельность мышц. Кальций – пятый по значимости элемент нашего организма – способствует укреплению костей. Фосфору принадлежит ведущая роль в деятельности центральной нервной системы. А по содержанию железа орехи опережают даже овощи, фрукты,  зерновые и мясо. Также орехи богаты редко встречающимся витамином Е, который влияет на состояние эндокринной системы, гипофиза и щитовидной железы.

Заключение

Правильное питание – дорога к здоровью, доступная каждому. Идите по ней, ибо дорогу осилит идущий. А на дороге жизни многое зависит от нашей настойчивости. Помните, что здоровье – это наш капитал. Его можно увеличить, а можно и потратить. Хочешь быть здоровым – будь им!

Знания, полученные в ходе выполнения данной работы, практически ориентированы, будут полезны и востребованы в дальнейшей жизни, помогут сделать выбор в пользу старинных народных кулинарных традиций, полезных для здоровья продуктов,  сформируют потребности применять эти знания в жизни, заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Что можно сделать, продолжая проект?

  1. Ведение дневника «Сила воли», где в две колонки записывать полезные и вредные продукты, употреблённые в течение дня.
  2. Составление кулинарного сборника «Каша – радость наша».
  3. «За семейным столом» - семейные традиции русской трапезы.

Литература:

  1. Азбука правильного питания. /авт. сост. Е. В. Езушина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172 с.
  2. Мартынов М.С. Овощи  + фрукты + ягоды = здоровье: Беседы врача-педиатра о питании детей: Кн. для родителей. – М.: Просвещение, 1993 – 159 с.: ил. – ISBN 5-09-004064-8.
  3. Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма: Кн. дл учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 159 с. ил. – ISBN          5-09-003891-0.
  4. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель 2009. – 143 с. ISBN – 978-5-7057-1961-7.
  5. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе./Автор-сост. О.В. Поляков. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 96 с.         ISBN 978-5-93312-853-3.
  6. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002 – 154 с. ISBN 5-7057-0175-6.
  7. Кудашева В.А. Чудесная диета, или Как стать стройным: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.: ил. –                     ISBN 5-09-003324-2.  
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с. – (Педагогика. Психология. Управление). ISBN 5 -94665-461-6? ISBN 978-5-94665-461-6
  9. Светлана Вохрищева. Окружающий мир. Фрукты. Овощи. Дидактический материал. 2003г.

Приложение 1

Потребительская корзина школьника

Название продуктов

Несколько раз в день

1 раз в день

2-3 раза в день

1 раз в неделю

1 раз в месяц

Реже одного раза в месяц

Не употребляю

Мясо свежее

Мясные консервы

Куриные окорочка

Варёная колбаса

Копчёная колбаса

Сало

Котлеты

Пельмени

Рыба свежая

Рыбные консервы

Хлеб

Выпечка

Крупы

Овощи

Фрукты

Сухофрукты

Сладкое

Мороженое

Жвачка

Шоколад

Молоко

Кефир

Йогурт

Творог

Сметана

Сливочное масло

Растительное масло

Яйца

Газированные напитки

Чай

Кофе

                                                                                                    Приложение 2

                                       Анкета для обучающихся 

                                                 

Сколько раз в день ты кушаешь?

Завтракаешь ли регулярно?

Ежедневно ем первые блюда

Плотно ужинаю

Время еды до сна

Ем ежедневно сырые овощи

Ем в промежутках между едой

Моё меню разнообразно в течение дня, недели

                                 Анкета для родителей

 

1.      Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?

2.    Считаете ли Вы рациональным организацию горячего питания в школе?

3.    Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи в школьной столовой? Ваши предложения

 

                                                                                                                                                                                                           Приложение 3

Интервьюирование  «Что такое здоровое питание?»

Директор школы: Это прежде всего сбалансированное питание, содержащее все необходимые для развития компоненты: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду. Необходимо поддерживать баланс между потреблением и расходованием пищевых веществ. Еда должна быть качественной. От качества питания зависит качество жизни.

Учитель биологии: Рост детского организма происходит главным образом за счёт белка. Белки - строительные элементы, «кирпичики» нашего тела. Именно с ними связаны основные проявления жизни: обмен веществ, способность к росту и даже мышлению. Ребёнок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения (рыба, молочные продукты, творог, мясо, сыр, печень).  Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным – результат белковой недостаточности или, как говорят, белкового голодания.

