Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Иванова Людмила Ивановна

Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)

Автор Иванова Л.И.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровые дети – будущность нации!

В.Ф.Базарный

Основная цель политики нашего государства – оздоровление нации. Нашей стране нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, нужны здоровые люди.

Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего, а будущее нашей страны — дети. Поэтому важно с раннего детства прививать им навыки здорового образа жизни.

Сегодня  идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения.

В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать полноценному физическому и психологическому развитию учащихся в соответствии с возрастом, способствовать формированию культуры здоровья.

Наша  школа, являясь Окружной Инновационной Площадкой по ЗОЖ,  относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью учащихся.

Существующая  в школе «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в ней в виде взаимосвязанных блоков:

-  создание здоровьесберегающей инфраструктуры;

- рациональная организация  учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями

 (законными представителями).

Важная роль в реализации данной программы принадлежит внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В нашей школе созданы необходимые условия для проведения внеурочных занятий и сбережения здоровья учащихся.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» располагает: бассейном, музыкальной аудио-видео-техникой в актовом зале, библиотекой, всесезонной спортивной площадкой, двумя спортивными залами, теннисными столами, тренажёрным залом, просторными рекреациями, игровыми комнатами, столовой.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья. Каждый  кабинет начальных  классов  оснащён не только компьютером,  мультимедийным  проектором, интерактивной доской, но и оборудован современной мебелью.

С 2012 года наша школа начала активную реализацию программы «Формирование культуры здорового питания школьников», направленную:

- на создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников;

- формирование навыков правильного, здорового питания;

- повышение качества организации горячего питания;

- формирование осознания учащимися здоровья как главной человеческой ценности.

Внедрение в практику работы школы  программы по формированию здорового образа жизни учащихся осуществляется усилиями всех участников образовательного процесса: администрацией, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями, медицинскими работниками учреждении.

Приоритетное направление деятельности нашей школы - формирование культуры здоровья школьников. В связи с этим физкультурно-оздоровительная работа  проводится не только на уроке, а в основном во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся:

1

Утренняя гимнастика

2

Уроки физкультуры в спортивном зале

3

Уроки  физкультуры на улице

4

Кружок «Ритмика»

5

Кружок «Современные танцы»

6

Прогулки

7

Секция «Баскетбол»

8

Спортивные игры и упражнения, подвижные игры

9

Секция «Волейбол»

10

Режим проветривания

11

Витаминизированное питание

12

«Дни здоровья»

13

Спортивные праздники

14

Участие в городских и окружных конкурсах, соревнованиях

15

Участие во Всероссийской выставке-форуме на лучший проект в области охраны здоровья населения и окружающей среды

16

«Дни  Профилактики»

Задача школы с позиции здоровьесбережения – предоставить ученикам  как можно больше сфер, где они бы могли реализовать свои возможности, создать условия  для развития  творческих способностей  и формирования культуры здоровья.

Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

- спортивные конкурсы, соревнования;

- экскурсии, походы, целевые прогулки;

- классные часы на темы укрепления и сохранения здоровья;

- внеклассные мероприятия;

- часы здоровья;

- занятия в кружках;

- дни здоровья.

 Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, форма заявки, порядок награждения лучших участников.

 Спортивные соревнования, проводимые в школе:

- «Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья»;

- Соревнования по мини футболу, по пионерболу;

- Спартакиады.

Праздники здоровья совершенствуют знания, умения, навыки учащихся, сохраняют и укрепляют здоровье детей.

Праздники здоровья, проводимые в школе:

- «Посвящение в пешеходы» (1 класс);

- «Мои увлечения»;

- «Нет вредным привычкам!»;

- «Русские забавы»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Богатырские забавы».

Физическое воспитание школьников осуществляется через занятия в спортивных секциях и кружках.

В нашей школе занятия  современными танцами, ритмикой, баскетболом сказываются на формировании характера ребёнка: у него воспитывается активность, смелость, дисциплинированность, аккуратность, гигиенические навыки, формируются артистические данные.

Кружковые занятия  «Азбука нравственности», «Жизненные навыки», «Детская риторика», «До-ми-соль-ка», проводятся в игровой форме и направлены на формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, снижение состояния психического дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения.

Помня, что каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова,  педагоги стараются проводить их в обстановке, отличающейся от традиционной классно - урочной системы: на природе, в спортивно-игровой зоне школьного двора, в спортивном зале или компьютерном кабинете (кружок «Я – и компьютер»).

В рамках внеклассной работы учащиеся школы принимают участие в городских акциях:

- «За здоровый образ жизни»;

- Танцевальный конкурс «Лови ритм»;

- «Хоровод народов»;

- «Пешеход – водителю друг».

Массовые  мероприятия устраиваются на свежем воздухе: «Проводы зимы», «Масленица», «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!»

В календарном плане школы предусмотрены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в каникулярное время.

Анализируя итоги  физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:

- Большинство школьников стали участниками физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий;

- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.

Анкетирование показало, что родители удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе.

Следующим основополагающим условием формирования ЗОЖ учащихся  школы является просветительская деятельность с педагогами и родителями.

Для родителей проводятся тематические родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации по показателям здоровья и развития школьников.

Тематика родительских собраний:

- «Золотое правило питания»;

- «Витамины и их влияние на наш организм»;

- «Здоровье ребенка в руках взрослых»;

- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»;

-  «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;

- «Соблюдение правил работы за компьютером, при просмотре телевизионных программ».

Тематика индивидуальных консультаций:

- «К здоровью – без лекарств»;

- «Гигиенические требования к организации домашней учебной работы»;

- «Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости»;

- «Профилактика нарушения осанки»;

- «Упражнения на развитие памяти и внимания»;

- «Упражнения на развитие логического мышления»;

- «Предупреждение неврозов».

Для педагогов методическая работа в школе в рамках формирования здорового образа жизни выстраивается в следующих формах, а именно  планируется:

1. Физкультурно-оздоровительная работа на учебный год;

2. Работа школьных методических объединений по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочное время»;

3. Проведение совещаний с классными руководителями по ТБ и безопасности жизнедеятельности детей;

4. Проведение круглых столов и семинаров;

5. Работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей по физкультурно-оздоровительной работе;

6. Анализ заболеваемости и посещаемости  учащихся;

7. Анализ групп здоровья  учащихся;

8. Диспансеризация учащихся;

9. Организация и проведение мероприятий согласно инновационным здоровьесберегающим технологиям;

10. Анализ выполнения физкультурно-оздоровительной работы.

В рамках реализации программы проводятся творческие конкурсы по изобразительному искусству муниципальных, региональных, всероссийских уровней под эгидой здорового образа жизни:

- «Дорога ошибок не прощает»;

- «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.

Ежегодно в школе проводится в три этапа конкурс «Успешный ученик». (Парад достижений учащихся).

Результаты деятельности нашей школы по здоровому образу жизни можно узнать из информации, представленной на школьном сайте и через школьную газету «Шестое чувство».

Говоря о внеклассной, внеурочной деятельности, нельзя не сказать о работе летнего оздоровительного лагеря.

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Реализация цели и задач осуществляются по программам в форме спортивно-развлекательных мероприятий.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. В программу  включены следующие мероприятия:

- ежедневный осмотр детей медицинским работником;

- проведение утренней гимнастики;

- организация пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий: соревнования по лёгкой атлетике; спортивные эстафеты; подвижные спортивные игры;

- занятия по плаванию в школьном бассейне.

Благотворное влияние на здоровье детей оказывает  хороший морально-психологический климат.

В заключении хотелось бы сказать:

Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в образовательный процесс школы, в воспитание и оздоровление учащихся и служит основой в закладке фундамента здоровья, хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Именно педагоги с помощью родителей обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы  должны   воспитать, начиная с самого раннего детства.

Правильно организованная внеклассная работа – это и есть путь к решению многих социальных проблем современной России.

Список литературы:

В.Ф. Базарный. «Здоровые дети – будущность нации!» Журнал «Народное образование» № 2, 2013

М.Д. Маханева. «С физкультурой дружить – здоровым быть!» Методическое пособие, Творческий Центр Сфера, Москва, 2009

Н.В. Пешкова, Н.А. Шкитырь, Н.А. Яковлева. «Спортивные праздники и соревнования с использованием подвижных игр». 1-9 классы, Брянск «Курсив», 2008

Учебно-методический комплект «Планета знаний» Программа внеурочной деятельности в начальной школе  - М.:Астрель; Владимир: ВКТ, 2012