Жиры и углеводы являются основными источниками энергии. Углеводы поступают с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). Основной углевод – крахмал. Важно помнить, что белки, жиры и углеводы важны не только для живота, но и для мозга. Мозг, составляющий 2% от массы тела, потребляет 28% всех калорий. Прожорливый орган требует в основном глюкозы. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе 7-10-летнего школьника представлено на диаграмме.

Работники школьной столовой: Кушать необходимо в определённое время. Здоровый организм работает как часы. Промежуток между приёмами пищи не должен превышать 3,5 часов. Нужно учитывать калорийность дневного рациона. Следить, чтобы в пище были необходимые компоненты. Следует помнить о том, что всякое хранение блюда связано с потерей витаминов.

Обязательно употреблять первые блюда. Одним из ценнейших продуктов является молоко. Тот, кто считает молоко напитком, подходящим лишь для малых детей, лишает свой организм веществ, обязательных для сохранения здоровья и красоты. В молоке содержится белок, кальций, жиры, молочный сахар, витамины А, Д, В. Человеческий организм усваивает содержащиеся в молоке богатства очень легко, легче, чем из других продуктов. Стакан молока в день (а лучше два) и ни капли меньше – вот что должно стать вашим правилом! Всё сказанное относится и к кисломолочным продуктам – кефиру, простокваше, ряженке. Из молока готовят также сыры и творог.

Очень полезны яйца. В одном яйце содержится 6г белка, 15 г жиров, 85 мг фосфора, 25 мг кальция, 1.2 мг железа, витамин А. Одно яйцо содержит 1/5 часть суточной потребности человека в этом витамине.

В чём особенности питания спортсменов?

Учитель физкультуры, тренер: Физические нагрузки отнимают много сил и энергии. Восстановить потерянные силы можно правильным сбалансированным питанием, так как питание является необходимым условием поддержания хорошей спортивной формы. Чётких и жёстких правил относительно того, что должен есть и пить спортсмен, не существует. Но есть общие рекомендации. Перед вами  диаграмма «Меню спортсмена».

Исходя из неё видно, что:

  1. Во время тренировок особую роль играют легко усваиваемые углеводы, которые поставляют энергию мышцам. Это - зерновые, картофель.
  2. Второе место в питании спортсмена занимают фрукты и овощи
  3. Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который нужен для развития мускулатуры. Основными источниками белков являются мясные и рыбные продукты. Кроме того, богаты белками бобовые растения. В них много минеральных веществ – калия, кальция, железа, магния, фосфора, а также витаминов группы В. При интенсивных тренировках количество белка увеличивается до 120 г в сутки.
  4. Молочные продукты тоже важны для спортсмена.
  5. Жирная и сладкая пища в рационе занимает последнее место.

Медицинский работник: Секреты здоровья связаны с употреблением

растительной пищи. Зелень, овощи, фрукты и ягоды должны стать привычными на нашем столе. Было бы идеально, если бы каждый ребёнок, просыпаясь по утрам, сам просил у родителей дать ему яблоко или морковку,

зелёный лук, чеснок или редиску, фруктовый, ягодный или овощной сок. По рекомендациям Института питания Российской Академии медицинских наук ребёнок – школьник должен ежедневно употреблять не менее 240г картофеля, 250г других овощей, свежих фруктов 150г и сухих фруктов 15г. По мнению учёных, ежедневное употребление овощей и фруктов в достаточных количествах позволяет увеличить продолжительность жизни как минимум на 10-15 лет. Но, к сожалению, дети сегодня слишком рано познают вкус сладкого, а ребёнок-сладкоежка вряд ли будет любить овощи и фрукты.

Зачем добавляют различные химические вещества в продукты, ведь они вредны для организма, а продукты становятся дороже?

Учитель химии: В условиях, когда производится много продуктов, и они длительное время хранятся на складах, возникла необходимость использования пищевых добавок: консервантов, красителей, ароматизаторов, часто заменителей продуктов. Зная химический состав продукта, легко приготовить более дешёвый его заменитель. Поэтому не всегда верно, что продукты становятся дороже от химических веществ. Вы пьёте дешёвые растворимые сухие напитки или газированные, приготовленные на концентрате со вкусом лимона, малины, персика. Натуральный сок в таких количествах стоит больших денег. В жиры, молочные продукты добавляют вещества для предотвращения прогоркания жиров. К сожалению, безвредность некоторых добавок вызывает сомнение. Многие синтетические красители вызывают онкологические болезни. Запрещены: Е-121-цитрусовый красный, Е-123-амарант, Е-240-консервант, называемый формалином, которым часто обрабатывают импортные окорочка.

80% продуктов питания относятся к товарам третьей категории, на которые не распространяются многие ограничения на использование пищевых добавок. Поэтому, выбирая товар, нужно об этом помнить.

 Почему, даже зная о вреде нитратов, нитритов, пестицидов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции? Зачастую такие овощи и фрукты, несмотря на внешнюю красоту и размер, водянистые и невкусные.

Фермер: Минеральные удобрения необходимы для быстрого роста растений. Они поглощаются интенсивно в период роста, а затем в период созревания не

требуется дополнительной подкормки. Нитратов меньше в прохладную погоду и во второй половине дня на 30-40%. Если это учитывать, то, собирая урожай по науке, можно снизить содержание нитратов в растениях в 5 раз.

Гербициды используются для борьбы с сорняками, потому что вручную  обрабатывать большие площади невыгодно. Для борьбы с колорадским жуком, саранчой и другими вредителями используются ядохимикаты. Обойтись без этого невозможно. Ежегодно в России выпускают более 500 тысяч тонн пестицидов, которые помогают сберечь до сотни тысяч тонн урожая в год, оказывая при этом отрицательное воздействие на организм человека.

                                                                                                    Приложение 4

Задания группам

«Оформители»: 1) Составить пословицы о еде из двух частей, объяснить их.

2) Кроссворд «Витамины». 3) Конкурс на самый витаминный салат.

1) Живём не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить.

2) Не экономьте на питании –

это худшая экономия на свете.

3) Не садитесь за стол,

если на нём нет овощей.

4) Чем меньше кулинарная обработка продуктов,

тем больше вам достанется витаминов.

  1. Человек есть то, что он ест.

«Артисты»: 1) С помощью пантомимы изобразить пословицу

Вынуть из «волшебного» мешка табличку с какой-то из пословиц и придумать пантомиму. Необходимо отгадать, какая пословица изображается, и назвать её.

Варианты пословиц:

Сыт – весел, а голоден – нос повесил.

Хороша ложка к обеду.

Мухомор красен, да для здоровья опасен.

Кашу маслом не испортишь.

Лук – от семи недуг.

Без хлеба нет обеда.

Пока есть хлеб да вода – всё не беда.

Где длины, тут и мы.

2) Прорекламировать любой овощ или фрукт.

 

«Журналисты»:

1) Тест-опрос с разными вариантами ответов;

2)«Вкусные старты» (в предложенном тексте найти названия 14 ягод и фруктов)

(на сообразительность).

                                    Игра в футбол.

Вечер никак не наступал. Ребята продолжали свою игру, шалили. «Мы принесли вам мяч!» - крикнули Моника и Люба. На них были кеды, а на Насте кроссовки. Видимо, они задумали начать игру в футбол.

3) «Вкусный серпантин» (назвать овощ или фрукт на определённую букву алфавита)

«Знатоки здорового питания»: 1) Игра «Детективы».

На столе – колоски, крупы. Отгадать, из каких растений, зёрен, круп получились манная, пшённая, гречневая, овсяная каши.

2) Аукцион полезных продуктов;

2) Составление меню для завтрака, обеда или ужина;

3) Кроссворд «Молочные продукты»

«Художники»: 1) Игра «Идём в магазин».

Соединить рисунок продукта  с  названием витамина, который в нём содержится.

2) Игра «Неграмотный художник»(на рисунке определить ошибки художника);

                   Стихи и частушки о здоровом питании

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Сладкоежка кушал чипсы,

Кока-колой запивал:

Врач теперь ему лечиться

На полгода прописал!

Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и весёлым,

Ешь побольше овощей,

Фруктов, кашек и борщей!

Чипсы, кола – ерунда!

Каша, зелень – вот еда!

Как зайдём мы в огород –

Витаминов полон рот:

И петрушка, и лучок,

Сельдерей, и чесночок!

Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус.

Будем нынче уважать

Полезные продукты:

Рыбу, кашу, молоко,

Овощи и фрукты!

Чтобы быть всегда здоровым

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу - утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Убери из рациона

Кексы, сникерсы и колу.

И мороженое, спрайты,

Леденцы и шоколад.

Будет в организме лад.

И здоровы будут глазки,

Головной твой мозг в порядке.

Также тело и душа

Будет вечно молода!

Мы полезны для людей

И нужны как воздух.

А живём мы в пище всей-

Поскорей запомни.

Ем на завтрак помидоры,

Огурец грызу в обед.

И поэтому на стенах

Много грамот от побед.

Персик мама покупает:

Укрепляет силу он.

И поэтому в движеньях

Словно Рэмбо – чемпион.

Жир, белки и углеводы

Соблюдать должны баланс.

Регулярное питанье –

И здоровье высший класс!

Сухофрукты, мёд, орехи

Нам заменят шоколад.

И малыш будет здоровым,

И родитель будет рад!

Ночью в очень страшном сне

Чипсы бегали по мне.

Очень долго отбивался –

Кириешками кидался.

Утром Маша варит кашу,

А Серёжа ест омлет.

Будешь есть омлет и кашу –

Будешь сильным как атлет!

Мойте руки, ешьте чаще

Понемножку, до шести.

Ничего болеть не будет,

Будем умными расти!

Чудо йогурт, чудо сливки,

Чудо творог, молоко!

Переваривать то чудо

Оказалось нелегко!

На меня напал гастрит.

Говорит: «Держись, бандит!

Будешь колу, спрайты пить-

Будешь ты со мной дружить».

Говорят, батончик дарит

Наслажденье райское.

Много раз бывал в раю:

Зуб лечу, лекарство пью.

С детства нам всегда твердили:

Нужны для жизни витамины.

Морковку кушай, жуй салат

И будешь ты здоров и рад.

Без витаминов жить нельзя!

Они надёжные друзья.

Они спасают от болезней:

Простуды, гриппа и цинги.

Нет ничего вкусней, полезней,

Чем апельсины, яблоки.

Когда мы бегаем иль ходим,

Физически мы устаём.

И тут на помощь нам приходит

Веществ полезных батальон.

Принимая витамины, знай:

Они полезные.

Те, кто их не принимает –

Бледные, болезные!

А – для роста организма,

Е – чтоб очень сильным был,

С и Р – чтобы в здоровье

Сохранился темп и пыл.

С – витамин в цветной капусте,

В укропе, свежих овощах.

Он снова в действие запустит

Уставших клеток бодрый ряд.

А – витамин хранится в жире,

Сырах, икре и молоке.

Расти поможет выше, шире,

Улучшит ваше зрение.

Е – витамин найдёшь ты в масле,

Салатах, свежих овощах.

Больные клетки восстановит,

Чтоб боль прошла в твоих ногах.

Надеюсь, вас я убедила,

И вы, идя в торговый зал

Вдруг вспомните о витаминах

И купите продуктов вал.

Я напоследок вам желаю

Болезней никогда не знать.

Да, говоря о витаминах,

Что ещё можно пожелать.

Кроме пользы витаминов,

Есть ещё моменты.

Оказалось, что нужны

Микроэлементы!

Прочь рахиты и цинга!

Больше нет ангины.

На защиту нашу встали

Поливитамины!

Подведём теперь итог:

Чтоб расти – нужен белок.

Для защиты и тепла –

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдёт ни тик, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины – просто чудо!

Столько радости несут!

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

Ешьте вы не пирожки,

А супы или борщи.

Вот зелёный сочный лук –

Всем всегда и всюду друг!

А вот морковь –

Улучшает кровь!

Кто кушает морковку –

Красивым будет, ловким!

Сочна до хруста белая капуста.

С виду пища проста

Сама просится в уста!

Яблоки полезные,

Сами не железные,

Но в них железа много:

Здоровью подмога.

Гречневая каша – матушка наша!

А хлебец ржаной – отец наш родной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Методическая разработка проектно-исследовательской работы учащихся 3-го класса по теме «Здоровое питание».

Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих   пользу организму, об организации правильного здорового питания.Задачи проекта:• Расширить знания детей о прод...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...